Частное общеобразовательное учреждение современный модульный центр «Развитие»
Иванова Екатерина Вадимовна Учитель-логопед
Фахрутдинова Ляйсан Назиповна воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Советского района г. Казани
лексическим темам (Фрукты, овощи и животные), развивать память, внимание, восприятие, воображение, коммуникативные и речевые навыки, формировать интерес к игре
Материалы: сундучок, три дорожки с обозначенными цифрами и наклеенными атрибутами лексических тем, мешочек, атрибуты (в данном случае по одному фрукту, овощу и животному), ключик, подарки
Структура дидактической игры.
Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов:
дидактической задачи,
игровой задачи,
игровых действий,
правил игры,
результата (подведения итогов).
Дидактическая задача: Обобщить и систематизировать знания детей по лексическим темам Фрукты, Овощи, Животные (или любым другим пройденным темам)
Игровая задача: Кто в группе лучшие знатоки фруктов, овощей и животных
Игровые действия: состоит в том, чтобы после тактильного выбора из мешка, отыскать свою дорожку, с тем или иным атрибутом. Это первое игровое действие. Второе игровое действие заключается в том, чтобы отгадывать загадки/задания педагога быстрее продвигаясь к волшебному сундучку, в котором победителя ждет подарок. Отвечая на вопросы соперника, ребенок продвигается быстрее.
Правила игры: Необходимо как можно быстрее добраться до Волшебного сундука, и получить от воспитателя ключ, чтобы открыть его и найти там подарок. Всего заданий по три на каждой дорожке. Дорожки распределяются путем игры «Угадай, что в мешке?» (там прячут фрукт, овощ и животное, картинка, которые наклеены на дорожке).
Первое задание – это загадки по лексической теме. Если тот, кому педагог задает вопрос, не знает ответа на него, то остальные участники игры, поднимают свой предмет из мешочка, и в случае правильного ответа, делают ход на одну клетку, тем самым продвигаясь к заветной цели быстрее.
Второе задание называется «Знатоки сказок». Ребенку предлагается прослушать строчку из сказки по своей теме. И опять, если тот, кому педагог задал вопрос, не знает ответа на него, то остальные участники игры, поднимают свой предмет, и в случае правильного ответа, делают ход на одну клетку.
Третье задание на внимание.
Если слово относится к своей лексической теме, то нужно присесть, если нет, то поднять руки вверх.
Итоговое задание запасное, если все дети, сделали всё верно
Блиц-опрос
Назови как можно больше овощей/фруктов/животных, в порядке своей очереди быстро, не задумываясь.
Результат — В конце игры педагог подводит итог игры (уточняет действия, которые выполнили дети в ходе игры), хвалит детей. Выявляется один победитель, который быстрее и правильнее всех ответил на все вопросы. Дети актуализировали свои знания по пройденным лексическим темам. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает им моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Картотека дидактических игр по развитию речи «Чудесный мешочек» (стр. 1 )
Картотека дидактических игр по развитию речи
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку… кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку… лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:
Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! — Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши
ножки!
Игра повторяется 2—3 раза.
«ЛОТО»
Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).
Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).
Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:
— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.
Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.
Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)
— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
«МИШКА, ЛЯГ!»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.
Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).
В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок… ляг на спинку… ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)
По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».
Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.
«ПРЯТКИ»
Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).
Материалы: грузовик, мишка, мышка.
В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:
— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!
Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Получить полный текст
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
— А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 |