Диагностическая карта учителя — дефектолога для обследования детей с умственной отсталостью 6-7 лет
Оборудование:
магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).
Инструкция:
«Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
- Ориентировка на альбомном листе (верх/низ, правая/левая сторона, центр листа)
Обследование проводится аналогично предыдущему.
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
- Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)
Оборудование:
лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.
Инструкция:
«Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
- Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Мелкая моторика и графомоторные навыки
з) Обследование мелкой моторики
Ведущая рука (правая/левая) __________________________________
- Умение пользоваться ножницами (резать лист бумаги по нарисованный линиям (прямые, дугообразные); вырезать квадрат).
Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________
- Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)
Результат________________________________________________
- Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы)
Результат________________________________________________
- Движение отдельных пальцев
- Наличие тонких дифференцированных движений
и) Графомоторные навыки
- Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контур
Результат________________________________________________
- Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)
Результат________________________________________________
- Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)
Результат________________________________________________
- Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (рамки Монтессори, например квадрат)
- Результат________________________________________________
- Умение рисовать простые предметы (дом, дерево и т.п.)
Результат (что умеет рисовать ребенок, прикладываем рисунок) ________________________________________________
Уровень сформированности представлений о явлениях общественной жизни
Семья
- Понимать, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
- Знать и уметь называть близких родственников.
Родная страна
- Знать и называть города/поселка, в котором живет
Труд взрослых
- Знать названия профессий: шофер, повар, продавец, врач, воспитатель, а также содержания труда.
- Знать место работы родителей.
Вопросы для беседы:
- Назови, в каком городе мы живем?
- Как называется поселок, в котором мы живем?
- Расскажи из кого состоит твоя семья?
- Сколько человек в вашей семье?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Как зовут твою бабушку (ек)?
- Как зовут твоего дедушку (ек)?
- Как зовут твою сестру (брата)?
- Кто работает в нашей группе?
- Как зовут воспитателей?
- Как зовут помощника воспитателя?
- Кто и как следит за вашим здоровьем в детском саду?
- Как зовут медицинскую сестру и врача? Где находится медицинский кабинет?
- Кто и как готовит вам обед?
- Где находится кухня в детском саду?
Обработка результатов диагностики:
3 балла – дает полные и правильные ответы, либо дает полные и правильные ответы с незначительными ошибками.
2 балла – неполные ответы, наличие в них наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных.
1 балл – неполные ответы с преобладанием неверных представлений, не дает ответов на вопросы.
Заключение учителя – дефектолога по результатам диагностики
- Общие сведения
Фамилия, Имя _______________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Адрес ________________________________________________________
- Общие сведения о семье
Данные о родителях (возраст, место работы, должность)
Мать ______________________________________________________
Отец ______________________________________________________
Данные о других детях ______________________________________
- Жалобы родителей _________________________________________
- Результаты психолого – педагогического обследования
Внешний вид ребенка _______________________________________
Принятие заданий ___________________________________________
Сотрудничество со взрослыми (контактность)___________________
Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое) _____________________________________________________
Познавательное развитие _____________________________________
Сенсорное развитие _________________________________________
Уровень развития восприятия _________________________________
Хаотичные действия ___________пробующие действия___________
Примеривание _____________ зрительная ориентировка__________
Уровень развития наглядно – действенного мышления ___________________________________________________________
Уровень развития наглядно – образного мышления ______________
Уровень развития элементов логического мышления _____________
Уровень развития количественных представлений _______________
Уровень сформированности представлений:
Об окружающем ______________ о себе ___________________
О своей семье ___________________
О предметах ближайшего окружения __________________________
О явлениях и объектов природы _______________________________
Уровень развития игры ______________________________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:
Конструирование по подражанию ___________,
Рисование предметов__________ по образцу __________сюжетное рисование_________.
Уровень развития речи:
Понимание речевой инструкции______________________________
Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые) ___________
Наличие и характер фразовой речи ____________________________
- Заключение
_____________________________________________
- Направления коррекционно – развивающей работы_________
- Рекомендации специалистам, работающим с ребенком_______
- Педагогический прогноз__________________________________