Календарно тематическое планирование по информатике. Босова Л.Л. 9 класс. ФГОС (34 часа)
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (6 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Рабочая программа по информатике на уровень 7-9 класс
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.
Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная)
реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
9 класс
Алгоритмы и элементы программирования: исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Алгоритмические конструкции.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла.Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.
ПРОГРАММА обучения учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы по предмету «Информатика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А); рекомендованного Министерством образования РФ. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 7 – 9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере. 3-х годичная программа курса информатики рассчитана на 204 учебных часа и состоит из 12 разделов. Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями. Основная задача программы — обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий. Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 5 контрольных работ; практические работы на компьютере
Перечень знаний и умений, формирования у учащихся
7 класс
Учащиеся должны знать:
- понятие информации и информационных процессов;
- виды информации, единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение основных устройств компьютера;
- историю и перспективы развития вычислительной техники;
- понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- систему команд исполнителя;
- основные инструменты и операции графических редакторов;
- назначение и основные функции текстовых редакторов.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры сбора, обработки и передачи информации;
- решать задачи на определение количества информации;
- уметь работать с носителями информации;
- уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи;
- уметь работать с файлами (сохранять, копировать, осуществлять поиск);
- применять текстовый редактор для набора текстов;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
8 класс
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на ПК;
- принципы кодирования информации;
- особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
- периферийные и внутренние устройства компьютера;
- архивацию файлов;
- антивирусные программы;
- назначение и основные функции текстовых редакторов;
- основные объекты в электронных таблицах;
- типы и формат данных;
- назначение информационных сетей.
Учащиеся должны уметь:
- работать с файлами, с носителями информации;
- применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
- применять графический редактор для редактирования изображений;
- уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронной таблицы;
- строить диаграммы различных типов.
9 класс
Учащиеся должны знать:
- основные типы данных (переменная; массив);
- структуру основных алгоритмических конструкций;
- основные принципы формализации;
- формы представления моделей;
- назначения и возможности баз данных;
- виды услуг; представляемых компьютерными сетями.
- объекты в приложении PowerPoint.
- работу сортировщика слайдов,
Должны уметь:
- описывать основные типы данных;
- записывать на языке программирования алгоритм решения задач;
- иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
- создавать простейшие базы данных;
- осуществлять сортировку и поиск записей;
- запускать и настраивать приложения PowerPoint,
- производить настройку анимации текста и рисунков,
- работать с сортировщиком слайдов в PowerPoint,
- осуществлять поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Разделы | Кол-во часов | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1 | Информация и информационные процессы | 6 | 6 |
2 | Представление информации | 4 | |
3 | Компьютер | 18 | 4 |
4 | Алгоритмы и исполнители | 28 | 12 |
5 | Моделирование и формализация | 12 | |
6 | Технологии обработки графической информации | 12 | |
7 | Технологии обработки текста | 12 | |
8 | Технологии обработки числовой информации | 20 | |
9 | Технология хранения; поиска и сортировки информации | 16 | |
10 | Системная среда Windows | 22 | |
11 | Создание презентаций в PowerPoint | 14 | |
12 | Компьютерные коммуникации | 4 | 14 |
За год | 68 | 68 | 68 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
Раздел | Тема | |
7 класс | ||
1. | Информация и информационные процессы | 6 |
1.1 | Понятие информации и информационной модели. | 2 |
1.2 | Сбор, хранение, обработка и передача информации. | 2 |
1.3 | Информационная деятельность человека. | 2 |
2 | Представление информации | 4 |
2.1 | Кодирование информации | 2 |
2.2 | Кол-во и единицы измерения информации | 2 |
3 | Компьютер. | 18 |
3.1 | Структура персонального компьютера. | 2 |
3.2 | История и перспектива развития вычислительной техники. | 2 |
3.3 | Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. | 4 |
