Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
- со складами (не путать со слогами)
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
- слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
- отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
- отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
- согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
- со словами, написанными по складовому принципу.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
- короткие (первое время не больше 3-5 букв),
- простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
- знакомые и интересные ребенку.
Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть определенные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующему звуку.
Игра «Кто лучше слушает»
Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите …
звук.
Игра «Цепочка»
Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра…
Игра «Кто больше»
Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.
Игра «Звуковые часы»
В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:
— найти и назвать слова , в которых есть … звук ;
— выделить и назвать первый и последний звук в слове , указанном
стрелкой ;
— показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;
— подобрать слова , начинающиеся с того же звука , что и название
данного предмета . И т.д.
Игра «Мы — писатели»
Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.
Папа пришел домой и принес покупки .Потом прибежал Павлик .Папа с
Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проносились машины .
Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их
алфавитное название.
Игра «Полубуковка»
Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.
Игра «Найди букву»
На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.
Игра «Поставь буквы правильно»
Буквы стоят боком, «вниз головой».
Игра «Найди пару»
На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.
Игра «Поймай рыбку»
В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово(н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)
Игры со слогами
Игра «Капитаны»
Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты , корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет ,адругая- в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки
Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние — на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
Тренинг для 1-3 класса. Правила поведения в классе
Конспект тренинга для учеников младших классов по формированию правил поведения в классе «Птица и птенцы»
Этот конспект занятия-тренинга подходит для психологов и учителей. Он предназначен для проведения в младших классах (1-3 класс), в которых ученики нарушают правила ответа в классе (выкрикивают, шумно себя ведут), проявляют несдержанность при фронтальных опросах детей.
Цель: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Оборудование: плакаты «Птица и птенцы в гнезде», «Учитель и ученики в классе» I. Организационный момент. Ритуал приветствия. Упражнение «Найди общее» Ведущий: — Здравствуйте ребята. Начнем наше занятие. Сегодня мы поговорим с вами о школе и о вас — учениках. Но сперва посмотрите друг на друга. Вы все такие разные и неповторимые! Но у вас есть много общего. Пожалуйста встаньте те, у кого карие глаза. Встаньте те, кто любит мороженное. Встаньте те, у кого есть домашние животные. Встаньте те, кто любит играть в видеоигры. Видите, у вас есть много общего, поэтому вы легко можете подружиться друг с другом. II. Основная часть Упражнение «Что делает ученик?» Ведущий: — Ребята, скажите, что обычно делает ученик, чем он занят. (Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, делает уроки и т.д.). Ведущий:- Знаете игру «Крокодил?». В этой игре нужно без слов показать что-то. Сейчас каждый по очереди выйдет к доске и покажет без слов и без жестовой речи что-то, что делает ученик. А мы попробуем отгадать, что загадал ведущий. Старайтесь, чтобы действия не повторялись! Анализ упражнения: • Как вы думаете, делает ли ученик в школе что-то бесполезное и ненужное? • Что интереснее всего делать в школе? Что вам в школе больше всего нравится? • На летних каникулах вам хочется в школу? Упражнение «Тренировка Левитана» Оборудование: небольшой текст (5-6 предложений) любого содержания (рассказ, описание жизни животного, историческая справка и т.п.) напечатанный на листочках (минимум четыре разных текста для пары школьников). Текст можно взять из учебников детей (литературы, природоведения, истории, географии и т.п.) Ведущий: Очень известный диктор Юрий Левитан, чтобы не делать ошибок во время записи в прямом эфире, тренировал свою концентрацию внимания. Разделитесь на пары. Переверните лист с текстом вверх ногами. Прочтите его. Сначала Вы, потом партнер. Теперь возьмите и переверните второй текст. Прочтите его, но при этом партнер будет всячески вам мешать: хлопать в ладоши, петь песню, махать руками, подталкивать, задавать вопросы и тп. Анализ упражнения: Поделитесь впечатлениями. Сложно ли читать текст вверх ногами? Удалось ли прочесть его, когда тебе мешают и вокруг очень шумно? Запомнилось ли, о чем говорилось в тексте? Когда легче усвоить информацию, в шумной обстановке или в тихой, спокойной?Бывает ли в вашем классе шумно во время занятия? Кому из вас это мешает? Мотивационная беседа «Птица и птенцы» (материал из книги «Психология. 2 класс. Развивающие занятия» Глазунов Д.А.) Ведущий вешает на доску плакат «Птица и птенцы в гнезде».
Ведущий:- Посмотрите, ребята, что я для вас нарисовала. Это дерево а на дереве, посмотрите… Что это? Гнездо с маленькими птенчиками. А вот взрослая птица, наверно, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы покормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, чтобы мама положила туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенцы голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец хочет получить от мамы больше еды, а делиться не хотят. И они стараются — шире открывают клюв, толкаются, кричат громче всех. Ведущий вешает плакат «Учитель и ученики в классе»
А теперь представьте, что птенчики — это вы, ученики, птица — конечно учитель, пища — это знания, которые дает учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их головам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу. Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получать его в виде подсказки. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые громкие. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу — возможности думать. Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот плакат, это значит — нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем. Игра «Принц – на – цыпочках» Ведущий: — А теперь докажем, что вы можете если захотите быть очень тихими. Ведущий: — Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумный класс в комнату, где стоит волшебная тишина. Кто хочет быть ведущим? Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках. Неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до плеча, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до кого дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто идет за принцем, должен быть тише мышки. Когда соберешь всех, проводи их к доске. Повернись к ребятам и поблагодари их, молча поклоном. После чего все возвращаются на свои места так же тихо. Анализ упражнения: • Понравилась ли вам игра? • Сложно ничего не говорить и не шуметь? • В каком классе легче учиться в шумном или таком же тихом? Ведущий: — Если учитель просит тишины в классе, вспомните эту игру. Игра «Стоп-кадр» Ведущий:- Ребята, вспомните игру «Море волнуется». По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура «птица» замри. («лев»,»ученик», «воздушный шар», «дружба», «тишина», «счастье»). Анализ упражнения: • Какие фигуры было сложно показать? Почему? • Почему фигуры птиц, льва, воздушного шарика у всех похожи, а дружба, счастье — разные? III. Итог Ведущий: — Пора прощаться. Расскажите, ребята, что на сегодняшней встрече вам больше всего понравилось? Что вы поняли из сегодняшней встречи? Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». Ведущий: — Ребята, вы хорошо занимались сегодня. Мне хочу вас похвалить и поблагодарить. Для этого каждый по очереди встанет на этот стул. Сперва пойдет тот, кто лучше всех занимался. Давайте от всей души похлопаем ему. Спасибо! Теперь пойдет… Анализ упражнения: • Понравилось ли тебе получать аплодисменты? • Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты? • Тебе понравилось хлопать в ладоши? Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся? Ведущий: Школьнику на память (отрывок) Ответить хочешь — не шуми, А только руку подними. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. На уроке ты сиди, Не стучи и не кричи. На уроках не болтай, Как говорящий попугай. (С. Маршак) — До свидания, ребята! На занятиях ведите себя достойно!
Рекомендуем посмотреть:
Тренинги для школьников 5-6 класс Тренинговое занятие для ведущих школьных служб примирения Тренинг для школьников. Все стороны моего «Я» Классный час в музыкальной школе. Правила поведения в музыкальной школе
Похожие статьи:
Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.
Правила поведения в школе для младших школьников
Классный час «Правила поведения в классе», 1 класс
Классный час «Правила поведения в школьной столовой», 1 класс
Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс
Игры для 1 класса
Игры для первоклассников
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он может быть использован на уроках, на переменах, на школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. У ребёнка, при поступлении в первый класс, могут возникнуть трудности. Игра – хороший способ для установления отношений со сверстниками, повышения самооценки ребёнка и создания положительной мотивации. Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников Задачи: поддерживать ребёнка в его стремлении стать школьником; развивать речь учащихся и активный словарный запас, развивать коммуникативную культуру; воспитывать любовь и уважение к школе, к учителям, одноклассникам.
1. Игра «Для чего ходят в школу?» А сейчас давайте поиграем. Я сейчас хочу узнать, а знаете ли вы для, чего ребята ходят в школу? Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топните ногой. В школу ходят, чтобы играть. В школу ходят, чтобы читать. В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте. В школу ходят, чтобы дружить. В школу ходят, чтобы считать. В школу ходят, чтобы писать. В школу ходят, чтобы учиться. В школу ходят, чтобы драться. В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке. В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам. В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами. В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя. 2. Игра «Один или хором» Вы знаете, что на уроке, при желании ответить, нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. А сейчас я вам буду задавать вопросы. На одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны. Скажите хором, сколько будет 1 + 4 ? Скажите вместе: у какого животного длинный хобот? Кто из вас знает, какие грибы растут в лесу? Листья опадают, когда это бывает? Какие марки легковых машин вы знаете? Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно. Ваша любимая игрушка? Хором: какой день недели будет после понедельника? Какие имена мальчиков вы знаете? Какие имена девочек вы знаете? Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы … Дружно: как меня зовут? Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором) 3. Игра «Урок или перемена» Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут по-разному. Сейчас я буду называть разные действия, а вы показывайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене. Если на уроке — сели красиво, спина прямая, руки перед собой. Если на перемене, то показываем движение руками. Читать. Играть. Разговаривать с друзьями. Просить у друга ластик. Писать в тетради. Отвечать на вопросы учителя. Решать задачки. Готовиться к уроку. Есть яблоко. 4. Игра «Да — Нет» Внимательно послушайте вопросы и дайте правильный ответ: либо – «Да», либо — «Нет». Будем вытирать руки о шторы? Будем держать в порядке свои книжки и тетрадки? Можно писать прямо на стенах? Нужно носить сменную обувь? Надо драться на переменах? Будем опаздывать на урок? Будем стараться хорошо учиться? 5. Игра в слова На каждую букву имени ученика, надо придумать подходящее слово. ТИМУР Т — талантливый И — интеллигентный М — мудрый У — умелый Р – радостный Можно вместо имени использовать значимые для школьников слова. ШКОЛА Ш — шаг к знаниям К — культура О — открытия Л — любознательность А — активность 6. Игра «Злой волшебник» В одной сказочной стране злой волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова разлетелись по миру. А волшебник стёр названия добрых сказок. Остались только самые сильные слова. Угадайте сказку. Дед Баба курочка яичко мышка (Курочка Ряба)
коза козлята волк кузнец съел
(Волк и семеро козлят)
муха денежка базар гости паук комар
(Муха-цокотуха)7. Игра «Восстанови поговорки» Век живи, … (век учись). Ученье – свет, …(а неученье — тьма). Земля освещается солнцем, … (а человек — знанием). Терпение и труд … (всё перетрут).
Рекомендуем посмотреть:
Игра для младших школьников «Животные Урала» с презентацией Игра для учащихся начальной школы с презентацией на тему: Насекомые Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет Интерактивные игры по окружающему миру, 1-2 класс
Похожие статьи:
Игра «Поле чудес» в 4 классе. Изобретения
Игра Счастливый случай, 4 класс
Игра «Счастливый случай» для начальной школы, 3-4 класс
Игра «Умники и умницы» в начальной школе
Игра «Что? Где? Когда?» для начальной школы. Вопросы и ответы
Шифраторы и радиоразведка. Щит и меч информационного мира. Том 1. Записки криптографа
В центре внимания автора — вещи, ранее скрытые от обычных граждан плотным покровом тайны: криптография, шифрование, радиоразведка. И кто бы мог подумать, что от них зависят не только судьбы государств и величайших правителей мира, но и повседневная личная жизнь простых граждан.
Еще несколько лет назад сценарий развития событий в информационном киберпространстве будущего, описанный автором, казался фантастическим, но сегодня, к сожалению, многие из предвидений и предупреждений Анатолия Клепова становятся частью нашей жизни. И что нас ждет впереди?
Способен ли будет человек уже в недалеком будущем самостоятельно защитить себя от посягательств хакеров или преступников? Не воспользуется ли один из злоумышленников возможностью взять под контроль информацию и даже сознание цивилизации?!