Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации. методическая разработка


«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»

ДОКЛАД

на городском методическом объединении воспитателей ВГО 06.12.2018г.

«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»

Подготовила:

Старший воспитатель

Н.В. Глазыринна

Верхний Уфалей

2018 год

Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования

Слайд 1 Титульный

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю коллективную работу нашего детского сада № 18 «Золушка» по теме:«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»

Слайд 2

Актуальность решения задачи ранней профориентации дошкольников.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Слайд 3

Что такое профориентация в ДОУ?

Это — система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.

Профориентация

воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада
.
Слайд 4

Проблемы ранней профориентации

Ранняя профориентация дошкольников – тема не новая, С профессиями знакомили детей всегда. Но мы решили развивать эту тему и работать более углубленно.

Результаты исследований разных авторов показывают, что первичный профессиональный выбор нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии чем-то поразившие воображение ребенка: спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников: буду шофером, как папа…

Слайд 5

Цель нашей работы:

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной исамостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи

профориентационной работывы также видите на слайде.

Для организации работы по ранней профориентации нами была разработана Программа профориентационной работы,

которая охватывает весь дошкольный возраст, начиная с первой младшей группы и до подготовительной. В программе прописаны задачи на каждый возрастной период; перспективный план работы на год по ознакомлению с профессиями в каждой возрастной группе. В приложении представлены конспекты НОД и другие методические материалы.

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Библиографическое описание:

Лялигина, Ю. А. Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития» / Ю. А. Лялигина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5294/ (дата обращения: 10.10.2020).


«Педагогическая опытность – что это такое?» К. Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Семинар-практикум — одна из форм методической работы в ДОУ, так как помогает системно изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

12 марта 2020 г. на базе нашего Детского сада № 237 ОАО «РЖД» прошел районный семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития». Цель данного мероприятия — повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.

В работе семинара приняли участие педагоги из разных садов района. Программа семинара была насыщенной и разнообразной. Гостям было предложено совершить путешествие на поезде по станциям. В начале путешествия педагоги приобрели билеты в «билетной кассе», где кассиром были воспитатель и ребенок старшей группы. И вот путешествие началось!

«Начальником поезда» была заведующий Детским садом.

Гостям предстояло совершить остановки на 9 станциях. Каждая станция — это группа, музыкальный зал, физкультурный зал и методический кабинет. На каждой станции их встречал «проводник». В роли проводника были воспитатели и дети старшей и средней группы. На каждой станции гостей знакомили с группой и с играми по профориентационой работе.

Конечной станцией стал музыкальный зал. Педагоги и дети Детского сада № 237 приготовили музыкальную открытку. Был исполнен флешмоб «Железная дорога», прозвучал гимн ДОУ «Романтики железных дорог».

В рамках распространения педагогического опыта педагоги представили содержательный материал в презентациях и фильмах.

  1. «Взаимодействие с родителями по ранней профориентации в условиях ФГОС ДО»: родители, работающие на железной дороге, активно помогают нам в проведении экскурсий на железнодорожный вокзал, на станцию, контору ПЧ, где рассказывают детям, о своей работе, дети с большим интересом слушают и наблюдают. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми”, к проведению которых привлекаются родители как, работники вокзала, путейцы и многие другие. Приглашаем родителей на Дни открытых дверей, на проведение занятий, рассказов родителей о трудовых буднях на ж/д транспорте с целью ознакомления детей с ж/д профессиями. Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурсы рисунков и поделок на железнодорожную тематику, где дети совместно с родителями принимают активное участие. Наш детский сад посещают дети, у которых дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки — железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. Работая в этом направлении мы проводим для родителей выставки детских работ на темы: «Моя железная дорога», «Мои родители железнодорожники», «Рисуем железнодорожный транспорт». Оформляем папки — передвижки для родителей «Что рассказывать детям о железной дороге». Большой популярностью пользуется фестиваль железнодорожной песни, при подготовке к которым много песен нам нашли родители и с удовольствием их исполнили.
  2. «Экскурсия как форма работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»: такая форма работы с детьми, как экскурсия наглядно показывает работу на ж/д транспорте.
  3. «Ранняя профориентация дошкольников через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»: ведущая роль дошкольного воспитания является игра и поэтому в нашем детском саду очень много различных игр на железнодорожную тематику, для того чтобы уже с раннего возраста, дети знали и понимали что такое железная дорога и какие есть железнодорожные профессии.
  4. «Физкультурно-оздоровительная работа по ранней профориентации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»: для того, чтобы ребенок развивался здоровым и сильным, нужна оздоровительная программа, которая и ведется в нашем детском саду, направленная на укрепление здоровья детей. Это различные спортивные досуги, развлечения, закаливания, тропа здоровья, витаминизация и многое другое.
  5. «Железная дорога сквозь время и расстояние». В этой презентации было рассказано и показано история развития забайкальской железной дороги, самые первые поезда, вокзалы, кем и когда началось строительство вот краткое описание из архива: «Строительство дороги проходило в масштабах прокладки Транссибирской магистрали в 1895–1905 гг. В работах участвовало как местное население, так и специалисты из европейской части России. Строительство было очень трудным: болотистая местность, вечная мерзлота, сложный рельеф, пересеченный реками и хребтами, низкие температуры зимой, стихийные бедствия. В январе 1900 г. уже было начато временное движение составов. В 1922 г. вошла в Сибирский округ путей сообщения. В 1923 г. Забайкальская железная дорога стала как самостоятельное подразделение. В 1925-м ее дополнили Читинской. В 1936–1943 гг. имела название Молотовской. В 1959 г. к Забайкальской ж/д была присоединена Амурская»
  6. «Мы все актеры» – это новое направление в нашей работе по дополнительному образованию. Педагогом совместно с детьми был создан фильм, на тему «Безопасность на железной дороге», где дети сами сыграли главные роли, исполнили песни. Была проведена огромная предварительная работа. Дети вместе с воспитателем придумали сюжет, подобрали себе роль, выучили слова песни. А самое главное дети усвоили все правила поведения на железной дороге.

По итогам семинара большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками, а также поделились своими впечатлениями о прошедшем семинаре.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ребенок, железная дорога, родитель, ранняя профориентация дошкольников, форма работы, дошкольный возраст, железнодорожная тематика, музыкальный зал, ранняя профориентация.

Ранняя профориентация дошкольников

На сегодняшний день вопрос профориентации у детей в литературе поднимается достаточно часто. Ведь труд является основой нашей жизни, нашего благосостояния. Но когда речь заходит о ранней профориентации, здесь возникают некоторые пробелы и вопросы: «можно ли наблюдать у ребенка предпосылки профессиональной деятельности?», «в каком возрасте у дошкольника происходит самовыражение к труду?»

Начнем с того, что же такое ранняя профориентация детей?

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников понимается как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения.

На сегодняшний день существуют не много методик и диагностик для выявления особенностей, и склонностей ребёнка именно дошкольного возраста, в трудовой сфере:

  • Профессиональный опросник Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
  • Пособие В.П. Кондрашова «Введение дошкольников в мир профессий»;
  • Методика Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».

Чтобы понять суть ранней профориентации надо раскрыть детям понятие «мир взрослых». В педагогике существуют различные определения, которые раскрывают понятие «мир взрослых» как:

  • источник становления личности ребёнка;
  • систему межличностных отношений;
  • основание для зарождения субъективного мира ребёнка;
  • модель усвоения социальных норм;
  • носитель определённых видов общественной деятельности;

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет.

Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. В дошкольном возрасте, а, следовательно, в детском саду и семье, дети познают все многообразие мира профессий, т.е. этот период рассматривается, как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Е.А. Климов в своих исследованиях раскрывает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

В его работах доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. В таком случае, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.

В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства.

Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям.

Список использованных источников:

  1. Ковалева, Н.К. Ранняя профориентация. Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов / Краевой центр образования г. Хабаровск (дата обращения 11.06.2020).
  2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с
  3. Беспалова, Н.С. Диагностика сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учительский портал/ Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7730 (дата обращения 12.06.2020).
  4. Кубайчук, Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. г. Пермь, апрель 2020 г. –Пермь: Меркурий, 2020. — С..97-101.
  5. Климов, Е.А.Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Рн/Д, 1996. – С.506.

Возможные проблемы

Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:

  • работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
  • возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
  • нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
  • плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.

Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: