Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».
Начало создания романа
Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).
Конспект урока по литературе в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Урок№20
Класс – 6
Предмет-литература
«Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
Цель урока:
раскрыть своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснить причины протеста Владимира Дубровского, формировать собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.
Педагогические задачи урока:
способствовать формированию представления об А.С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», мастере художественного слова; создать условия для ознакомления с проблематикой произведения, с множеством сюжетных линий романа.
Тип урока
: постановка и решение учебных задач
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
владеть навыками различного вида пересказов, понимать роль изобазительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения
Личностные:
осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные
: познавательные:ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, уметь обобщать, делать выводы; уметь находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа
Оборудование:
портрет А.С. Пушкина, эпиграф урока записан на доске; презентация к уроку, карточки для работы каждой группы.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Краткий рассказ об отношениях К. П. Троекурова и А.Г. Дубровского.
(Сравнительная характеристика)
II.Введение в тему
1.Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо? 2.А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость? Учитель: Итак, в жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.
Работа со словарем
- Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.
- Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
3.Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?
IV. Сообщение темы урока.
«Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливост»
Эпиграф урока
«За совесть да за честь хоть голову снесть»(русская пословица)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проанализируем поступки Владимира, наследник ли он отцовского отношения к чести ,который протестует против беззакония и несправедливости, составим цепочку событий, которые позволяют раскрыть характер героя, его поступки, ответим на проблемный вопрос : похожи ли семьи Дубровского и Троекурова?
Распределительный диктант(Распределите по колонкам описания)
1….. не понимали друг друга. «С дочерью он своенравен. Любит до безумия: угождает ее прихотям, но в то же время суров и жесток. Она привыкла скрывать от него свои мысли и чувства» Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет.
2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.
3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.
4. «……зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья».С чувством глубокой нежности вспоминает свое детство: «любил семейственную жизнь, успел насладиться ее тихими радостями»
5. «……. хотя и женился по любви, но овдовев, слишком быстро утешился».
6. «… у него и своим плохо приходится, а достанутся ему чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет…»
7. «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
1,5,6
2,3,4,7
Вывод:
Судьбы похожи, но семьи разные. Андрей даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям.
2.Блиц-опрос
1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (сломить гордость Андрея Григорьевича)
2. Удалось ли ему это? 3. Почему его торжество было отравлено?( такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)
4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы?(совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)
5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову? (натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)
6 Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?( Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».) 7. Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? («Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».) 8.Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным? (Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.)
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146—147, ч. 1).
— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце». — Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали». — Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным? Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.
Глава V
После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться. — Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя? Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «…сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «…мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он свое одиночество». — В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он…» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».) — Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.) Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова. Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение. — Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина? — Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.) Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.
Глава VI
Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих. — Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.) Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «…слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление. — Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.) Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду. Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной: «— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит. — Как не так, — отвечал кузнец». — Где мы уже слышали эти слова? Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу. Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника). — Составьте устный рассказ по этому рисунку. На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая. Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу. Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «…умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
II. Комментированное чтение. Работа с иллюстрациями. Глава VII
Ученики читают главу VII. Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.
Глава VIII
Ученик, выполнявший индивидуальное задание, читает выразительно главу VIII или эпизод «Дефорж в медвежьей комнате» (со слов: «На дворе у Кирилы Петровича…»). — Какой смысл вкладывает автор в выражение «благородные увеселения русского барина»? — Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате? — Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение глав IX—XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 147—148).
1. Проблемный вопрос «Похожи ли семьи?
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
3.Анализ эпизода
I группа Прочитать описание осеннего пейзажа и дать ответы на вопросы
. Составить ТЕКСТ. Представить работу классу. 1.Какую жизнь вел Андрей в Петербурге?(Владимир «был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».) 2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде?Какую роль здесь играет пейзаж? (Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев — все говорит об одиночестве героя 3. Как, по-вашему смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни в этом эпизоде? 4. Какие чувства испытывает Владимир?(одиночество, чувство духовного бездорожья, жизнь проходит…)
Найдите эпитеты в этом эпизоде. Как они раскрывают состояние героя? (Эпитеты записываются на желтых листочках, которые вывешиваются на дерево ЗНАНИЙ) ВЫВОД:
Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть. Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
I группа Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу
1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?(Они пытались поднять бунт.) 2. Как ведет себя Дубровский?(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.) 3.Как его это характеризует?(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.) 4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
Слово учителя
. Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
— Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
— Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.) (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя. Берет на себя ответственность за других, это Поступок Личности, не юноши, проживающего отцовские деньги.) Отношение крестьян к Владимиру. Мотивы поведения Владимира-предводителя разбойников? Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу
1..Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с нимиКрестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит:
«…слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.)
2.Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?(Что это смелый, умный и великодушный человек.) 3.Почему разбойники не трогали дом Троекурова?(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.) 4. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
VI.Рассмотрим схему, которая перед вами: Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?
Учитель: Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд. Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным, который защищает справедливость. Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: 1.Заслуживает ли герой уважение? 2.Откажется ли герой от мщения? Какие факторы повлияют на это решение?
Чтоможет изменить его решение?
VII.Рефлексия деятельности
Продолжи предложение
«Читая Пушкина….»
«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»
«Трудно смириться с тем, что….»
IX. Домашнее задание
Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев
Ответить письменно на вопрос № 1(главаVII) страница 139
3
Реальные прототипы главного героя
В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.
Вторая версия
гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.
О романе «Дубровский»
Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832—1833 годах. Название Пушкину не принадлежит и дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П. В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Нащокин видел Островского в остроге. Пушкину были известны похожие дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы владельца села Петровское П. А. Ганнибала.
В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым, не было разлада влюблённых, отсутствовала фигура князя Верейского, очень важная для идеи расслоения дворянства (аристократичные, но бедные; худородные, но богатые). Кроме того, в романе Дубровский становится жертвой предательства, а не сложившихся обстоятельств. В нём намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя.
В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Дубровский в повести не является исключительной личностью. Он связан со всем укладом и бытом тогдашней жизни. Дубровский и его крестьяне, как и помещик Островский в жизни, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа обидчиков и богатых дворян-помещиков. Эта тема получила широкое развитие в западной и русской литературе.
Действие романа происходит в 1820-е годы. В романе представлены два поколения — отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей. История дружбы отцов — предвестье, «прелюдия трагедии детей».
Первоначально Пушкин назвал точную дату, которая развела отцов: «Славный 1762 год разлучил их надолго.
Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Слова эти значат многое. И Дубровский, и Троекуров — люди Екатерининской эпохи, вместе начинавшие службу и стремившиеся сделать хорошую карьеру. 1762 год — год екатерининского переворота, когда Екатерина II свергла с трона своего мужа Петра III и стала управлять Россией. Дубровский остался верен императору Петру III, как предок самого Пушкина (Лев Александрович Пушкин).
Троекуров, напротив, встал на сторону Екатерины II, которая приблизила его к себе. С тех пор карьера Дубровского, не изменившего присяге, стала клониться к закату, а карьера Троекурова, изменившего присяге, пошла в гору. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград. Дубровский — к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод. Следовательно, причина размежевания дворянства и ссоры двух помещиков лежит в исторических обстоятельствах и в нравах героев.
С той поры как Дубровский и Троекуров разошлись, прошло немало времени. Они встретились вновь, когда оба оказались не у дел. Троекуров и Дубровский не стали врагами. Напротив, их связывает дружба и взаимная привязанность, но эти сильные человеческие чувства не способны сначала предотвратить ссору, а потом и примирить людей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, как не могут надеяться на общую судьбу их любящие друг друга дети — Маша Троекурова и Владимир Дубровский.
Эта трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение в завершении всех сюжетных линий. Она порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции: дружбе противостоит сцена суда, встреча Владимира с родным гнездом сопровождается уходом из жизни отца, сражённого несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушена грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством, венчание — сражением. Владимир Дубровский неумолимо теряет всё: в первом томе у него отнята вотчина, он лишён родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он пребывал раньше. Во втором томе Верейский отнимает у него любовь, а государство — разбойничью волю. Так человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.
Окончание >>>