«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»
ДОКЛАД
на городском методическом объединении воспитателей ВГО 06.12.2018г.
«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»
Подготовила:
Старший воспитатель
Н.В. Глазыринна
Верхний Уфалей
2018 год
Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования
Слайд 1 Титульный
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю коллективную работу нашего детского сада № 18 «Золушка» по теме:«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»
Слайд 2
Актуальность решения задачи ранней профориентации дошкольников.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Слайд 3
Что такое профориентация в ДОУ?
Это — система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.
Профориентация
воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада
.
Слайд 4
Проблемы ранней профориентации
Ранняя профориентация дошкольников – тема не новая, С профессиями знакомили детей всегда. Но мы решили развивать эту тему и работать более углубленно.
Результаты исследований разных авторов показывают, что первичный профессиональный выбор нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии чем-то поразившие воображение ребенка: спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников: буду шофером, как папа…
Слайд 5
Цель нашей работы:
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной исамостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи
профориентационной работывы также видите на слайде.
Для организации работы по ранней профориентации нами была разработана Программа профориентационной работы,
которая охватывает весь дошкольный возраст, начиная с первой младшей группы и до подготовительной. В программе прописаны задачи на каждый возрастной период; перспективный план работы на год по ознакомлению с профессиями в каждой возрастной группе. В приложении представлены конспекты НОД и другие методические материалы.
Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
Библиографическое описание:
Лялигина, Ю. А. Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития» / Ю. А. Лялигина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5294/ (дата обращения: 10.10.2020).
«Педагогическая опытность – что это такое?» К. Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Семинар-практикум — одна из форм методической работы в ДОУ, так как помогает системно изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
12 марта 2020 г. на базе нашего Детского сада № 237 ОАО «РЖД» прошел районный семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития». Цель данного мероприятия — повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.
В работе семинара приняли участие педагоги из разных садов района. Программа семинара была насыщенной и разнообразной. Гостям было предложено совершить путешествие на поезде по станциям. В начале путешествия педагоги приобрели билеты в «билетной кассе», где кассиром были воспитатель и ребенок старшей группы. И вот путешествие началось!
«Начальником поезда» была заведующий Детским садом.
Гостям предстояло совершить остановки на 9 станциях. Каждая станция — это группа, музыкальный зал, физкультурный зал и методический кабинет. На каждой станции их встречал «проводник». В роли проводника были воспитатели и дети старшей и средней группы. На каждой станции гостей знакомили с группой и с играми по профориентационой работе.
Конечной станцией стал музыкальный зал. Педагоги и дети Детского сада № 237 приготовили музыкальную открытку. Был исполнен флешмоб «Железная дорога», прозвучал гимн ДОУ «Романтики железных дорог».
В рамках распространения педагогического опыта педагоги представили содержательный материал в презентациях и фильмах.
- «Взаимодействие с родителями по ранней профориентации в условиях ФГОС ДО»: родители, работающие на железной дороге, активно помогают нам в проведении экскурсий на железнодорожный вокзал, на станцию, контору ПЧ, где рассказывают детям, о своей работе, дети с большим интересом слушают и наблюдают. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми”, к проведению которых привлекаются родители как, работники вокзала, путейцы и многие другие. Приглашаем родителей на Дни открытых дверей, на проведение занятий, рассказов родителей о трудовых буднях на ж/д транспорте с целью ознакомления детей с ж/д профессиями. Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурсы рисунков и поделок на железнодорожную тематику, где дети совместно с родителями принимают активное участие. Наш детский сад посещают дети, у которых дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки — железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. Работая в этом направлении мы проводим для родителей выставки детских работ на темы: «Моя железная дорога», «Мои родители железнодорожники», «Рисуем железнодорожный транспорт». Оформляем папки — передвижки для родителей «Что рассказывать детям о железной дороге». Большой популярностью пользуется фестиваль железнодорожной песни, при подготовке к которым много песен нам нашли родители и с удовольствием их исполнили.
- «Экскурсия как форма работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»: такая форма работы с детьми, как экскурсия наглядно показывает работу на ж/д транспорте.
- «Ранняя профориентация дошкольников через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»: ведущая роль дошкольного воспитания является игра и поэтому в нашем детском саду очень много различных игр на железнодорожную тематику, для того чтобы уже с раннего возраста, дети знали и понимали что такое железная дорога и какие есть железнодорожные профессии.
- «Физкультурно-оздоровительная работа по ранней профориентации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»: для того, чтобы ребенок развивался здоровым и сильным, нужна оздоровительная программа, которая и ведется в нашем детском саду, направленная на укрепление здоровья детей. Это различные спортивные досуги, развлечения, закаливания, тропа здоровья, витаминизация и многое другое.
- «Железная дорога сквозь время и расстояние». В этой презентации было рассказано и показано история развития забайкальской железной дороги, самые первые поезда, вокзалы, кем и когда началось строительство вот краткое описание из архива: «Строительство дороги проходило в масштабах прокладки Транссибирской магистрали в 1895–1905 гг. В работах участвовало как местное население, так и специалисты из европейской части России. Строительство было очень трудным: болотистая местность, вечная мерзлота, сложный рельеф, пересеченный реками и хребтами, низкие температуры зимой, стихийные бедствия. В январе 1900 г. уже было начато временное движение составов. В 1922 г. вошла в Сибирский округ путей сообщения. В 1923 г. Забайкальская железная дорога стала как самостоятельное подразделение. В 1925-м ее дополнили Читинской. В 1936–1943 гг. имела название Молотовской. В 1959 г. к Забайкальской ж/д была присоединена Амурская»
- «Мы все актеры» – это новое направление в нашей работе по дополнительному образованию. Педагогом совместно с детьми был создан фильм, на тему «Безопасность на железной дороге», где дети сами сыграли главные роли, исполнили песни. Была проведена огромная предварительная работа. Дети вместе с воспитателем придумали сюжет, подобрали себе роль, выучили слова песни. А самое главное дети усвоили все правила поведения на железной дороге.
По итогам семинара большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками, а также поделились своими впечатлениями о прошедшем семинаре.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ребенок, железная дорога, родитель, ранняя профориентация дошкольников, форма работы, дошкольный возраст, железнодорожная тематика, музыкальный зал, ранняя профориентация.
Ранняя профориентация дошкольников
На сегодняшний день вопрос профориентации у детей в литературе поднимается достаточно часто. Ведь труд является основой нашей жизни, нашего благосостояния. Но когда речь заходит о ранней профориентации, здесь возникают некоторые пробелы и вопросы: «можно ли наблюдать у ребенка предпосылки профессиональной деятельности?», «в каком возрасте у дошкольника происходит самовыражение к труду?»
Начнем с того, что же такое ранняя профориентация детей?
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников понимается как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения.
На сегодняшний день существуют не много методик и диагностик для выявления особенностей, и склонностей ребёнка именно дошкольного возраста, в трудовой сфере:
- Профессиональный опросник Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
- Пособие В.П. Кондрашова «Введение дошкольников в мир профессий»;
- Методика Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».
Чтобы понять суть ранней профориентации надо раскрыть детям понятие «мир взрослых». В педагогике существуют различные определения, которые раскрывают понятие «мир взрослых» как:
- источник становления личности ребёнка;
- систему межличностных отношений;
- основание для зарождения субъективного мира ребёнка;
- модель усвоения социальных норм;
- носитель определённых видов общественной деятельности;
Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет.
Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. В дошкольном возрасте, а, следовательно, в детском саду и семье, дети познают все многообразие мира профессий, т.е. этот период рассматривается, как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Е.А. Климов в своих исследованиях раскрывает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).
В его работах доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. В таком случае, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.
В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства.
Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям.
Список использованных источников:
- Ковалева, Н.К. Ранняя профориентация. Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов / Краевой центр образования г. Хабаровск (дата обращения 11.06.2020).
- Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с
- Беспалова, Н.С. Диагностика сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учительский портал/ Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7730 (дата обращения 12.06.2020).
- Кубайчук, Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. г. Пермь, апрель 2020 г. –Пермь: Меркурий, 2020. — С..97-101.
- Климов, Е.А.Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Рн/Д, 1996. – С.506.
Возможные проблемы
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.