Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста. (Опыт работы)


Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС

Основные цели организации и работы уголка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):

  • вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
  • стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
  • позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.

Для этого уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада.

Оборудование уголка конструирования должно пробуждать у детей интерес к творческой игре

Общие требования к организации уголка конструирования

Чтобы занятия конструированием и моделированием в уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, необходимо при его организации учесть такие моменты:

  • Безопасность. Главная задача работы дошкольного учреждения в целом — укрепление здоровья воспитанников. Поэтому и развивающая среда должна быть полностью безопасной для малышей. В младшем возрасте необходимо обратить внимание на размер деталей конструктора: мелкие, которые могут представлять потенциальную угрозу для здоровья, не используют вообще, отдавая предпочтение элементам со стороной 4–5 см и больше.
  • Кроме того, каждый новый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, должен быть обследован воспитателем, потому что на деталях бывает производственный брак: заусеницы, сколы и тому подобное. Некачественные наборы строительного материала следует обменять у продавца, но незначительные дефекты, к примеру, остатки литья на пластиковых деталях, можно удалить самостоятельно и зачистить поверхность наждаком. То же относится и к бросовому материалу для поделок: его тоже тщательно осматривают, очищают, подготавливая к использованию детьми.
  • В средней группе вводится конструирование из природного материала. Для самостоятельного творчества малышам предлагают материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога. Контроль необходим и в старшей группе, когда ребятишки изготавливают поделки с применением проволоки, винтиков, гаек.

    Во время игр с мелким конструктором даже старших детей педагог не должен оставлять без присмотра

  • С детьми средней и старшей группы проводят беседу о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье, что очень пригодится им в школе.
  • Доступность и удобство для детей. Располагать уголок следует в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к нему, иметь возможность брать весь материал и пользоваться им. Для этого нужна удобная мебель: невысокие стеллажи, полки, — и достаточно места на игровом коврике, где дети будут сооружать постройки. Необходимо соблюдать правило: более тяжёлый и крупный строительный материла хранят ниже, чем маленький и лёгкий.
      .Для художественного конструирования (из бумаги, природного материала) оборудуют стол, на котором раскладывают заготовки и материалы, оставляя место для того, чтобы дети могли удобно за ним расположиться.
  • Хранят конструкторы в открытых ящиках (с колёсиками или без), в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить. Модули самого большого размера составляют в углу групповой комнаты или другом месте, где они не будут мешать выполнению режимных моментов. Пазовые конструкторы типа «Лего» удобно хранить в пластиковых мешках с завязками или на молнии, коробках или контейнерах с крышками. Металлические конструкторы держат в фабричной упаковке. Очень удобна для хранения пластикового или деревянного конструктора среднего размера игрушечная тележка, с которой малыши делают покупки в игре «Магазин». Дети могут отвезти ёмкость с конструктором туда, где будут им пользоваться, а потом собирают детали в тележку и возвращают на место.

    Пластиковый контейнер очень удобен для хранения деталей конструктора: дети могут самостоятельно брать его и ставить на место

  • Соответствие возрасту детей.
      Конструктор для младшего возраста содержит кубики, кирпичики, призмы, цилиндры и небольшие пластины, в средней группе к ним прибавляют пластины узкие разной длины, квадратные, прямоугольные для сооружения мостиков, многоэтажных зданий. Детали в этих конструкторах прикладываются и накладываются друг на друга, не скрепляясь, и обыгрывание их представляет собой несложные действия (заведём машину в гараж, посадим собачку в будку, уложим пупса в кроватку).
  • В старших группах детям становятся интересны конструкторы с различными типами креплений. Постройки из них более прочные и позволяют развивать сложную сюжетную игру с использованием кукол, фигурок животных, игрушечного транспорта, не боясь, что сооружение развалится.
  • Интересен старшим детям и сам процесс конструирования либо моделирования, результатом которого является не постройка, а объёмный предмет. Поэтому воспитанникам старшей и подготовительной групп можно предлагать 3-D конструкторы из дерева и пластика, которые сродни пазлам и головоломкам: «Бабочка», «Автомобиль», «Самолёт».
  • Разнообразие.
      В младшем возрасте необходимо разнообразие форм и цветов, поскольку у детей формируются сенсорные представления (с участием всех органов чувств).Помимо того, младшие дошкольники обследуют все предметы, сравнивая их вес, какие они на ощупь, как звучат при ударе один о другой. Строительный материал из пластика и дерева даёт им большой простор для исследовательской активности.
  • Старшим воспитанникам требуется разнообразие тематическое. То есть, одного-двух наборов конструктора им будет недостаточно, нужно иметь строительный материал, из которого дети смогут возвести и автозаправку, и детскую площадку с качелями, и ферму, и зоопарк. При умелом руководстве педагога конструирование построек из тематического набора перерастёт в увлекательную игру с соответствующим сюжетом.
  • Разнообразие нужно и в оснащении уголка природным материалом, запасами бумажных форм, элементов декорирования поделок. Это стимулирует фантазию и расширяет кругозор детей, побуждает к действиям с новыми материалами, экспериментированию, даёт детям возможность выразить свои мечты, желания в творчестве.
  • Функциональность. Всё оборудование уголка конструирования должно активно использоваться детьми, вызывать у них радость и желание заниматься творчеством. Проводя мониторинг деятельности детей в уголке, то есть наблюдая за ними, воспитатель отмечает, какие материалы используются реже всего и убирает их, заменяя более востребованными. Например, дети могут обращать мало внимания на полый пластиковый конструктор, потому что его детали слишком лёгкие, и постройки разваливаются, не позволяя завершить процесс конструирования. В таком случае им предлагают пластиковый конструктор с литыми, более тяжёлыми деталями, деревянный, пазовый.
  • Развивающая ценность. Конструирование как вид деятельности содержит безграничные возможности для развития способностей и талантов малышей.
      Не менее чем раз в полугодие необходимо пополнять уголок новыми видами конструкторов, природного материала, забавными игрушками для обыгрывания построек, а также рисунками и фотографиями различных строений, поделок из бумаги и природного материала, чтобы интерес малышей к этому виду деятельности не угасал, а возрастал и давал толчок к познанию нового.
  • Совсем маленькие «строители» увлекутся исследование свойств предметов и материалов, яркими цветами деталей, детям постарше будут интересны строительные профессии, информация о труде людей, которые создают корабли, самолёты, машины, их пользе для общества. Подготовишки с удовольствием послушают рассказ воспитателя об истории изобретения автомобиля, летательных аппаратов, познакомятся с профессией архитектора, дизайнера, посмотрят презентацию или слайд-шоу о выдающихся архитектурных строениях мира.
  • Чем старше дошкольники, тем более сложную конструкцию они могут соорудить и ярче обыграют её

    В уголке конструирования для старших дошкольников можно использовать фото и рисунки с изображением знакомых им зданий, памятников, архитектурных украшений, которые они видят в родном городе или посёлке. Это и углубляет знания детей о родном крае, и побуждает к наследованию, воспроизведению увиденного, и воспитывает любовь к своей маленькой родине, учит видеть красивое рядом.

    Конструирование в детском саду

    По условиям В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами – на основе установления такой зависимости – определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их
    По замыслу Создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Необходимо развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм
    По теме Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т. п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения

    Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей

    :

    Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

    Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.

    Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.

    Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.

    Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

    Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

    Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Научить понимать, что целью занятий по конструированию является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.

    Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

    Основные приемы обучения конструированию

    Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей

    В каждом возрасте дошкольники имеют свои психофизиологические особенности, которые следует учитывать при обустройстве и оформлении зоны конструирования и моделирования. Следуя нескольким простым советам, педагог сделает уголок конструирования в своей группе интересным и полезным малышам:

    • Наполняйте уголок материалами в соответствии с требованиями программы к этому виду деятельности в разных группах. На третьем году жизни это конструирование из строительного материала.
    • На четвёртом году жизни детей (вторая младшая группа) проводят строительное (конструкторы обычные, пазовые) и художественное (из бумаги) конструирование.
    • В средней группе вводят конструирование из природного материала, а также моделирование из бумаги предметов обихода, мебели, одежды.
    • В старшей группе полученные навыки совершенствуются и закрепляются, кроме того, вводится конструирование без объяснения и показа образца, а лишь по рисунку, схеме, серии последовательных изображений.
  • Избегайте в оформлении уголка чрезмерно ярких, «кричащих» красок, пестроты. Строительный материал, бумажные заготовки сами по себе красочны и послужат украшением уголка, да и мебель в дошкольных учреждениях сейчас многоцветная. В названии и оформлении будет достаточно скомбинировать 3–4 цвета и их оттенка, гармонирующих с общей цветовой гаммой дизайна группового помещения.
  • Не используйте в оформлении уголка неинвестных детям персонажей.
      Малыши младших групп незнакомы с Незнайкой, Чиполлино, Самоделкиным, поэтому герои сказок для старшего дошкольного возраста должны украшать уголки старших групп. В младших группах будут уместны изображения любимцев детворы: зайчика, мишки, лисички. Интересны и понятны маленьким воспитанникам изображения ребятишек, занимающихся конструированием. Этих персонажей младшие дошкольники воспримут как друзей и захотят подражать им.
  • Старшие воспитанники интересуются техникой, архитектурой, и в оформлении уголка можно использовать силуэты замка, сказочного городка, изображение строительной техники (грузовичка, подъёмного крана, вертолёта, везущего груз на тросе).
  • И старшие, и младшие воспитанники обожают Фиксиков из популярного развивающего мультфильма. Эти персонажи будут понятны и любимы в каждой группе.
  • Название уголка предназначено детям. Его пишут зачастую для взрослых, чтобы обозначить зону деятельности в группе. Но такой подход противоречит самой сути развивающей среды, каждый элемент которой должен быть направлен на развитие ребёнка. Надпись «Уголок конструирования» не даст информации маленькому любознайке, если ребёнок увидит её и поинтересуется, что здесь написано. Название уголка должно быть доступным пониманию детворы и служить развитию мышления.
      В младших группах зону конструирования и моделирования можно назвать «Маленькие строители», «Весёлые кубики». Такие названия педагог сможет объяснить, опираясь на непосредственный опыт детей.
  • Старшие дошкольники почти все умеют читать, и название должно быть чётким, с крупными буквами, чтобы стимулировать потребность детей в чтении. «Страна фантазии», «Город мастеров», «Маленькие зодчие» — такие названия уголка и заинтересуют воспитанников, и послужат темой для увлекательной беседы о труде, мастерстве, искусстве зодчества.
  • Иногда можно обойтись без названия, расположив над уголком плакат или фотографии детей, занимающихся конструированием, и всем будет понятно, для чего он предназначен.

    В дизайн уголка конструирования прекрасно вписались изображения играющих детей

  • Оставляйте больше простора для творчества. Готовые наборы кубиков, куклы и зверята, игрушечный транспорт — это замечательно. Но опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что любимые игрушки детей — вовсе не восхитительные магазинные «чудо-конструкторы», а самые обычные коробки, дощечки, деревянные чурочки, одноразовые тарелки, стаканы и прочие предметы, которые взрослыми не рассматриваются как игровые.
      Бросовый материал очень ценен для конструирования: он даёт детям представления о пластичности и изменчивости форм, ведь такой материал дешев, его можно сминать, деформировать, изменять по своему усмотрению, комбинировать с другими. Например, изготовить кукол из перевёрнутых бумажных стаканчиков, пририсовав личико и сделав причёску из ниток, и поселить их в доме из картонных коробок, где мебелью будут коробки поменьше, из-под продуктов и соков. Девочки с удовольствием пользуются в игре веерами и сумочками, которые сами же и сконструировали из пластиковых тарелок, а мальчики играют машинками, сделанными из молочных пакетов и катушек.
  • Уделяйте внимание эстетическому воспитанию детей. Среди оборудования уголка должны быть материалы, применение которых превратит конструирование в изготовление маленьких произведений искусства: пайетки, стразы на клейкой основе, кружевная тесьма, плоские изображения цветов, листьев и т. д. Украсив свои поделки из бумаги и природного материала, дети будут не играть с ними, а любоваться, захотят порадовать близких подарком, сделанным собственными руками, поймут, что труд человека приносит не только пользу, но и создаёт красоту.
  • Конструирование из бумаги позволяет малышам испытать радость творчества и почувствовать себя настоящими мастерами

    Примерное содержание уголка конструирования в группе детей четвёртого года жизни

    Задачами педагога в области обучения детей второй младшей группы конструированию являются:

    • Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу.
    • Учить различать и называть детали конструктора и использовать их в постройке, подбирать детали по размеру, цвету.
    • Развивать самостоятельность детей, побуждая к изменению, дополнению построек (замена деталей, пристраивание и надстраивание), поощрять конструирование по замыслу.
    • Учить обыгрывать сооружения, объединять их в единый сюжет, пользоваться дополнительными материалами, игрушками.
    • Продолжать учить детей конструированию из бумаги, используя приёмы «сминания», «разрывания», «скручивания», дополняя поделки или создавая коллективные композиции: «Лошадка с длинной гривой», «Пушистые котята», «Снежинки падают на домик», «Яблоки на яблоне», «Цыплята на лугу».
    • Знакомить с бумагой различной плотности и фактуры, вызвать желание изучать её свойства, исследовать.
    • Воспитывать организованность, аккуратность, умение бережно относиться к строительному материалу, складывать его после игры.

    Чтобы обеспечить выполнение этих задач, в уголок конструирования помещают:

    • Крупный напольный конструктор.
    • Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
    • Пазовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).
    • Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.
    • Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
    • Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. Она может быть как в виде прямоугольных и квадратных листов, так и в форме круга, корзинки, дерева. На эту плотную основу дети накладывают детали (яблоки, сливы, мячики и прочее).

    Отличным дополнением уголка в младшей группе будет крупная мозаика, пазлы, разрезные картинки — то есть игры, в которых необходимо складывать целое из частей.

    Яркая мозаика с крупными деталями научит малышей конструированию изображений на плоскости

    Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности в средней группе

    В средней группе вводится конструирование из природного материала. Кроме того, возрастают возможности детей к овладению новыми навыками, умениями, становятся более совершенными память и внимание. Поэтому задачи работы с детьми этого возраста расширяются. Основными заданиями педагога являются:

    • Учить детей подмечать разнообразие зданий, строений, транспорта во время прогулок, экскурсий, стимулировать желание отразить увиденное в конструировании.
    • Совершенствовать знание названий и свойств деталей в зависимости от формы: кубик более устойчив, поставленный на маленькое ребро кирпичик может упасть. Учить использовать каждую деталь в соответствии с её особенностями.
    • Учить анализировать образец постройки, определять, какие материалы нужны для его воспроизведения.
    • Побуждать к творческому преобразованию построек, декорированию с использованием подручных средств, поощрять удачный подбор цветов, деталей, проявления креативного и нестандартного мышления в использовании бросового материала.
    • Совершенствовать умение организовывать сюжетное конструирование: игру в строительство определённого объекта с разделением ролей.
    • Обучать созданию простых конструкций из бумаги путём сгибания прямоугольника пополам и квадрата по диагонали, декорированию их предложенными готовыми формами либо орнаментом, дорисовыванием деталей по собственному желанию.
    • Вызвать интерес и желание изготавливать поделки из природного материала, используя для крепления частей пластилин, учить видеть в природном материале схожесть с предметами и объектами окружающего мира, развивать внимание, смекалку.
    • Воспитывать бережное отношение к оборудованию, понимание собственной роли в поддержании порядка, ответственность.

    Чтобы детям средней группы было интересно убирать конструктор после игры, можно предложить им превратиться в водителей и на больших машинах доставить все детали на свои места

    Учитывая это, уголок конструирования пополняют такими материалами:

    • Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.
    • Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения). Поскольку подобрать такие фигурки не очень просто, да и стоят они дорого, можно найти в интернете и распечатать двухсторонние изображений персонажей, для прочности заламинировать плёнкой и прикрепить подставку из гофрокартона. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
    • Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.
    • Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе.
    • Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.
    • Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.
    • Пластилин для крепления деталей поделок, клей.
    • Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

    В уголке конструирования для средней группы размещают изображения простых построек

    Уголок конструирования для старших дошкольников

    Дети шестого и седьмого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов, бумагой и природным материалом. Задачи педагога в работе с детьми этого возраста максимально расширяются. Обучение старших дошкольников конструированию направлено на:

    • Формирование интереса к зданиям различного предназначения, умения подмечать особенности их конструкции, понимание того, как она связана с функциями постройки.
    • Развитие умений анализировать постройку, её изображение, поощрять к самостоятельному возведению конструкций на основе увиденного.
    • Формирование умения строить по рисунку, схеме, изготавливать модели транспорта (самолёт, паровоз, автомобиль) без образца, по рисунку или словесной инструкции, по памяти (разобрал и собрал).
    • Развитие творчества, фантазии, самостоятельности в выборе темы конструирования: сказочный город, жилища фей, роботов, любимых персонажей, фантастический корабль, пиратский плот и т. д.
    • Воспитание товарищества, коллективизма, умения считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.
    • Закрепление уже известных способов конструирования из бумаги и обучение новому: скручиванию в конус, цилиндр, обучение созданию поделок на основе бумажного конуса и цилиндра.
    • Развитие творческого воображения, креативного мышления, умения свободно преобразовывать форму, соединять изделия, образуя сюжетные композиции, поощрение инициативы и самостоятельности в выборе цвета, оформления поделки, дополнение её деталями (дорисовывание, наклеивание).
    • Воспитание любви к природе, умения ценить её дары, видеть и беречь красоту вокруг себя, а также созданную своими руками.

    В старшей группе дети не просто возводят постройки, а превращают их создание в сюжетно-ролевую игру, поэтому дополнительные игрушки и материалы им необходимы

    Уголок конструирования в старших группах ДОУ наиболее разнообразен и богато оснащён, поскольку к прежним видам конструкторов в нём прибавляются:

    • Металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые с креплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов. Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».
    • Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.
    • Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.

    Творческий подход воспитателя поможет малышам населить построенный город бумажными персонажами. а после дошкольники и сами захотят нарисовать жителей своего волшебного городка

    Центр конструирования в подготовительной группе.

    Предметно-развивающая среда. Центр конструирования.

    В нашей группе оборудован центр конструирования.

    Цель:
    Закрепление уменийконструировать по схемам, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять предметы по признакам, развивать творческие способности детей в свободной игровой деятельности.
    Задачи:

    1. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкцийс точки зрения практического назначения объектов;

    2.Упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу. Научить использовать готовые чертежи и вносить вконструкции свои изменения;

    3. Научить широко использовать разнообразные конструкторы.

    Актуальность:
    Формирование личности дошкольника — процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
    Собраны различные виды конструкторов:
    «Звездочки», «Молекулы», «Умные палочки», «Дикстик», деревянные, магнитные и металлические конструкторы, «3D», и другие.
    Папка для оригами и конструирования из бумаги: Различные виды бумаги и картона, ножницы, клей и другое.

    Игрушки для обыгрывания построек: мелкие машинки, животные, куклы, деревья и другое.

    Природный и бросовый материал для конструирования:
    фасоль, горох, шишки, ракушки, камушки, пробки, спички, тесьма, ткань, пуговицы и другое.
    Оформлена методическая копилка, которая вкючает в себя схемы для всех видов конструктора, конспекты НОД, дидактические игры, консультации для родителей.

    Паспорт уголка конструирования

    Поскольку оборудование для конструирования отличается большим разнообразием, но требует постоянного пополнения и обновления, необходимо вести паспорт уголка. В нём будут указаны все имеющиеся материалы, основные и вспомогательные, виды конструкторов, развивающие игры и прочее. Это поможет воспитателю владеть ситуацией, знать, что требуется изменить, дополнить, а коллегам, молодым педагогам — ознакомиться со всем содержимым уголка и перенять опыт педагога.

    Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ

    РазделСодержание раздела
    Руководители уголкаВоспитатель или воспитатели группы, образование, категория
    Место размещенияГруппа, ДОУ
    Цель и задачи уголкаУказываются цели и задачи, например: Способствовать повышению интереса детей к конструированию и моделированию, развитию логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, воспитание чувства дружбы, коллективизма, самостоятельности, бережного отношения к оборудованию уголка.
    Пояснительная запискаУказываются актуальность создания уголка, основные виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы.
    Конструкторы строительныеОтдельно перечисляются конструкторы обычные (с указанием материала, из которого изготовлены) и тематические (с указанием тем).
    Конструкторы технические (для моделирования)Указывается название конструктора, материал, тип крепления (штифтовый, на винтах).
    Материалы для конструирования из бумагиПеречень материалов.
    Природный материалПеречень материалов.
    Бросовый материалПеречень материалов.
    Вспомогательные материалыПеречень (пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок).
    Дидактические развивающие игрыПеречень игр, возможно краткое описание.
    Наглядные пособия, литератураПеречень литературы и пособий (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, схемы, фото).
    КонспектыПри желании воспитатель может дополнить паспорт конспектами различных видов деятельности в уголке, а также планом работы уголка на полугодие или год (темы и задачи совместной деятельности с детьми).

    Фотогалерея: образцы оформления зон конструктивно-модельной деятельности


    Зона моделирования в старшей группе содержит тематические конструкторы как для мальчиков, так и для девочек


    Уголок конструирования в старшей группе очень украшают яркие ящики для строительного материала


    Эта зона конструктивной деятельности оснащена удобным столом и магнитной доской для демонстрации схем


    Если позволяют размеры группового помещения, для конструирования из природного материала можно отвести отдельный стеллаж


    В уголке конструирования для маленьких строителей могут находиться и мягкие игрушки — любимцы, для которых дети построят жильё


    Уголок конструирования из бумаги может стать чудесным украшением группы

    Пооперационные карты по оригами для детей старшего дошкольного возраста

    Валентина Назарова

    Пооперационные карты по оригами для детей старшего дошкольного возраста

    Меня, как педагога работающего с детьми с ТНР, заинтересовала возможность использования техники оригами для развития речи при проведении организованной деятельности. Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать»

    и
    «прощупать»
    пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки
    (способность сохранять придаваемую ей форму)
    — всё это привлекает
    детей, а возможность «преобразить»
    простой листок бумаги вызывает большой интерес. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь. Для того, чтобы детям было интересно и доступно создавать поделки способом
    оригами. Я сделала для них пооперационные карты. Которые и предлагаю вашему вниманию.

    Цель:научить детей из базовой формы «круг»

    делать головку снегиря; учить загибать уголки поделки, округляя заготовку; закреплять умение использовать в работе
    пооперационную карту; развивать глазомер, мелкую моторику.

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «медведя»
    , используя прием
    «складка»
    ,
    «молния»
    и
    «гора»
    ; придавать выразительность с помощью аппликации; использовать
    пооперационную карту; развивать пространственную ориентировку, развивать мелкую моторику.

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «собачки»
    путем сгибания острых углов и сгибании нижних и верхних двух углов; научить
    детей делать туловище из базовой формы «воздушный змей»
    ;

    использовать в работе пооперационную карту.

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «лисенка»
    путем сгибания острых углов, придать выразительность
    (глаза носик)
    Знакомство с
    пооперационной картой; совершенствование навыков работы с бумагой и ножницами

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «зайчика»
    путем сгибания углов к намеченной линии и отгибания нижней полоски наверх, используя
    пооперационную карту; повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; развивать глазомер. мелкую моторику

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «волка»
    , сгибая нижний угол, придав выразительность с помощью аппликации; использовать
    пооперационную карту; развивать пространственную ориентировку, развивать мелкую моторику.

    Цель: научить детей из базовой формы «треугольник»

    делать мордочку
    «мышки»
    используя приемы складка
    «молния»
    и
    «долина»
    , сгибая углы и боковые стороны к центральной линии; использовать в работе
    пооперационную карту

    Анализ оформления уголка конструирования в ДОУ

    Анализ оформления и содержания уголка проводит методист или старший воспитатель дошкольного учреждения во время тематической проверки состояния зон конструктивно-модельной деятельности всех групп. Самоанализ может провести педагог группы, чтобы наметить план дальнейшей работы по обновлению и пополнению материалов и оборудования уголка.

    При анализе учитывают такие основные пункты:

    • Соблюдение правил безопасности при организации уголка и подборе оснащения.
    • Соответствие возрасту детей группы.
    • Доступность, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре, могут ли дети сами его брать и складывать на место).
    • Развивающая направленность зоны: даёт ли детям возможность организовывать сюжетные игры с постройками, узнавать новое, расширять кругозор (особенно важно в старших группах).
    • Присутствуют ли в оснащении уголка: разные виды конструкторов, наборов для моделирования; игрушки для обыгрывания построек, изображения ролевых персонажей (прохожие, милиционер, работник кафе, больницы и т. д), фигурки животных, игрушечный транспорт разных размеров; материал для конструирования из бумаги, природного, бросового и вспомогательного (пластилин, клей, проволока, мелкие элементы для декорирования).
    • Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
    • Эстетичность, оригинальность и креативность оформления.

    Результаты анализа обговариваются на педсовете, конструктивно-модельной деятельности могут быть посвящены круглые столы, семинары, педагогические практикумы, на которых воспитатели обмениваются идеями, творческими находками, передовым опытом.

    К сожалению, ещё не во всех группах детских садов есть отдельные зоны конструирования, где воспитанники могли бы в полной мере проявить свои таланты и заняться увлекательной и полезной конструктивно-модельной деятельностью. Однако организация такого уголка — дело не сложное, напротив, увлекательное и нужное. Задавшись целью создать такой уголок, наполнить его богатым и разнообразным материалом, педагог найдёт поддержку коллег и родителей воспитанников, а лучшей наградой его труду послужат радость и творческие находки маленьких мастеров — детишек группы.

    Положение о смотре центров конструирования в ДОО

    Утверждаю Заведующий МАДОУ № ____ ___________/______________

    Педсовет № 1 от 24.08. 2020г.

    Положение о смотре «Центры конструирования»

    в МАДОУ №_____________ на 2017-2018 учебный год

    Цель:

    Создание условий в ДОУ для развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности и художественно-творческих способностей детей.

    Задачи смотра:

    • Пополнить и обновить обеспечение центров конструирования.
    • Способствовать улучшению уровня оснащения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
    • Содействовать развитию творческого потенциала педагогов ДОУ.
    • Повышать профессиональное мастерство педагогов по вопросам развития у дошкольников навыков конструирования.
    • Содействовать укреплению связи ДОУ с семьёй.

    Участники смотра:

    в смотре принимают участие педагоги и родители всех групп детского сада, квалифицированные специалисты, старший воспитатель.

    Комиссия
    смотра:

    • _______________
    • _______________
    • _______________
    • _______________
    • _______________

    Организация и порядок проведения смотра:

    Смотр проводится 12-13.03.2018г.

    Критерии оценки:

    0 — критерий отсутствует; 0,5-присутствует частично; 1-присутствует в полном объеме. Максимальное количество баллов – 5.

    Итоги смотра центров конструирования учитываются в картах активности педагогов при распределении стимулирующих выплат.

    №п/п Показатели смотра в группах

    (для воспитателей)

    Учитывается Максимальное количество баллов
    1 Создание условий для организации конструктивной деятельности в группе 1
    1.1 Соответствие содержания возрасту
    1.2 Открытость и доступность для детей
    1.3 Хранение детских работ (лесенка, полочка, стеллаж)
    2 Разнообразие материалов 1
    2.1 Наборы кубиков 4-12шт(младший возраст); напольный строительный материал; настольный строительный материал (пластмассовые конструкторы: младший возраст- с крупными деталями, старший возраст- с мелкими деталями); конструкторы с металлическими деталями — старший возраст; тематические наборы («Город», «Поезд» и т.д.) -средний возраст; мягкие конструкторы на ковролиновой основе-младший возраст.
    2.2 Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д.
    2.3 Ящик с аксессуарами для строительства (фигурки людей, животные, маленькие машинки, лодки, самолётики т .д.)
    2.4 Материалы для конструирования из бумаги, природного материала, бросового материала.
    3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
    3.1 Безопасность оборудования и материалов
    3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
    3.3 Соответствие эстетическим требованиям
    3.4 Рациональное размещение
    4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей 1
    5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
    5.1 Участие родителей в пополнении оборудования и материалов для конструктивной деятельности детей
    5.2 Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
    Общее количество баллов 5
    №п/п Показатели смотра для методического кабинета (старший воспитатель,

    педагог дополнительного образования по ИЗО)

    Учитывается Максимальное количество баллов
    1 Создание условий для организации конструктивной деятельности в ДОУ 1
    Наличие методических пособий по теме, систематизация
    2 Разнообразие материалов для конструктивной деятельности в методическом кабинете 1
    2.1 Наборы строительных материалов разных видов
    2.2 Материалы для конструирования, легоконстрирования
    2.3 Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д.
    3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
    3.1 Безопасность оборудования и материалов
    3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
    3.3 Соответствие эстетическим требованиям
    3.4 Рациональное размещение
    4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей в ДОУ 1
    5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
    Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
    Общее количество баллов 5
    №п/п Показатели смотра

    для квалифицированных специалистов

    Учитывается Максимальное количество баллов
    1 Создание условий для организации конструктивной деятельности на занятиях 1
    Наличие методических материалов с элементами конструирования
    2 Наличие материалов для конструирования в кабинетах 1
    Наборы материалов для конструирования, схемы, образцы, альбомы с иллюстрациями
    3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
    3.1 Безопасность оборудования и материалов
    3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
    3.3 Соответствие эстетическим требованиям
    3.4 Рациональное размещение
    4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей 1
    5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
    Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
    Общее количество баллов 5
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]