Конструирование для малышей: первые постройки, этапы обучения ребенка конструированию, как познакомить малыша с деталями конструктора, игровые ситуации.
Очень часто, купив конструктор, взрослые предлагают ребенку сразу все детали из него, рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребенок теряется в их обилии. Он не знает, что с деталями делать и как они называются. Малыш механически перебирает и бросает детали конструктора, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями в маму или в домашних животных, однообразно действует кубиками одну минутку и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чем причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым, нужно сначала учить малыша играть с конструктором?
В этой статье о конструировании с детьми 1-2 лет Вы узнаете:
- Как заинтересовать малыша играми с конструктором?
- Какими будут первые постройки малыша?
- Как знакомить ребенка с деталями из набора и их называть?
- Как обыгрывать постройки ребенка?
- Как использовать детали конструктора для ознакомления малыша с формой, цветом, размером предметов?
Прежде чем читать эту статью, узнайте из предыдущей статьи цикла об играх с малышами о том, как правильно выбрать конструктор для самых маленьких и каким требованиям он должен соответствовать. Итак, конструктор у нас уже есть, и он соответствует всем требованиям и правильно нами выбран. А сейчас мы поговорим об играх и занятиях с конструктором для малышей.
Раздел 1. Знакомим малыша с конструктором
Как называть ребенку детали конструктора
С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребенка, поэтому малышам даются их «детские» названия, понятные для них:
- Кирпичик (параллелепипед)
- Кубик (куб)
- Пластина
- Крыша (треугольная призма)
- Шапочка или шляпка (полусфера)
- Столбик (цилиндр)
Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет и размер деталей.
Не давайте маленькому сразу же все детали конструктора (их может быть в наборе от 50 до 100 и более), ему достаточно для первых построек иметь 10-12 деталей. Сначала мы познакомим малыша с кубиками, затем с кирпичиками, а после этого введем и дополнительные элементы из конструктора — крыши, пластины, а затем и столбики и шапочки (пишу «детской» терминологией, как мы будем называть эти детали ребенку).
Как познакомить малыша с названиями деталей конструктора
— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.
— Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.
— На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.
Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится :).
Раздел 2. Что может построить малыш от 1 года до 3 лет из конструктора
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
- Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
- Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
Раздел 3. Этапы игр с конструктором для самых маленьких
Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом. К новому этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.
Основные этапы усложнения построек для малышей такие:
- Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
- Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
- Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
- Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
- Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.
А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста. В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:
- краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
- основные задачи ознакомления ребенка с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
- игры с конструктором и примеры построек.
« Петушок – золотой гребешок»
Цель: научить конструировать через простой сюжет, различать материалы.
Материал: набор строительного материала — кубики, матрёшка, игрушка петушок.
Занятие.
Продолжите сюжетную игру с Машенькой, у которой живёт петушок. Для него необходимо построить башенку.
Попросите ребёнка помогать вам в строительстве: взять кубики синего цвета и установить их друг на друга.
Похвалите малыша, произнеся: «Какая высокая башенка синего цвета получилась для петушка!»
Петушок взлетел вверх и закричал: «Ку-ка-ре-ку». Спросите, как петушок кричит?
Предложите построить башенку красного цвета, затем жёлтого и т.д.
Раздел 4. Как играют с конструктором дети от 1 года до 1 года 6 месяцев
Особенности игр с конструктором в этом возрасте
Почему дети от 1 года до 1 года 6 месяцев часто ломают игрушки? Почему они то строят, то разрушают постройки, разделяют и снова соединяют части конструктора, вкладывают и вновь вынимают из коробки и готовы повторять это бесконечно?
В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это очень нужный маленькому человечку опыт — серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать :).
Знакомство с деталями конструктора, цветом, формой, величиной
Уже возрасте до полутора лет мы начинаем правильно называть ребенку детали конструктора. В результате малыш может отличить кубик от шарика или кубик от кирпичика. Он может подать такой же предмет взрослому («Дай такой же!»), найдя деталь среди 3-4 вариантов.
Например:
- Малыш может дать маме желтый кирпичик (мама держит в руках кирпичик и просит найти такой же), отобрав его из кирпичиков трех разных цветов.
- Ребенок может подать маме большой кубик (такой же, какой держит в руках его мама), отобрав его из трех других разных деталей конструктора. Он отличает большие кубики от маленьких.
Играем с конструктором
Малыш еще не может строить из конструктора сам, но использует кубики из строителя в играх с мамой – например, перевозит их в кузове игрушечной машины. Или укладывает спать куколку на кроватку, которую построила для нее мама из деталей строителя.
Также малыш может использовать в играх детали строительного набора в качестве предметов- заместителей. Например, вместо мыла он может помыть куклу кирпичиком из строительного набора, если мама научит его пользоваться предметами – заместителями в игре. А узкий длинный столбик – «палочка» — может служить в игре чем угодно в зависимости от его длины – от градусника, который поставим мишке до ложки или расчески для причесывания куклы.
Мама может показать ребенку, как строить самые простые постройки — башенку из одинаковых кубиков или поезд из кубиков (каждый кубик — это один вагончик поезда, чух-чух — чух, поехал поезд!), дорожки из кирпичиков, или столик (на кубик сверху кладем кирпичик).
Раздел 5. Конструирование для малышей от полутора до 2 лет
Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной
В этом возрасте происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к 1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером.
Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).
Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера: «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик».
По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке.
Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста»
Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.
Играем с конструктором
Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому.
В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.
Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку в руки и показать, как она идет по дорожке.
Приведу пример одной из первых игр с конструктором для детей второго года жизни. Автор – С. Л. Новоселова.
Вам понадобятся для игры: фигурка «курочка», фигурка «цыплята» (или один игрушечный цыпленок, соразмерный кубикам и курочке), 8 одинаковых кубиков.
Полезный совет: Очень важно, чтобы кубики, которые мы дадим ребенку для этой игры, были ему хорошо знакомы. Иначе он будет их обследовать, а не слушать историю, и строить башню для цыпленка не станет.
Ход игровой ситуации:
— Взрослый показывает детям игрушку – курочку. И разыгрывает сценку. Курочка потеряла цыпляток, никак не может их найти.
— Взрослый предлагает ребенку помочь курочке и строит башенку из 4 кубиков, ставя их один на другой. Курочка взлетает на построенную башенку видит с нее своих цыплят, очень радуется: «Нашлись цыплята!» (взрослый незаметно для ребенка ставит на стол фигурку цыплят).
— Курочка прыгает с башенки и бежит к цыплятам (убираем фигурку курицы незаметно для ребенка к себе в карман, башенка остается на столе).
— А где же курочка? Цыплята встревожены, не видят ее, опять потерялись! Пишат «пи-пи-пи», ищут маму. Нужно построить им башенки, пусть они на них взлетят и увидят маму.
— Ребенку дается 4 кубика. Ребенок строит башенку, цыплята взлетают на нее и видят маму! Как они радуются! (достаем фигурку курочки). А вот и курочка! Нашли цыплята свою маму!
В следующие разы для закрепления можно повторить строительство башенки, о обязательно с другим сюжетом. Для нас это будет повторение, а для ребенка – совсем новая история!
Какие постройки можно строить с малышом от полутора до двух лет
К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам.
Варианты построек
: дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из деталей двух форм (кубики и кирпичики).
Например:
- башенка (ставим кубик на кубик,
- домик (призма – «крыша» ставится на кубик),
- машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
- дорожка из кирпичиков
- стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
- стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
- скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
- ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).
Ход игры.
Воспитатель показывает детям небольшую куклу:
— Это Катя. Катя хочет бегать по дорожке. Сделаем для Кати дорожку. (Это кирпичик. Из кирпичиков сделаем для Кати дорожку, она будет бегать по дорожке).
Из 4-5 кирпичиков строит дорожку,приговаривает: «Ровненькую дорожку»
. Ставит куклу и водит еёпо дорожке:
«Топ-топ, Катя, топ-топ!»
Детям дают 4-5 кирпичиков и предлагают построить дорожку.
Воспитатель следит, чтобы дети прикладывали кирпичики плотно друг к другу. Тому. кто построил. Даёт для игры куклу.Побуждает детей приговаривать: «Топ-топ»
.
Воспитатель следит, чтобы дети строили дорожку, так как они нередко начинают громоздить кирпичик на кирпичик в виде башни.
На следующих занятиях можно покатать по дорожкам автомобили. В этом случае лучше строить на полу из крупных деревянных, пластмассовых кирпичей. Из крупных кирпичей дорожки получаются длиннее, по ним удобнее водить и катать игрушки. К тому же такие постройки потом охотно применяют в самостоятельных играх.
Если нет под руками мелких игрушек, можно «потопать»
по дорожке пальцами. Такой прием тоже нравиться детям. Но действия с игрушками разнообразнее и длительнее.
3. Постройка забора.
Задачи: познакомить детей с зелёным цветом. Учить ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро, закреплять знания детей о форме (кирпичик, величине (большой, маленький, цвете (красный, синий, учить играть с постройкой, называть её.
Обогащение словаря: зелёный (в активный словарь)
.
Закрепление и активизация словаря: кирпичик, красный, синий, большой. Маленький, загородка, собака. Кошка, курочка, ав-ав, мяу, ко-ко.
Методические приёмы.
Облегчённый вариант.
Игровой, показ с называнием (это кирпичик, кирпичик зелёный, повторение слов «кирпичик, зелёный»
детьми, показ-поочерёдное действие, индивидуальная помощь детям. Вопросы (что это? Где кирпичик? Где кирпичик красного цвета и т. п., звукоподражание, игра.
Усложнённый вариант.
Вопросы (вместо показа с называнием, показ с объяснением (вместо показа-поочерёдного действия)
.
Материал 3-х цветов.
Младшая подгруппа: 4-5 кирпичиков одного цвета, мелкие игрушки на каждого ребёнка.
Старшая подгруппа: 5-6 кирпичиков.
Для воспитателя – тот же материал крупного размера.
Усложнение на 3-4 неделю.
1. Облегчённый вариант:
а) методические приёмы усложнённого варианта на первые два занятия;
б) закрепить 2 цвета.
2. Усложнённый вариант:
а) постройка загородки по словесному указанию воспитателя (без показа)
;
б) закрепить 3-4 цвета.
3. Постройка загородки из кирпичиков, поставленных вертикально на меньшее ребро.
Вопросы.
Облегчённый вариант:
— Кто это? Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик? Где кирпичик красного цвета?
По возможности добиваться, чтобы дети называли предмет и его признаки облегчённым словом или повторяли за воспитателем, или показывали пальчиком на вопрос «где?»
.
Усложнённый вариант.
Добиваться от детей произнесения слов «кирпичик, загородка, красный»
и т. п.
Построить забор по словесному указанию.
Пояснение:
1. Показ-поочерёдное действие – это когда первый и второй кирпичик ставит воспитатель, третий и четвёртый – ребёнок, потом снова воспитатель.
2. Показ с объяснением – воспитатель полностью строит сам, дети наблюдают, затем воспитатель предлагает детям построить забор, оказывая индивидуальную помощь.
Раздел 6. Конструирование для малышей от 2 до 3 лет
Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной
К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются, действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.
Ребенок может выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, т.е. детали одной формы, но при этом это будут кубики разных размеров и цветов.
Ребенок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает их (если его знакомили с их названиями до этого, на втором году жизни малыша).
Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.
К 3 годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «Желтый большой кубик» или « маленький кирпичик».
На третьем году жизни можно ввести новое задание — начинать использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров (по принципу мозаики) и разноцветных дорожек с чередованием цвета (например, в дорожке чередуются желтые и красные кирпичики чтобы получился узор).
Играем с конструктором
Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.
К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.
В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.
Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.
Ребенок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.
Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики ( к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.
Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.
Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.
А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.
Если ребенок допустил ошибку,
то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.
Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»
Марина Бачкина
Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»
Подготовил: воспитатель Бачкина Марина Николаевна
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой)
.
2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
4. Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.
5. Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.
6. Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.
7. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины)
.
8. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.
Развивающие:
1. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
3. Способствовать развитию внимания, памяти.
4. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
2. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
Особенности обучения.
Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.
В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.
В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, дети способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах,где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка)
первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.
Разработки занятий
Обучение малышей от 1 г. 6 мес. до 2 лет проходит на занятиях, которые про водятся один раз в неделю по 10 мин (по подгруппам)
.
От 1 г. 6 мес. до 2 лет малыши учатся ставить кирпичики вначале на длинную узкую сторону (забор, потом – на короткую (высокий зaбop, делать простейшие перекрытия на устойчивой основе (скамейка)
и менее устойчивой
(ворота)
.
Закрепление конструктивных умений у детей проводится в играх свободной деятельности. Нужно стремиться к тому, чтобы дети научились одну и ту же постройку сооружать по-разному.
Воспитатель учит малышей играть, не мешая, друг другу, делиться игрушками, переходить к краткому взаимодействию.
ь:
1. Познакомить детей со строительным материалом, не «опредмечивая»
его.
2. Формировать умение пользоваться строительным материалом.
3. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные картинки.
4. Учить детей произносить звукоподражание «ку-ка-ре-ку»
.
Первые два занятия воспитатель строит сам, а дети, рассаживаясь вокруг стола, наблюдают,помогают: берут, ставят детали на указанное место. «Кто это так громко поет: ку-ка-ре-ку? Это петушок пришел к нам в гости. Вот он какой – масляна головушка, шелкова бородушка! Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик». Воспитатель строит домик, пока не заостряя внимания на способах конструирования и названиях деталей. После окончания постройки она обыгрывается.
3 занятие.
Знакомство с кубиком.
Цель:
1. Познакомить детей с формой строительного материала – кубик.
2. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки.
3. Произносить звукоподражания.
На третьем занятии малышей учат совершать с деталями элементарные действия. Дети садятся за стол, перед ними кладутся кубики красного цвета. Воспитатель берет кубик и предлагает каждому найти такой же и поставить перед собой. Затем сажает на кубик петушка, дети повторяют его действие. «А теперь все ваши петушки запели: ку-ка-ре-ку. Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам. Здравствуй, Олечкин петушок! Здравствуй, Танечкин петушок!» И т. д.
4 занятие.
Постройка башни.
Цель:
1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кубик.
2. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
3. Закрепить понимание слов «построить»
,
«кубик»
,
«башня»
.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
На следующих занятиях педагог учит детей сооружать башню по показу, подробно объясняя процесс ее возведения (используются синие кубики)
: «Я беру кубик, ставлю его перед собой на столе. Теперь беру еще один такой же кубик и ставлю его вот так на тот кубик, подравниваю. Теперь беру еще один и ставлю сверху, тоже подравниваю. Вот какая башня получилась! Кто хочет построить такую же?»
5 занятие
Продолжение строительства башни.
Дети продолжают учиться строить башенку из трех желтых кубиков. Воспитатель еще раз подробно показывает и объясняет,как это делать: «Кубик на кубик, кубик на кубик – вот и получилась башня»
.Малышей следует поупражнять в названии постройки: «Танечка, что это у меня? Правильно, башня, а что у тебя? Правильно, тоже башня». Можно использовать прием поэтапного
конструирования: «Я взяла кубик, и Наташа возьми, и Саша…»
6 занятие
Продолжение строительства башни.
Построение башенки из четырех кубиков зеленого цвета.
7 занятие
Знакомство с кирпичиком.
Цель:
1. Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик
2. Учить детей накладыванию кубика на кирпичик.
3. Закрепить понимание слова «башенка»
.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Малышей учат строить башенку из четырех красных кирпичиков и украшать ее кубиком красного цвета. При этом обращается внимание, что кирпичики красные и кубик тоже красный. Они одинакового цвета. На этом занятии прием поэтапного конструирования уже можно не использовать.
8 занятие
Постройка дорожки
Цель:
1. Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности.
2. Закрепить понимание слова «кирпичик»
.
3. Активизация речи детей.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Построение дорожки (из зеленых кирпичиков)
для куколки или зайчика. Воспитатель подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу (короткой узкой гранью, как их выравнивать. Выложив дорожку, ребенок ставит по краям елочки. Воспитатель подчеркивает, что дорожки и елочки одинакового цвета. Предлагает поводить по дорожке куколку
(берет ее за одну руку, а ребенок – за другую)
или зайчика.Постоянно активизирует речь детей:
«Что ты построила, как зовут твою куколку, что твоя куколка делает?»
9 занятие
Продолжение постройки дорожки.
Строительство узких длинных дорожек из желтых кирпичиков.
10 занятие
Продолжение постройки дорожки.
Строительство широкой красной дорожки. Предварительно воспитатель выкладывает две дорожки – одну желтую, узкую (как строили на прошлом занятии, другую красную, широкую (из шести кирпичиков)
. Обращается внимание детей, что дорожки разные, сегодня они будут строить другую дорожку – красную. Показываются приемы работы, объясняется, что прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому
(длинной узкой гранью)
:
«Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику – вот и получилась дорожка!»
11 занятие
Продолжение постройки дорожки. Игра
Цель:
1. Закрепление приобретенных навыков.
2. Формировать у детей контакты друг с другом.
1. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать клубочек (мячик, шарик)
такого же цвета.В конце занятия педагог предлагает поиграть с клубочками: «Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошка. Котик Вовочка, лови свой клубочек». Обычно детей забавляет эта игра. Игру можно провести и сразу после занятия. Дети строят на полу дорожки, садятся с противоположных концов и прокатывают клубочки
(мячики)
друг к другу. Благодаря таким приемам дети учатся вступать в контакты друг с другом.
Самостоятельное строительство знакомого предмета (стол, стул, кресло)
.
Цель:
1. Закрепление приобретенных навыков.
Воспитатель перед каждым ребенком кладет детали (у одного красного цвета, у другого желтого и т. д.)
и предлагает построить,кто что хочет: «Вот какой у Тани красный стул, а у Вовы – синий стол! Угадайте, что я построила». (Строит известный детям предмет мебели, сажает на него матрешку и предлагает детям построит такой же).
В конце занятия педагог соединяет три стульчика, построенных детьми,и кладет куколку: «Угадайте, что я построила»
. Если дети не угадывают, подсказывает, что это диван. Предлагает построить такой же и уложить на него спать куколку. (Игрушки подбираются такие, чтобы они соответствовали размерам детских построек).
Постройка диванчика
Цель:
1. Учить строить диванчик.
2. Учить понимать и называть слово «диван»
.
3. Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Постройка делается из двух крупных кирпичиков. Один кладут на стол плашмя, другой ставят на длинное ребро и придвигают вплотную к первому.
Постройка кроватки
Цель:
1. Учить строить кроватку.
2. Учить понимать и называть слово «кровать»
.
1. Учить играть с постройками.
2. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Постройка делается из трех крупных кирпичиков – один кладут плашмя, два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде спинок.
Постройка машины
Предварительно с детьми рассматривают игрушечные машины, иллюстрации, играют в игру «Воробышки и автомобиль»
.
Цель:
1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик.
2. Закрепить понимание слова «машина»
.
3. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Педагог учит детей строить легковой (красного цвета)
и грузовой
(зеленого цвета)
автомобили: «На маленький кирпичик я положила маленький кубик. Получилась маленькая машинка. Поехала маленькая машинка!
(Продвигает ее)
. А сейчас навстречу маленькой машинке поедет большая машина.Вот как ее надо строить: положить крупный кирпичик, а на нее крупный кубик. Поехали мои машинки! Как машинки гудят? Би-би-би!» Построив машинки, дети
«катают»
на них маленьких матрешек.
Постройка автобуса
Цель:
1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
2. Закрепить понимание слова «автобус»
.
3. Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Детей учат строить автобус, предварительно рассмотрев образец. Воспитатель продолжает учить накладывать на кирпичик кубики, приставляя,их друг другу: «Я возьму вот такой красный кирпичик, положу на него сначала один желтый кубик, рядом с ним еще такой же кубик и еще один. Подровняю, чтобы кубики на кирпичике лежали ровно, тесно друг к другу. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!» Предлагает малышам сделать такой же и назвать свою постройку.
Постройка автобуса и машины по образцу
Цель:
1. Закрепление полученных навыков.
Воспитатель заранее строит автобус и грузовик из синих деталей. Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то способы конструирования можно не объяснять, а помогать им вопросом, советом, действием (при необходимости)
.
В конце занятия дети «катают»
на своих машинках мелкие игрушки.
Постройка поезда
Цель:
1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
2. Закрепить понимание слова «поезд»
.
3. Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Последнее занятие по данной теме проводится в форме игры «Угадай, что я построила»
.Воспитатель кладет на кирпичик два кубика: «Это вагончик. Давайте все построим такие же вагончики.
(В конце занятия педагог сдвигает их, соблюдая интервал в 1 см)
. Что это мы вместе построили?»Дети обычно догадываются:
«Поезд»
. Можно провести подвижную игру
«Поезд»
, сопровождая ее песней.
Постройка заборчика
Цель:
1. Научить детей устойчиво и ровно устанавливать кубики и кирпичики в ряд.
2. Закрепить понимание слова «забор»
.
3. Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Строительство заборчика из синих кирпичиков, стоящих на узкой длинной грани. Педагог вспоминает с детьми, как они рассматривали забор детского сада, обращает внимание на образец, анализирует его, показывает прием конструирования.
В конце занятия отмечает, что заборчики у всех получились ровные,предлагает поиграть: «Побежали матрешки вдоль забора, а потом назад!»
Постройка ворот с забором
Цель:
1. Научить детей делать перекрытия на менее прочной основе.
2. Учить понимать и называть слова «ворота»
,
«забор»
.
3. Закреплять умения детей играть с постройкой, не разрушая ее.
4. Развивать глазомер у детей.
5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Воспитатель заранее делает конструкцию на своем столе и закрывает ее ширмой (ворота построены из трех кирпичиков, а по бокам – забор из лежащих на узкой длинной грани кирпичиков). Способов конструирования можно не давать. Большое значение имеет словесное объяснение воспитателя. Соорудив свою постройку, малыши сразу обыгрывают ее (матрешка входит и выходит из ворот)
.
Постройка лесенки
Цель:
1. Научить детей строить лесенку, приставляя и накладывая кубики, кирпичики.
2. Учить понимать и называть слово «лесенка.
3. Учить детей произносить звукоподражание «топ-топ»
.
4. Учить различать форму кубика, кирпичика.
5.Учить играть с постройкой: водить по лесенке куклу Катю.
Воспитатель строит лестницу из трех кубов,приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик – вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ»
и вниз спустится
«топ-топ»
. Затем строят и обыгрывают постройку дети.
Постройка домика
Цель:
1. Знакомство детей с новым элементом – треугольная призма.
2.Учить понимать и называть слова: «домик»
,
«стена»
,
«крыша»
.
3. Учить различать форму кубика, кирпичика, треугольной призмы.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
5. Учить играть с постройкой.
Детям предлагается построить самый простой вариант дома (на два кубика устанавливается трехгранная призма)
. Анализируя образец, воспитатель обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности,как он строился: «Стены сделаны из кубиков, которые стоят близко друг к другу. Крыша кладется на кубики. Вот какой красивый домик!»
В конце занятия дети обыгрывают постройки.