Конспект урока Искусство в 8 классе по теме: «Азбука архитектуры»


Развитие художественной культуры в первой половине

XIX в. В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Появившийся еще во второй половине XVIII в. «просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера. Новым и широко распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Все это способствовало развитию художественной культуры.

Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки.

Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству.

Возникший перед Отечественной войной 1812 г. сентиментализм, в отличие от классицизма, был обращен не к разуму, а к чувствам и переживаниям людей. Основы этого нового направления были заложены еще в конце XVIII в. Н. М. Карамзиным (повесть «Бедная Лиза»).

Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности.

В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен.

Конспект урока по теме: «Художественная культура»

Урок 23. Художественная культура

Цель

: рассмотреть основные тенденции развития духовной культуры в эпоху Просвещения; развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; воспитывать у учащихся отношение к культурному наследию человечества, умение высказывать свою точку зрения о роли духовной культуры в развитии общества.

Тип урока

: школьная лекция

1. Классицизм, барокко и рококо

.

В атмосфере общественной борьбы эпохи Реформации и Контрреформации, на почве художест­венных традиций Возрождения, а также достижений гуманистичес­кой и научной мысли в конце XVI—XVII в. сформировались новые художественные стили.

Прямым продолжением традиций художественной культуры Воз­рождения являлся классицизм. Ему также было свойственно пре­клонение перед античным искусством, но его теоретической основой выступал философский рационализм XVII в.

Огромный вклад в развитие искусства и культуры классицизма внесли французы. Именно на родине Декарта были разработаны те­оретические принципы нового стиля. Сторонники классицизма рас­сматривали художественное произве­дение как плод разума и логики. Они придавали большое значение воспита­тельной роли искусства, считая, что оно должно учить людей стойкости перед ударами судьбы, умению подчи­нять личные интересы общественным (государственным), чувства — разуму, страсти — долгу.

В архитектуре основоположником классицизма был итальянский архи­тектор Андреа Палладио. Его дворцо­вые постройки представляют собой симметричные в плане кирпичные здания с оштукатуренными фасадами, оформленными в стиле ордерной архи­тектуры Античности.

Принцип симметрии лежал также в основе регулярного сада, называемо­го ещё французским. В плане он представлял собой различные геомет­рические фигуры, симметрично распо­ложенные по обе стороны главной ал­леи или канала. Именно благодаря классицизму в архитектуре утвердился принцип строительства не от­дельных зданий и сооружений, а целых ансамблей, части которых гармонировали друг с другом и с окружающей средой. Тому ярчай­шим примером является дворцово-парковый ансамбль резиденции французских королей в Версале.

В конце XVI в. формируется стиль барокко. В противоположность классицизму барокко обращалось не столько к разуму человека, сколько к его чувству. Пышное убранство католических храмов долж­но было убеждать верующих в превосходстве католицизма. Очерта­ния построек стали плавными и округлыми. Широко применялись во­люты — архитектурные детали в виде спиралевидного завитка. Выпуклости и углубления, полуколонны, ниши, карнизы, скульпту­ра придавали барочной архитектуре рельефность, волнообразность, создавали иллюзию движения. Ярким её образцом является площадь и собор Святого Петра в Риме. Окончательный вид этому ансамблю придал итальянский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини.

В первой половине XVIII в. в моду входит стиль рококо. Он бли­зок к барокко, но отличается от него большей утончённостью и за­тейливостью убранства. Особенно характерна для рококо так назы­ваемая рокайль, стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям.

Стилевое разнообразие оказалось полезным для искусства. Художники, скульпторы, архитекторы, менее связанные условностя­ми художественных школ и стилей, обрели простор для творческих поисков. Произведения выдающихся мастеров XVII — первой поло­вины XVIII в.: художников голландца Рембрандта, испанца Веласкеса, француза Ватто, немецкого композитора Иоганна Себастьяна Ба­ха — отличаются яркой индивидуальностью и не укладываются в рамки того или иного господствующего стиля.

2. Просветительский классицизм

.

В последней трети XVIII в. классицизм снова становится главным художественным стилем евро­пейского искусства. Его теоретические принципы оказались созвуч­ными идеалам и целям Просвещения.

Стремясь к совершенству форм, архитекторы заботились и о том, чтобы в построенных ими домах людям было удобно жить. Идеаль­ным окружением загородного дома, в наибольшей мере соответству­ющим природе человека, теперь считался не регулярный французс­кий, а пейзажный парк. Впервые пейзажные парки появились в Великобритании, отсюда их второе название — английские. В живописи влияние Просвещения выражалось прежде всего в прославле­нии художниками добродетелей и гражданских поступков. Тому при­мером служит полотно французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». В музыке высшим достижением просветительс­кого классицизма явилось творчество композиторов, принадлежав­ших к венской классической школе, в особенности Гайдна, Моцарта и Бетховена.

В литературе просветительское направление раньше других стран сложилось в Великобритании. Верой в разум, оптимизмом проник­нут роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Произвол, жадность, по­дозрительность, чванство и другие пороки подвергнуты критике в ро­мане Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Первым произведением просветительской литературы во Франции были «Персидские письма» Шарля Монтескье, в иносказательной форме обличавшего нравы и порядки абсолютизма. Критическим пафосом проникнуты и «Философские повести» Вольтера. Едкую сатиру на сословный строй представляют собой комедии французского драма­турга Пьера Бомарше «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро». Непомерное честолюбие, толкающее человека к предательству, изме­не своему долгу обличает в трилогии «Валленштейн» немецкий дра­матург Фридрих Шиллер.

3. Ампир

.

Глубокие революционные потрясения, которые в кон­це XVIII в. пережила Франция, а под её влиянием испытали и дру­гие страны Европы, на первых порах не нарушили стилевого един­ства искусства. В нём по-прежнему господствовал классицизм, который проникся новаторским духом Просвещения, вполне созвуч­ным идеалам революции. Однако с поражением революции в клас­сицизме возобладал дух умеренности и подобострастия перед силь­ными мира сего. Этот процесс хорошо иллюстрирует творческая судьба французского художника Жака Луи Давида. Во время рево­люции он оформлял массовые празднества и по поручению Конвен­та создал одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата». В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем императора Наполеона, по заказу которого создал парадные полотна «Коронация» и «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».

На почве классицизма в первой половине XIX в. сформировалось несколько художественных течений, иногда именуемых стилями. В самом начале столетия в наполеоновской империи возник стиль ампир, затем распространившийся на другие страны. Первоначально ампир был призван прославлять Францию и возвеличивать её влас­тителя. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Архитектуре ампира были свойственны мо­нументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внут­реннего убранства. Вместе с тем искусство ампира воспитывало в лю­дях гражданственность, чувство долга перед государством.

После падения наполеоновской империи традиции классицизма развивало академическое искусство. Крупнейшие представители это­го художественного направления получили образование в стенах художественных академий, готовивших живописцев, скульпторов и архитекторов (отсюда и его название). Угождая вкусам и предпочте­ниям правящих кругов, эти учебные заведения придали классициз­му первой половины XIX в. налёт умеренности и политической кон­сервативности. Одним из ведущих мастеров академического направления в живописи был французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.

Хотя классицизм занимал господствующие позиции в искусстве и пользовался покровительством властей, немало талантливых худож­ников, писателей, музыкантов отказывались следовать его предписа­ниям, отстаивая свою творческую индивидуальность. Абсолютно не укладывается в рамки господствующего стиля испанский художник Франсиско Гойя. Темой его живописных и графических произведе­ний послужили трагические эпизоды освободительной борьбы против французских захватчиков, в которой он сам принимал участие. Анг­лийский художник Джон Констебл первым в истории европейской живописи стал писать пейзажи с натуры. В музыке самостоятельным творческим путём шёл Людвиг ван Бетховен, ломавший привычные каноны музыкальных жанров. Творчество Иоганна Вольфганга Гёте подводит итог исканиям просветительской мысли и одновременно предвосхищает новые явления в литературе и искусстве. Трагедия «Фауст», над которой немецкий писатель работал несколько десяти­летий, в иносказательной форме обобщает исторический опыт целого поколения.

4. Романтическое искусство

.

В первой четверти XIX в. формиру­ется новый художественный стиль, названный романтизмом. Впервые это слово прозвучало применительно к картине французского худож­ника Теодора Жерико «Плот «Медузы»», созданной в 1818—1819 гг. Картина написана в традициях классического искусства. Но актуаль­ность темы, изображение разных психологических состояний и на­строений людей, доведённых до крайнего напряжения, динамическая композиция — всё это предвосхитило черты нового стиля.

Романтизм ярко проявился не только в живописи, но и в скульп­туре, литературе, музыке. С самого начала новый стиль претендовал на мировоззренческую глубину и оказал большое влияние на разви­тие общественной мысли. Романтики выражали глубокое разочарова­ние итогами просветительских реформ и революционных преобразова­ний XVIII в., но при этом критически относились и к современному им обществу. Отвлечённым теориям своих предшественников роман­тики противопоставляли, с одной стороны, самоценность отдельной человеческой личности, с другой — самобытность каждого народа.

Характеризуя человека, они делали упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Уникальными и неповторимыми они считали культуру любого народа, любой национальности.

Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического ро­мана, в котором находит выражение интерес романтиков к прошло­му различных народов. Одним из основоположников этого вида ли­тературы был шотландский писатель Вальтер Скотт.

Отрицательное отношение романтиков к современной действи­тельности, их увлечение народными преданиями и легендами про­явилось в произведениях, написанных в духе фантастической повести и сказки. Непревзойдённым мастером этого жанра является немец­кий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Романтизм способство­вал необыкновенному расцвету лирической поэзии, утверждавшей личностный, т. е. заведомо односторонний и субъективный, подход к восприятию мира. В лирике Фридриха Гёльдерлина, Генриха Гейне, Джорджа Байрона, Перси Шелли, Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и других поэтов и писателей нашли выражение тончайшие от­тенки человеческих чувств и мыслей.

Романтизм способствовал расцвету приключенческой литературы. Наряду с романами Александра Дюма в первой половине XIX в. лю­бовь читателей снискали 5-томная эпопея американского писателя Джеймса Фенимора Купера об освоении первопроходцами новых зе­мель на Диком Западе, а также книга французского писателя Эже­на Сю «Парижские тайны» о жизни городского «дна». Именно под впечатлением от этого романа Гюго написал своих знаменитых «Отверженных». Рассказы и повести американского писателя Эдгара По положили начало детективной литературе. Традиции приключенчес­кой литературы получили развитие в творчестве Томаса Майн Рида, Роберта Стивенсона, Жюля Верна, Фрэнсиса Брет Гарта и многих других европейских и американских писателей.

Исключительно яркое выражение романтизм получил в музыке. Не случайно романтики ставили её на высшую ступень лестницы ис­кусств. В Германии и Австрии романтизм способствовал расцвету са­мого лирического музыкального жанра — песни, которая соединяет искусство поэзии и музыки (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс). Пер­вую немецкую романтическую оперу «Ундина» создал Гофман, кото­рый был не только писателем, но и музыкантом, художником. Лю­бовь романтиков к истории и народным легендам отразилась в операх немецкого композитора Рихарда Вагнера, главное творение которого — цикл музыкальных драм под общим названием «Кольцо нибелунга». Во Франции высшим выражением романтизма в музы­ке стала «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, своего рода «ро­мантическая повесть в симфонической форме».

Романтизм в искусстве открыто бросил вызов классицизму. При­чём противостояние обоих стилей не ограничивалось областью эсте­тики. Художественная борьба во второй четверти XIX в. стала про­должением политических и социальных конфликтов. В ряде стран романтизм приобрёл черты общественного движения, выступавшего в оппозицию консервативным правительствам и сочувствовавшего ре­волюционной и освободительной борьбе. Вождём романтического направления во французской живописи был художник Эжен Делак­руа. Он громко заявил о себе, выставив в Салоне, выставке, перио­дически устраиваемой в Лувре Королевской академией, картину «Резня на Хиосе», посвященную трагическим событиям освободи­тельной войны греческого народа против турецкого господства. Впо­следствии он написал картину-аллегорию «Свобода на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г.»), где в образе студента с ружьём в руках худож­ник изобразил самого себя.

Прославленным мастером политической сатиры был французский художник Оноре Домье.

5. Стилевое разнообразие искусства

.

Шумная борьба романтиков со сторонниками классицизма завершилась отнюдь не победой, как это бывало раньше, одного художественного направления над другим. Она привела к окончательному разрушению стилевого единства европейского искусства, в котором во второй половине XIX в. возникли новые художественные течения. Это создало благоприятные предпосылки для развития творческой индивидуальности мастеров культуры. Не связан­ные условностями того или иного стиля, многие из них дали волю сво­ей фантазии, встали на путь активных творческих поисков и экспериментов. Смелости им придавало то, что в большинстве стран Европы и Америки во второй половине XIX в. были законодательно закрепле­ны свободы слова, печати и творческой деятельности.

К поиску новых тем и выразительных средств деятелей литерату­ры и искусства подталкивало и то, что по сравнению с минувшими временами значительно изменились материальные условия творчес­кого труда. Художники, музыканты, литераторы стали гораздо мень­ше зависеть от заказов и поддержки со стороны государства, церкви или богатых покровителей искусства. Зато теперь в своём творчест­ве они всё больше ориентировались на вкусы и запросы рядовых ценителей прекрасного в образованных и культурных слоях населения. Возник широкий рынок произведений литературы и искусства.

Ростом рядов любителей искусства объясняется то, что именно в XIX в. во многих странах возникла сеть общедоступных художест­венных музеев. Это же привело к расцвету таких массовых видов ис­кусства, как графика и художественная фотография. Переворот в му­зыкальной культуре осуществил Эдисон, который в 1877 г. изобрёл фонограф. На его основе спустя несколько лет был создан граммо­фон, и началась эра звукозаписи. В конце столетия рождается кинематограф, вскоре ставший одним из самых популярных видов искус­ства. В 1895 г. в помещении парижского кафе состоялись первые в истории публичные киносеансы — изобретатели кино французы братья Луи Жан и Огюст Люмьер показывали свой фильм «Прибы­тие поезда».

В архитектуре начиная с середины XIX в. воцарилась эклектика. На волне индустриализации и урбанизации в большинстве стран Ев­ропы и Америки развернулось массовое строительство жилых и про­изводственных зданий. Стремясь разнообразить их облик, архитекто­ры сознательно стали оформлять фасады и внутренние помещения зданий с использованием вперемешку элементов классицизма, барок­ко, готики, восточного (мавританского) стиля и древнерусской архи­тектуры.

На развитие литературы и изобразительного искусства большое влияние оказали достижения науки. Они пробудили в писателях и художниках стремление к возможно более точному отображению действительности, к выявлению глубоких причин и отдалённых по­следствий происходящих в жизни событий. Тех, кто задался этой целью, стали называть реалистами, а их творческий метод — реализ­мом. Широкое применение этот метод получил в литературе, где под его влиянием расцвёл жанр романа. Общепризнанным вождём реа­листического направления стал французский писатель Гюстав Флобер. Его роман «Госпожа Вовари», опубликованный в 1857 г., впервые ярко воплотил черты новой, «объективной манеры» повест­вования. Многие писатели пошли ещё дальше. Под влиянием пози­тивизма они старались максимально приблизить свой творческий ме­тод к науке. Они образовали «натуральную школу» литературы. Одним из наиболее крупных её представителей был французский пи­сатель Эмиль Золя. Он написал серию романов под общим названи­ем «Ругон-Маккары».

Ещё более прихотливы были пути развития живописи во второй половине XIX в. Во Франции группа молодых художников, в том числе Франсуа Милле, Камиль Коро и др., недовольные академиз­мом, обратились в своём творчестве к пейзажу, который официаль­ное искусство не признавало самостоятельным жанром живописи. Они облюбовали маленькую деревушку Барбизон близ Парижа, где подолгу жили и работали. В историю искусства они вошли как представители барбизонской школы живописи.

Французский художник Гюстав Курбе темой своих полотен вы­бирал только то, что сам знал досконально, избегая при этом соблаз­на приукрашивания действительности. Когда его перестали пригла­шать на официальные выставки, Курбе в знак протеста выставил свои картины в дровяном сарае, которому дал символическое назва­ние «Павильон реализма».

Одно из самых знаменательных событий в истории живописи произошло в 1863 г. Группа французских художников, произведе­ния которых не были приняты на официальную выставку, устрои­ла «Салон отверженных». Вождём нового направления был Клод Моне, картина которого «Впечатление. Восходящее солнце» впослед­ствии и дала название новому направлению в искусстве — импрес­сионизму (от фр. impression — впечатление). Его представители стремились не столько отобразить окружающий мир, сколько пока­зать, как они его воспринимают. Исключительно в жанре пейзажа работал Камиль Писсарро. Тонкими, лиричными пейзажами просла­вился и Альфред Сислей, англичанин по происхождению. Талантли­вым портретистом был Огюст Ренуар. Разнообразные жанровые сце­ны любил изображать Эдгар Дега.

Импрессионизм в живописи повлиял и на другие виды искус­ства, в частности на музыку. Французский композитор Клод Дебюс­си стремился вызвать у слушателей такие же ощущения, которые возникали у зрителей картин импрессионистов. К представителям этой школы был близок выдающийся французский скульптор Огюст Роден. Подобно импрессионистам, он стремился запечатлеть в камне мимолётные выражения лиц или позы людей.

В конце XIX в. на смену импрессионистам в качестве новаторов в искусстве и борцов с академической рутиной пришла группа ху­дожников, объединяемых названием «постимпрессионисты». На са­мом деле у них не было общей программы. Каждый из них пред­ставлял собой яркую творческую индивидуальность, оставил свой неповторимый след в искусстве. Анри Тулуз-Лотрек прославился графическими работами, в основном литографиями, в которых запе­чатлел яркие, гротескные образы представителей богемы и париж­ского «дна». Поль Сезанн в отличие от импрессионистов не разру­шал в своих произведениях материальный мир, а, наоборот, его ут­верждал, подчёркивая геометричность его форм. Голландец Винсент Ван Гог использовал особый приём наложения краски резкими, иног­да зигзагообразными, а чаще параллельными мазками. Поль Гоген, уехав на остров Таити в Тихом океане, пришёл к упрощению форм своего искусства. Люди и предметы у него плоскостны, краски чисты и ярки, композиции орнаментальны.

* Вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использова­ния в исторической науке: классицизм, барокко, рококо, ампир, ро­мантизм, эклектика, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.

2. Историки считают, что стиль барокко, возникший одновременно в Риме и Испании, являлся продуктом Контрреформации (об этом говорит и одно из его названий — «искусство иезуитов»). Приведи­те аргументы в пользу данной точки зрения или опровергните её.

3. В каких областях культуры романтизм проявился наиболее силь­но? Объясните почему.

4. Продолжением какого художественного стиля был ампир? В чём выражалась его преемственность, а в чём — новизна?

5. Какие новые художественные течения возникли во второй поло­вине XIX в.?

Домашнее задание: § 21

Русская литература

В первой половине XIX в. русская литература вступила в свой «золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новогорода» (1803) он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную («московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым — единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».

Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.

Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского.

В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX в., и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30—40-е гг. Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами («Мертвые души», «Ревизор» и др.), начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30— 40-е гг.). «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — отмечал позже Ф. М. Достоевский.

Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди — сочтемся» (1849) Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный материал, связанный с бытом и нравами купечества.

В 40—50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» (1847—1852) Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией и теплотой.

Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени… не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».

Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.

Конспект урока истории 8 класс на тему» 19 век зеркале художественных исканий»

Жизнь французского общества первой половины 19 в. полно, всесторонне раскрыта в произведениях писателя, чей бронзовый памятник в центре Парижа поражает своей мощностью. Долгие годы Оноре де Бальзак (1799 – 1850)

как одержимый работал над объединяющей более ста произведений «Человеческой комедией», стремясь запечатлеть «всю социальную действительность», познать сущность современного общества, применив методы научного анализа. Около двух тысяч героев населяют «Человеческую комедию», в ней представлены все слои общества – от аристократов и биржевых воротил до куртизанок и нищих. Среди них мы найдем и тех, кто является наследником Робинзона. Хваткие и беспощадные дельцы типа Гобсека или Шарля Гранде воплощают характерные черты и философию буржуа-накопителя. В борьбе за место под солнцем они отделались от многих предрассудков, растеряли представление о справедливом и несправедливом, их сердца иссохли, застыли, сжались. Жизненная позиция новых буржуа – лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы позволять, чтобы другие тебя давили». Наивный и порядочный стряпчий Дервиль, изучив изнанку жизни, с ужасом восклицает: «Да неужели все сводится к деньгам!» Мир стремительно менялся, навсегда уходили милые сердцу традиции, энергично утверждался новый дух, не имеющий ничего общего ни с идеалами просветителей, ни с теориями романтиков. Современникам подчас было непросто увидеть и осмыслить размах преобразований индустриального общества. Английский писатель
Чарльз Диккенс (1812 –1870)
приходит в ужас от уродливых явлений, которые сопутствуют созданию передовой промышленности. После шумного успеха романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенс напишет несколько произведений об Англии работных домов, трущоб, фабрик, где работают пятилетние дети. Боль и сострадание испытывает каждый, кто откроет «Приключения Оливера Твиста». «Добрая старая Англия» беспощадна к маленькому Оливеру, ведь он родился в работном доме, где «мастера смерти» убивали детей голодом, побоями, каторжными работами. Здесь автор не прибегает к маскирующему юмору, никого не обманывает счастливая развязка произведения. В конце 60-х гг. на литературном небосклоне Европы стремительно взошла звезда Эмиля Золя (1840 – 1902). Писатель, публицист, политический деятель, он постоянно находился в центре внимания французского общества. Уже первые романы заставили говорить о молодом авторе как о хранителе традиций реализма и преемнике Бальзака. Подобно Бальзаку, Золя мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму Франции. Однако новое время вывело на сцену новых героев. На смену ярким, цельным личностям – Гобсеку и папаше Горио – приходят другие хозяева жизни: попроще, помельче духовно, сохранившие ту же волчью хватку, но лучше приспособленные к новой эпохе. В основу изображения общества писатель решил положить «натуралистический метод». Страстное желание исследовать французское общество времен Второй империи подтолкнуло писателя к созданию грандиозной семейной хроники – серия из двадцати романов «Ругон-Маккары», действия в которых разворачиваются в различных местах. Как и Бальзак в «Человеческой комедии», Золя показывает жизнь представителей всех слоев общества. В центре повествования – дети и внуки Аделаиды Фук, жительницы маленького захолустного городка Плассана (мальчиком Золя жил в таком же городке). Отсюда начинается восхождение одних к вершинам богатства и славы и падение других на самое дно.
Вывод:
Новые великие произведения вполне отражали дух времени и его реалии, имена писателей стали всемирно известными и до сего времени составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой литературы.

Театр

В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе.

В конце XVIII—начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В 20—30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра — бурной эмоциональностью.

С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.

Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 8 класс

Урок 1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ

03.03.2012 18713 2586

Урок 1 Вступительное занятие: Искусство чтения

(2 часа)

Цели урока:

подготовить учащихся к восприятию нового курса, создать активное рабочее настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях; заставить задуматься, как читать произведения художественной литературы, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; работать над овладением антонимической лексикой со значением дифференциации чтения
(чтение про себя и для себя – чтение вслух, для других; чтение-сопереживание – чтение оценочное, истолковывающее)
; учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Наверное, больше чем островов и подводных рифов в океанах. Но ни один даже самый смелый капитан не поведет свой корабль в плаванье, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своем пути. Представьте себе большой порт: одни корабли причаливают, другие отплывают, третьи стоят под погрузкой или разгрузкой, а между ними снуют портовые буксиры, катера и лодки. И вот, чтобы капитан смог провести свой корабль к причалу в этом хаосе больших и малых судов, ему присылают из порта лоцмана, человека, знающего и расположение причалов, и особенности работы этого порта, и график движения судов. Даже опытному капитану необходим лоцман в незнакомом порту.

Надеюсь, вы поняли, почему я сравниваю книги с островами в океане? Да, да! В огромном море книг нелегко разобраться и высокообразованному человеку. Не случайно с древних времен существует множество профессий, помогающих людям ориентироваться в океане человеческой мудрости. Это и литературоведы, и библиографы, которые собирают и систематизируют сведения о книгах, и библиотекари, которые хранят и выдают книги, и библиофилы, любители и собиратели книг.

И, если вы не возражаете, я стану вашим лоцманом и помогу научиться читать и выбирать книги; постараюсь расширить ваши познания. Каждая книга содержит какую-нибудь тайну. Но нет на свете таких тайн, которые не смог бы раскрыть пытливый ум. Важно лишь правильно подойти к делу.

Вы уже познакомились с волшебством слова. Смею думать, что вы теперь не просто ученики, а мастера, поэтому наши уроки станут теперь уроками мастерства. Ведь не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы прочесть книгу, раскрыв ее тайны, надо быть мастером.

– Какими же они будут, наши уроки литературы? Что значит «учиться литературе»? … Уточню вашу мысль: учиться литературе – это значит учиться читать страницы, вышедшие из-под писательского пера, учиться читать особенное, художественное произведение.

– Но умеем ли мы читать? Расскажите, как происходит это у каждого из вас и одинаково ли…

Сравните свое чтение дома (скорее всего, вероятно, про себя) и в классе. В чем смысл того и другого чтения?

Давайте послушаем ребят, решившихся прочитать свое любимое произведение.

2. Чтение 2–3 произведений (или фрагментов из них) подготовленными учащимися.

– Что же такое «искусство чтения»? приблизились ли мы к нему?

3. Опыт «читательской биографии».

Взрослея, мы обогащаем и нашу читательскую биографию. Вот как об этом рассказал М. Горький в автобиографической повести «В людях». (Чтение фрагмента.)

А вот еще один опыт подобной исповеди: В. Г. Короленко – «История моего знакомства с Диккенсом». (Чтение фрагмента.)

– Каково ваше мнение о страницах Короленко?

– А теперь попытайтесь очертить свою читательскую биографию.

Творческая работа «Мое читательское взросление» с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки (словосочетания записаны на доске): стал старше, вдумчивее, взыскательнее, тоньше в восприятии писательского слова … ; если раньше любил читать … , то сейчас мне ближе … ; мой первый писатель … ; моя первая встреча с … , а затем…

Домашнее задание:

закончить творческую работу о своем читательском взрослении.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: