Картотека дидактических игр для ознакомлению дошкольников с растениями


Вариации развлечения или «Я художником родился»

Вы можете разнообразить эту забаву, чтобы детям не надоедало повторять одни и те же названия. Можно видоизменить считалочку и сказать:

«Я художником родился,

Не на шутку рассердился,

Краски все мне надоели,

Все, кроме желтой!»

Ребята заранее выбирают себе названия красок. Ход диалогов такой же, как в случае с «Садовником»

Очень интересен вариант игры с упоминанием профессии кондитера. Каждый ребенок может выбрать себе название кондитерского изделия. Например, пирожное, конфета, торт, печенье, карамелька, зефир, пастила, вафелька, трубочка и пр.

Также подходят такие профессии, как:

  • огородник — можно называть овощи;
  • столяр — предметы мебели;
  • продавец игрушечного магазина — выбираются названия игрушек;
  • орнитолог — называются птицы;
  • швея — дети выбирают названия швейных изделий, например, рубашка, платье, брюки, блузка и т.д.

В этой игре можно проявить фантазию, и каждый раз придумывать что-то новенькое.

Посмотрите видео, в котором ребята сами объяснят, как нужно проводить это веселое мероприятие:

Дидактические игры «Растения» по ознакомлению с окружающим миром

Татьяна Чихляева

Дидактические игры «Растения» по ознакомлению с окружающим миром

Игра –хоровод «Назови цветок, (дерево, кустарник)

»

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений

Материалы и оборудование: мяч

Игровое правило: Играющие встают в круг и передают мяч друг другу, называя вид растения, взависимости от цели игры. Тот кто не может назвать выходит из игры. Выигрывает тот, кто последним назовет растение.

Игра «Четвертый лишний»(работа в малых группах)

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений

Игровое правило: Перед детьми на лежат по четыре картинки с изображением различных видов растений: нужно выбрать среди растений лишнее, и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими, нужно выбрать дикорастущие растения; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями, нужно выбрать среди них нецветущие растения; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями, среди них выбрать обычные растения.)

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: закреплять умение детей узнавать плоды растений по характерным признакам.

Материалы и оборудование: мешочек, грибы, фрукты, овощи

Игровое правило: Ведущий предлагает угадать на ощупь, что в мешочке. В порядке усложнения игрыпредлагается другое правило: в мешочек кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один изпредметов, рассказывает о нем. Мешочек откроется, если дети по описанию узнаютовощ. Фрукт или гриб.

Игра «С какого дерева плод?”

Цель: закрепить знания детей,о разнообразии фруктовых деревьев. Активизировать словарь. Развивать память,наблюдательность,внимание. Воспитывать познавательный интерес. Упражнять в счёте.

Материалы и оборудование: карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды.

Игровое правило: Игрокам раздаются карточки (по одной или несколько,в зависимости от играющих)

. Ведущий достаёт из коробочки плод фруктового дерева. Кто из детей находит у себя на карточке соответствующее дерево,тот называет плод и даёт его описание.
Выигрывает,тот из участников,кто первым закроет контуры плодов на своём дереве.
Усложнение:сосчитать сколько плодов на дереве.

-назвать какой сок,варенье,морс и т. д. можно приготовить из плодов изображенных на картинке.

Игра «Чего не стало?»(игра в парах или малых группах)

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, упражнять в умении применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа. Закреплять названия грибов и растений.

Материал: мешочек, платок или скатерть; картинки,муляжи: овощи, фрукты, цветы, грибы.

Игровое правило: Перед ребёнком лежит сюжетные картинки или предметы. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время второй ребенок убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?»

. Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает,например:
«Не стало смородины»
и так далее.

Игра «Собери картинку»

Цели: закреплять умение детей выделять форму предмета,цвета,учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Материалы и оборудование: Карточки с изображением различных растений,части предметов соответствующие изображением на карточках.

Игровое правило: Перед детьми разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Дети группой или индивидуально на ковре или столе собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок.

Игра-лото «Кусты и деревья»

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.

Материалы и оборудование: Игровое поле (4 шт., разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.)

.

Игровое правило: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.

1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.

2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.

Игра «Что где растет

Цель: закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления

Материалы и оборудование: старые пластинки с наклееными в середине картинками с изображением деревьев, цветов, кустарников или грибов (любая группа растительного мира)

и кмаленькие картинки с изображением представителей той или иной группы.

Игровое правило: Играющие получают по пластинке с разными картинками; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с картинками на пластинке. Выигрывает тот, кто быстро закроет все картинки на своей пластинке и правильно назовёт растения.

Игра «С какого дерева листок?»

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: Карточки с изображением деревьев и кустарников и их листьев.

Игровое правило: игра для детей от 4 лет.

Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой.

Предложить детям разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

Игра «Части растений«

Цель: закрепить знания о частях растений, прививать любовь к природе, интерес, развивать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением частей растения (соцветие, лепестки, корень, стебель)

.

Игровое правило: Играющим предлагается собрать целое растение из частей. Растения могут быть разные: деревья, кустарники, цветущие растения, комнатные. Пособие можно использовать на непосредственно образовательной деятельности, а также в организационной деятельности и индивидуально.

Игра «Цветок»

Цель: закрепить знания о частях растений, составлять из частей целое,

прививать любовь к природе, развивать познавательную активность детей, развивать речь детей.

Материалы и оборудование: цветок из ниток, связанный крючком; части растения (с пуговицей)

— стебель, цветок, корень,листья,бутон,семечко с молнией.

Игровое правило:С помощью пуговицы прикреплять части последовательно: от корня до соцветия.

Игра «Составь букет»

Цель: закрепить с детьми названия цветов, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением цветов.

Игровое правило: Играющие рассматривают картинки и уточняют названия изображенных на них цветов. Затем по просьбе ведущего «составляют» букеты из садовых, лесных или полевых цветов.

Игра «Найди пару»

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид лисьев и плодов;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: листья и плоды разных деревьев или их изображения.

Игровое правило:Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой — плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через «волшебные ворота»
(двое детей с поднятыми вверх руками)
. Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются
(поднятые руки опускаются)
.

Игра «Что вырастили люди

Цель:Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: реальные фрукты и овощи или их изображения, 2 коробки или 2 корзинки.

Игровое правило: Дети делятся на команды. Одна из них «собирает»

овощи, другая — фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением.

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Игра «Где спряталась матрешка?»

Цель: закрепить с детьми названиярастений участка группы, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и борудование: матрешка.

Игровое правило: Ведущий показывает игрокам маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одно из растений в игровом секторе. Игроки открывают глаза и ведущий описывает им растение (стебель, листья, цветы, за которым спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение и нашел матрёшку.

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закрепить с детьми названия растений, внешний вид наземной и подземной части;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: реальные «вершки»

и
«корешки»
овощей или картинки с их изображением.

Игровое правило: 1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздает «корешки»

(лук, репа., морковь, картофель и др., другой —
«вершки»
этих
растений. Все «вершки»
и
«корешки»
перемешались.По сигналу педагога:
«Раз, два, три — свою пару найди!»
все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. «Корешки»

стоят на месте. По площадке бегают
«вершки»
. По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить
«волшебные ворота»(двое детей)
или сам педагог.

Игра «Какие овощи нужны для борща?»

Цель: закрепить с детьми названия овощей, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и борудование: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

Игровое правило: Педагог предлагает детям «сварить»

к обеду борщ. Дети выбирают овощи, которые нужны для борща
(капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и т. д.)
. Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны
(например, огурец, кабачки и др.)
.

Игра «Урожай»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Матералы и оборудование: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

Игровое правило: Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т. е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот, у кого собран самый большой «урожай»

овощей и фруктов.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, этапы их созревания;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес

Материалы и оборудование: предметные картинки.

Игровое правило: Ведущий раздает детям овощи и фрукты.По сигналу: «Найди свой овощ!»

дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группы. В каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания — от неспелого к спелому.
Выигрывает та команда, которая построится быстро и в правильной последовательности.
Игра «Соберем урожай в поле, в саду, на огороде»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, злаков их внешний вид и место их произрастания;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением растений поля, сада и огорода.

Игровое правило:Три команды собирают урожай: первая — в поле, вторая — в саду, третья — в огороде. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнила игровое задание.

Игра-загадка «Лес»

Цель: закрепить с детьми названия лесных растений, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес

Материалы и оборудование: картинки с изображением лесных растений.

Игровое правило: Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку.

В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения — деревья, кустарники, ягоды, цветы, грибы и др.

Игра «Нужно — не нужно»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением растений.

Игровое правило:Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?»

Дети отвечают:
«Нужна»
. Перечисляя овощные
растения, ведущий называет также и фруктовые растения, цветы. Кто из детей ошибся — выходит из игры.
«Засадив»

огород, дети продолжают игру — начинают
«засаживать»
сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей и цветов.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Где растет

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений и месте их произрастания.

Материалы и оборудование: мяч

Игровое правило: Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет — в саду, в лесу, в поле, на лугу.

Игра «Посади дерево»

Цель: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры из картона, различных цветов, счетные палочки, шишки и др.

Игровое правило: Дети из деталей (треугольников, счетных палочек)

собирают дерево на листке бумаги, на котором
обозначена линия – земля.

Дидактическая игра «Садовник»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия и осо­бенности внешнего вида цветов, растущих Ha участке детского сада; уметь описывать их внешний вид и особенности; рассказывать об уходе за цветами, форме клумбы.

Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологи­ческую речь; формировать активный интерес к живой природе.

* * *

Педагог вместе с детьми путешествует по территории детско­го сада и останавливается около цветочных клумб. Выбирается садовник, который должен рассказать о цветах, растущих на клумбе, и уходе за ними. Дополняют рассказ помощники садов­ника. Поощряется использование стихов. Педагог обращает вни­мание на то, чтобы дети отмечали оттенки, разнообразие цветов одного вида, своеобразие развития цветов в тени, полутени и на солнце.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»

Ожидаемый результат: дети должны

знать названия луговых и садовых цветов; уметь отбивать и ловить мяч, ритмично произ­нося названия цветов, не сбиваясь с темпа сочетать существи­тельное с числительным.

Цели: разбивать ловкость, быстроту реакции, скорость мыш­ления; формировать интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками.

* * *

Ребенок отбивает о землю мяч и произносит: «Я знаю пять, названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три» и т.д. Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому.

Вторая половина дня

Дидактические игры

Звонок в цветочный магазин

Источник:

[5].

Ожидаемый результат:

дети должны иметь представление о цветочном магазине и его услугах; строить диалог; развивать сю­жет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме; ис­пользовать вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.

Цели:

развивать диалогическую речь, воображение; формировать культуру общения по телефону.

Полный текст данной игры и других игр с телефоном см в кн.: [5}.

Цветочный магазин

Ожидаемый результат:

дети должны уметь исполнять роли продавца-консультанта и покупателя, вести диалог от их имени; использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой то­вар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен; свя­зывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных парал­лельно. ‘

Цели: развивать диалогическую речь, эстетический вкус; фор­мировать культуру общения.

Материалы: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухо­цветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное ва­ренье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.

* * *

Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посо­ветоваться с продавцом-консультантом, подробно описать, по­яснить назначение покупки.

Труд в цветнике

Ожидаемый результат:

дети должны иметь представление о том, как выращивают разные цветы в зависимости от сроков цве­тения и от того, однолетние или многолетние они; уметь раскла­дывать по порядку карточки со схематичным изображением по­следовательности посадки, объяснять порядок и значимость каж­дого этапа; использовать названия посадочного материала
(семена, луковицы, клубни),
действий
(сеять, сажать, копать, рыхлить, размягчать, засыпать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать, срезать, утеп­лять на зиму).
Цели: развивать память, глагольный словарь, умение выстраи­вать цепочку событий в логической последовательности; форми­ровать интерес к знаниям, помогающим приумножать природные богатства.

* * *

Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материа­лом и изображением цветов (каждый в своем цветнике расклады­вает последовательность посадки и ухода за выбранными цвета­ми), рассказывают о том, какие клумбы они будут разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садов­ники награждаются медалью «Знатоки цветов».

Разгадывание и составление простейших кроссвордов

Источник:

[39] .

Ожидаемый результат:

дети должны суметь вспомнить назва­ния цветов и выбрать те, которые оканчиваются на букву «а»; сосчитать количество букв в каждом названии, вписать их по ко­личеству клеточек в горизонтальной полосе или от центра крос­сворда (непишущие дети вставляют готовые буквы или называют их педагогу).

Цели: развивать умение логически мыслить при составлении кроссворда; воспитывать усидчивость.

Для детей 6—7 лет можно использовать большой набор откры­ток, из которых они будут выбирать необходимые.

Варианты содержания дня

Дидактические, игры

Расскажи о себе —

Ожидаемый результат: дети должны уметь составлять подроб­ный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, время цветения, длительность жизни, место про­израстания); по описанию угадывать цветок; при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность.

Цели: развивать воображение, память, монологическую речь; воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарища.

* * *

Педагог предлагает детям выбрать цветок, о котором они будут составлять загадку-описание. Дети должны вспомнить все под­робности внешнего вида, места произрастания, использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дета смогли угадать цветок. Для описания нужно брать наиболее известные детям цветы.

Садовник

Ожидаемый результат: дети должны уметь запоминать назва­ние выбранного цветка; быстро реагировать на слова водящего, вести диалог.

Цели: развивать память, быстроту реакции, внимание; воспи­тывать честность при соблюдении правил игры.

* * *

Выбирается садовник, остальные дети — цветы.

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердил­ся. Все цветы мне надоели, кроме розы. (Называет определенный цветок.)

Ребенок (играющий роль розы).

Я.

Садовник. Что такое?

Роза. Влюблена.

Садовник. В кого?

Роза. В ромашку.

Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится ведущим.

»

Лесные цветы

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида и время цветения лесных цветов родного края; уметь по описанию отгадывать цветок, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением, времени года или его периода; активно использовать словарь по теме.

Цели:

развивать память, воображение, мышление; формиро­вать выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать.

* * *

Педагог зачитывает небольшие по объему отрывки из расска­зов или стихов, с которыми дети были Знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предло­женных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети играют роль юных защитников природы, выращивают лесные цветы, которые люди часто рвут целыми букетами и этим наносят вред природе. В конце игры каж­дый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в вообра­жаемом венке. Венок плетется из рук в круге. Дети вместе с педа­гогом водят хоровод. Количество текстов определяется дифферен­цированно.

Дидактические упражнения

Предыдущая8Следующая

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: