–Рубрики
- Творчество (183)
- Валяние (29)
- Декупаж (22)
- Роспись (22)
- Точечная роспись (19)
- Мишки Тедди (18)
- Игрушки (16)
- Витражная роспись (14)
- Лепка (11)
- Бисер (9)
- Бижутерия (5)
- Скрапбукинг (5)
- Мозаика (4)
- Фольга (2)
- Куклы (2)
- Мехенди (1)
- Папье-маше (1)
- Мастер Класс (88)
- Рецепты (70)
- Выпечка (44)
- Вторые блюда (33)
- Сладости (21)
- Салаты (13)
- Супы (6)
- Напитки (4)
- Экадаши (1)
- Веды (32)
- Аюрведа (7)
- Кришна (6)
- Магия жизни (32)
- Психология (27)
- Детское (26)
- Мудрость (24)
- Видео (22)
- Здоровье (18)
- Лицо, тело (5)
- Шаблоны для рисования (17)
- Интерьер (13)
- Декор дома (6)
- Медитации (13)
- Музыка (12)
- Страны, города (12)
- Живопись, иллюстрации (12)
- Полезности (11)
- Мантры, молитвы (9)
- Упражнения (8)
- Йога (6)
- Все для дневника (4)
- Ароматы (2)
- Вегетарианство (0)
–Музыка
–Фотоальбом
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Друзья
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Суббота, 09 Июля 2020 г. 15:52 + в цитатник
Плоскостная лепка (БАРЕЛЬЕФ)!
Лепка одно из полезнейших занятий для детей.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.
Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть.
Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи.
Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа эта даёт простор детской фантазии.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Резные и лепные работы издавна используются человеком для украшения своего быта.
Из пластилина можно вылепить небольшие картины с разнообразным рельефом. Для этого необходимо подготовить основу – небольшую картонную пластину, покрытую тонким слоем пластилина. На ней закрепляют детали нужной формы и цвета, придавливая и примазывая их к основе.
Различают рельефные формы с выступающим и углубленным изображением.
1.Горельеф. Имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (Лепные украшения потолков в старинных домах). 2. Барельеф. Изображение с деталями, слегка выступающими над поверхностью основы. (Монеты, значки, медали – это миниатюрные барельефы.)
3. Контррельеф. Изображение, углубленное в поверхность основы. Рисунок процарапывают, выбирают или продавливают стекой, палочкой. (Рисунок наносится на верхний слой материала, обнажая верхний слой, отличающийся по цвету. Такая техника носит название сграффито).
Использование барельефной лепки в работе с детьми.
Лепка, наряду с рисованием, аппликацией и конструированием, относится к продуктивным видам деятельности и оказывает большую помощь в развитии мелкой моторики рук у детей.
Исследования учёных показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребёнка предполагает соответствующий уровень развития его речи.
Предварительный просмотр:
БАРЕЛЬЕФНАЯ ЛЕПКА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Барельефная лепка может с успехом использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:
– создать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев;
– увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия. (Например, в работе «Ёлка, украшенная бусами» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, а также тренируют силу пальцев, выполняя технический приём под названием «размазывание из столбика»);
– упражнять детей в согласованности движений руки и глаза, (Например, в работе «Сказочная рыба» чешуйки должны быть примерно одинаковые по размеру и накладывать их нужно в определённом порядке, что способствует развитию у детей зрительно-моторной координации);
– развивать композиционные умения. (Дети учатся заполнять пространство работы, что в последующем может оказать помощь при создании композиции в рисунке);
– разнообразить темы работ по лепке и теснее увязать их с темами других занятий (например, с занятиями по развитию речи);
– использовать детские работы для оформления интерьера групповых помещений и сохранять работы на память или дарить их, чего с работами обычной лепки практически невозможно;
– комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.
В старшей группе проводится 7 занятий по барельефной лепке в год, в подготовительной к школе группе – 4 занятия в течение учебного года.
Уменьшение количества занятий по барельефной лепке объясняется тем, что у детей к старшему дошкольному возрасту совершенствуются технические приёмы лепки, возрастает возможность выполнять более сложные работы техникой обычной лепки, а в старшей и подготовительной к школе группах дополнительно организована работа различных кружков: «Изонить», «Оригами».
В процессе проведения занятий с детьми используются следующие приёмы:
1. Внесение и обследование фона . Для занятий по барельефной лепке вносится фон (он целиком выполняется из пластилина), на котором даны отдельные фрагменты будущего изображения, например, изображение Деда Мороза в тулупе без отделки и др. Фон может быть один или два – в зависимости от выполняемой работы.
2. Создание игровой мотивации для занятия . Придумываются игровые моменты перед очередным занятием: помочь Деду Морозу прийти красивым к детям на праздник, а для этого украсить его тулуп4 сделать для грустной обезьянки в зоопарке картину, которая будет напоминать ей о её родине Африке; сделать для мам в подарок картину с розами и др.
Особенности создания барельефов
Если сотни лет назад сделать барельеф своими руками мог только художник, обладающий природным даром и владеющий секретом создания пластичного гипсового раствора. Ведь это ни что иное, как вариант гипсовой лепнины. Но в наше время сделать нечто подобное может любой человек, мало-мальски имеющий творческую жилку, а с техническими сложностями позволяют легко справляться современные технологии.
- Прежде всего, это текстурные штукатурки заводской готовности, которые достаточно просто перемешать — ну или максимум, требуется затворить водой. Они пластифицированы путём добавления к гипсовому вяжущему полимерных добавок – в том числе и таких, которые замедляют твердение массы.
- Это дает время для выполнения рисунка, ведь известно что гипс очень быстро схватывается. Цена таких составов немаленькая, поэтому те, кто на создании барельефов зарабатывает, составляют собственную рецептуру – например, берут сухую акриловую штукатурку, смешивают ее пополам с архитектурным гипсом и модифицируют клеем ПВА.
- Констстенцию каждый мастер делает такую, с какой ему наиболее удобно работать. Техники исполнения тоже могут отличаться, ведь здесь главное не процесс выполнения, а конечный результат.
- Если говорить о разновидностях рельефа, то барельеф занимает по степени выпуклости золотую серединку. Более высокий по объёму рисунок называется горельефом, а вогнутый, когда для создания изображения срезаются фрагменты верхнего, ещё сохранившего пластичность слоя штукатурки – сграффито.
На заметку: Однако в помещении лучше всего смотрится именно барельеф — главное, чтобы освещение не было слишком тусклым. По этой причине изображение нередко размещают в гипсокартонной нише, в которой организована подсветка – либо устанавливают приборы для подсвечивания стены на потолке.
Существуют разные виды барельефа в интерьере. Наиболее пригодный для новичков-любителей – это когда часть картинки отливается в форме, а потом уже прикрепляется к основанию. Его очень удобно использовать, когда в композищии есть одинаковые фрагменты.
Снизу представлено несколько фото для примера:
Как видите, барельеф может быть выполнен не только непостредственно на стене, но и представлять собой съёмное панно. И если при изготовлении последнего можно что-то исправить или вообще переделать, то при форпировании несъёмного изображения сделать это практически невозможно.
Поэтому советуем сначала приобрести нужные навыки, используя в качестве основания лист гипсокартона, а потом уже приступать к более ответственной работе.
Используемый инструмент
Для подобной работы не требуется много инструмента, но всё же есть специальные, без которых не обойтись.
- В качестве тары для замешивания небольших порций раствора очень удобно использовать разрезанный пополам резиновый мяч. Из него без проблем можно сбросить остатки уже схватившейся смеси, и делается это быстро что экономит время. А оно в данном случае первейший фактор, так как чем быстрее будет сформирован весь барельеф, тем он окажется более прочным.
- Преимуществом такого решения является не только мягкость и герметичность тары, но и её сферическая форма без углов. Они мешают качественному перемешиванию смеси, которая обязательно должна быть однородной. Если уж мяча под рукой не оказалось, берите круглую пластиковую миску.
Порции раствора должны быть небольшими
- Основным инструментом является мастихин – художественный шпатель или нож, с помощью которого выполняется та или иная фактура. А так как в изображении может комбинироваться несколько видов рельефов, то и шпателели требуются разные.
Художественные шпатели
- Обычно они продаются наборами, минимум по 6 штук. Для новичка этого достаточно, но в профессиональных наборах может быть и до 50 мастихинов. Стоят одни дорого, поэтому мастера зачастую используют подручные материалы – например, обычные ложки подходящей формы и размера (в том числе и одноразовые).
- В качестве подручного инструмента многие мастера лепного дела пользуются шприцами – как кондитерским, так и медицинскими различного объёма (игла, естественно, не нужна). Ими очень удобно формировать мелкие делали вроде веточек, лепестков, звёздочек, розочек, ягодок. Работа, можно сказать, аналогична той, что проделывают кондитеры при оформлении тортов.
Работа с кондитерским шприцем
Так же понадобится несколько недорогих, но разнокалиберных плоских и круглых кистей, которыми гипсуют отдельные фрагменты рисунка. Весь инструмент должен не только храниться чистым, но и регулярно промываться в процессе работы. Остатки засохшей смеси на них – прямой путь к испорченной работе.
Принцип формирования объёмного изображения
Мы уже говорили, что барельеф может быть несъёмным или составным – когда выполняется на гипсокартоне, а потом уже монтируется на клей на стену. В любом случае, основание должно быть качественно подготовлено: освобождено от старой отделки, выравнено с погрешностью не более 2 мм на 1 м2 и огрунтовано.
- Если барельеф будет выполняться непосредственно на стене, придётся ещё нанести тонкий слой (фоновый) любой декоративной штукатурки. Подбираете её с нужной фракцией наполнителя — в зависимости от того, какое изображение планируете выполнить. Возможно, лучше всего будет смотреться зернистая фактура.
- При необходимости фоновый слой структурируется меховым валиком, поролоновой губкой, кистью. Чаще всего барельеф оставляют в белом цвете, но если надо, фоновый слой тонируется до начала выполнения рельефа.
- По окончании его формирования рисунок может прокрашиваться акриловыми красками, после чего для защиты покрывается гидроизоляционным латексным грунтом. Он защитит гипс от впитывания влаги и загрязнений, а так же упрочнит его поверхность, придаст блеска и сочности краскам.
Формируется барельеф послойно, из деталей толщиной в 1-2 мм. Раствор обычно имеет негустую консистенцию, наносится кистью и разглаживается мастихином-лопаткой.
Если изображение будет цветное, тонируется каждый слой, а концентрация пигмента в нём по мере окончания формирования рельефа делается более слабой.
Практический пример – один из вариантов
Всегда лучше один раз посмотреть, чем много раз прочитать, поэтому ниже предлагается инструкция в картинках, которая наглядно покажет как созаётся барельеф для интерьера:
Шаги, фото | Комментарий |
|
После того, как будет нанесён фоновый слой, необходимо нанести на него контуры рисунка, который вы хотели бы воплотить в гипсе. |
| Начинаете наносить внутри контура смесь, разравнивая её лопаткой. Сначала фигура должна быть сплошной, а резать мелкие детали вы будете через сутки, когда гипс подсохнет. |
| Орудуя мастихином сразу же корректируете края рисунка и заглаживаете его поверхность. Оставляете гипс схватываться. |
| На следующий день можно продолжать работу, для чего поверхность вашего будущего барельефа нужно смочить водой из пульверизатора. |
| Для дальнейшей работы, которая будет выполняться ножом-лопаткой, необходимо произвести карандашную разметку. |
| Регулярно смачивая поверхность, вырезаете на гипсовых листьях выемки. |
| В завершение рисунок подшлифовывается, и если вы не планируете его окрашивать – сразу покрываете латексной грунтовкой. |
Как вариант, можно изготовить барельеф методом свободного гипсования, что особенно хорошо смотрится на цветочных композициях. Для этого используют искусственные цветы, которые как на фото окунают в очень жидкий гипсовый раствор по очереди несколько раз, пока на них не образуется слой порядка 1,5 мм .
Гипсование искусственного цветка
После каждой гипсовой ванночки цветок кладётся всегда на один бок, чтобы там, где он впоследствии будет примыкать к основанию, образовалась ровная площадочка. По окончании гипсования его сразу укладывают в то положение, которое он будет занимать в барельефе, предварительно сделав постель из гипсового клея.
Для людей без всякого опыта это самый доступный способ сделать барельеф своими руками – видео с соответствующей тематикой вы можете просмотреть в этой статье.
В итоге вы можете получить вот такие шикарные «натюрморты»: