С началом лета все больше детей остаются предоставленными самим себе. Родители уходят на работу или выпускают детей гулять на весь день. Некоторые отправляют своих чад в детский лагерь дневного пребывания. Но и там не всегда педагоги знают, чем занять большую компанию детей. Они предлагают детям разучить смешные кричалки, которые можно использовать по дороге в столовую или на зарядку. Или игры на знакомство типа «Автограф». Но чем занять ребят все остальное время? Так, чтобы ребята всегда были увлечены чем-то новым и интересным.
Предлагаем вам подвижную игру «Светофор», которая идеально подходит для веселой большой компании скучающих ребятишек. В нее может играть любое количество участников независимо от возраста. Веселиться будут все.
Существует несколько вариантов этой забавы. Расскажем о них по-порядку.
Игра как форма обучения младших дошкольников основам ПДД в детском саду
Игра — это «работа» ребёнка, в которой он воссоздаёт другие виды человеческой деятельности. Продуктивность игровых приёмов обучения обусловлена самой сущностью игры — она добровольна, несёт в себе чувство свободы и удовольствия для малыша.
Игра — источник развития и создаёт зону ближайшего развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребёнка.
Л. С. Выготский
«Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»
Цель и задачи игровой деятельности по ПДД
Главная цель, на которую должен ориентироваться воспитатель, — формирование готовности и способности ребёнка к безопасному поведению в качестве участника дорожного движения на основе соблюдения ПДД.
В играх по ПДД дошкольники моделируют ситуации из реальной жизни
Основные задачи обучения ПДД:
- акцентировать внимание родителей и ребёнка на значимости обучения ПДД с раннего детства;
- формировать понимание ребёнком важности проблемы правильного поведения на дороге;
- формировать у детей знания и навыки безопасного поведения в разных ситуациях городской транспортной среды.
Игры по ПДД в первой младшей группе детского сада
В детских садах основы безопасного поведения в городской транспортной среде начинают прививать воспитанникам на третьем году жизни. Желательно, чтобы родители начали такое воспитание дома, задолго до поступления ребёнка в детский сад. Начиная знакомить малыша с правилами дорожного движения, рекомендуется учитывать, что обучение проводится «от простого к сложному», дидактические материалы должны подаваться в игровой форме и соответствовать возрасту и интересам ребёнка.
Возрастные особенности психического развития детей 1,5–3 лет
Ранний возраст — период от года до 3 лет, что соответствует первой младшей группе ДОУ (1,5–3 года). Важной особенностью раннего детства является тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития. Эмоциональный дискомфорт малыша при поступлении в детский сад вызывает регрессию психомоторного развития, ухудшение сна, потерю веса, болезни.
Период характеризуется также интенсивным развитием ребёнка, его пластичностью, что означает высокую адаптивность к внешним изменениям. Потенциал развития очень высок, однако упущенные возможности развития в период раннего детства в дальнейшем потребуют более значительных педагогических усилий либо будут утрачены безвозвратно. Стремительное развитие ребёнка в первые 3 года жизни полностью зависит от воздействия взрослого. К сожалению, многие недооценивают значимость этого периода.
Авторы систем «раннего развития» полагают, что к трём годам ребёнок может научиться читать, выучить несколько языков, овладеть игрой на музыкальном инструменте и другими умениями.
Таблица: картотека игр по ПДД для первой младшей группы
Название | Вид игры | Ход игры |
«Трамвайчик и светофор» | Подвижная (средней подвижности) | Игра ориентирована на детей нижней возрастной границы периода раннего детства. Воспитатель предлагает поиграть в «трамвайчик», где он вагоновожатый, а дети — вагончики. Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего, первый ребёнок держится за воспитателя. Со словами «Поехали» начинается движение. Периодически воспитатель останавливается со словами: «Светофорчик красненьким горит, пешехода пропустить велит!». Движение начинается со слов: «Зелёный огонёк дорогу нам даёт!». |
«Собери светофор» (упрощённый вариант) | Дидактическая — настольно-печатная | Детям предлагается собрать светофор, наложив кружочки соответствующего цвета на шаблон. Например, шаблон может быть выполнен в цветовой гамме светофора, а ребёнок должен соотнести цвета, либо шаблон может быть однотонным (белым), а ребёнок должен воспроизвести макет светофора по образцу или памяти. |
«Собери светофор» (усложнённый вариант) | Дидактическая — настольно-печатная | Детям предлагается игровой материал в виде разноцветных кружков, из которых они должны выбрать красный, жёлтый и зелёный, и составить макет светофора, выложив кружки в определённой последовательности. |
«Цвета светофора» | Подвижная (средней подвижности) | Ведущий, им может быть и ребёнок, показывает предметы (любые) одного из трёх цветов (зелёного, красного, жёлтого), остальные дети демонстрируют заданную правилами реакцию (может быть любой). Например, зелёный шарик — хлопают в ладоши; жёлтый шарик — поднимают руки вверх; красный шарик — не двигаются. |
«Успей занять место» | Подвижная (высокой подвижности) | Воспитатель раскладывает на полу обручи (зелёные, жёлтые, красные). Дети встают в центр обруча. Ведущий произносит: «Раз, два, три — в светофор беги!». Ребёнок, не успевший занять кружок, становится ведущим. |
«Перейдём дорогу» | Подвижная (высокой подвижности) | На полу изображается дорога. Воспитатель поочерёдно показывает кружочки с изображениями зелёного и красного человечков. Дети переходят «дорогу» на разрешающий знак. |
«Светофор» | Подвижная (малой подвижности) | Ведущий раздаёт детям кружки жёлтого, зелёного, красного цвета. Последовательно говорит действие: идём, приготовились, стоим, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. |
«Кот-светофор и мышки-пешеходы» | Подвижная (высокой подвижности) | Все дети-участники изображают мышек. Кроме «кота», который сидит на стуле и поочерёдно называет/показывает цвета светофора. На зелёный цвет «мышки» бегут к своим норкам (разбегаются в разные стороны); на жёлтый — прыгают на месте; на красный — не двигаются, стоят на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» — выбывают из игры. |
Эти игры с правилом направлены на решение таких обучающих задач как:
- знакомство со структурой светофора, его цветовой гаммой;
- получение знаний о работе светофора и правилах перехода улицы;
- формирование навыков действий в соответствии с сигналом светофора.
Дидактические настольно-печатные игры для малышей третьего года жизни представляют собой простые парные картинки, которые необходимо найти среди небольшого количества других картинок.
Малыши третьего года жизни с интересом играют в простое лото с парными картинками, а заодно и изучают ПДД
Малышам можно предложить игру-лото «Половинки», представляющую собой разрезанные пополам картинки с изображениями дорожных знаков. Собирая картинку, ребёнок запоминает знаки и при помощи воспитателя узнаёт их значение. Впоследствии полученные знания станут умениями и навыками правильного поведения на улицах города.
Дидактический материал для настольной игры по ПДД «Половинки» знакомит детей с дорожными знаками
Простая игра «Собери светофор» для детей-трёхлеток основывается на сборке макета светофора по образцу. Необходимый игровой материал: шаблон, кружки трёх цветов (красного, жёлтого, зелёного).
Для дидактической игры «Собери светофор» потребуются цветные кружки и шаблон светофора
Неотъемлемой частью педагогических технологий является похвала. Взрослый для ребёнка раннего детского возраста является ключевой фигурой, его оценка и поддержка во многом определяют дальнейший вектор развития личности малыша.
После сборки детьми макета светофора педагог может провести с ребятами тематическую подвижную игру
Организация игровой деятельности требует предварительной подготовки в виде конспекта. Работа над конспектом позволяет педагогу структурировать игровую ситуацию, подобрать оптимальный игровой материал, организовать игровое пространство, чётко сформулировать желаемые образовательные результаты.
Таблица: конспект подвижной игры «Светофорчик» в первой младшей группе
Автор | Акатьева Л. В. |
Задачи |
|
Планируемые результаты |
|
Материалы и оборудование |
|
Мотивационный этап | В: Ребята, у нас сегодня гость. Угадайте, кто он? (Показывает иллюстрацию с изображением светофора, загадывает загадку про светофор).
Дети угадывают. Появляется гость — Светофорчик. |
Содержательный этап | В.: Светофорчик, поиграешь с ребятами в свою любимую игру? (Соглашается). Игра «Светофор». Дети стоят у пешеходного перехода, готовясь перейти улицу. Светофорчик показывает красный сигнал:
В.: Можно переходить дорогу? Дети стоят на месте. Светофорчик показывает жёлтый сигнал. Дети стоят на месте. Светофорчик показывает зелёный сигнал:
В.: Можно переходить дорогу? Дети переходят дорогу по «зебре». Игра повторяется несколько раз. В.: Спасибо, Светофорчик, за весёлую игру! До свидания, приходи к нам в гости снова! Дети прощаются со Светофорчиком. |
Рефлексия | Вопросы для рефлексии:
В.: Все ребята — молодцы! |
Видео: сюжетно-ролевая игра по ПДД в первой младшей группе
Дидактическая игра «Наш помощник светофор»
Дидактическая игра: «Наш помощник светофор»
Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет). На первоначальном этапе дети играют в игры со взрослым, затем самостоятельно.
Цель:
Формировать у детей представления об элементарных правилах дорожного движения.
Образовательные задачи:
Познакомить детей со светофором и сформировать представление о его назначении и сигналах: красный свет – СТОЙ (запрещает движение), зеленый свет – ИДИ (разрешает движение), желтый свет – ЖДИ.
Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине).
Закреплять представления детей о цвете – определять круг нужного цвета (зрительное соотнесение: красный, желтый, зеленый).
Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: сигнал, дорога, пешеход, светофор, пешеходный переход; вверху, внизу, посередине или между.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук с помощью выполнения действий с предметами.
Развивать внимание и речь детей за счет умения слушать, понимать содержание и повторять отдельные слова и словесный текст.
Развивать умение правильно располагать круги на макете светофора.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки культуры поведения пешехода.
Вызывать эмоциональный отклик от процесса игры.
Правила и варианты игры.
Игра «Знакомство со светофором»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Взрослый предлагает детям познакомиться со светофором.
Светофор — для всех друг, он самый главный на дороге.
Светофор указывает, когда можно переходить дорогу, а когда оставаться на месте. Все пешеходы должны его слушаться.
Давайте рассмотрим светофор — у него есть три сигнала: вверху – красный, внизу – зеленый, а между ними или посередине – желтый.
Затем взрослый предлагает все повторить еще раз, вместе, проговаривая главные фразы.
Малоподвижная игра «Пешеходный переход»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Ведущий предлагает детям побыть пешеходами и попробовать перейти дорогу по пешеходному переходу.
-И в этом нам поможет светофор, слушайте внимательно и выполняйте:
«Прежде чем дорогу перейти, на меня ты посмотри. Если свет зажгу я красный, значит двигаться опасно (стой – дети стоят на месте), если свет горит зеленый, проходите – путь открыт (иди – дети имитируют ходьбу), ну а желтый горит свет – перехода больше нет, не спешите, подождите, загорится очень скоро светофора новый глаз (жди – дети стоят и проговаривая слова вместе с ведущим, хлопают в ладоши)».
Воспитатель сопровождает словесный текст показом на макете светофора нужных сигналов.
Игра повторяется несколько раз.
Игра «Помоги светофору найти свои огоньки»
В игре принимают участие от двух до четырех детей и взрослый-ведущий.
Светофор предлагает детям поиграть с ним:
«Со мной случилась беда и я растерял свои огоньки, помоги мне пожалуйста!» (детям предлагается починить светофор).
Дети поочереди «помогают» светофору.
В процессе игры взрослый задает детям вопросы:
-Какого цвета этот огонек?
— А где он располагается: вверху, внизу или посередине?
— Что обозначает этот огонек?
Если дети испытывают затруднения, взрослый привлекает к помощи другого ребенка.
В итоге светофор благодарит всех детей за помощь и предлагает дружить всегда и никогда не забывать о нем.
Игра «Светофор потерял свой огонек»
Играть могут 3 ребенка. Перед ребятами лежат светофоры. Два цвета у светофора есть, а вместо третьего — белый кружок. И ещё рядом лежат фишки красного, жёлтого и зелёного цветов. Задача ребёнка- подобрать нужную фишку и положить её на светофор там, где она должна быть. Выигрывает тот, кто справился с заданием быстрее остальных.
Игру можно несколько усложнить тем, что мы переворачиваем фишки. Дети по — очереди берут фишку, открывают её и говорят, подходит она под их светофор или нет. Если подходит, оставляют её себе, кладут на свой светофор.
Дидактическая игра: «Наш помощник светофор» PPTX / 808.42 Кб
Игры по ПДД во второй младшей группе ДОУ
Организация игровой деятельности младших дошкольников усложняется в силу возрастных изменений детей.
Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет
В возрасте 3–4 лет (вторая младшая группа ДОУ) дети играют как с игрушками, так и с предметами-заместителями, поскольку у ребят начинает развиваться воображение. Игры дошкольников просты, с одной-двумя ролями, сюжеты неразвернуты. Поскольку на четвёртом году жизни дети способны к усвоению несложных правил, игры с правилами уже должны быть интегрированы в воспитательный процесс. Активное использование дидактических игр обусловлено способностью ребёнка дифференцировать предметы по величине, устанавливать простые связи и отношения между предметами, ориентироваться в ограниченном пространстве группы детского сада, воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.
Младший дошкольник может запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов, к концу учебного года способен запоминать короткие тексты.
Детям 3–4 лет по-прежнему сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, поэтому педагог должен выступать организатором сюжетно-ролевых игр
В этом возрасте уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения, однако, играя, дети скорее находятся рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Нередки конфликты из-за игрушек. Воспитатель для ребёнка младшей группы — ключевая фигура, положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется его мнением.
Таблица: картотека игр по ПДД для второй младшей группы
Название | Вид игры | Ход игры |
«Трамвай» | Подвижная (высокой подвижности) | Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами. Свободными руками они держатся за ленту, концы которой связаны (один ребёнок держится правой рукой, другой — левой). Воспитатель держит в руках 3 цветных флажка — жёлтый, красный, зелёный. Когда он поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут — трамвай двигается. Добежав до воспитателя, ребята смотрят, не сменился ли цвет флажка:
|
«Цветные автомобили» | Подвижная (высокой подвижности) | Материалы:
Дети — автомобили, размещены вдоль стены. Каждому даётся руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами. Когда он поднимает сигнал определённого цвета, дети, у которых рули такого же цвета, выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, ребята останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. |
«Синички и автомобиль» | Подвижная (высокой подвижности) | Материал: руль или игрушечный автомобиль. Дети — синички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит:
Воспитатель берёт в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит:
|
«Сигналы светофора» | Подвижная (высокой подвижности) | Материалы:
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный — передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла. |
«Угадай знак» | Дидактическая игра с предметами | Материалы:
Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Ребята, правильно выбравшие знак, получают жетон. В конце игры подсчитывают, у кого сколько жетонов, и определяют победителей. |
«Слова» | Словесная дидактическая игра | Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекрёсток, голубой свет, одна нога, жёлтый свет, помощник пешехода. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекрёсток, надземный переход, светофор, школа. |
Изучение ПДД может происходить и во время свободной игровой деятельности дошкольников
Таблица: конспект подвижной игры с правилами «Светофор» во второй младшей группе
Автор | Акатьева Л. В. |
Интеграция образовательных областей |
|
Задачи |
|
Оборудование и материалы | Карточки трёх цветов: красного, жёлтого, зелёного. |
Правила | С помощью считалки выбирается водящий, рисуются 2 линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. Игроки встают за одну из линий. Водящий встаёт в центр между линиями и поворачивается спиной к игрокам. |
Мотивационный этап | Воспитатель загадывает загадку про светофор и предлагает поиграть в игру «Светофор». |
Основной этап | Выбор водящего с помощью считалки «Светофор»:
Водящий называет любой цвет светофора и поворачивается к игрокам. Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают водящему. Если у игрока этого цвета нет, он должен перебежать на другую сторону, задача водящего — поймать его. Тот, кого поймают, становится водящим. |
Заключительный этап | В.: Молодцы, ребята, помогли светофору найти его цвета! Рефлексия: Понравилась вам игра? Покажите ваше настроение. |
Результаты игры по ПДД можно закрепить изготовлением поделок или рисунков по теме
Видео: дидактическая игра «Светофор» во второй младшей группе
Видео: подвижная игра на усвоение ПДД с использованием обручей
Ребёнок 2–5 лет (а часто и старше) не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Однако современные стандарты безопасного поведения требуют необходимости формирования уже в раннем дошкольном возрасте представлений о том, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Игры по ПДД в детском саду призваны научить малышей ориентироваться в транспортной среде, понимать и исполнять сигналы светофора, следовать указаниям дорожных знаков.
