Разработка урока по биологии по теме: Немембранные органоиды (10 класс)


Образовательная:

 Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;

 Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

 Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

 Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний с развитием живописи, музыки, в историческом плане.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  • Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение живой клетки». Музыка Вивальди, Чайковского. Натюрморты голландских живописцев. Микроскопы, дидактический материал, мультимедийный проектор, микроскоп, микропрепараты.

І
этап – Организация класса.
II
этап – Постановка целей и задач урока.
Учитель:

Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. Мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот. Запишите тему нашего урока: «Обобщение знаний по теме “клетка”».

Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». А помогут нам в этом, ребята одной из творческих групп, принимающих активное участие в подготовке к уроку и обладающих артистическими способностями.

Ученик:

XVII век – век застоя и открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.

Учитель:

XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске – работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.

В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?

Ученик:

1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно…

Учитель:

Давайте, посмотрим вместе. Как это было?

Ученик:

Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп», помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет. Мы, микроскописты нашего времени стоим на пороге великих дел и великих открытий. Я много работал, много парировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клети, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Ученик:

1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

Ученик:

Исследования многих микроскопистов в мире принимают довольно интересный оборот, мои открытия, думаю, тоже к чему-то приведут. Эта капелька застоявшейся воды, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? (Без энтузиазма склоняется над микроскопом). О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить.

Учитель:

Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркине, немцы Шлейден и Швани внесли свой вклад в историю изучения клетки.

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Природа, понятие жизни всегда прекрасно то ли в произведениях великих композиторов, то ли в открытиях великих учёных-биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это?

Ученик:

Вот они выдающиеся деятели цитологии XIX века Шлейден и Шванн.

Ученик:

На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни (читает) «Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитаю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги.

Постулат №1: «Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам».

Постулат №2: «Каждая клетка в определённых границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток».

Ученик:

Позвольте зачитать третий постулат нашей теории, которая считается весьма важной.

«Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определённым законам образуются клетки».

Ученик:

Да это же истинное творение науки, это же клеточная теория.

Ученик:

Минутку внимания, друзья мои! Да это же не вполне точные постулаты! Позвольте представить, Вирхов – немецкий патолог, прошу любить и жаловать! А тот, кто читал мою книгу «Целлюлярная патология», тот поймёт, что третий постулат Шлейдена и Шванна несовершенен и, что заменит его новый из моего творения.

«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения».

Учитель:

Вот так идёт история развития общества, от побед к поражениям, от провала к восхождениям. Сложна эта история, тернист путь познания науки. Но миг открытия всегда прекрасен, как и эта музыка, что звучит сегодня!

Органоиды клетки

Органоиды (органеллы) клетки — специализированные структуры клетки, выполняющие различные жизненно необходимые функции. Особенно сложно устроены клетки простейших, где одна клетка составляет весь организм и выполняет функции дыхания, выделения, пищеварения и многие другие.

Органоиды клетки подразделяются на:

  • Немембранные — рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, органоиды движения (жгутики, реснички)
  • Одномембранные — ЭПС, комплекс (аппарат) Гольджи, лизосомы и вакуоли
  • Двумембранные — ядро, пластиды, митохондрии

Строение клетки

Прежде чем говорить об органоидах клетки, без которых невозможна ее жизнедеятельность, необходимо упомянуть о том, без чего вообще не существует клетки — о клеточной мембране. Клеточная мембрана ограничивает клетку от окружающего мира и формирует ее внутреннюю среду.

Клеточная мембрана (оболочка)

Запомните, что в отличие от клеточной стенки, которая есть только у растительных клеток и у клеток грибов (она придает им плотную, жесткую форму) клеточная мембрана есть у всех клеток без исключения! Этот важный момент объясню еще раз :) У клеток животных имеется только клеточная мембрана, а у клеток растений и грибов есть и клеточная стенка, и клеточная мембрана.

Клеточная мембрана представляет собой билипидный слой (лат. bi — двойной + греч. lipos — жир), который пронизывают молекулы белков.

Строение мембраны

Билипидный слой представлен двумя слоями фосфолипидов. Обратите внимание, что их гидрофобные концы обращены внутрь мембраны, а гидрофильные «головки» смотрят наружу. Билипидный слой насквозь пронизывают интегральные белки, частично — погруженные белки, имеются также поверхностно лежащие белки — периферические.

