Конспекты уроков по информатике 9 класс Босова Л.Л.


Календарно тематическое планирование по информатике. Босова Л.Л. 9 класс. ФГОС (34 часа)

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования на языке Паскаль (6 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Рабочая программа по информатике на уровень 7-9 класс

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения.

Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.

Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная)

реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

9 класс

Алгоритмы и элементы программирования: исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.

Алгоритмические конструкции.

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).

Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла.Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

ПРОГРАММА обучения учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы по предмету «Информатика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А); рекомендованного Министерством образования РФ. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 7 ­– 9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере. 3-х годичная программа курса информатики рассчитана на 204 учебных часа и состоит из 12 разделов. Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями. Основная задача программы — обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий. Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 5 контрольных работ; практические работы на компьютере

Перечень знаний и умений, формирования у учащихся

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • понятие информации и информационных процессов;
  • виды информации, единицы измерения количества информации;
  • общую функциональную схему компьютера;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • историю и перспективы развития вычислительной техники;
  • понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • систему команд исполнителя;
  • основные инструменты и операции графических редакторов;
  • назначение и основные функции текстовых редакторов.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры сбора, обработки и передачи информации;
  • решать задачи на определение количества информации;
  • уметь работать с носителями информации;
  • уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи;
  • уметь работать с файлами (сохранять, копировать, осуществлять поиск);
  • применять текстовый редактор для набора текстов;
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений.

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на ПК;
  • принципы кодирования информации;
  • особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
  • периферийные и внутренние устройства компьютера;
  • архивацию файлов;
  • антивирусные программы;
  • назначение и основные функции текстовых редакторов;
  • основные объекты в электронных таблицах;
  • типы и формат данных;
  • назначение информационных сетей.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами, с носителями информации;
  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • применять графический редактор для редактирования изображений;
  • уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронной таблицы;
  • строить диаграммы различных типов.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • основные типы данных (переменная; массив);
  • структуру основных алгоритмических конструкций;
  • основные принципы формализации;
  • формы представления моделей;
  • назначения и возможности баз данных;
  • виды услуг; представляемых компьютерными сетями.
  • объекты в приложении PowerPoint.
  • работу сортировщика слайдов,

Должны уметь:

  • описывать основные типы данных;
  • записывать на языке программирования алгоритм решения задач;
  • иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
  • создавать простейшие базы данных;
  • осуществлять сортировку и поиск записей;
  • запускать и настраивать приложения PowerPoint,
  • производить настройку анимации текста и рисунков,
  • работать с сортировщиком слайдов в PowerPoint,
  • осуществлять поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы Кол-во часов
7 класс 8 класс 9 класс
1 Информация и информационные процессы 6 6
2 Представление информации 4
3 Компьютер 18 4
4 Алгоритмы и исполнители 28 12
5 Моделирование и формализация 12
6 Технологии обработки графической информации 12
7 Технологии обработки текста 12
8 Технологии обработки числовой информации 20
9 Технология хранения; поиска и сортировки информации 16
10 Системная среда Windows 22
11 Создание презентаций в PowerPoint 14
12 Компьютерные коммуникации 4 14
За год 68 68 68

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование раздела Кол-во часов
Раздел Тема
7 класс
1. Информация и информационные процессы 6
1.1 Понятие информации и информационной модели. 2
1.2 Сбор, хранение, обработка и передача информации. 2
1.3 Информационная деятельность человека. 2
2 Представление информации 4
2.1 Кодирование информации 2
2.2 Кол-во и единицы измерения информации 2
3 Компьютер. 18
3.1 Структура персонального компьютера. 2
3.2 История и перспектива развития вычислительной техники. 2
3.3 Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. 4
3.4 Процессор. Внутренняя (оперативная память). 2
3.5 Принцип программного управления. 2
3.6 Устройства ввода и вывода информации. 2
3.7 Контрольная работа. 2
4 Алгоритмы и исполнители 28
4.1 Алгоритм и его свойства 2
4.2 Исполнители алгоритмов; система команд исполнителя. 2
4.3 Способы записей алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. 2
4.4 Основные алгоритмические конструкции. Линейный; разветвляющийся циклический алгоритм. 4
4.5 Программная среда LOGO.Команды черепашке. 4
4.6 Использование последовательности команд для создания графических объектов. 4
4.7 Алгоритм рисования графических объектов с повторяющимися элементами. 4
4.8 Процедуры и модули. Процедура с одним или несколькими параметрами. Переменная и ее значение. 4
4.9 Контрольная работа 2
6 Технология обработки графической информации. 12
6.1 Графические редакторы. Основные инструменты; операции. Палитры цветов. 4
6.2 Создание и редактирование изображений 4
6.3 Алгоритм и технология работы с графическими объектами. 2
6.4 Контрольная работа. 2
Итого за год 68
8 класс
1 Информация и информационные процессы 6
1.1 Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. 4
1.2 Язык как способ представления информации. Высказывания истинные и ложные. 2
3 Компьютер. 4
3.1 Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. 2
3.2 Архивация файлов. 2
11 Системная среда WINDOWS 22
11.1 Запуск Windows.Особенности интерфейса. Значки рабочего стола. 2
11.2 Основной экран. Файлы. Папки. Ярлыки. 4
11.3 Многооконный интерфейс. Выход из Windows.Справочная система Windows. 4
11.4 Проводник Windows.Работа с файлами и папками. Основное меню. 4
11.5 Запуск приложений и документов. Работа со стандартными программами Windows, 4
11.6 Среда графического редактора PAINT. 2
11.7 Создание и редактирование графического рисунка. 2
7 Технология обработки текста в пакете WORKS. 12
7.1 Понятие текста и его обработки. 2
7.2 Редактирование и форматирование текста. Шрифты. Выбор параметров 2
7.3 Основные объекты в текстовом редакторе и операции над ними. 2
7.4 Вставка и форматирование таблиц. 2
7.5 Работа с иллюстрациями. 2
7.6 Контрольная работа. 2
8 Технология обработки числовой информации в пакете WORKS. 20
8.1 Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними. 2
8.2 Типы и формат данных 2
8.4 Абсолютные и относительные ссылки. 4
8.5 Редактирование структуры таблицы. 2
8.6 Вычисление с использованием стандартных функций. 4
8.7 Построение диаграмм и графиков. 4
8.8 Контрольная работа 2
11 Компьютерные коммуникации 4
1.2 Виды компьютерных информационных сетей 2
12.2 Аппаратно-программное обеспечение 2
Итого за год 68
9 класс
4 Алгоритмы и программирование 14
4.1 Представление о системах программирования: состав, назначение, компонентов. 2
4.2 Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. 4
4.3 Основные формы организации действий в алгоритмах. Операции присваивания 4
4.4 Массив. Имя; тип данных; размерность. 4
5 Моделирование и формализация 12
5.1 Моделирование как метод познания 2
5.2 Материальные и информационные модели. Формы представления моделей. 2
5.3 Виды информационных моделей 2
5.3 Этапы решения задач на компьютере 2
5.4 Понятие компьютерной модели задачи. 2
5.5 Исследование на компьютере информационных моделей. 2
9 Технология хранения; поиска и сортировки информации 14
9.1 Сортировка и хранение и информации 2
9.2 Базы данных. Принцип их построения и функционирования. 2
9.3 Представление о системах управления базами данных. Создание базы данных 2
9.4 Ввод и редактирование записей. 2
9.5 Сортировка и поиск записей. 2
9.6 Изменение структуры базы данных. 2
9.11 Контрольная работа 2
11 Создание презентаций в PowerPoint 14
11.1 Объекты в приложении PowerPoint 2
11.2 Создание презентации: создание фона, текста. 2
11.3 Настройка анимации текста. 2
11.4 Вставка рисунков, настройка анимации рисунков. 4
11.5 Создание презентации, состоящей из нескольких кадров. 2
11.6 Создание управляющих кнопок, гиперссылок. 2
12 Компьютерные коммуникации. 14
12.1 Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети. 2
12.2 Принцип работы модема и сетевой карты. 2
12.3 Электронная почта. 4
12.4 Мировое пространство адресов. Сеть Internet. 2
12.5 Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. 2
12.6 Гипертекст. Основы технологии WWW 2
Итого за год 68

ПРОГРАММА

7 класс

1. Информация и информационные процессы (6 час.) Понятие информации и информационной модели. Сбор; хранение и переработка информации. Информационная деятельность человека.

2. Представление информации (4час) Кодирование информации. Кол-во и единицы измерения информации.

3. Компьютер (18 час) История и перспектива развития вычислительной техники. Структура компьютера. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Оперативная память. Программное управление компьютером. Операционная система. Файлы и каталоги. 4. Алгоритмы и исполнители (28 час ) Алгоритм и его свойства. Исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Программная среда ЛОГО. Команды черепашке. Процедуры и модули. Переменная и ее значение.

5. Технология обработки графической информации (2 час) Графические редакторы. Основные операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.

8 класс

1.Информатика и информационные процессы (6 час) Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. Высказывания истинные и ложные.

2.Компьютер (4 час ) Антивирусные программы. Архивация файлов.

3. Технология обработки текста (12 час) Понятие текста и его обработка . Текстовый редактор и его основные функции. Выбор параметров шрифтов. Редактирование и форматирование текста. Вставка и форматирование таблиц. Форматирование текста.Работа с иллюстрациями. Основные объекты в текстовом редакторе и работа с ними.

4.Технология обработки числовой информации (18 час) Основные объекты в электронных таблицах. Типы и форматы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Построение диаграмм и графиков. 5. Системная среда Windows (22 час) Запуск Windows. Особенности интерфейса. Функциональные возможности. Значки рабочего стола. Файлы. Папки. Ярлыки. Открытие окон. Изменение размеров окна. Свертывание окон. Справочная система Windows.. Работа с файлами и папками. Основное меню. Меню проводника. Работа со стандартными программами. Графический редактор PAINT. Основные инструменты и операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.

6. Компьютерные коммуникации (4 час) Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Аппаратно-программное обеспечение.

8 класс

1. Алгоритмы и программирование. (12 час) Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. Основные формы организации действий в алгоритмах. Массив. Имя; тип данных; размерность.

3. Моделирование и формализация (12 час) Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Структура информационных моделей. Понятие компьютерной модели задачи. 4. Технология хранения; поиска и сортировки информации (16 час ) Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

5. Создание презентаций POWERPONT (14 час ) Объекты и приложения в POWERPONT. Объекты и приложения. Настройка анимации текста и рисунков. Запуск и наладка презентаций. Создание управляющих кнопок.

6. Компьютерные коммуникации (14 час) Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети. Электронная почта. Сеть ИНТЕРНЕТ. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Основы технологии WWW.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
  2. История развития вычислительной техники.
  3. Файлы (тип; имя; расширение.)
  4. Работа с файлами (поиск; копирование; переименование; удаление)
  5. Понятие информации. Информационные процессы..
  6. Обработка; передача и хранение информации.
  7. Понятие исполнителя. Система команд исполнителя.
  8. Программная среда ЛОГО. Основные команды.
  9. Понятие операционной системы. Дисковая операционная система ДОС.
  10. Кодирование. Двоичная форма представления информации.
  11. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
  12. Основные алгоритмические конструкции.
  13. Понятие текста и его обработка.
  14. Текстовый редактор. Назначение; основные возможности.
  15. Редактирование и форматирование текста.
  16. Графические редакторы. Основные инструменты и операции.
  17. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними.
  18. Абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах.
  19. Материальные и информационные модели. Формы представления моделей.
  20. Представление о системах управления базами данных.
  21. Сортировка и хранение информации в базах данных.
  22. Изменение структуры базы данных.
  23. Возможности системной среды Windows.
  24. Программа Проводник.
  25. Стандартные программы Windows/
  26. Объекты и приложения POWERPONT.
  27. Работа сортировщика слайдов в POWERPONT.
  28. Создание управляющих кнопок в POWERPONT.
  29. Эффекты мультимедиа в POWERPONT.
  30. Типы компьютерных сетей.
  31. Мировое пространство адресов. Сеть INTERNET.
  32. Поиск информации в компьютерных сетях.
  33. Электронная почта.

Список литературы:

  1. Информатика 10-11класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. -С.Пб. — Питер.1999г.
  2. Информатика 6-7класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
  3. Информатика 7-8 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
  4. Информатика 9 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. — Питер.1999г
  5. Гейн А. Г.; Сенокосов А. И.; Юрман Н.А. Информатика: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений М. Просвещение 2000г.
  6. Основы экологии и природопользования. Компьютерный курс: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Шолохович; А.Г. Гейн; С.В. Комов и другие — Просвещение;1995г.

Дополнительная литература

  1. Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. — М.: Наука; 1998г.
  2. Арсак Ж. Программирование игр и головоломок М.: Наука 1990г.
  3. Бек Л. Введение в системное программирование. — М.: Мир 1987 г.
  4. Броуди Л.. Начальный курс программирования на языке Форт. — М.: Финансы и статистика; 1990г.
  5. Ван Тассел Д. Стиль; разработка; эффектность; отладка и испытание программ. — М.: Мир 1981г.
  6. Гейн А.Г. Земля информатика: Пособие для учителей .- Екатеринбург: Издательство УрГУ; 1997г.
  7. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации М.: Мир; 1985г.
  8. Зелковиц М.; Шоу А.; Геннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения М.: мир 1982г.
  9. Знакомьтесь компьютер — Мир; 1982г.
  10. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР: _____________________/__________________/

«________»__________________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УПР: _____________________/__________________/

«________»__________________20__ г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: