Самоанализ индивидуального логопедического занятия
Петрова Светлана
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
учителя-логопеда МДОУ д/с №45 ф. 1 Петровой С. А.
Занятие проводилось с ребенком старшей группы c заключением ОНР III уровня. Девочка зачислена в группу компенсирующей направленности в сентябре 2020 года. За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном — развивающей работы.
Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопеди-ческого воздействия осуществлялось с учетом возрастных, характерологических и речевых особенностей ребенка.
На занятиибыла поставлена следующая цель: формировать навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.
На занятиибыли поставлены следующие задачи:
Образовательные:
— Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] изолированно, в слогах.
— Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме.
Коррекционно-развивающие:
— Развивать мимические мышцы,артикуляционную моторику через упражнения: «Бегемот»
,
«Блинчики»
.
«Чашечка»
,
«Бублик»
,
«Теплый ветерок»
.
— Формировать длительный ротовой выдох с использованием наглядного материала «Осенняя полянка»
.
— Развивать фонематический слух: узнавать звук [Ш] из ряда гласных и согласных звуков, слогов.
— Развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.
— Развивать ориентировку на плоскости
Коррекционно- воспитательные:
— Воспитывать самоконтроль за речью.
— Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.
Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)
. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор
(слайдов презентации)
.
Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.
Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу)
помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему
занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно — образовательному процессу.
С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятиябыли использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология — Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш]были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.
Проводя самооценку занятия после просмотра видео,были выделены следующие моменты:
1.После проведения артикуляционной гимнастики я забыла задать дополнительный вопрос: «Какой звук мы услышали?»
. Это возможно было сделать, так как звук ребенком был про-изнесен.
2. Не был до конца отработано умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме. Необходимо было закрепить данное умение у ребенка посредством самостоятельного повторения, а также в конце занятия.
3. В речи услышала неправильно произнесенные мною слова (случилося – случилось; пододвигайся-подвинь стул; ручка, мизинчик, пальчик, ротик – рука, мизинец, палец, рот). Необходимо следить за качеством собственной речи.
4. Занятие в целом соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья, единственное, по длительности превысило 15минут (длительность занятия 18 минут)
. Необходимо ускорить темп
занятия, по возможности сократить задава-емые вопросы.
Считаю, что в целом занятие прошло успешно, поставленные задачи были реализованы. Необходимо продолжить работу по умению давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш], по развитию фонематических процессов, по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и самостоятельной речи, а также особое внимание уделить дифференциации звуков [Ш] и [С].
Положительный результат занятия подтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка на занятии.
Индивидуальное занятие с логопедом
Этот вид занятий позволяет установить контакт между обучающимся и педагогом, у детей снимается застенчивость.
В структуру плана входят:
- дидактические материалы;
- упражнения на сенсорику и интеллект;
- развитие моторики.
Обратите внимание. Урок длится около 20 минут и проводится 2-3 раза в неделю.
Структура индивидуального логопедического занятия
К логопедическому уроку требуется определенная подготовка, которую проводит педагог.
В подготовку должны быть включены:
- Сформулированные тема и цель.
- Связанные этапы.
- Материалы по грамматике и лексике, которые постепенно усложняются.
- Игровые приемы.
- Короткие задачи и цели, сформулированные для детей.
- Яркие зрительные материалы.
Обратите внимание! Информация должна даваться в легкой форме, позитивно.
Индивидуальное занятие
Анализ индивидуального логопедического занятия в детском саду, пример
Ниже будет приведен пример анализа занятий логопеда в ДОУ.
Обратите внимание! Цель — автоматизация произношения звука «л» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Коррекция и развитие. Постановка разборчивого произношения звука «л» на конкретных примерах, совершенствование восприятия фонетики на слух, развитие мелкой моторики, координация движений, улучшение ориентации в пространстве, логической памяти, зрительной и слуховой памяти.
- Коррекционно-образовательная. Обучение малыша нахождению в слове основных звуковых признаков, ответу полным предложением, образованию родительного падежа, единственного числа в именах существительных, работе по шаблону.
- Коррекционно-воспитательная. Прививается умение слушать старшего, формировать желание к занятиям, воспитывается умение слушать и анализировать речь другого, воспитывать речевой самоконтроль.
Постановка звука Т
Примерный образец отчета:
- Дата проведения: _.
- Время проведения: _.
- Место проведения: _ кабинет учителя-логопеда.
- Учитель-логопед:__Иванова И. И.
Нормативы открытого логопедического урока по ФГОС и его соответствие:
- Соотношение содержания образовательной программы развитию и возрасту. Урок построен последовательно и логично, подобранный игровой прием проходит через все занятие, и делает его более целостным.
- Поведение преподавателя при получении неверного ответа. В случае ошибочного ответа, преподаватель тактично и осторожно акцентирует внимание на неправильном ответе и постепенно подводит к верному решению, не стараясь исправить самостоятельно.
- Соответствие возраста и развития ребенка выбранной образовательной программе — материал подобран и преподнесен ребенку грамотно, в легкой форме.
- Применение наглядного материала.
- Вывод: занятие насыщенное, полноценное, цели достигнуты.
Структура логопедического занятия по ФГОС в ДОУ, временные этапы
Составители ФГОС в первую очередь учитывают индивидуальный подход к ребенку и игровую подачу.
В структуре:
- развитие ориентации в пространстве — 5 минут;
- развитие всех видов памяти — 5 минут;
- артикуляция, голос, дыхание — 5минут;
- определение темы детьми — 5 минут;
- фонетика и слоги — 5 минут;
- итоги — 2 минуты;
- оценка работы — 3 минуты.
Внимание! Оценивается степень усваиваемости материала детьми, а не работа педагога.
Применение иллюстраций на уроке
При анализе фронтального занятия логопед должен найти подход к ребенку, фокусируя его внимание.
Схема оценки:
- Тема занятия: дифференциация согласных звуков на примере «с», «з».
- Цели: научить различать звуки в паронимах, воспринимать на слух, проявлять доброту и отзывчивость, разработка мыслительной деятельности.
- Оценка соответствия материала задачам и целям.
- Реакция логопеда на неверные ответы.
- Соответствие специфики программы возрасту детей.
- Применение иллюстраций.
- Осуществление дифференциального подхода.
- Применение игровой методики.
- Работа над ошибками.
- Работа ребенка и педагога.
- Результат.
Формирование звуковой культуры речи у детей
Обратите внимание! На основе анализа проводится оценка эффективности работы логопеда.
«Самоанализ коррекционно — развивающего занятия с элементами тренинга»
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия.
Уважаемые коллеги вашему вниманию было представлено коррекционно – развивающее занятие с элементами тренинга.
ФИО:
Кокшарова Анастасия Алексеевна
Тип:
коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.
Форма занятия:
групповая.
Время реализации
: 20-25 минут.
Количество детей:
20.
Цель:
Познакомить детей с основными эмоциями и способами их выражения.
Задачи:
1. Образовательная:
- Расширить представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения.
- Ввести понятие «эмоции».
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, воображение).
- Развивать элементарные навыки самооценки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать у первоклассников положительное отношение к себе, к окружающим.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
АРМ учителя, раздаточный материал.
Материалы:
Слайды презентации, карточки для корректурной пробы (с поросятами), карточки с островами, плакат с изображением эмоциональных состояний, цветные карандаши, фломастеры, воздушные шары.
Методическое обеспечение:
Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» (на основе программы психологических занятий и рабочих тетрадей для школьников «Тропинка к своему «Я» (начальная школа) Хухлаевой Ольги Владимировны — доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета).
Методы:
Практические:
развивающее обучение (ориентация на ЗБР), игровая терапия, арт-терапия (острова), телесно-ориентированная терапия (снятие напряжения).
Наглядные:
демонстрация «Калейдоскопа эмоций», слайдов презентации, видеоряда.
Словесные:
рассказ педагога-психолога об эмоциях, словесное сопровождение заданий.
Игровые:
на протяжении всего занятия применялись игровые методы (в форме перевоплощений и воображаемых ситуаций).
Способы включения детей в процесс деятельности:
интонирование речи, эмоциональная выразительность, учет индивидуальных особенностей.
Для активации мыслительной деятельности
использовались вопросы поискового характера «Как вы думаете?», «Почему?», «А как правильно?».
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Ритуал приветствия. (2 мин.)
Упражнение «Здравствуйте».
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. (Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом-психологом.)
- Разминка. (1,5мин.)
Игра «Перевоплощение в животных»
Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настрой на продуктивную групповую деятельность.
- Основное содержание занятия. (13-15 мин.)
Приоритет отдавался многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
Просмотр видеоряда «Мои эмоции»
Цель: формирование представления о многообразии эмоций, о ситуациях в которых такие эмоции мы испытываем.
Физкультурная минутка.
Цель: снятие напряжения, переключение вида деятельности.
Корректурная проба «Поросята»
Цель: Научится распознать эмоцию радости и развитие объема, концентрации и устойчивости внимания.
Упражнение «Остров радости и грусти»
Цель: Отличить одну эмоцию от другой, показать разницу.
- Рефлексия прошедшего занятия.
(2,5 мин.)
Упражнение «Моя эмоция»
(воздушные шары) Цель: оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо, было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
- Ритуал прощания.
(1 мин.)
Упражнение «1,2,3,4,5 скоро встретимся опять!»
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. (Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом-психологом.)
Занятие было построено с учетом индивидуально-психологических особенностей группы и каждого ребенка (с ОВЗ, детей-инвалидов).
Я считаю, что поставленная цель была достигнута.
Спасибо за внимание.
Организация подгруппового занятия
В данные группы входят дети с идентичными лексическими нарушениями.
Особенности организации:
- Внимание уделяется развитию словарного запаса и грамотного произношения.
- С детьми, имеющими серьезные речевые нарушения, проводятся углубленные индивидуальные занятия.
- Занятие не должно длиться больше 30 минут.
Обратите внимание! Работа логопеда должна быть согласована с работой воспитателя.
Анализ подгруппового логопедического занятия
Анализ логопедического занятия в подгруппе проводится согласно установленным протоколам. По завершению проводится анализ образовательной программы в ДОУ.
В анализ входят:
- соответствие тематики системе образования;
- четкость постановки целей и задач;
- особенность речевого и общего поведения ребенка на занятии;
- характеристика преподавателя.
Дополнительная информация! В заключении делается оценка, как проведена групповая работа.