3.4 | Процессор. Внутренняя (оперативная память). | 2 |
3.5 | Принцип программного управления. | 2 |
3.6 | Устройства ввода и вывода информации. | 2 |
3.7 | Контрольная работа. | 2 |
4 | Алгоритмы и исполнители | 28 |
4.1 | Алгоритм и его свойства | 2 |
4.2 | Исполнители алгоритмов; система команд исполнителя. | 2 |
4.3 | Способы записей алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. | 2 |
4.4 | Основные алгоритмические конструкции. Линейный; разветвляющийся циклический алгоритм. | 4 |
4.5 | Программная среда LOGO.Команды черепашке. | 4 |
4.6 | Использование последовательности команд для создания графических объектов. | 4 |
4.7 | Алгоритм рисования графических объектов с повторяющимися элементами. | 4 |
4.8 | Процедуры и модули. Процедура с одним или несколькими параметрами. Переменная и ее значение. | 4 |
4.9 | Контрольная работа | 2 |
6 | Технология обработки графической информации. | 12 |
6.1 | Графические редакторы. Основные инструменты; операции. Палитры цветов. | 4 |
6.2 | Создание и редактирование изображений | 4 |
6.3 | Алгоритм и технология работы с графическими объектами. | 2 |
6.4 | Контрольная работа. | 2 |
Итого за год | 68 | |
8 класс | ||
1 | Информация и информационные процессы | 6 |
1.1 | Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. | 4 |
1.2 | Язык как способ представления информации. Высказывания истинные и ложные. | 2 |
3 | Компьютер. | 4 |
3.1 | Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. | 2 |
3.2 | Архивация файлов. | 2 |
11 | Системная среда WINDOWS | 22 |
11.1 | Запуск Windows.Особенности интерфейса. Значки рабочего стола. | 2 |
11.2 | Основной экран. Файлы. Папки. Ярлыки. | 4 |
11.3 | Многооконный интерфейс. Выход из Windows.Справочная система Windows. | 4 |
11.4 | Проводник Windows.Работа с файлами и папками. Основное меню. | 4 |
11.5 | Запуск приложений и документов. Работа со стандартными программами Windows, | 4 |
11.6 | Среда графического редактора PAINT. | 2 |
11.7 | Создание и редактирование графического рисунка. | 2 |
7 | Технология обработки текста в пакете WORKS. | 12 |
7.1 | Понятие текста и его обработки. | 2 |
7.2 | Редактирование и форматирование текста. Шрифты. Выбор параметров | 2 |
7.3 | Основные объекты в текстовом редакторе и операции над ними. | 2 |
7.4 | Вставка и форматирование таблиц. | 2 |
7.5 | Работа с иллюстрациями. | 2 |
7.6 | Контрольная работа. | 2 |
8 | Технология обработки числовой информации в пакете WORKS. | 20 |
8.1 | Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними. | 2 |
8.2 | Типы и формат данных | 2 |
8.4 | Абсолютные и относительные ссылки. | 4 |
8.5 | Редактирование структуры таблицы. | 2 |
8.6 | Вычисление с использованием стандартных функций. | 4 |
8.7 | Построение диаграмм и графиков. | 4 |
8.8 | Контрольная работа | 2 |
11 | Компьютерные коммуникации | 4 |
1.2 | Виды компьютерных информационных сетей | 2 |
12.2 | Аппаратно-программное обеспечение | 2 |
Итого за год | 68 | |
9 класс | ||
4 | Алгоритмы и программирование | 14 |
4.1 | Представление о системах программирования: состав, назначение, компонентов. | 2 |
4.2 | Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. | 4 |
4.3 | Основные формы организации действий в алгоритмах. Операции присваивания | 4 |
4.4 | Массив. Имя; тип данных; размерность. | 4 |
5 | Моделирование и формализация | 12 |
5.1 | Моделирование как метод познания | 2 |
5.2 | Материальные и информационные модели. Формы представления моделей. | 2 |
5.3 | Виды информационных моделей | 2 |
5.3 | Этапы решения задач на компьютере | 2 |
5.4 | Понятие компьютерной модели задачи. | 2 |
5.5 | Исследование на компьютере информационных моделей. | 2 |
9 | Технология хранения; поиска и сортировки информации | 14 |
9.1 | Сортировка и хранение и информации | 2 |
9.2 | Базы данных. Принцип их построения и функционирования. | 2 |
9.3 | Представление о системах управления базами данных. Создание базы данных | 2 |
9.4 | Ввод и редактирование записей. | 2 |
9.5 | Сортировка и поиск записей. | 2 |
9.6 | Изменение структуры базы данных. | 2 |
9.11 | Контрольная работа | 2 |
11 | Создание презентаций в PowerPoint | 14 |
11.1 | Объекты в приложении PowerPoint | 2 |
11.2 | Создание презентации: создание фона, текста. | 2 |
11.3 | Настройка анимации текста. | 2 |
11.4 | Вставка рисунков, настройка анимации рисунков. | 4 |
11.5 | Создание презентации, состоящей из нескольких кадров. | 2 |
11.6 | Создание управляющих кнопок, гиперссылок. | 2 |
12 | Компьютерные коммуникации. | 14 |
12.1 | Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети. | 2 |
12.2 | Принцип работы модема и сетевой карты. | 2 |
12.3 | Электронная почта. | 4 |
12.4 | Мировое пространство адресов. Сеть Internet. | 2 |
12.5 | Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. | 2 |
12.6 | Гипертекст. Основы технологии WWW | 2 |
Итого за год | 68 |
ПРОГРАММА
7 класс
1. Информация и информационные процессы (6 час.) Понятие информации и информационной модели. Сбор; хранение и переработка информации. Информационная деятельность человека.
2. Представление информации (4час) Кодирование информации. Кол-во и единицы измерения информации.
3. Компьютер (18 час) История и перспектива развития вычислительной техники. Структура компьютера. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Оперативная память. Программное управление компьютером. Операционная система. Файлы и каталоги. 4. Алгоритмы и исполнители (28 час ) Алгоритм и его свойства. Исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Программная среда ЛОГО. Команды черепашке. Процедуры и модули. Переменная и ее значение.
5. Технология обработки графической информации (2 час) Графические редакторы. Основные операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.
8 класс
1.Информатика и информационные процессы (6 час) Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. Высказывания истинные и ложные.
2.Компьютер (4 час ) Антивирусные программы. Архивация файлов.
3. Технология обработки текста (12 час) Понятие текста и его обработка . Текстовый редактор и его основные функции. Выбор параметров шрифтов. Редактирование и форматирование текста. Вставка и форматирование таблиц. Форматирование текста.Работа с иллюстрациями. Основные объекты в текстовом редакторе и работа с ними.
4.Технология обработки числовой информации (18 час) Основные объекты в электронных таблицах. Типы и форматы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Построение диаграмм и графиков. 5. Системная среда Windows (22 час) Запуск Windows. Особенности интерфейса. Функциональные возможности. Значки рабочего стола. Файлы. Папки. Ярлыки. Открытие окон. Изменение размеров окна. Свертывание окон. Справочная система Windows.. Работа с файлами и папками. Основное меню. Меню проводника. Работа со стандартными программами. Графический редактор PAINT. Основные инструменты и операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.
6. Компьютерные коммуникации (4 час) Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Аппаратно-программное обеспечение.
8 класс
1. Алгоритмы и программирование. (12 час) Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. Основные формы организации действий в алгоритмах. Массив. Имя; тип данных; размерность.
3. Моделирование и формализация (12 час) Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Структура информационных моделей. Понятие компьютерной модели задачи. 4. Технология хранения; поиска и сортировки информации (16 час ) Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.
5. Создание презентаций POWERPONT (14 час ) Объекты и приложения в POWERPONT. Объекты и приложения. Настройка анимации текста и рисунков. Запуск и наладка презентаций. Создание управляющих кнопок.
6. Компьютерные коммуникации (14 час) Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети. Электронная почта. Сеть ИНТЕРНЕТ. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Основы технологии WWW.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
- Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
- История развития вычислительной техники.
- Файлы (тип; имя; расширение.)
- Работа с файлами (поиск; копирование; переименование; удаление)
- Понятие информации. Информационные процессы..
- Обработка; передача и хранение информации.
- Понятие исполнителя. Система команд исполнителя.
- Программная среда ЛОГО. Основные команды.
- Понятие операционной системы. Дисковая операционная система ДОС.
- Кодирование. Двоичная форма представления информации.
- Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
- Основные алгоритмические конструкции.
- Понятие текста и его обработка.
- Текстовый редактор. Назначение; основные возможности.
- Редактирование и форматирование текста.
- Графические редакторы. Основные инструменты и операции.
- Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними.
- Абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах.
- Материальные и информационные модели. Формы представления моделей.
- Представление о системах управления базами данных.
- Сортировка и хранение информации в базах данных.
- Изменение структуры базы данных.
- Возможности системной среды Windows.
- Программа Проводник.
- Стандартные программы Windows/
- Объекты и приложения POWERPONT.
- Работа сортировщика слайдов в POWERPONT.
- Создание управляющих кнопок в POWERPONT.
- Эффекты мультимедиа в POWERPONT.
- Типы компьютерных сетей.
- Мировое пространство адресов. Сеть INTERNET.
- Поиск информации в компьютерных сетях.
- Электронная почта.
Список литературы:
- Информатика 10-11класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. -С.Пб. — Питер.1999г.
- Информатика 6-7класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
- Информатика 7-8 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
- Информатика 9 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
- Гейн А. Г.; Сенокосов А. И.; Юрман Н.А. Информатика: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений М. Просвещение 2000г.
- Основы экологии и природопользования. Компьютерный курс: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Шолохович; А.Г. Гейн; С.В. Комов и другие — Просвещение;1995г.
Дополнительная литература
- Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. — М.: Наука; 1998г.
- Арсак Ж. Программирование игр и головоломок М.: Наука 1990г.
- Бек Л. Введение в системное программирование. — М.: Мир 1987 г.
- Броуди Л.. Начальный курс программирования на языке Форт. — М.: Финансы и статистика; 1990г.
- Ван Тассел Д. Стиль; разработка; эффектность; отладка и испытание программ. — М.: Мир 1981г.
- Гейн А.Г. Земля информатика: Пособие для учителей .- Екатеринбург: Издательство УрГУ; 1997г.
- Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации М.: Мир; 1985г.
- Зелковиц М.; Шоу А.; Геннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения М.: мир 1982г.
- Знакомьтесь компьютер — Мир; 1982г.
- Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР: _____________________/__________________/
«________»__________________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УПР: _____________________/__________________/
«________»__________________20__ г.