План самообразования по коррекционному обучению.
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема « Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»
ЯхонтоваСветлана Альбертовна
учитель коррекционного обучения,
МКОУ «Цветнопольская СОШ».
Цель:
- обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе новых технологий.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме и степени её реализации на практике;
- осуществить проектирование деятельности и ее экспериментальную апробации;
- осуществить рефлексию и полученный опыт.
форма представления
1
Выяснение степени разработанности темы в литературе и практике работы
2013-2014
Составление степени изученности педагогической литературы, аннотация источников
2
Проектирование деятельности: выбор способов, форм, методов и условий деятельности
2014-2015
Собеседование с руководителем МО,
Сообщение на МО
Сообщение на МС
3
Опытно-эксперементальная апробация, использование коррекционных возможностей различных видов деятельности
2015
Собеседование с руководителем МО, замдиректора по УВР
Проведение уроков
Проведение внеклассных мероприятий
4
Рефлексия: разработка методических рекомендаций, представление результатов
2015-2016
Написание и защита творческой работы, методических материалов
Ожидаемые результаты:
- Изучение литературы по теме «Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ».
- Апробирование форм педагогической деятельности по теме.
- Обобщение опыта
Тема
«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ».
2013-2014учебный год
посвящен выяснению степени разработанности темы в литературе и практике.
Конечный результат: составление списка литературы и аннотация источников.
Актуальность.
Особенность нестандартных уроков заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятий. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Поэтому важно найти этому место и время.
Цель работы
: изучение литературы, которая посвящена практическому решению дидактических проблем в школе.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- Составить список литературы, где описаны приемы и методы активизации познавательной активности учащихся с ОВЗ.
Методы:
- Анализ литературы;
- Анализ творческих работ;
- Работа с картотекой, журналами, интернет материалами.
Тема
«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ».
2014-2015учебный год
Проектирование деятельности: выбор способов, форм, методов и условий деятельности.
Актуальность.
Поиск методов и приёмов педагогической деятельности, способствующих развитию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые повышают коррекционную направленность процесса преподавания биологии и географии в старших классах коррекционной школы VIII вида.
Цель работы
: определение путей осознанного восприятия предлагаемого на уроке материала, активизации познавательной деятельности учащихся.
Задача:
- выявить состояние и особенности знаний школьников с ОВЗ о причинно-следственных зависимостях между явлениями окружающего мира;
- исследовать особенности формирования биологических, географических и экологических понятий;
- выделить коррекционные возможности активных форм обучения: учебное проектирование, опорные конспекты, ИКТ.
Методы:
- анализ литературы;
- наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы по опорным конспектам, при выполнении проектной деятельности;
- анализ опорных конспектов, творческих работ, устных ответов учащихся;
Тема
«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ».
2015учебный год
Опытно-эксперементальная апробация, использование коррекционных возможностей различных видов деятельности.
Актуальность.
Использование на уроках биологии и географии разнообразных методов и приемов педагогической деятельности, способствующих развитию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые повышают коррекционную направленность процесса преподавания биологии и географии в старших классах коррекционной школы VIII вида.
Цель
: отбор и апробирование разнообразных форм проведения уроков, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- учитывать состояние и особенности знаний школьников с ОВЗ о причинно-следственных зависимостях между явлениями окружающего мира при составлении заданий;
- использовать разнообразные формы уроков: путешествие, КВН, деловая игра, репортаж.
- использовать ИКТ при проведении уроков.
Методы:
- анализ литературы;
- наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы на уроках;
- анализ использованных опорных конспектов, творческих работ, заданий и упражнений;
- обобщение собственного опыта работы.
План самообразования учителя-дефектолога материал по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога Д.К. Красноперовой
на 2015-2018 учебный год
тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
2015г.
Пояснительная записка.
Цель: Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебных трудностей ребенка.
2.Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМП(к).
3.Выявлять детей с ЗПР, УО, ТУО, ОВЗ, нуждающихся в специальном взаимодействии специалистов.
4.Выявлять детей, не подлежащих обучению в системе КРО.
5.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
6.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
7.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков учебную деятельность учащихся.
8.Консультировать педагогов и родителей.
9.Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации
10.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.
11.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.
Формы самообразования:
- Индивидуальная – через индивидуальный план,
- Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-логопедов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ (ОВЗ, ТУО, УО, ЗПР, и пр.).
- разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся.
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
- продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Направления самообразования:
| |
Проведение дефектологического обследования учащихся с ОВЗ (динамическое, повторное), учащихся, первичное (вновь прибывшие, неуспевающие 2 классники). | Ежегодно: Сентябрь-май, в течении года, по запросу |
Проведение обследования адаптации учащихся с ОВЗ 1, 5-х классов. Применение ранее не использованных диагностических материалов. | Ежегодно, по запросу. |
Изучение и анализ, динамическое обследование учащихся, прошедших ПМП(к), ТПМПК | По запросу ,плану |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ | регулярно |
| |
Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение учащихся с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации | Сентябрь-май |
Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ | В течении года, по запросу |
| |
Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите. | регулярно |
Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ | регулярно. |
Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний (выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах). | По запросу, регулярно |
IV. Организационно-методическая деятельность | |
Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов, школьных МО. Выступление с докладом по теме самообразования. | По плану МО, по запросу МО |
Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии | Регулярно, по запросу |
Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в НОО. | Регулярно, по запросу |
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы | регулярно |
Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению | регулярно |
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | регулярно |
Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | регулярно |
Организовать работу с детьми c ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях. | регулярно |
Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет. | регулярно |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий. | регулярно |
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования. | До сентября 2020 г. |