самоанализ логопедического занятия материал на тему


Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Петрова Светлана

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

учителя-логопеда МДОУ д/с №45 ф. 1 Петровой С. А.

Занятие проводилось с ребенком старшей группы c заключением ОНР III уровня. Девочка зачислена в группу компенсирующей направленности в сентябре 2020 года. За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном — развивающей работы.

Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопеди-ческого воздействия осуществлялось с учетом возрастных, характерологических и речевых особенностей ребенка.

На занятиибыла поставлена следующая цель: формировать навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.

На занятиибыли поставлены следующие задачи:

Образовательные:

— Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] изолированно, в слогах.

— Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме.

Коррекционно-развивающие:

— Развивать мимические мышцы,артикуляционную моторику через упражнения: «Бегемот»

,
«Блинчики»
.
«Чашечка»
,
«Бублик»
,
«Теплый ветерок»
.

— Формировать длительный ротовой выдох с использованием наглядного материала «Осенняя полянка»

.

— Развивать фонематический слух: узнавать звук [Ш] из ряда гласных и согласных звуков, слогов.

— Развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.

— Развивать ориентировку на плоскости

Коррекционно- воспитательные:

— Воспитывать самоконтроль за речью.

— Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.

Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)

. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор
(слайдов презентации)
.
Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.
Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу)

помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему
занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно — образовательному процессу.
С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятиябыли использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология — Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш]были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.

На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.

Проводя самооценку занятия после просмотра видео,были выделены следующие моменты:

1.После проведения артикуляционной гимнастики я забыла задать дополнительный вопрос: «Какой звук мы услышали?»

. Это возможно было сделать, так как звук ребенком был про-изнесен.

2. Не был до конца отработано умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме. Необходимо было закрепить данное умение у ребенка посредством самостоятельного повторения, а также в конце занятия.

3. В речи услышала неправильно произнесенные мною слова (случилося – случилось; пододвигайся-подвинь стул; ручка, мизинчик, пальчик, ротик – рука, мизинец, палец, рот). Необходимо следить за качеством собственной речи.

4. Занятие в целом соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья, единственное, по длительности превысило 15минут (длительность занятия 18 минут)

. Необходимо ускорить темп
занятия, по возможности сократить задава-емые вопросы.
Считаю, что в целом занятие прошло успешно, поставленные задачи были реализованы. Необходимо продолжить работу по умению давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш], по развитию фонематических процессов, по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и самостоятельной речи, а также особое внимание уделить дифференциации звуков [Ш] и [С].

Положительный результат занятия подтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка на занятии.

Индивидуальное занятие с логопедом

Этот вид занятий позволяет установить контакт между обучающимся и педагогом, у детей снимается застенчивость.

В структуру плана входят:

  • дидактические материалы;
  • упражнения на сенсорику и интеллект;
  • развитие моторики.

Обратите внимание. Урок длится около 20 минут и проводится 2-3 раза в неделю.

Структура индивидуального логопедического занятия

К логопедическому уроку требуется определенная подготовка, которую проводит педагог.

В подготовку должны быть включены:

  • Сформулированные тема и цель.
  • Связанные этапы.
  • Материалы по грамматике и лексике, которые постепенно усложняются.
  • Игровые приемы.
  • Короткие задачи и цели, сформулированные для детей.
  • Яркие зрительные материалы.

Обратите внимание! Информация должна даваться в легкой форме, позитивно.

Индивидуальное занятие

Анализ индивидуального логопедического занятия в детском саду, пример

Ниже будет приведен пример анализа занятий логопеда в ДОУ.

Обратите внимание! Цель — автоматизация произношения звука «л» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • Коррекция и развитие. Постановка разборчивого произношения звука «л» на конкретных примерах, совершенствование восприятия фонетики на слух, развитие мелкой моторики, координация движений, улучшение ориентации в пространстве, логической памяти, зрительной и слуховой памяти.
  • Коррекционно-образовательная. Обучение малыша нахождению в слове основных звуковых признаков, ответу полным предложением, образованию родительного падежа, единственного числа в именах существительных, работе по шаблону.
  • Коррекционно-воспитательная. Прививается умение слушать старшего, формировать желание к занятиям, воспитывается умение слушать и анализировать речь другого, воспитывать речевой самоконтроль.

Постановка звука Т

Примерный образец отчета:

  • Дата проведения: _.
  • Время проведения: _.
  • Место проведения: _ кабинет учителя-логопеда.
  • Учитель-логопед:__Иванова И. И.

Нормативы открытого логопедического урока по ФГОС и его соответствие:

  • Соотношение содержания образовательной программы развитию и возрасту. Урок построен последовательно и логично, подобранный игровой прием проходит через все занятие, и делает его более целостным.
  • Поведение преподавателя при получении неверного ответа. В случае ошибочного ответа, преподаватель тактично и осторожно акцентирует внимание на неправильном ответе и постепенно подводит к верному решению, не стараясь исправить самостоятельно.
  • Соответствие возраста и развития ребенка выбранной образовательной программе — материал подобран и преподнесен ребенку грамотно, в легкой форме.
  • Применение наглядного материала.
  • Вывод: занятие насыщенное, полноценное, цели достигнуты.

Структура логопедического занятия по ФГОС в ДОУ, временные этапы

Составители ФГОС в первую очередь учитывают индивидуальный подход к ребенку и игровую подачу.

В структуре:

  • развитие ориентации в пространстве — 5 минут;
  • развитие всех видов памяти — 5 минут;
  • артикуляция, голос, дыхание — 5минут;
  • определение темы детьми — 5 минут;
  • фонетика и слоги — 5 минут;
  • итоги — 2 минуты;
  • оценка работы — 3 минуты.

Внимание! Оценивается степень усваиваемости материала детьми, а не работа педагога.

Применение иллюстраций на уроке

При анализе фронтального занятия логопед должен найти подход к ребенку, фокусируя его внимание.

Схема оценки:

  1. Тема занятия: дифференциация согласных звуков на примере «с», «з».
  2. Цели: научить различать звуки в паронимах, воспринимать на слух, проявлять доброту и отзывчивость, разработка мыслительной деятельности.
  3. Оценка соответствия материала задачам и целям.
  4. Реакция логопеда на неверные ответы.
  5. Соответствие специфики программы возрасту детей.
  6. Применение иллюстраций.
  7. Осуществление дифференциального подхода.
  8. Применение игровой методики.
  9. Работа над ошибками.
  10. Работа ребенка и педагога.
  11. Результат.

Формирование звуковой культуры речи у детей

Обратите внимание! На основе анализа проводится оценка эффективности работы логопеда.

«Самоанализ коррекционно — развивающего занятия с элементами тренинга»

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия.

Уважаемые коллеги вашему вниманию было представлено коррекционно – развивающее занятие с элементами тренинга.

ФИО:

Кокшарова Анастасия Алексеевна

Тип:

коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.

Форма занятия:

групповая.

Время реализации

: 20-25 минут.
Количество детей:
20.

Цель:

Познакомить детей с основными эмоциями и способами их выражения.

Задачи:

1. Образовательная:

  • Расширить представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения.
  • Ввести понятие «эмоции».

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, воображение).
  • Развивать элементарные навыки самооценки.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать у первоклассников положительное отношение к себе, к окружающим.
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование:

АРМ учителя, раздаточный материал.

Материалы:

Слайды презентации, карточки для корректурной пробы (с поросятами), карточки с островами, плакат с изображением эмоциональных состояний, цветные карандаши, фломастеры, воздушные шары.

Методическое обеспечение:

Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» (на основе программы психологических занятий и рабочих тетрадей для школьников «Тропинка к своему «Я» (начальная школа) Хухлаевой Ольги Владимировны — доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета).

Методы:

Практические:

развивающее обучение (ориентация на ЗБР), игровая терапия, арт-терапия (острова), телесно-ориентированная терапия (снятие напряжения).

Наглядные:

демонстрация «Калейдоскопа эмоций», слайдов презентации, видеоряда.

Словесные:

рассказ педагога-психолога об эмоциях, словесное сопровождение заданий.

Игровые:

на протяжении всего занятия применялись игровые методы (в форме перевоплощений и воображаемых ситуаций).

Способы включения детей в процесс деятельности:

интонирование речи, эмоциональная выразительность, учет индивидуальных особенностей.

Для активации мыслительной деятельности

использовались вопросы поискового характера «Как вы думаете?», «Почему?», «А как правильно?».

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Ритуал приветствия. (2 мин.)

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. (Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом-психологом.)

  1. Разминка. (1,5мин.)

Игра «Перевоплощение в животных»

Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настрой на продуктивную групповую деятельность.

  1. Основное содержание занятия. (13-15 мин.)

    Приоритет отдавался многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.

Просмотр видеоряда «Мои эмоции»

Цель: формирование представления о многообразии эмоций, о ситуациях в которых такие эмоции мы испытываем.

Физкультурная минутка.

Цель: снятие напряжения, переключение вида деятельности.

Корректурная проба «Поросята»

Цель: Научится распознать эмоцию радости и развитие объема, концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение «Остров радости и грусти»

Цель: Отличить одну эмоцию от другой, показать разницу.

  1. Рефлексия прошедшего занятия.
    (2,5 мин.)

Упражнение «Моя эмоция»

(воздушные шары) Цель: оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо, было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

  1. Ритуал прощания.
    (1 мин.)

Упражнение «1,2,3,4,5 скоро встретимся опять!»

Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. (Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом-психологом.)

Занятие было построено с учетом индивидуально-психологических особенностей группы и каждого ребенка (с ОВЗ, детей-инвалидов).

Я считаю, что поставленная цель была достигнута.

Спасибо за внимание.

Организация подгруппового занятия

В данные группы входят дети с идентичными лексическими нарушениями.

Особенности организации:

  • Внимание уделяется развитию словарного запаса и грамотного произношения.
  • С детьми, имеющими серьезные речевые нарушения, проводятся углубленные индивидуальные занятия.
  • Занятие не должно длиться больше 30 минут.

Обратите внимание! Работа логопеда должна быть согласована с работой воспитателя.

Анализ подгруппового логопедического занятия

Анализ логопедического занятия в подгруппе проводится согласно установленным протоколам. По завершению проводится анализ образовательной программы в ДОУ.

В анализ входят:

  • соответствие тематики системе образования;
  • четкость постановки целей и задач;
  • особенность речевого и общего поведения ребенка на занятии;
  • характеристика преподавателя.

Дополнительная информация! В заключении делается оценка, как проведена групповая работа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: