Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная глина» опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кулумбегова Анна

Опыты с песком в средней группе

Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

• Как вы думаете, что это сыплется?

• Возьмите лупы, рассмотрите это.

• Как мы получили песок?

• Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Картотека опытов с водой, воздухом, песком

Оборудование: предметы, издающие звуки, ширма

— ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

Различные предметы Ширма Ухо – орган слуха

Человек

Цель: определить, какой орган чувств работает? Учиться определять по запаху различные продукты.

Оборудование: ширма с прорезями для носа, футляры от киндер-сюрприза с дырочками, ароматические вещества, чеснок.

— дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

Чеснок в коробочке Ароматические палочки Нос – орган обоняния

Человек

Цель: определить, какой орган чувств работает? Отгадай на вкус?

Оборудование: фрукты, сахар, соль

— воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар. Как определили? (с помощью языка)

Ваза с фруктами Соль и сахар Рот – орган вкуса

Свет

Цель: изучить природу света, свет повсюду.

О борудование: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы, а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. • Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Свет

Цель: познакомить детей с особенностями света и тени

Оборудование:оборудование для теневого театра, фонарь.

Воспитатель спрашивает его: «Что это? Для чегонужен фонарик? » Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почемуобразуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показатьтень зайчика, собачки. Дети повторяют. Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

• Как выглядят песчинки?

• Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Опыты с песком и глиной /в рамках инновационной деятельности/

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ

Опыт № 1

Цель:

познакомить детей со свойством песка — сыпучестью.

Оборудование:

песок (чистый), большой лоток, лупа, листы бумаги.

Ход:

чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковые по размерам (крупные, мелкие), по цвету (темные, светлые), по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки. Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги.

Вывод:

песок обладает свойством сыпучести.

Опыт № 2

Цель:

познакомить детей со свойствами мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого)

Оборудование:

небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой.

Ход:

дети сравнивают песок в ведерках (повесу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок). Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана.

Вывод

: сырой песок тяжелее сухого.

Опыт № 3

Цель:

изменение свойств песка в зависимости от его влажности.

Оборудование:

мокрый песок, сухой песок.

Ход

: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и мокрого песка.

Вывод:

мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки.

Опыт № 4

Цель:

показать детям водопроницаемость воды и водонепроницаемость глины.

Оборудование:

2 банки: одна с водой, другая с глиной, сосуд с водой.

Ход:

налить в банки одинаковое количество воды. Вода сразу проходит через песок, и не проходит через глину.

Вывод:

песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); глина обладает свойством не пропускать воду (главная особенность глины – частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому вода сквозь них не проходит).

ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ

Опыт № 1

Цель:

познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование:

сухая глина, деревянная дощечка, молоток.

Ход:

положить глину на дощечку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод:

сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель:

показать детям отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход:

один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод

: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель

: познакомить детей с особым свойством глины — не пропускать воду.

Оборудование:

влажная глина, сосуд с водой.

Ход:

предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

Вывод

: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 4

Цель:

показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование:

различные глиняные фигурки (не разрисованные), образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход:

показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец.

Вывод:

обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

Опыт № 5

Цель:

выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить); и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Оборудование:

дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Ход:

По модели обследования предмета (рис. 4) дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла­гает детям нажать пальцем на глину, камень.
Где осталась ямкаот пальца? Какой камень?
(Сухой, твердый.)
Какая глина?
(Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка­мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто­роны.
Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить отнего кусочек?
(Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части.
Чем отлича­ется глина от камня?
(Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки
не разваливаются?
(Глина вязкая, сохраняет форму.)
Какой ещематериал похож на глину?

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Встреча с Незнайкой. Опыты с глиной и песком»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Максименкова О.С. Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Встреча с Незнайкой. Опыты с глиной и песком» // Совушка. 2020. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 42375

Цель:

Познакомить детей с особенностями глины и песка, их свойствами, сравнить, чем они отличаются.

Задачи:

  • Продолжать обучать детей работать по мнемо-таблицам.
  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
  • Воспитывать у детей умение оказывать помощь товарищам и всем, кто в этом нуждается.
  • Поощрять детей за самостоятельную работу по схемам в итоге занятия.

Оборудование: Образцы песка и глины в стаканчиках, стаканчики с водой, листы бумаги, палочки, лупы, доски, салфетки, влажная глина в тарелочках, мнемо-таблицы.

Ход НОД

(Группа украшена в виде леса, в лесу проходит тропинка, дети с воспитателем идут по тропинке и встречают Незнайку).

— Ой, здравствуйте, ребята, вы тоже гуляете? Вот и я решил пройтись, свежим воздухом подышать. Так здорово! Цветочки, листочки. Шел я, шел, вдруг поднялся ветер, даже я чуть не улетел. Ветер был такой сильный и столько всего нанес.

Воспитатель:

— Ребята, давайте посмотрим вместе с Незнайкой, что принес ветер.

(Незнайка берет песок, глину и спрашивает)

— Что это такое? Я не знаю.

— Это песок и глина.

— Расскажите мне, чем отличается песок от глины, какие они.

Воспитатель:

— Ребята, давайте все вместе пройдем и пригласим Незнайку в нашу мини – лабораторию, поможем выяснить это при помощи опытов.

Опыт №1

— Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги.

— Легко ли сыплется песок? (ответ детей)

Теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

— Что легче высыпается песок или глина? (ответ детей)

— Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Вывод: Песок – сыпучий в отличии от глины.

Теперь возьмите карточки, на которых песок обозначен сыпучий и комковатая глина, прикрепите их на доску.

Опыт №2

— С помощью лупы внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок).

— Как выглядят песчинки (они очень маленькие, круглые).

— Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? (ответ детей).

Затем изучим таким же способом кусочек глины.

— Видны ли такие же частички в глине? (ответ детей)

— В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипаются, очень мелкие частички.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, глина из мелких частичек, которые как – будто крепко взяты за руки и прижались друг к другу.

-Найдите карточки, на которых обозначены песок состоит из песчинок, а глина из мелких частичек прижавшихся друг к другу и прикрепите на доску.

Опыт №3

-Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стаканчик с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.

-Во что легче ее посадить? (ответ детей)

Вывод: Палочку в песок воткнуть легче, чем в глину, потому что он рыхлый, а глина нет.

-Теперь найдите картинки, на которых обозначены рыхлый песок и сухая глина и прикрепите их на доску.

Опыт №4

— Слепим из влажной глины для Незнайки баранки. Затем попробуйте слепить такие же баранки из влажного песка.

-Что получилось? (ответ детей)

— Что можно сделать из влажного песка? (ответ детей)

Вывод: Глина лепится хорошо, а песок нет.

— Ребята, давайте с вами напомним Незнайке, какие же свойства имеет песок и глина (ответ детей).

Незнайка:

— Спасибо вам ребята, хорошо вы мне все рассказали и показали. Теперь я многое узнал о песке и глине, чем они отличаются друг от друга. Мне у вас очень понравилось. Можно я еще к вам приду? (ответ детей)

И я вам приготовил гостинцы, угощайтесь дети.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: