Какие образовательные области в ДОУ предусматривает ФГОС ДО

Любой педагог, воспитатель или учитель сталкивается с проблемой написания рабочей программы для своей группы или класса. Для многих, особенно для молодых специалистов, а также для опытных сотрудников в быстро меняющемся мире это может быть непростой задачей: как продумать структуру рабочей программы, на какие документы, методики и литературу опираться. Как спланировать и организовать занятие, чтобы оно соответствовало всевозможным нормам, было эффективным и при этом понравилось детям.

  • 2 Виды программ для воспитанников подготовительной группы
  • 3 Алгоритм написания рабочей программы для детей 6–7 лет

    3.1 Таблица: пример оформления комплексно-тематического плана

  • 3.2 Таблица: пример режима дня в рабочей программе с указанием времени на образовательную деятельность
  • 3.3 Таблица: пример оформления распорядка дня в подготовительной группе
  • 4 Планирование и организация занятия по программе в подготовительной группе
      4.1 Видео: интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
  • 4.2 Видео: занятие в подготовительной группе для детей с ОНР
  • Цели и задачи занятий по рабочей программе в подготовительной группе

    В основе любой рабочей программы лежит ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Опираясь на него, любой педагог и воспитатель сможет грамотно расписать содержание образовательной деятельности и все организационные моменты. Примерные цели, которым должна соответствовать любая рабочая программа:

    • Всестороннее развитие личности ребёнка в подходящих условиях с учётом его возраста, физических и психологических особенностей. Главными средствами в достижении этой цели выступают общение и совместная игровая и учебная деятельность с другими детьми и педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
    • Развитие самостоятельности ребёнка в стремлении к новым начинаниям, его творческих способностей. Это значит, что все занятия должны быть выстроены с максимальной пользой для детей, быть интересными и познавательными.
    • Создание атмосферы комфорта и безопасности, которая сможет обеспечить социализацию детей, а также раскрытие их индивидуальности. Находясь в стенах ДОУ, ребёнок должен чувствовать моральную поддержку, не стесняется обращаться за помощью.

    Более подробно посмотреть цели можно в п.2.4 стандарта. Программу разрабатывает воспитатель, опираясь на ФГОС ДО (дошкольного образования), а утверждает администрация учреждения. Что нужно учесть при разработке:

    • сколько часов дошкольники находятся в детском саду;
    • сколько детей в группе и можно ли разделить её на подгруппы;
    • национальные праздники и традиции края;
    • возрастные особенности обучающихся;
    • другие особенности группы (например, необходимость коррекции).

    Игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, что следует учитывать педагогу при составлении программы

    Основные задачи, которые решаются педагогами в подготовительной группе (дети 6–7 лет):

    • сохранять и укреплять здоровье, способствовать физическому развитию;
    • создавать условия для реализации всех видов игры;
    • внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
    • формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
    • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
    • развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
    • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
    • продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.

    К седьмому году жизни личностные особенности детей становятся более содержательными: повышается уровень произвольности и свободы поведения, укрепляется уверенность в себе, проявляется стойкая мотивация достижений, развиваются рефлексивные способности.

    Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ

    Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.

    Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.

    Основные направления учебного процесса в ДОУ

    Перечисление 5 направлений развития воспитанников

    5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:

    • развитие физических навыков;
    • художественное и эстетическое развитие;
    • развитие речи;
    • познание социально-коммуникативных навыков;
    • познавательное развитие.

    Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.

    Социально-коммуникативное развитие

    Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:

    • развитие самостоятельности;
    • умение достигать цели и регулировать собственные действия;
    • формирование социального интеллекта;
    • развитие чувства ответственности и отзывчивости;
    • формирование уважительного отношения ко взрослым;
    • изучение основ безопасности в быту и на природе.

    В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.

    Нравственное воспитание

    В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.

    При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.

    Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.

    Патриотическое воспитание

    Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.

    Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:

    • воспитание и уважение к семье;
    • развитие интереса к национальным традициям;
    • изучение символики государства;
    • развитие чувства гордости за страну.

    Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.

    Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание

    Правовое воспитание

    Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.

    Гендерное воспитание

    Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.

    Коммуникативное развитие

    Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.

    Трудовое воспитание

    В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.

    Художественная литература и ее чтение в подготовительных группах ДОУ

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности

    Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.

    Уроки по безопасности

    Виды программ для воспитанников подготовительной группы

    Если в группе есть дети с ОНР (общим недоразвитием речи), то стоит обратиться к следующим программам:

    • Программа Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В. разработана с целью развития умения слушать и произносить, улучшения связности речи. Освоив программу, обучающийся должен уметь общаться сообразно своим возрастным нормам. То есть у ребёнка 7 лет предполагается развитость словарного запаса от 4,5 до 7 тыс. слов к началу учёбы в школе. Решаются такие практические задачи: работа над правильным произношением звуков и восприятием их на слух, развитие умения последовательно излагать свои мысли. На основе этой программы воспитатели составляют собственные адаптированные варианты.
    • Другая программа для детей с ОНР разработана Нищевой Н. В. Согласно ей, к поступлению в школу дети должны полностью справиться с логопедическими проблемами. По своим целям программу Нищевой можно назвать более комплексной и всеобъемлющей, чем Филичевой и Чиркиной, так как она определяет совместный труд всех специалистов детского сада и семьи ребёнка для обеспечения его гармоничного развития. Если в ДОУ будет вестись работа с логопедической группой (или в ней есть дети, требующие особого внимания логопеда), то стоит расписать цели по коррекционному развитию речи.

    Среди коррекционных программ важное место занимает труд Шарохиной В. Л. и Катаевой Л. И.: программа задаёт вектор работы педагога-психолога с отклонениями в развитии у старших дошкольников в подгруппах до 10 человек, делая акцент на развитии познавательной сферы. Цель программы — обеспечение комплексной психологической поддержкой воспитательного процесса в детском саду. Для её достижения ставятся следующие задачи:

    • своевременное обнаружение и диагностика детей, которым требуется помощь педагога-психолога, изучение их особенностей;
    • оказание помощи таким обучающимся;
    • консультации с их семьями, поскольку родители также нуждаются в информационной поддержке и знаниях, как правильно работать с особенным ребёнком.

    Работа психолога с воспитанниками подготовительной группы может быть направлена на формирование психологической готовности к обучению в школе

    Другой пример рабочей программы — «Мир открытий». Если детский сад работает по ней, то основной целью является создание таких условий, при которых будет заложен фундамент для формирования объективного восприятия мира и стремления к непрерывному саморазвитию и самообразованию. Развитие у ребёнка готовности познавать и совершенствовать себя в гармонии и диалоге с миром, а также актуализация способностей к новаторству на основе общечеловеческих ценностей и идеалов являются основными задачами в рамках поставленной цели.

    Третий пример — программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. Её основные цели — создание плодотворной почвы в детском саду, на которой ребёнок сможет развить свои лучшие качества и заложить условия для формирования личности, но не лишаясь возможности проживать дошкольное детство. При этом через игру и труд воспитанник должен получить определённые навыки, знания и умения. Для обучающихся 6–7 лет это:

    • чтение по слогам отдельных слов и предложений;
    • знание чисел от 1 до 20, их названий и последовательности;
    • умение выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание), а также решать занимательные задачи (в группах углублённой подготовки к школе).

    Дети 6–7 лет умеют выполнять простейшие математические действия и решать логические задачи

    Если дети посещают занятия английского языка, то к выпуску из подготовительной группы они должны уметь следующее:

    • разыгрывать простые сценки;
    • считать в пределах десяти;
    • читать стихи из 3–5 строк, знать их перевод;
    • называть героев англоязычных мультфильмов и сказок;
    • петь песенки на английском языке и др.

    Пример образовательной программы кружка по английскому языку для подготовительной группы.

    Если в ДОУ предусмотрено обучение дошкольников английскому языку, то есть смысл обратить внимание на программу Шишковой И. А, Вербовской М. Е. «Английский для малышей», предназначенную для ребят 6–7 лет. Её цель — обучать детей так, чтобы воспитанники могли уметь применять полученные навыки в естественных жизненных ситуациях. Для достижения этой цели перед программой стоят следующие задачи:

    • расширение представлений ребёнка о языке как о средстве общения;
    • развитие речевой культуры;
    • развитие творческих способностей ребёнка в областях, где возможно применение иностранного языка;
    • формирование у детей устойчивого интереса к новым знаниям и др.

    При обучении дошкольников английскому языку важно развивать у них умение применять полученные навыки на практике

    Ещё один пример — музейно-педагогическая программа с культурологической направленностью «Здравствуй, музей!» Столярова Б. А., которая помогает объединить усилия воспитателей и педагогов, семьи ребёнка, а также музейных сотрудников для наиболее полного эстетического и творческого развития ребёнка. Её основная цель — приобщить детей к искусству, развить их визуальное мышление, способствовать развитию речи и умению выражать свои мысли и эмоции через призму восприятия произведений живописи. Для дошкольников материал рассчитан на старшую и подготовительную группы детского сада.

    «Волшебное тесто» — творческая программа, нацеленная на эстетическое развитие детей 6–7 лет. Её основные задачи состоят в постижении старшими дошкольниками различных техник лепки из солёного теста, развитии умений декорирования лепных образов, мелкой моторики и воображения. Если в детском саду такое направление развития воспитанников является приоритетным, это стоит отметить в пояснительной записке к программе.

    Занятия лепкой развивают творческие способности и мелкую моторику дошкольников

    Речевое развитие

    По ФГОС образовательные области включают в себя:

    • развитие владения речью;
    • обогащение словарного запаса;
    • знакомство с литературой;
    • развитие звуковой культуры речи.

    Формирование звуковой культуры речи

    У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

    Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

    Формирование словаря

    В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

    Формирование грамматического строя речи

    В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

    Развитие связной речи

    Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества

    Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.

    Обзор упражнений по скорочтению для детей — как научить ребенка

    Ознакомление с художественной литературой

    Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

    Чтение литературы

    Алгоритм написания рабочей программы для детей 6–7 лет

    При написании рабочей программы следует выполнить ряд последовательных шагов:

    1. Первое, что следует сделать, — ознакомиться с ФГОС ДО. Значительную часть формулировок можно смело брать из стандарта.
    2. Второе — определиться, для какой группы пишется рабочая программа: будет ли это логопедическая группа, или, к примеру, планируется изучение английского языка, или углублённое художественно-эстетическое развитие. В зависимости от этого стоит подобрать методический материал и дополнительную литературу.
    3. Третье — структура. Этот момент часто вызывает затруднения из-за объёма.

    Классический порядок частей рабочей программы предполагает следующее:

    • титульный лист;
    • содержание (или оглавление в конце);
    • три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.

    В первый раздел программы следует включить цели и задачи программы (оформить их как пояснительную записку) и планируемые на конец учебного года результаты, то есть чему должны научиться дети. К целям из ФГОС ДО добавляются цели из парциальных (специализированных) программ, если таковые используются. Результаты обучения должны соответствовать возможностям и особенностям развития детей (например, ОНР, ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие, инвалидность и др.) Примерные результаты для воспитанников 6–7 лет:

    • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность, при этом способен сотрудничать, быть как лидером, так и исполнителем в совместном труде, готов прийти на помощь;
    • ребёнок может следовать правилам игры и принятым в коллективе нормам;
    • имеет представления о здоровом образе жизни и осознаёт его ценность и др.

    В целевой раздел также стоит добавить пункт с принципами формирования рабочей программы (см. п.1.4. ФГОС ДО), например: поддержка идей и проектов детей в разных видах деятельности, приобщение их к культурным нормам и традициям общества.

    Многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать по слогам

    Важно не забыть указать характеристики группы: например, большинство детей к началу учебного года уже умеют читать по слогам и считать до 10, способны сами распределять роли в игре и следовать им. Имеет значение также социальный портрет группы: дети из неполных и неблагополучных семей, средняя обеспеченность и уровень образования взрослых членов семей.

    Содержательный раздел является самым объёмным. В нём нужно разместить таблицу с комплексно-тематическим планированием на год.

    Таблица: пример оформления комплексно-тематического плана

    МесяцНеделяТемаИтоговое мероприятие
    Сентябрь1Праздник знаний: скоро в школуМероприятие, подготовленной группой: сценки, поделки, музыкальные номера.
    Сентябрь2Моё удивительное летоВыставка творческих работ по тематике отдыха и досуга, лета.
    Сентябрь3Россия — моя родинаВыставка работ, посвящённая русским народным (или другим национальным) промыслам.
    Сентябрь4Город, в котором я живуВыставка рисунков и поделок «Чудеса на моей улице», викторина по правилам дорожного движения.

    В этом планировании использован тематический подход, при котором каждой неделе соответствует определённая тема с итоговым мероприятием с демонстрацией результатов и достижений в конце. Тема недели подробно разбирается с детьми во время структурного элемента «познавательное развитие» (подробнее о нём ниже) в понедельник, а затем закрепляется в остальные дни через другие виды образовательной деятельности (ОД). Даже если это физическая активность, то в неё можно включить элементы, например, занимательной математики (формирование понятий «лево» и «право» у ребёнка, количество повторений каждого упражнения и др.).

    Итогом познавательной деятельности дошкольников может стать выполнение поделок по изученной теме

    В содержательном разделе также нужно описать 5 основных видов ОД в детском саду, расписать их цели и задачи, а также что они включают. Эти 5 видов прописаны в федеральном стандарте (развёрнутые формулировки можно переписать в рабочую программу из п.2.6 стандарта), поскольку содержание программы должно способствовать всестороннему развитию детей:

    • социально-коммуникативное развитие (здесь всё, что касается понимания ребёнком принятых в обществе норм и ценностей, и его готовность им следовать);
    • познавательное развитие (развитие любознательности и воображения, формирование представлений об окружающем мире и наполняющих его предметах, а также интерес к новым знаниям);
    • речевое развитие (формирование логичной, правильной речи ребёнка, развитие его умения общаться);
    • художественно-эстетическое развитие (формирование у ребёнка интереса к искусству и умения постигать мир не только рационально, но и эмоционально);
    • физическое развитие (развитие двигательной активности, координации и мелкой моторики, формирование представлений о видах спорта и здоровом образе жизни).

    Для подготовительной группы основными формами, в которых выражаются эти виды деятельности, являются игра и труд: сюжетно-ролевая игра, игровое исследование объектов окружающего мира, игра на музыкальных инструментах, соревнования и конкурсы, конструирование поделок из разных материалов и др.

    Чтобы написать рабочую программу, нужно учитывать, что её 60% — это обязательная часть по стандарту (развитие ребёнка по пяти перечисленным видам образовательной деятельности) и 40% — вариативная часть, формируемая воспитателями, педагогами, обучающимися и их родителями. Именно в эти 40% входят методики и формы работы с детьми.

    К содержательному разделу также относится календарное планирование основных форм работы с семьёй ребёнка, таких как: родительские собрания, выставки и утренники, консультации для родителей слабоуспевающих детей и др. В этот же раздел необходимо включить мероприятия по коррекции для детей с ОНР, ФФН, инвалидностью и т. п., если такие предполагаются. Нужно также уделить внимание этническим и социокультурным особенностям группы, например, расписать, какие национальные праздники и традиции края будут включены в учебный процесс, отметить приуроченные к ним мероприятия.

    Последний раздел рабочей программы — организационный. В нём нужно описать материально-техническое оснащение и средства обучения для реализации программы. Стоит отметить наличие уголков: книжного, спортивного, природного, игрового и др., а также средств ИКТ (компьютер, проектор, телевизор и т. д.).

    В живом уголке старшие дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными

    Сюда же нужно отнести распорядок учащихся по дням недели. Стоит ознакомиться с максимально допустимой учебной нагрузкой, утверждённой в САНПИН 2.4.1.3049–13. Это значит, что продолжительность одного занятия для детей 6–7 лет не должна превышать 30 минут. В первой половине дня возможно чередование 2–3 видов ОД — не более полутора часов всего — и ещё 1 вид ОД после дневного сна. Перерывы между занятиями в первой половине дня могут составлять не более 10 минут, а в середине занятия следует проводить короткие физкультминутки. Вместе с режимом дня важно не забывать об особенностях климата в регионе, поскольку это может повлиять на продолжительность прогулок и подвижных игр детей на уличной площадке ДОУ.

    Если зимой и летом погода кардинально различается, то желательно составить несколько распорядков дня для тёплого и холодного времени года.

    Таблица: пример режима дня в рабочей программе с указанием времени на образовательную деятельность

    День неделиПоловина дняОД
    Понедельник1Формирование элементарных математических представлений (познавательная деятельность) — 30 минут.
    1Лепка (изобразительная деятельность) — 30 минут.
    2Занятие физической культурой — 30 минут.
    Итого в понедельник: 1,5 часа образовательной деятельности.
    Вторник1Развитие речи — 30 минут.
    1Занятия музыкой — 30 минут.
    1Краеведение (познавательная деятельность) — 30 минут.
    Итого во вторник: 1,5 часа образовательной деятельности

    Таблица: пример оформления распорядка дня в подготовительной группе

    ВремяЗанятия
    07:30 — 8:45Приход детей, самостоятельное время, подготовка к завтраку
    8:45 — 9:10Завтрак, элементы трудовой деятельности (дети помогают накрыть столы и убрать их за собой)
    9:15 — 10:55Две ОД и перерыв 10 минут (занимательная математика и рисование)
    10:55 — 11:15Второй завтрак
    11:15 — 12:50Сбор на прогулку, игры на детской площадке
    12:50 — 13:00Возвращение с прогулки, свободное время
    13:00 — 13:20Обед, элементы трудовой деятельности
    13:20 — 15:20Тихий час
    15:20 — 15:40Подъём, умывание, гимнастика

    В организационном разделе также указывают методическое обеспечение рабочей программы и использовавшиеся парциальные программы. Например:

    • Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам», М.: Владос, 2004.
    • Комарова Ю. А. «Английский для дошкольников», М.: Русское слово, 2020.
    • Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2008.

    Что касается программы инклюзивного обучения или отдельных детей, нуждающихся в коррекции, то структура остаётся та же. Однако в цели программы стоит добавить те, что относятся к коррекции развития (психологического, речевого и др.), ожидаемые результаты нужно видоизменить с учётом особенностей и возможностей детей в группе. В организационном разделе при планировании распорядка дня необходимо отразить специальные занятия и их продолжительность (например, с логопедом, дефектологом, психологом), а также указать всю используемую методическую литературу и специальное оснащение для коррекционной работы (к примеру, оборудование в кабинете логопеда).

    Если программа включает индивидуальную работу узких специалистов, то это следует прописать в целях и ожидаемых результатах работы

    Планирование и организация занятия по программе в подготовительной группе

    При планировании занятия необходимо отталкиваться от целей. Что ребёнок должен из него вынести для себя, чему научиться? Например: тема занятия «Как я провёл лето». Основными целями здесь будут: научить ребёнка словесно и творчески отображать свои впечатления и воспоминания о лете, делиться ими с другими детьми и взрослыми. Если это творческий урок рисования, то задачи здесь будут: научить ребёнка продумывать содержание своей работы, по-разному держать карандаши и кисти, воспитывать аккуратность, развивать склонности к художественному творчеству.

    Далее определяем материалы и оборудование для занятия. В приведённом примере это могут быть альбомный лист бумаги, карандаши, кисти, вода, акварель, различные шаблоны геометрических фигур, салфетки. К началу занятия всё необходимое уже должно быть заготовлено. Можно перед уроком попросить детей помочь разложить на столах материалы для воспитания у них культуры труда.

    В ходе занятия рекомендуется использовать как можно больше наглядных материалов, иллюстраций или макетов

    Затем необходимо прописать вводную часть занятия. Здесь и приветственное слово воспитателя, и разнообразные загадки и ребусы, чтобы заинтересовать детей и подвести их к теме занятия. Если это урок рисования по тематике прошедшего лета, то можно расспросить ребят, что им больше всего запомнилось. Если это первое занятие дошкольников в учебном году, то в качестве закрепления изученного ранее можно попросить их вспомнить, какие сюжеты они изображали в прошлом году.

    Старших дошкольников хорошо мотивируют в начале занятия письма от всевозможных сказочных персонажей, которые просят о помощи, интригующие вопросы от педагога, опыты и игровые моменты.

    После этого нужно спланировать содержательную часть урока: какие именно творческие задания будут предложены детям. Например: изобразить семейный отдых или нарисовать природу своего края летом. Не забываем, что непрерывная образовательная деятельность должна укладываться в 30 минут. В середине занятия желательно провести физкультминутку, чтобы дети сделали лёгкую разминку (например, встать, потянуться, сделать гимнастику для пальцев), после которой дошкольники продолжают работу.

    Интерес дошкольников к занятиям во многом определяет результативность работы по программе

    В конце занятия нужно расспросить детей, что им понравилось и чему они научились, организовать выставку их рисунков. Стоит также попросить воспитанников привести в порядок за собой рабочее место.

    На каждом занятии обязательно должно быть изучение нового материала и короткое повторение пройденного. В подготовительной группе возрастает важность устных приёмов обучения: воспитанник должен учиться рассуждать, высказывать своё мнение, полно выражать мысли. Кроме того, старшим дошкольникам самим интересно участвовать в беседе, придумывать рассказы по картинкам и разнообразные сюжеты. В занятие стоит включать элементы соревновательности, так как для детей 6–7 лет это важный элемент мотивации. Например, организовав выставку рисунков, можно спросить у ребят, чьи работы им больше понравились и почему, коллективно определить наиболее активного ребёнка. При поминутном планировании также важно учитывать, что какая-то часть занятия может уйти на преодоление трудностей с дисциплиной и настраивание детей на учебный лад. Каждое занятие должно иметь своё место в сетке планирования и должно быть встроено в логичную систему во взаимосвязи с другими и общей тематикой недели.

    По моему мнению, для наиболее успешной подготовки к занятиям стоит завести собственную методическую копилку: ежедневник или папку на компьютере и в браузере, в которую можно собирать разные запомнившиеся фрагменты из книг, фильмов, задания и упражнения «про запас и на будущее», если они показались интересными, но на ближайшем занятии их некуда вставить. В папках можно создавать тематические подпапки, чтобы затем было проще находить в своих копилках всё необходимое. Стоит также поискать сайты-конструкторы кроссвордов, ребусов и других занимательных задач, что в дальнейшем ускорит подготовку к занятиям. Например, Ребус №1 — полезный сайт, который не раз экономил мне время на придумывание заданий для вводной части занятия. Как показал мой опыт первого года педагогической работы, подготовка к каждому занятию может отнимать вдвое и втрое больше времени, чем проведение самого занятия. Поскольку, как правило, это время не оплачивается дополнительно, стоит пользоваться любой возможностью его оптимизировать, но без потери качества занятий.

    Видео: интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

    Видео: занятие в подготовительной группе для детей с ОНР

    При написании рабочей программы для подготовительной группы главной опорой служит ФГОС ДО, из которого можно почерпнуть основную информацию о структуре программы, её целях и задачах, ожидаемых результатах от прохождения её дошкольниками. Если в детском саду используется особая программа, например, для логопедической группы или с изучением английского языка, то её элементы также нужно включить в рабочую программу. Важно составлять её так, чтобы в ней максимально было отражено реальное положение дел, а календарно-тематическое планирование соответствовало действительности, поскольку именно рабочая программа будет главным ориентиром педагога при подготовке к занятиям в группе.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: