Современные формы и методы работы с детьми
Елена Гурьянова
Современные формы и методы работы с детьми
— здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Это динамические паузы; физкультминутки; подвижные и спортивные игры; релаксация; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика корригирующая; физкультурные занятия; физкультурные досуги; музыкально — ритмическая деятельность.
— музейная педагогика. Работа по созданию мини-музеев осуществляется во взаимодействии с детьми и родителями и предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, но и пробуждение творческой активности. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
— используя детское портфолио, совместно с родителями своевременно отмечает успехи ребенка, поддерживает его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п., формирует у ребенка навыки самоконтроля и самооценки. В портфолио вкладываются грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами, фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, изготовленных поделок.
— проектная деятельность. Проектный метод – это перспективная форма работы с детьми и с родителями, учитывающая актуальные потребности ребёнка и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.
— творческая мастерская. Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета)
из разных единиц, но одними и теми же приемами.
-метод проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение дошкольников к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность детей на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную деятельность, вызвать интерес к ней.
-метод исследовательского обучения. В ходе организации опытнической и экспериментальной деятельности воспитанники учатся наблюдать, экспериментировать, делать выводы; у них развивается самостоятельное, логическое мышление, умение устанавливать предметные связи, навыки взаимодействия.
Работа с родителями младших школьников
В своей практике я использую проведение научно — практической конференции родителей « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решаются вопросы: 1. Что является трудным для родителей в воспитании детей? 2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей? 3. Педагогический такт родителей. 4. Пути самовоспитания родителей. 5. В чем состоит влияние отца на ребёнка? 6. Как вы организуете свободное время вашего ребёнка? 7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе. В работе конференции принимают участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе. В ходе подготовки конференции выпускаем газет , посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей становится концерт, подготовленный детьми.
Сложилась традиция использования такой формы работы, как родительские тренинги.
В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям даётся возможность на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Часто использую в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В своей практике я часто использую такое сотрудничество. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья» , утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики» , разговор — встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина- Россия!» , праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.
Всегда с большой радостью принимаю — помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).
В своё время родители всегда готовы помочь мне . А я , не скуплюсь на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают мне помощь. Общие дела и интересы класса сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Методы и формы организации работы с родителями в начальной школе
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическая разработка
Никифорова Юлия Петровна
Преподаватель специальности Преподавание в начальных классах.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.
Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.
Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.
Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.
Методы работы с родителями
включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.
При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными.
К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.
Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.
- Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.
Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.
- Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:
- повышать уровень педагогических знаний родителей;
- направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;
- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;
- укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;
- расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.
Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.
Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей.
Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.
Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.
Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.
Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.
Нельзя забывать и о такой форме работы (раньше активно использующейся), как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.
- Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.
Со стороны родителей выделяют три фактора оценок педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.
Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.