Квест-игра “Найдем цвета для светофора”
КВЕСТ-ИГРА «НАЙДЕМ ЦВЕТА ДЛЯ СВЕТОФОРА»
для детей младшего возраста 3-4 лет
Цель: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи: учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора; развивать зрительную память, внимание; умение взаимодействовать с партнером по игре; воспитывать дружеские качества.
Этапы.
- Встреча со светофором.
- Лесные жители – похитители.
- Огоньки для светофора.
Рекламное сообщение
1.Встреча со светофором
На первом этапе игры дети встретились с плачущим светофором, у которого лесные обитатели (заяц, волк, медведь) похитили цвета. Затем, отправились в лес, чтобы отыскать огоньки, с помощью волшебного клубочка, который указывает дорогу.
2.Лесные жители – похитители
На лесных тропинках встретились с зайцем, волком и медведем. Выполнив задание зайца в игре «Собери грибы и шишки» ребята получили красный огонек. Отгадав загадки волка, дети в награду получили желтый огонек. Клубочек помог добраться до берлоги медведя. Медведь дает детям задание: поиграть в игру «У медведя во бору», и награждает детей за хорошее настроение зеленым огоньком
3.Огоньки для светофора
У себя в берлоге медведь предлагает детям наклеить огоньки на картон, которые им отдали лесные жители – похитители. В конечном итоге получился веселый Светофорчик, который благодарит детей и дарит в награду открытки.
Ход игры:
Воспитатель – Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Когда я утром пришла в детский сад и зашла в нашу группу, я увидела, что наш с вами светофор плачет. Я спросила, почему он плачет и Светофор мне ответил, что он помогал детям переходить дорогу, а потом решил поиграть, да так заигрался, что не заметил, как заяц волк и медведь взяли себе его цвета и убежали обратно в лес.
Ребята, мы поможем Светофору найти его цвета, чтоб дальше помогать деткам, переходить через дорогу?
Воспитатель – Ребята, а как мы можем помочь Светофору собрать его цвета? Давайте пойдём в лес,попросим зверей вернуть цвета.А дорогу нам покажет волшебный клубок. Куда он покатится, туда мы и пойдём.
Воспитатель бросает клубок в сторону зайца.
Воспитатель – Ребята смотрите здесь записка, это зайчик оставил, он пишет: «Я рассыпал все игрушки, а собрать не могу.Помогите мне собрать,грибочки в одну корзиночку, а шишки в другую, и найдете свой цвет».
Ребята мы поможем зайчику собрать, а он отдаст нам цвет.
На полу раскиданы грибы и шишки, дети собирают их по корзинам
Воспитатель – Ребята, смотрите, вот и красный цвет светофора, он будет очень рад.
Воспитатель -А сейчас посмотрим куда приведет клубочек на этот раз?
Воспитатель бросает клубок в сторону волка
Воспитатель – Серый волк не отдает нам цвет, волк предлагает ответить на его загадки. Ребята вы справитесь?
Три разноцветных круга Мигают друг за другом. Светятся, моргают – Людям помогают…(светофор)
Человек по мне шагает. Меня зеброй называет. (пешеходный переход)
Он по рельсам катит резво, Все колеса из железа. Эй, прохожий, не зевай – Это катится… (трамвай)
Все дороги обойду, На резиновом ходу, Я работы не боюсь, Я везу тяжелый груз. Еду, еду напрямик, И зовусь я» …(грузовик)
Воспитатель – Ребята волку понравилось, как вы отвечали, и он с радостью отдаст на второй цвет светофора желтый, светофор точно обрадуется.
Воспитатель – Веди нас клубочек дальше.
Воспитатель бросает клубок к домику мишки.
Воспитатель – Ребята мишка тоже, не хочет отдавать нам цвет, пока мы с ним не поиграем. Поиграем с мишкой ребята?
Подвижная игра:
У медведя во бору, Грибы ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит (2-3 раза)
Воспитатель – Ребята мишке очень понравилось, как вы играете, и он отдал нам еще один, третий цвет.
Воспитатель -Ребята, давайте посчитаем, сколько цветов у нас?
Считают вслух
Воспитатель – Теперь мы сможем собрать светофор. Ион снова начнет помогать деткам переходить через дорогу.
наклеивают на черный картон
Получился весёлый светофор,которого мы спасли, Светофор вам очень благодарен, за что дарит открытки.
Базарова Дарья Викторовна воспитатель МБДОУ ДС №68 «Ромашка» Старооскольского городского округа
Акции партнеров