Отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе


Использование педагогами в работе с детьми современных образовательных технологий

Автор: Щеголихина Татьяна Михайловна

Внедрение в образовательный процесс ФГОС в нашем учреждении потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Наш коллектив готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании. И об этом можно судить по достижениям. По мнению наших педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.

Наш детский сад находится в поиске нового. Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия в свете современных требований. Имеется достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, создана современная предметно-развивающая среда в соответствии с ООП.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов. У коллектива высокий творческий потенциал. Все педагоги систематически повышают свою профессиональную квалификацию в образовательном процессе. 100 % педагогов прошли курсовую подготовку по ФГОС, из 8 педагогов — 2 имеют первую категорию, 5- педагогов аттестуются на первую категорию в этом году (весна-2016г) , 40% педагогов получили профессиональное образование на годичной переподготовке.

Методическая деятельность – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования.

Основной целью

методической работы являлось создание условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Для достижения данной цели решались следующие
задачи:
§ Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дошкольного образования.

§ Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.

§ Оказание методической помощи педагогам в реализации образовательных программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.

§ Формирование теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (проектной, исследовательской, технологии интерактивного обучения и др.)

§ Осуществление методической и консультативной поддержки педагогов, заинтересованных в освоении и внедрении проектной, исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения.

§ Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.

§ Выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

Целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого

взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Сегодня педагогу
недостаточно
знаний о существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум
трех
принципиально различающихся технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Для педагога,

который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром

всегда

будет саморазвитие ребенка.

Среди педагогических технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектно- исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Здоровьесберегающую технологию мы рассматриваем как «сертификат безопасности» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

В нашей практике применяются здоровьесберегающие технологии:

физкультурно-оздоровительные,

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания;

образовательные

— воспитание культуры здоровья дошкольников;

сохранения и стимулирования здоровья

(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация);

обучения здоровому образу жизни

— технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья» из программы М.Лазарева «Здравствуй», знают и владеют данной технологией пока немногие педагоги ( 30% .)

Педагоги ДОУ используют различные здоровьесберегающие технологии, это:

-кинезиологическая гимнастика Брэйн Джим

Доктор Пауль Деннисон, данную технологию используют воспитатели старших групп как отдельно перед занятиями, так и как физминутку во время НОД;

-пальчиковая гимнастика

( В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко) помогает укреплять мышечную систему, стимулирует общее развитие ребенка; повышает работоспособность головного мозга. Данной технологией владеют все 100% педагогов, самый большой опыт по использованию данной технологией у воспитателя Турутиной О.Г., которая неоднократно проводила семинары и открытые мероприятия по её использованию;

музыкотерапия –

Все педагоги ( 100%) используют при организации режимных моментов, перед сном и после сна . Под тихую классическую музыку дети засыпают, а встают . просыпаются под пение птиц. Также музыкотерапия используется при проведении интегрированных занятий, во время рисования, аппликации и др.

дыхательная гимнастика

(М Лазарев, программа «Здравствуй») его комплекс дыхательных игровых упражнений и попевок разработан в игровой и занимательной форме, что доступно детям дошкольного возраста. Дыхательную технологию М.Лазарева использует музыкальный руководитель на своих занятиях, как часть НОД и воспитатели (30%) для профилактики простудных заболеваниях.

дыхательная гимнастика и др.

Использование здоровьесберегающих технологий способствуют воспитанию интереса ребенка к процессу обучения , повышает познавательную активность и, самое главное улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей

Технология проектирования

(Е.С. Евдокимова) и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При использовании технологии проектной деятельности педагог формирует субъективную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализует интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.

Проектная деятельность стала для нас приоритетной

.
Критерием того, что данный принцип работает, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — основа взаимодействия субъектов. Работая по проектной деятельности, мы пришли к выводу, что развитию личности ребёнка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.

Педагоги ДОУ активно участвуют в проектной деятельности на уровне детского сада и района.

Одновременно с этим внутри ДОУ был осуществлены проекты и акции: «Этот день Победы», «День земли», «Народные промыслы Нижегородской области», ««Помоги зимующим птицам» , «Дерево семьи» «В здоровой семье-здоровые дети растут» и др. Результатом работы воспитателей, детей и их родителей стали:

— Выставка поделок из природного и бросового материала;

— Выставка снеговиков;

— Мастерская Дед Молроза»

— Мусорная фантазия;

— Декада пожилого человека

— Выставка поделок из овощей и фруктов «Праздник Урожая»

— Изготовление кормушек (кормушки были развешены на территории ДОУ);

— Выставка поделок «Мастера и мастерицы»

— Выставка поделок к 9 мая « Этот день Победы».

Технология проблемного обучения

— Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят

Технологии исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, что бы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития. Данная технология активно используется педагогами в экспериментальной деятельности. В течении этого учебного года перед педагогами ДОУ стояла по активизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми всех возрастов, начиная с раннего возраста. Все педагоги (100%) создали в группах условия для экспериментальной деятельности, в старших группах созданы «Центры науки», в течении всего года изучались принципы, методика использования данной технологии, прошли семинары, открытые просмотры, что сказалась на активном её использовании как в совместной деятельности педагога с детьми, так и самостоятельно.

В этом году педагоги старших групп (40%) педагогов начали использовать в работе с детьми технологию ТРИЗ

(Г.С.Альтшуллер) (теории решения изобретательских задач
).
Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.

Технология развивающих игр Б. Никитина.

Данная технология используется педагогами, начиная с младшей группы. Технология развивающих игр состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Главное отличие игр Б.Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности. В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломолок, представляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы, что очень важно при индивидуализации развития ребенка.

Большое внимание в детском саду уделяется игровой технологии

педагогического процесса. Игра — это деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Используя в своей работе игровую технологию, воспитатели способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра придает учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных педагогом задач. Благодаря систематического использования игровых технологий, повысился темп работы на занятиях, выросла активность дошкольников, повысился интерес к занятиям, познавательная активность

Вот уже третий год подряд педагоги (100%) в своей работе используют технологию музейной педагогики

. Совместно с родителями педагоги и дети открыли в каждой группе свои мини-музеи, которые основаны на региональных особенностях нашего края. В 2020 году старшем воспитателем была разработана программа по музейной педагогике «Истоки русской старины», программа была представлена на областном конкурсе методических материалов по духовно –нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста «Лествица» и получив 1 место в номинации «Лучшая авторская программа по духовно- нравственному воспитанию.

Информационно-коммуникативные технологии

Е.С. Евдокимова) целесообразно использовать в работе с детьми
старшего дошкольного возраста
в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

мультимедийные презентации;

информационно-обучающие компьютерные программы;

интерактивные игры.

Сегодня ИКТ позволяет:

§ показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

§ в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;

§ привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

§ способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

§ поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Интерактивные игры используются на НОД , олимпиадах.

Таким образом, при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, мы подтвердили правомерность утверждения, что современные образовательные технологии являются ресурсом повышения качества дошкольного образования.

Личностно-ориентированные технологии

представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств.

Педагоги нашего дошкольного учреждения повсеместно используют в работе с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Педагоги не мешают ребенку творить. Они находятся рядом с ним во время процесса, принимают и понимают его позицию, бережно относятся к результатам детского творческого труда.

Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания — этим обусловлен отказ от традиционных занятий. Развивающая среда, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной деятельности детей.

Результатом использования личностно-ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

Мы надеемся, что сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, создание общей установки на совместное решение задач воспитания, разработка общей стратегии сотрудничества приведет к реализации единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала.

Необходимо отметить, что 60% педагогов на должном уровне освоили технологию портфолио,

как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений своей работы и достижений ребенка за период нахождения в детском саду. Это позволяет воспитателям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. В своей работе воспитатели опираются на помощь родителей и помогают им наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Для педагогов Центра Портфолио используется как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

За последние три года работы в ДОУ, сложились определенные традиции: это ежегодное проведение досугов: «Колядки», «Вечер поэзии», «неделя Музея»

, организация и проведение выставок поделок к новогодним праздникам, акции «Покормите птиц», «Озеленим наш участок» и др.

Мы не имеем право еще и забывать о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только дошкольному учреждению, но и семье, которая формирует социальный заказ детскому саду. При взаимодействии с семьями детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного образования. Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС.

Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку единого педагогического кредо.

Реализуя задачу обеспечения педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дошкольного образования

, методическая служба стала консультативным центром по методическим вопросам. Планирование консультативной помощи осуществляется, исходя из запросов и уровня подготовленности кадрового состава воспитателей.

Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов

осуществлялось методической службой через компетентносно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов, участие их в семинарах, конкурсах, смотрах педагогического творчества, конференциях на различных уровнях, открытых занятиях, взаимопосещении занятий, аттестации.

Старший воспитатель Щеголихина Т.М.
comments powered by HyperComments

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 22:29 + в цитатник Отчёт об использовании современных образовательных технологий в профессиональной деятельности воспитателя Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. Педагогическая технология — это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии: 1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; 2. Игровые технологии в ДОУ: 3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ; 4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей; 5. Информационно-коммуникативные технологии; 6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей; 7. При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская). 8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи) 9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) Технология проблемного обучения В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др. В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. Основная идея данного метода — построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Основные условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность детей; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка; 3. Развитие мыслительных способностей детей. ТРИЗ — технология (теория решения изобретательских задач) ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. В настоящее время технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества: • в активизации познавательной деятельности детей; • в создании мотивационных установок на проявление творчества; • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами) ; • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы: 1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. 3. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. 4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Технология развивающего обучения Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания. Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, она влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром. Технология проектов Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. I этап разработки проекта: Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности. II этап работы: Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. III этап работы Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. IV этап работы Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Информационно-коммуникативные технологии В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. С этой целью окончила компьютерные курсы (Свидетельство № 75 от 14.03.2009) . Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно — коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет – журнала «Планета детства» Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер — классов, на семинарах, методобъединениях, конкурсах районного и областного уровня: — в 2009 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 1 с. Екатеринославка «Солнышко» на конкурсе «Фестиваль методических идей» показала комплексное занятие по речевому и физическому развитию детей «Путешествие в страну пальчиковых игр». Использовала мультимедийные презентации при подготовке и проведении мастер — класса «Играем пальчиками – развиваем речь, а так же системы работы «Речевой ручеёк»; — в 2010 учебном году в рамках проведения областного конкурса областного конкурса «Воспитать человека» показала открытое занятие по нетрадиционным техникам рисования «В гости к клоуну Клёпе» (методический материал представлен с помощью мультимедио) ; — в 2011 учебном году в рамках проведения областного конкурса областного конкурса «Воспитатель года» показала комплексное занятие в старшей группе с использование современных педагогических технологий «Радуга здоровья»; — в 2011 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка» показала мастер – класс «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»; — 2012 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка» показала для педагогического сообщества комплексное занятие в средней группе «Снежная королева» с использованием здоровьеформирующего компонента, представила систему работы «Вариативность использования нетрадиционных методик в речевом развитии детей» с использованием мультимедийного оборудования: При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. Таким образом, внедрение ИКТ в учебно — воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ — компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Игровые технологии «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого. Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность — основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность — способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии — как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) . После введения ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании — залог успешного развития личности ребенка. В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности. Игра есть средство познания действительности и рассматривается: — как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка; — особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; -особое отношение личности к окружающему миру; — социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ; — особое содержание усвоения; — социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества. Таким образом, игра — это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр. При использовании игровой образовательной технологии необходимо использовать следующие принципы. 1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности. Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал», а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения. 2. Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий » на тему материала» 3. Принцип интерактивности Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие. Игровая образовательная технология — способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии — это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно — пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. Личностно – ориентированные технологии Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания. При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход — это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”. На моих занятиях прослеживается акцент на личностно — ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой). Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской федерации». Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики: • по философской основе – гуманистическая • сотрудничество воспитателя и ребёнка на равных: • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; • по типу управления: система малых групп; • индивидуальная + групповая, дифференцированная; • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная; • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая; • переход от педагогики требовании к педагогике отношений; • гуманно-личностный подход к ребенку; • единство обучения и воспитания. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог — ребёнок». В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: 1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: 1. Новый взгляд на личность; 2. Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; 3. Новую трактовку индивидуального подхода; 4. Формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение. 2. Дидактический развивающий комплекс Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. 3. Концепция воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современном ДОУ: 1. Постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы; 2. Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; 3. Развитие творческих способностей ребенка; Здоровьесберегающие технологии По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%. 60% от сегодня составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики. Более 25 лет физическим воспитанием дошкольников занимается кандидат педагогических наук, доцент Николай Николаевич Ефименко. Автор множества книг, методических пособий и статей разрабатывал и внедрял уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и оздоровления детей», которая находит все большее признание педагогов. В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей». Подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу Н. Н. Ефименко, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе. На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются на ортопедических мячах, с массажёрами, у гимнастической стены. Во время занятий, обязательно, используется музыкотерапия. Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности. В своей практикеи спользую следующие здоровьесберегающие технологии: 1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ; 2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ; 3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы; 4. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.) ; 5. Разные виды массажа и самомассажа; 6. Физкультминутки, динамические паузы; 7. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д. При подготовке к занятию придерживаюсь следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно – образовательной деятельности: Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы Педагогика сотрудничества — совместная деятельность Здоровьесберегающий подход — психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие) Сообщение темы НОД Проблемное обучение — создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества • — работа в группах, парах Информационно-коммуникативные технологии — представление наглядного материала Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход — индивидуальная, групповая работа. Гуманно-личностная технология — создание ситуации успеха Развивающее обучение — задания на развитие интеллектуальных умений Игровые технологии — игровая ситуация Физкультминутка Здоровьесберегающий подход — динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и др. Рефлексия Гуманно-личностная технология — создание ситуации успеха Здоровьесберегающий подход — «Я смог… » «Я научился… » «Что не получилось? »

Рубрики:педагогика-это не работа,а образ жизни

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Процитировано 1 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: