Сюжетно-дидактическая игра:особенности и задачи. презентация к уроку на тему
Слайд 1
Сюжетно – дидактическая игра: о собенности и задачи.
Слайд 2
— представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения , с амостоятельной игровой деятельностью , средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактической игра-
Слайд 3
Представляет собой — развернутый сюжет. Он включает в себя разнообразные роли и правила. Сюжетно-дидактические игры – это многогранное явление, в процессе которого происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Сюжетно-дидактическая игра-
Слайд 4
Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п.
Слайд 5
— усвоению новых знаний; — формированию навыков умственной деятельности; — использованию полученных знаний в различных ситуациях; — развитию речевой активности детей. В таких играх решаются следующие задачи :
Слайд 6
— наличие у педагога определенных знаний и умений, относительно сюжетно-дидактических игр; — выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать и участвовать в игре; — необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. Педагог обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давления, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло; Основные условия проведения сюжетно-дидактических игр:
Слайд 7
— необходимость установления взаимопонимания, доверия и уважения между педагогом и детьми ; — используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Слайд 8
формулировка целей и задач игр; введение сюжета ; подбор дидактических материалов; создание проблемной ситуации; учет временного фактора; подведение итогов . Организация сюжетно- дидактических игр:
Слайд 9
с игрушками – аналогами; с литературными персонажами; и гры – путешествия. Основные виды сюжетно-дидактических игр:
Слайд 10
Обучающая и игровая цели в данном случае дополняют друг друга .
Картотека дидактических игр
Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.
Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Чудесный сундучок» |
| Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом. |
«Лото» |
| У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено. | |
Познавательное | «Матрёшки» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом). | Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать. |
«Пирамидка» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом). | Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку. | |
Физическое | «Узнаём цвет и действуем!» |
| Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется. |
«Пустое место» (вариант народной игры) | Формировать волевые качества и контроль за своим поведением. | Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра. | |
Социально-коммуникативное | «Что выбрал Петрушка?» | Развивать у детей организованность, взаимовыручку. | Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук. |
«Молчанки» | Формировать готовность к самоконтролю. | После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры. | |
Художественно-эстетическое | «Море» |
| Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями. |
«Собери узор» |
| Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов. |
Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Горячий — холодный» | Закрепить в активном словаре антонимы. | Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы. |
«Зверь и его детёныш» |
| Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного. | |
Познавательное | «Угадай время года!» | Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира. | Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится. |
«Хорошо — плохо» |
| Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению. | |
Физическое | «Собираем урожай» | Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику. | Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши». |
«Рыбак и рыбки» | Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации. | Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок. | |
Социально-коммуникативное | «Давайте поздороваемся!» |
| Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их. |
«Расскажи о себе» |
| Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п. | |
Художественно-эстетическое | «Закончи картинку» | Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности. | На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части. |
«Распиши платок» |
| Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов. |
Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Сломанный телефон» | Развивать слуховое внимание, речевые навыки. | Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло. |
«Третий/четвёртый лишний» | Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки. | Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши. | |
Познавательное | «Что сажают в огороде?» | Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку. | Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот. |
«Комнатные растения» | Формировать представления о планете Земля, её природе. | Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений. | |
Физическое | «Поймай мышку!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают. |
«Салочки-обнималочки!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями. | |
Социально-коммуникативное | «Паутинка дружбы» | Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию. | Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В , которой связаны все участники. |
«Почтальон» | Формировать готовность работать в команде. | Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый. | |
Художественно-эстетическое | «Что это такое?» | Развивать способность к ассоциативному мышлению. | Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим. |
«Облачко» | Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира. | Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут. |
Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.
Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников
Автор:
Карпович Светлана Юрьевна,
воспитатель МАДОУ д/с № 158 города Тюмени.
Педагогический стаж работы — 20 лет.
Первая квалификационная категория.
Актуальность темы
Для полноценного развития личности ребенкаважен процесс приобретения математических знаний, формирующихментальные процессы.
Математиканачинается с элементарныхарифметических действий.
Но дошкольники не всегда понимают, для чеговообще нужен точный, не приближенный счет.Не уяснив смыслапроизводимых действий, они выполняют поставленные задачи, не вдумываясь.
Доказано, что в основе формированиядетского представления лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой прощеосвоить математические навыки.
Основной вид предметно-чувственной деятельностиребёнка – игра.
Опыт показывает, что гармоничное сочетание обучения и игры даёт возможность детямлучше познать мир. Это способствует воспитанию полноценных индивидуумов.
Главная цель:
Формирование посредством сюжетно-дидактических игр математических знаний об окружающем мире у дошкольников.
Основные задачи:
Расширять и углублять арифметические знания и умения детей средней группы.
Поощрять познавательный интерес ребяти способствовать развитиюментальныхпроцессов.
Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников
Жизнь глазами ребенка — это игра, эксперимент, поэтому арифметические знания лучшеприменять в игровом ключе. Зачастую полезно и увлекательно обыгрывать ситуации и события, с которыми сталкиваются взрослые. Дети охотно принимают участие в таких сюжетно-дидактических играх, как «На корабле», «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская».
В ходе игр «Цирк»и «Зоопарк»у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». И так далее.
Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе игры «Завтрак, обед, ужин», воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных материалов дети выполняют элементарные математические задачи.
Сюжетно-дидактические игры состоят из трех этапов:
1. Вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущаяроль принадлежит педагогу, который следит за арифметическимидействиямидетей, при необходимости помогает направить процесс в нужное (игровое) русло.
2.Сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно-ролевую (это могут быть игры «Математика в дс», «Почта»,«В кафе», «Автобус»). Главенствующие роли начинают исполнять дети.
3. Происходит возникновениесамостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности.
Взаимодействие с родителями
В основе взаимодействияродителей и ребенка лежатдоброжелательность и индивидуальность. Эти качества помогают детям формировать свои положительные навыки, умения, достижения испособствуют развитию ребенка как личности, индивидуума.
Реализация принципов, на которых строится общение с родителями, помогает быстро построить «мостик взаимоотношения» с каждым из них.
Родители радуются вместе с нами успехами детей, помогают им.
Взаимодействие с педагогами МАДОУ
Дидактические игры могут проводиться параллельно в разных сферах познавательной деятельности детей: так, обучение счету может перемежаться с занятиями в ИЗО-студии и музыкальном зале.
Такое взаимодействие с педагогами МАДОУ погружает ребёнка в целостный мир познания через различные виды искусства.
Итоги
Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольниковочень велико.
В игре дети могут доказать свою правоту, открыто выразить свое мнение — таким образом формируется личность.
Глобально задача педагога состоит в том, чтобы подготовить ребенка не к школе, а к жизни; дать детям свободу, не ограничивать его потенциал.
Список используемой литературы
- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя д.сада.— М.: Просвещение, 1982.
- Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,1997.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. —.М.;Просвещение,1992
- СмоленцеваА.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.—М.: Просвещение, 1987. -96 с.
Программа:
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».— М.: Мозаика-Синтез, 2012. -391 с.
Фотографии—из архива воспитателяС. Ю. Карпович.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>> Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Сюжетно-дидактические игры в развитии монологической речи детей средней группы
Сюжетно — дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
1. Сюжетно-дидактическая игра «Фермер»
Автор: Французова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 пгт. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области. Описание: я предлагаю вашему вниманию сюжетно-дидактические игры «Фермер» и «Садоводы» для детей средней группы, где дети узнают животных, овощи, фрукты; развивают речевые способности и просто где игра доставляет детям радость. Цель: формирование дружеских отношений, познавательного интереса и речевой активности детей. Задачи: — научить описывать животных по внешним данным, — различать домашних и диких животных, -называть детенышей, — расширять словарный запас, -развивать монологическую речь детей. Роли в игре: фермер и помощники. Оборудование: картинки с животными или игрушки животных.
Ход занятия: Воспитатель. Ребята, а вы любите гостей? Дети отвечают. Воспитатель. Хорошо, тогда смотрите, кто к нам сегодня пришел. Кто он по профессии? Дети отвечают. Воспитатель. Да, это фермер Коля. (Если дети не знают, задать им наводящие вопросы, подвести к правильному ответу). Фермер. Здравствуйте, ребята. Дети здороваются. Фермер. Ребята, а ведь я пришел к вам не просто так, а за помощью. Как всегда жил-поживал я на своей ферме, и не тужил. Да вот все мои животные однажды убежали от меня. И где они теперь я не знаю. Вы мне поможете найти их, а то мне одному не справиться. Дети отвечают. Да. Воспитатель. Фермер Коля, а почему от тебя все животные ушли? Может ты их обижал? Дети можно животных обижать? Дети. Нет. Воспитатель. Животных обижать нельзя. Мы поможем с ребятами их найти и вернуть, если ты не будешь так больше делать. Фермер. Обещаю больше не обижать их никогда. Воспитатель. Ну что, ребята, поможем фермеру? Дети. Да. Фермер. Чтобы найти и вернуть животных на ферму, нужно правильно описать их, назвать их ласково и конечно назвать их детенышей. Но, смотрите не перепутайте домашних и диких животных. Сначала одно животное опишу я, а затем вы. Показывает картинку.
Это корова – домашнее животное. У нее длинный хвост, есть копыта, рога. Она питается травой. Ласково ее можно назвать коровушка. Детеныша коровы зовут теленок. Далее воспитатель показывает картинки (игрушки) животных, дети по очереди описывают животных. (Собака, Лошадь, Лиса, Свинья, Белка, Кошка …)
Воспитатель. Ну, вот фермер Коля, ребята нашли тебе всех твоих животных, больше их не теряй. Фермер. Вот спасибо вам ребятки, вы мне очень помогли. Спасибо. Дети. Пожалуйста. Фермер. Помните, ребята, чтобы друзья оставались всегда рядом, не надо их обижать. До свидания. Дети. До свидания.
2.Сюжетно-дидактическая игра «Садоводы».
Цель: развитие монологической речи, взаимодействие друг с другом. Задачи: -научить детей описывать предметы -называть их признаки, качества -расширять знания о природном окружении -расширять словарный запас Роли в игре: садоводы. Оборудование: игрушки животных, муляжи фруктов и овощей или картинки.
Ход занятия: Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришли гости – животные. Они просят помочь им запасти еду на зиму. Давайте поможем им. Дети. Да. Воспитатель. А давайте тогда отправимся в наш сад-огород за припасами для животных. А чтобы правильно и поровну их всем разделить, каждый из вас должен выбрать себе животное, которое будет кормить. Я выбираю ежа. А кого выберете вы? Дети отвечают и выбирают себе животное. Воспитатель. Вот теперь можно заготавливать припасы. Только это дело не простое. Вы должны не только правильно выбрать фрукты и овощи для своего животного, но и описать их. Вначале я выберу уду для своего ежа, а затем вы для своего животного.
Это яблоко, оно круглое, спелое, зеленое, сладкое. Оно растет на яблоне. Я накормлю им ежа. Далее отвечают дети по очереди, четко проговаривая слова. Животные благодарят детей за помощь и уходят. Дети прощаются. Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников 4-6 лет. Конструктор эмоций Дидактическая игра «Назови, посчитай, запиши» для детей 4-7 лет Картотека дидактических игр по ознакомлению с растительным миром детей средней группы Дидактическая игра для детей 4-6 лет
Похожие статьи:
Развивающие задания на логику для детей 4-5 лет
Задания на внимание для детей 4-5 лет в картинках
Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов
Логопедические упражнения для детей 4-5 лет дома