Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ. методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Фамилия, имя _______ Дата рождения ______ Общее физическое развитие _____ Состояние здоровья _____ Состав семьи _____

Это тоже важно знать: Что такое задаток, для чего нужен и как оформить его передачу

Поступил в ДОУ____

Детский сад посещает с августа 20__ года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.

Психолог МДОУ №___: __________________

Заведующая дошкольным учреждением №___: ___________________

Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу

1-й вариант

ФИО, дата рождения, адрес ______________

Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________

Дата поступления в ДОУ ______________

1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.

2. Запас сведений об окружающем ______________

3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.

4. Развитие элементарных математических представлений

5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).

6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности

7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.

8. Рекомендации ______________

2-й вариант

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.

2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.

3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.

Это тоже важно знать:
Как составить претензию на невыполнение условий договора и зачем она нужна

4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).

5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).

6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).

7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.

8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).

* * *

И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.

Характеристика на ребёнка

Теперь, когда вы имеете представление о том, как должна выглядеть правильная характеристика на ребенка в доу от воспитателя, важно понять, по какому алгоритму она строится. Мы разработали примерную схему:

  1. Самым первым в пункте нужно указать данные о ребенке. Это его инициалы, дата, главное место рождения. Указывается место проживания малыша, также адрес его регистрации. Устанавливается язык воспитания ребенка, который используется как в условиях детского сада, так и дома. Указывается, сколько по времени ребёнок посещает детский сад и с какой частотой.
  2. Воспитатель должен описать, насколько ребенку нравится посещать данное учреждение. Здесь же нужно указать, как часто были пропущены занятия, и какая причина была основная. Также если у ребенка имеются хронические заболевания, из-за которых он частенько не появляется в учреждении, это нужно отметить.
  3. В обязательном порядке характеристика на воспитанника детского сада от воспитателя содержит указание, как ребёнок взаимодействует с другими воспитанниками, также взрослыми, воспитателями, нянями и так далее. Насколько ребёнок общителен и самостоятелен в принципе. Воспитатель указывает, насколько ребёнок выполняет правила личной гигиены, а также, насколько самостоятелен в плане одевания, засыпания, приема пищи.
  4. Указывают интересы к отдельным занятиям, например, играм, рисованию, музыке и так далее.
  5. В обязательном порядке воспитатель должен уточнить, как ребёнок относится к трудовой деятельности. Может ли он провести уборку игрушек с начала до конца, с первого раза он выполняет просьбу воспитателя, есть у него мотивация для того, чтобы помогать старшим сверстникам.
  6. Указывается позиция малыша, которую он занимает во время игр. Какие роли чаще всего у него в фаворитах, как он может регулировать возникшие критические ситуации.
  7. В самом последнем пункте воспитатель берёт на себя ответственность дать ребенку психологическую характеристику, учитывая особенности его поведения, а также взаимоотношения с родителями, воспитателями и сверстниками.

Игровая деятельность

В характеристику обязательно входит очень важен пункт — игровой деятельности, так как большую часть времени ребенок проводит за играми разных характеров. Здесь описываются склонности малыша, а также его интересы, направленные на то или иное времяпрепровождение.

Это тоже важно знать:
Характеристика на ученика, готовые образцы и правила составления

Также в обязательном порядке нужно учитывать конкретный вид деятельности, когда ребёнок наиболее увлечен и проявляет себя активно в игровом процессе. Сюда же можно отнести творческие занятия, которые увлекают малыша.

Эмоционально-волевая сфера

В этих пунктах описывается настроение ребенка, в том числе ребенка с ЗПР, которое присуще ему в большинстве ситуаций. Также здесь указывается адекватность малыша и его реакция на простые внешние раздражители, например, просьба убрать игрушки или пойти спать.

Характеризуется целенаправленность и волевой характер ребенка, то есть, воспитатель делает вывод о том, может ли малыш контролировать свою деятельность и поступки или же нет.

В характере многих детей присутствуют негативные стороны. Среди них воровство, лживость, ябедничество и так далее. Как бы это было неприятно, но всё же, в характеристике указываются даже такие нюансы.

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

Задать вопрос

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Это тоже важно знать:
Как составить претензию по договору купли-продажи товара

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Характеристика на выпускника детского сада

В таком документе очень важно уделить внимание мотивации к учебе и полученным знаниям. Именно на базе этого документа будущим учителям будет проще ориентироваться в успехах воспитанника МДОУ или группы дошкольного отделения гимназии.

  1. Личные данные в виде инициалов, адреса и информации о рождении.
  2. Данные о номере детского сада и группы.
  3. Срок посещения детского сада.
  4. Указывается информация о семье ребенка, наличие братьев и сестёр.
  5. Указываются инициалы родителей и места их работы.
  6. Если семья неполная, нужно указать, с кем на данный момент в большинстве своем проживает ребёнок.
  7. Если семья малоимущая — это тоже следует отметить.
  8. Указывается, как ребёнок отреагировал на поступление в детский сад.
  9. Описывается внимание малыша, а также особенности памяти и мышления.
  10. Воспитатель делает упор на описание сенсорного развития, речь и анализ звуков.
  11. Указывается информация о математическом развитии ребенка.
  12. Уделяется внимание моторике, насколько она развита. Какая рука является ведущей, насколько ребёнок умеет рисовать, лепить и так далее.
  13. Отмечается наличие или отсутствие мотивации к учебной деятельности.
  14. Указывается эмоциональный фон малыша, также психологические особенности конкретного ребенка.
  15. В последнем пункте воспитатель должен дать свои рекомендации последующему обучению в первом классе.

Второй вариант характеристики

  1. Указывается общая информация о ребёнке, начиная с инициалов и заканчивая местом проживания.
  2. Характеризуется семья. Здесь указывается информация о родителях и местах их работы, состав семьи, также наличие детей в виде братьев и сестёр. Указывается, кто чаще всего принимает участие в воспитании ребенка, и насколько ему хватает внимания от родителей.
  3. Указываются особенности характера ребенка. Указывается подвижность, наличие капризов, возбудители, спокойствие, быстрота реакции и так далее. Также характеризуется, насколько ребёнок жизнерадостный, весёлый и здоровый.
  4. Описывается открытый или замкнутый стиль общительности, как малыш идёт на контакт, насколько адекватно реагирует на сложившиеся ситуации.
  5. Указывается особенность поведения ребенка в коллективе.
  6. Устанавливаются психологические особенности. Например, наличие слуховой и зрительной или визуальной памяти, тактильное ощущение, наличие или отсутствие долговременной памяти, оперативная память и так далее. Особое внимание уделяется устойчивости внимания.
  7. Указывается уровень развития мыслительного процесса. Насколько ребёнок может квалифицировать полученную информацию, обобщать её, а также использовать её для запоминания.
  8. Указывается возможность использования сенсорных функций.
  9. Указывается, насколько ребёнок может развивать своё воображение. Здесь в основном уделяется внимание богатству фантазии, а также способности к представлению различных образов.
  10. Указывается, как ребенок реагирует на прочтение сказок и рассказов, насколько он может пересказать прочитанное, задать вопросы.
  11. Указывается, если ли у ребёнка дефекты речи, например задыхается, речевые штампы, трудности произношения отдельных звуков.
  12. Указывается, насколько ребёнок работоспособен в процессе занятий по заданной программе. Насколько быстро или медленно он выполняет задание, есть ли у него мотивация.
  13. Устанавливается производительность деятельности. Указывается её цель, план, также насколько ребёнок вообще целеустремлен.
  14. Указывается, какая работа была проведена с ребёнком, была ли коррекция, а также сдерживание эмоциональных всплесков.
  15. Как родители повлияли на возможность ребенка обучаться.
  16. В заключении воспитатель делает вывод о том, какой подход применить к ребенку в момент, когда тот попадет в первый класс.

Логопедическое представление на дошкольника для ПМПК

Логопедическое представление для ПМПК

на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара

(Ф,И,О.), …. г.р.

Дарья Х. посещает старшую группу МБДОУ «Детский сад № 11». Занимается на дошкольном логопункте с января 2020 года индивидуально. Ранняя коррекционная работа с девочкой была затруднена по причине длительного непосещения ДОУ по различным причинам.

Физическое развитие по возрасту. Состояние слуха и зрения в норме. В анамнезе раннего речевого развития отмечается грубое отставание: появление первых слов («мама», «папа») — к 3 годам; простая фраза – к 5,5 годам.

Речевая среда и социальные условия неблагополучные. Семья многодетная, полная (отчим). Мама индифферентно относится к речевым проблемам дочери, развитию ребенка уделяет внимание недостаточно. Все члены семьи русскоязычные.

Даша контакту доступна, но потребность общения у нее слабо выражена. Отсутствие стремления к общению связано с речевыми трудностями. Коммуникативная функция речи нарушена, речь состоит из отдельных слов и звукоподражаний. Взамен отсутствующей речи использует жест, мимику, интонацию.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Имеются особенности артикуляционной моторики при выполнении двигательных проб по показу: тонус языка напряженный, объем движений неполный, смазанность перехода от одного движения к другому. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Голос звонкий, интонационно выразителен.

Мелкая моторика недостаточно развита. Пробы Хэда выполняет выборочно, движения рук неточные. Мышечный тонус повышен. Ведущая рука — правая. Неправильно держит карандаш, нажим — сильный. Вырезание ножницами затруднено. Общая моторика нарушена в слабой степени.

Восприятие речи и понимание не нарушены. Хорошо улавливает интонацию окружающих.

Собственную речь Даши можно охарактеризовать, как отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи, импрессивная речь более развита. Недоразвитие речи носит системный характер.

Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Активный запас слов значительно меньше пассивного — это несколько понятных, часто употребляемых девочкой слов, простых по слоговому составу («да», «дай», «дом», «мама», «пока», «туда», «Даша»). По просьбе взрослого ребёнок пытается назвать предмет, но получается звукокомплекс из 2-4 звуков. Повторить отраженно или сопряженно слово не получается. Послоговое проговаривание слова затруднено, требуется многократное повторение каждого слога. Часто вместо слов-предметов использует звукоподражания («ням-ням» — все продукты, «му» — корова, овца, баран, «би-би» — разный наземный транспорт, «мамашки» — цветы и.п.). Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет (указывает на предмет аналогичного цвета), форму (рисует пальчиком), величину предметов (имеются в активе «больши», «малешки»). Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Выявляется сужение значений слов.

Нарушение звуковой стороны речи проявляется в неустойчивом произношении шипящих звуков, отсутствии звуков [р]. [р‘]. [л]. Слоговая структура грубо нарушена. Доступны для произнесения самостоятельно и вслед за взрослым слова, состоящие из 1 слога и слова из 2 открытых слогов. Функции фонематического слуха несформированы. Не дифференцирует звонкость-глухость. Фонематическое восприятие в стадии начального формирования: правильно выделяет в слове начальный гласный звук.

Словоизменение затруднено. Не умеет пользоваться средствами словообразования. Понимает, но не использует в речи предлоги. Употребляет простое двухсловное предложение («Это тут?» «Тетя, пока», «Я бабаю», «Дём (идём) туда?»). Несформированы все виды связной речи.

В знакомой обстановке речевая активность у Даши повышена: пытается сказать, используя мимику, жесты, голос и интонацию. Познавательная деятельность снижена. Поведение девочки на занятиях, в свободной деятельности спокойное, изредка проявляется суетливость, двигательное беспокойство. Часто играет одна. Навыки самоконтроля развиты слабо.

В течение трех месяцев коррекционно-логопедической работы с девочкой нарушение не устранено, но наблюдается небольшая положительная динамика.

Логопедические занятия направлены на развитие мотивационной основы речевой деятельности, самостоятельной речи. На занятиях идет коррекционная работа на лексическом уровне, работа над слоговой структурой слова Коррекция звуков ведется параллельно.

Логопедическое заключение:

ОНР (I – II уровень).

Рекомендации:

определение дальнейшего образовательного маршрута.

30.04.2019 Учитель-логопед_______/________

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 11»________ /_______

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.

Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]