Белки принимают участие в:

  • Поддержании постоянства структуры мембраны
  • Рецепции сигналов из окружающей среды (химического раздражения)
  • Транспорте веществ через мембрану
  • Ускорении (катализе) реакций, которые ассоциированы с мембраной

Интегральные (пронизывающие) белки образуют каналы, по которым молекулы различных веществ могут поступать в клетку или удаляться из нее. «Заякоренные» молекулы олигосахаридов на поверхности клетки образуют гликокаликс, который выполняет рецепторную функцию, участвует в избирательном транспорте веществ через мембрану.

Гликокаликс

Теперь вы знаете, что гликокаликс — надмембранный комплекс, совокупность клеточных рецепторов, которые нужны клетке для восприятия регуляторных сигналов биологически активных веществ (гормонов, гормоноподобных веществ). Гормон избирателен, специфичен и присоединяется только к своему рецептору: меняется конформация молекулы рецептора и обмен веществ в клетке. Так гормоны регулируют жизнедеятельность клеток.

Вирусы и бактерии не являются исключением: они взаимодействуют только с теми клетками, на которых есть подходящие к ним рецепторы. Так вирус гриппа поражает преимущественно клетки слизистой верхних дыхательных путей. Однако если рецепторов нет, то вирус не может проникнуть в клетку, и организм приобретает невосприимчивость к инфекции. Вспомните врожденный иммунитет: именно по причине отсутствия рецепторов человек не восприимчив ко многим болезням животных.

Инвазия ВИЧ в клетку

Итак, вернемся к клеточной мембране. Ее можно сравнить со стенами помещения, в котором, вероятно, вы находитесь. Стены дома защищают его от ветра, дождя, снега и прочих факторов внешней среды. Рискну предположить, что в вашем доме есть окна и двери, которые по мере необходимости открываются и закрываются :) Так и клеточная мембрана может сообщать внутреннюю среду клетки с внешней средой: через мембрану вещества поступают в клетку и удаляются из нее.

Подведем итоги. Клеточная мембрана выполняет ряд важнейших функций:

  • Разделительная (барьерная) — образует барьер между внешней средой и внутренней средой клетки (цитоплазмой с органоидами)
  • Поддержание обмена веществ между внешней средой и цитоплазмой
  • Через мембрану по каналам кислород и питательные вещества поступают в клетку, а продукты жизнедеятельности — мочевина — удаляются из клетки во внешнюю среду.

  • Транспортная
  • Тесно связана с обменом веществ, однако здесь мне особенно хочется подчеркнуть варианты транспорта веществ через клетку. Выделяется два вида транспорта:

  • Пассивный — часто идет по градиенту концентрации, без затрат АТФ (энергии). Возможен путем осмоса, простой диффузии или облегченной (с участием белка-переносчика) диффузии.
  • Внутрь клетки с помощью осмоса поступает вода. Путем простой диффузии в клетку попадают O2, H2O, CO2, мочевина. Облегченная диффузия характерна для транспорта глюкозы, аминокислот.

  • Активный
  • Активный транспорт чаще происходит против градиента концентрации, в ходе него используются белки-переносчики и энергия АТФ. Ярким примером является натрий-калиевый насос, который накачивает ионы калия внутрь клетки, а ионы натрия выводит наружу. Это происходит против градиента концентрации, поэтому без затрат энергии (АТФ) не обойтись.

    Транспорт веществ через мембрану

Внутрь клетки крупные молекулы попадают путем эндоцитоза (греч. endo — внутрь) двумя путями:

  • Фагоцитоз (греч. phago — ем + cytos — клетка) — поглощение твердых пищевых частиц и бактерий фагоцитами
  • Пиноцитоз (греч. pino — пью) — поглощение клеткой жидкости, захват жидкости клеточной поверхностью

Фагоцитоз был открыт И.И. Мечниковым, который создал фагоцитарную теорию иммунитета. Это теория гласит, что в основе иммунной системы нашего организма лежит явление фагоцитоза: попавшие в организм бактерии уничтожаются фагоцитами (T-лимфоцитами), которые переваривают их.

В ходе эндоцитоза мембрана сильно прогибается внутрь клетки, ее края смыкаются, захватывая бактерию, пищевые частицы или жидкость внутрь клетки. Образуется везикула (пузырек), который движется к пищеварительной вакуоли или лизосоме, где происходит внутриклеточное пищеварение.

Фагоцитоз и пиноцитоз

Клетки многих органов, к частности эндокринных желез, которые выделяют в кровь гормоны, транспортируют синтезированные вещества к мембране и удаляют их из клетки с помощью экзоцитоза (от др.-греч. ἔξω — вне, снаружи). Таким образом, процессы экзоцитоза и эндоцитоза противоположны.

Клеточная стенка

Расположена снаружи клеточной мембраны. Присутствует только в клетках бактерий, растений и грибов, у животных отсутствует. Придает клетке определенную форму, направляет ее рост, придавая характерное строение всему организму. Клеточная стенка бактерий состоит из полимера муреина, у грибов — из хитина, у растений — из целлюлозы.

Клеточная стенка

Цитоплазма

Органоиды клетки расположены в цитоплазме, которая состоит из воды, питательных веществ и продуктов обмена. В цитоплазме происходит постоянный ток веществ: поступившие в клетку вещества для расщепления необходимо доставить к органоидам, а побочные продукты — удалить из клетки.

Постоянное движение цитоплазмы поддерживает связь между органоидами клетки и обеспечивает ее целостность.

Цитоплазма

Прокариоты и эукариоты

Прокариоты (греч. πρό — перед и κάρυον — ядро) или доядерные — одноклеточные организмы, не обладающие в отличие от эукариот оформленным ядром и мембранными органоидами. У прокариот могут обнаруживаться только немембранные органоиды. Их генетический материал представлен в виде кольцевой молекулы ДНК — нуклеоида. К прокариотам относятся бактерии (в их числе цианобактерии), археи.

Эукариоты (греч. εὖ — хорошо + κάρυον — ядро) или ядерные — домен живых организмов, клетки которых содержат оформленное ядро. Растения, животные, грибы — относятся к эукариотам.

Прокариоты и эукариоты

Немембранные органоиды
  • Рибосома
  • Очень мелкая органелла (около 20 нм), которая была открыта после появления электронного микроскопа. Состоит из двух субъединиц: большой и малой, в состав которых входят белки и рРНК (рибосомальная РНК), синтезируемая в ядрышке.

    Запомните ассоциацию: «Рибосома — фабрика белка». Именно здесь в ходе матричного биосинтеза — трансляции, с которой подробнее мы познакомимся в следующих статьях, на базе иРНК (информационной РНК) синтезируется белок — последовательность соединенных аминокислот в заданном иРНК порядке.

    Строение рибосомы

  • Микротрубочки и микрофиламенты
  • Микротрубочки являются внутриклеточными белковыми производными, входящими в состав цитоскелета. Они поддерживают определенную форму клетки, участвуют в процессе деления путем образования нитей веретена деления. Микротрубочки также образуют основу органоидов движения: жгутиков и ресничек.

    Микрофиламенты — тонкие длинные нитевидные структуры, состоящие из белка актина. Встречаются во всей цитоплазме, служат для создания тока цитоплазмы, принимают участие в движении клетки, в процессах эндо- и экзоцитоза.

    Микротрубочки и микрофиламенты

  • Клеточный центр (центросома, от греч. soma — тело)
  • Этот органоид характерен только для животной клетки, в клетках грибов и высших растений отсутствует. Клеточный центр состоит из 9 триплетов микротрубочек (триплет — три соединенных вместе). Участвует в образовании нитей веретена деления, располагается на полюсах клетки.

    Клеточный центр

  • Реснички и жгутики
  • Это органоиды движения, которые выступают над поверхностью клетки и имеют в основе пучок микротрубочек. Реснички встречаются только в клетках животных, жгутики можно обнаружить у животных, растений и бактерий.

    Жгутики и реснички

Одномембранные органоиды
  • Эндоплазматическая сеть (ЭПС), эндоплазматический ретикулум (лат. reticulum — сеть)
  • ЭПС представляет собой систему мембран, пронизывающих всю клетку и разделяющих ее на отдельные изолированные части (компартменты). Это крайне важно, так как в разных частях клетки идут реакции, которые могут помешать друг другу, что нарушит процессы жизнедеятельности.

    Выделяют гладкую ЭПС и шероховатую ЭПС. Обе они выполняют функцию внутриклеточного транспорта веществ, однако между ними имеются различия. На мембранах гладкой ЭПС происходит синтез липидов, обезвреживаются вредные вещества. Шероховатая ЭПС синтезирует белок, так как имеет на мембранах многочисленные рибосомы (потому и называется шероховатой).

    Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

  • Комплекс (аппарат) Гольджи
  • Комплекс Гольджи состоит из трубочек, сети уплощенных канальцев (цистерн) и связанных с ними пузырьков. Располагается вокруг ядра клетки, внешне напоминает стопку блинов. Это — «клеточный склад». В нем запасаются жиры и углеводы, с которыми здесь происходят химические видоизменения.

    Модифицированные вещества упаковываются в пузырьки и могут перемещаться к мембране клетки, соединяясь с ней, они изливают свое содержимое во внешнюю среду. Можно догадаться, что комплекс Гольджи хорошо развит в клетках эндокринных желез, которые в большом количестве синтезируют и выделяют в кровь гормоны.

    В комплексе Гольджи появляются первичные лизосомы, которые содержат ферменты в неактивном состоянии.

    Комплекс Гольджи

  • Лизосома (греч. lisis — растворение + soma — тело)
  • Представляет собой мембранный пузырек, содержащий внутри ферменты (энзимы) — липазы, протеазы, фосфатазы. Лизосому можно ассоциировать с «клеточным желудком».

    Лизосома участвует во внутриклеточном пищеварении поступивших в клетку веществ. Сливаясь с фагосомой, первичная лизосома превращается во вторичную, ферменты активируются. После расщепления веществ образуется остаточное тельце — вторичная лизосома с непереваренными остатками, которые удаляются из клетки.

    Процесс фагоцитоза

    Лизосома может переварить содержимое фагосомы (самое безобидное), переварить часть клетки или всю клетку целиком. В норме у каждой клетки жизненный цикл заканчивается апоптозом — запрограммированным процессом клеточной гибели.

    В ходе апоптоза ферменты лизосомы изливаются внутрь клетки, ее содержимое переваривается. Предполагают, что нарушение апоптоза в раковых клетках ведет к бесконтрольному росту опухоли.

    Лизосома

  • Пероксисомы (лат. per — сверх, греч. oxys — кислый и soma — тело)
  • Пероксисомы (микротельца) содержат окислительно-восстановительные ферменты, которые разлагают H2O2 (пероксид водорода) на воду и кислород. Если бы пероксид водорода оставался неразрушенными, это приводило бы к серьезным повреждениям клетки.

  • Вакуоли
  • Вакуоли характерны для растительных клеток, однако встречаются и у животных (у одноклеточных — сократительные вакуоли). У растений вакуоли выполняют другие функции и имеют иное строение: они заполняются клеточным соком, в котором содержится запас питательных веществ. Снаружи вакуоль окружена тонопластом.

    Трудно переоценить значение вакуолей в жизнедеятельности растительной клетки. Вакуоли создают осмотическое давление, придают клетке форму.

    Примечательно, что по размеру вакуолей можно судить о возрасте клетки: молодые клетки имеют вакуоли небольшого размера, а в старых клетках вакуоли могут настолько увеличиваться, что оттесняют ядро и остальные органоиды на периферию.

    Вакуоли

Двумембранные органоиды
  • Ядро («ядро» по лат. — nucleus, по греч. — karyon)
  • Важнейший компонент эукариотической клетки — оформленное ядро, которое у прокариот отсутствует. Внутренняя часть ядра представлена кариоплазмой, в которой расположен хроматин — комплекс ДНК, РНК и белков, и одно или несколько ядрышек.

    Ядрышко — место в ядре, где активно идет процесс матричного биосинтеза — транскрипция, с которым мы познакомимся подробнее в следующих статьях. В течение дня, наблюдая за одной и той же клеткой, можно увидеть разное количество ядрышек или не найти ни одного.

    Оболочка ядра состоит из двух мембран и пронизана большим количеством ядерных пор, через которые происходит сообщение между кариоплазмой и цитоплазмой. Главными функциями ядра является хранение, защита и передача наследственного материала дочерним клеткам.

    Строение ядра

    Замечу, что хромосомы видны только в момент деления клетки. Хромосомы представляют собой сильно спирализованные молекулы ДНК, связанные с белками.

    Я всегда рекомендую ученикам ассоциировать хромосому с мотком ниток: если все нитки обмотать вокруг одной оси, то они становятся мотком и хорошо видны (хромосомы — во время деления, спирализованное ДНК), если же клетка не делится, то нитки размотаны и разбросаны в один слой, хромосом не видно (хроматин — деспирализованное ДНК).

    Хроматин и хромосомы

    Хромосомы отличаются друг от друга по строению, форме, размерам. Совокупность всех признаков (форма, число, размер) хромосом называется кариотип. Кариотип может быть представлен по-разному: существует кариотип вида, особи, клетки.

    Изучая кариотип человека, врач-генетик может обнаружить различные наследственные заболевания, к примеру, синдром Дауна — трисомия по 21-ой паре хромосом (должно быть 2 хромосомы, однако при синдроме Дауна их три).

    Кариотип

  • Митохондрия
  • Органоид палочковидной формы. Митохондрию можно сравнить с «энергетической станцией». Если в цитоплазме происходит анаэробный этап дыхания (бескислородный), то в митохондрии идет более совершенный — аэробный этап (кислородный). В результате кислородного этапа (цикла Кребса) из двух молекул пировиноградной кислоты (образовавшихся из 1 глюкозы) получаются 36 молекул АТФ.

    Митохондрия окружена двумя мембранами. Внутренняя ее мембрана образует выпячивания внутрь — кристы, на которых имеется большое скопление окислительных ферментов, участвующих в кислородном этапе дыхания. Внутри митохондрия заполнена матриксом.

    Митохондрия

    Запомните, что особенностью этого органоида является наличие кольцевой молекулы ДНК — нуклеоида, и рибосом. То есть митохондрия обладает собственным генетическим материалом и возможностью синтеза белка, почти как отдельный организм.

    В связи с этим, митохондрия считается полуавтономным органоидом. Вероятнее всего, изначально митохондрии были самостоятельными организмами, однако со временем вступили в симбиоз с эукариотами и стали частью клетки.

    Митохондрий особенно много в клетках мышц, в том числе — в сердечной мышечной ткани. Эти клетки выполняют активную работу и нуждаются в большом количестве энергии.

  • Пластиды (др.-греч. πλαστός — вылепленный)
  • Двумембранные органоиды, встречающиеся только в клетках высших растений, водорослей и некоторых простейших. У подавляющего большинства животных пластиды отсутствуют. Подразделяются на три типа:

  • Хлоропласт (греч. chlōros — зелёный)
  • Получил свое название за счет содержащегося в нем зеленого пигмента — хлорофилла (греч. chloros — зеленый и phyllon — лист). Под двойной мембраной расположены тилакоиды, которые собраны в стопки — граны. Внутреннее пространство между тилакоидами и мембраной называется стромой.

    Запомните, что светозависимая (световая) фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов, а темновая (светонезависимая) фаза — в строме хлоропласта за счет цикла Кальвина. Это очень пригодится при изучении фотосинтеза в дальнейшем.

    Хлоропласт

    Так же, как и митохондрии, пластиды относятся к полуавтономным органоидам: в них имеется кольцевидная ДНК — нуклеоид, рибосомы.

  • Хромопласты (греч. chromos – краска)
  • Пластиды, которые содержат пигменты каратиноиды в различных сочетаниях. Сочетание пигментов обуславливает красную, оранжевую или желтую окраску. Находятся в плодах, листьях, лепестках цветков.

    Хромопласты могут развиваться из хлоропластов: во время созревания плодов хлоропласты теряют хлорофилл и крахмал, в них активируется биосинтез каротиноидов.

  • Лейкопласты (др.-греч. λευκός — белый )
  • Не содержат пигментов, образуются в запасающих частях растения (клубни, корневища). В лейкопластах накапливается крахмал, липиды (жиры), пептиды (белки). На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты и запускать процесс фотосинтеза.

    Пластиды

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: