Перспективное планирование тем и целей для наблюдений на прогулке в средней группе
Педагог может выбрать тему для наблюдения по теме «Наступила осень». Дети научатся выделять изменения в жизни растений и животных. При выполнении задания происходит формирование представлений об осенних месяцах.
Темы и цели для наблюдения на прогулке в средней группе
Для того, чтобы глубже закрепить знания, педагог задает ребятам вопросы следующего характера:
- Какое сейчас время года? (Лето, осень, зима, весна).
- Как вы догадались, что наступила осень?
- Кто может перечислить характерные особенности этого времени года?
- Что делает человек осенью?
- Почему в декабре холоднее чем в ноябре?
- Бывает ли ветер осенью?
- Какой месяц следует после февраля?
Детям интересно беседовать о животных, о погоде они очень внимательно слушают, когда педагог рассказывает об их приспособлении в холодное время года. Кроме этого, воспитатель обучает ребят трудовой деятельности, рассказывая, что когда выпадают листья, их нужно убирать. Наблюдения в средней группе картотека с целями по ФГОС — это исследовательский процесс, который воспитывает интерес окружающему миру, то есть природным явлениям.
Некоторые образовательные центры составляют для дошкольников календарь природы «Особенности природы по месяцам», составленный на основе федерального статистического наблюдения.
Цель по наблюдению за неживой природой
Карточки с целями по наблюдениям за неживой природой
На уроке воспитатель предлагает детям рассмотреть сухой песок. Основная цель занятия — это знакомство с таким компонентом неживой природы, как песок.
Наблюдение — берётся небольшая горстка сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассмотреть, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Затем, следуют вопросы следующего характера:
- Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).
- Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).
- Как можно назвать песок? (Сыпучий).
Цель по наблюдению за живой природой
Карточки с целями по наблюдениям за живой природой
Наблюдение за живой природой происходит за знакомством насекомых, например, с муравьями. Ход занятия — это рассмотрение муравейника. Педагог спрашивает дошкольников, из чего он состоит. Далее воспитатель объясняет детям, что веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают. Они появляются ранней весной (март, апрель).
Формирование пространственного мышления у дошкольников
Можно рассмотреть и другую тему, например, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитатель учит детей, что цветочки нуждаются в бережном уходе, за ними нужно регулярно смотреть, поливать, протирать листочки. Во время выполнения работы, педагог предлагает ребятам взять леечки и полить растения.
Как трудится взрослый человек
Карточки с целями по наблюдениями за трудом взрослых
Дети, которые посещают государственный образовательный центр должны ценить труд взрослого человека. Поэтому на уроке дошкольников приглашают понаблюдать за работой дворника. Основная задача занятия — это закрепить знания о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику.
Важно! Педагог воспитывает доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.
В процессе наблюдения для дошкольников в средней группе педагог загадывает загадку.
Скручена, связана,
На кол навязана
И по дому пляшет. (Метла.)
Труд в уголке природы
Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада
Научно-обоснованный подход требует составления перспективного планирования в дошкольной организации. Это динамичный процесс, подразумевающий корректировку, которая зависит от достигнутых результатов. Организованное наблюдение в младшей группе проходит под руководством педагога, деятельность которого направлена на развитие самостоятельности воспитанников. Дети должны отмечать происходящие в окружающей среде изменения, когда выходят на прогулку.
Дошкольники под руководством педагога наблюдают за жизнью цветов
Перспективное планирование делится на следующее:
- стратегическое, в основе которого лежит образовательная программа;
- тактическое, основанное на годовом плане работы учреждения.
Появление растительности
В дошкольных учреждениях используется тематическое планирование, которое составляется на 1–2 недели, и весь изучаемый материал подбирается в соответствии с темой недели. При составлении плана наблюдений учитываются возрастные особенности воспитанников. Перспективное планирование должно формировать единство целей, форм, методов образовательного процесса. Систематичность и последовательность плана обеспечивают усвоение материала воспитанниками.
Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений за природными объектами
Целенаправленное восприятие объектов и явлений живой и неживой природы именуется наблюдением. Педагоги используют приемы, активизирующие восприятие воспитанников, задают вопросы, предлагают рассмотреть, потрогать, сравнить.
Наблюдение позволяет показать природные объекты в естественной среде. Понимание взаимосвязей в окружающей среде формирует наблюдательность, умение подмечать особенности. Этот вид деятельности наполняет малыша эстетическими и эмоциональными впечатлениями. Прямое взаимодействие с природной средой обеспечивает накопление ярких, запоминающихся сведений о мире.
Исследовательская деятельность на лужайке
Наблюдение предполагает определение целого по отдельным признакам: как установить по цвету степень зрелости плодов, по упавшему листу от какого он растения. Педагог организует фронтальную или групповую деятельность.
Обратите внимание! Задачи, объекты определяются в соответствии с программой, планом работы. Педагог выбирает вид наблюдения: эпизодическое, длительное, итоговое.
Следует подумать о правильном размещении объекта, чтобы он был хорошо виден с разных точек. Необходимые предметы, салфетки, лупу, термометр готовят заранее. Реализация поставленных задач обеспечит умственное, речевое развитие дошкольников.
Временной план наблюдений во 2-ой младшей группе
Общая длительность нахождения воспитанников на свежем воздухе должна быть не менее 3–4 часов, включая утреннюю и вечернюю прогулки. Структура прогулки складывается из пяти компонентов:
- наблюдение;
- игры;
- индивидуальная работа;
- трудовая деятельность;
- самостоятельная деятельность.
В технологической карте прогулок наблюдение несет основную образовательную нагрузку. На каждый пункт приходится от 7 до 15 минут, порядок может варьироваться. В зимнее время длительность сокращается. При неблагоприятных погодных условиях прогулка заменяется наблюдением природных явлений через окно, двигательный режим реализуется в помещении.
На прогулке встретили сказочных персонажей
План наблюдения на прогулке в младшей группе в сентябре включает такие темы:
- «Бабочка» — 8-10 минут;
- «Цветы на клумбе» — 6-8 минут;
- «Воробьи» — 8-10 минут;
- «Домашние животные (кошка)» — 6-8 минут.
Внимание младших дошкольников привлекают яркие, подвижные объекты. Первые наблюдения проводят над животными, потом переходят к растениям. В качестве объекта может выступать работа дворника, сезонная одежда, погодные изменения. Чтобы привлечь внимание воспитанников, используют сюрпризные моменты. Часто помощниками выступают персонажи кукольного театра, которые неожиданно появляются и задают вопросы, активизируя познавательные процессы.
Важно! Наблюдение требует внимательности, поэтому соблюдение временных рамок обязательно.
В план можно включить экскурсию, имеющую узкую тематическую направленность, но для младших групп проводят ее в помещении или на игровой площадке. В этом случае для наблюдения выделяется больше времени.
Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДОУ познавательное развитие воспитанников осуществляется в форме игр, опытов, проектов, рассматривания. Особенностью младших дошкольников является то, что наблюдательность как качество личности у них еще развита недостаточно. Структура наблюдения состоит из следующих частей:
- начало — создание благоприятного настроя;
- основная часть — информация об объекте, явлении;
- завершение — подведение итогов.
Проект «Следопыт»
Организационные требования состоят в следующем:
- поставленные задачи имеют познавательный характер;
- отбирают небольшой объем знаний, чтобы накопление шло постепенно в течение неоднократных встреч с объектом;
- каждый раз дети получают порцию новых знаний;
- активизируют речевое развитие;
- используемые приемы должны возбуждать интерес к познанию.
НОД по рисованию на тему «Ваза с цветами» в подготовительных группах
Для младших групп рекомендуется распознающее наблюдение. Перед встречей с объектом, проводят подготовительную работу.
Педагог готовит детей к наблюдению за цветущими кустарниками
Если в качестве объекта выбрана бабочка, то сначала рассматривают картинки, рисуют насекомое, читают художественные произведения. Воспитанники должны получить общее представление о бабочке. В дальнейшем педагог использует разные приемы, чтобы выявить новые признаки объекта, особенности существования. Работа проводится планомерно и постепенно. Заканчивается обобщением знаний, подведением итогов. Результат: малыши научились распознавать объект, отличать его от других.
В младшей группе проводятся кратковременные наблюдения, так как малышам сложно долго удерживать внимание на одном предмете.
Наблюдение используется не только во время прогулок, но и при проведении НОД как части занятия. В конспекте отражаются используемые методы.
Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе
Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:
- длительные наблюдения за растениями,
- организацию труда по уходу за комнатными растениями;
- систему занятий.
Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение.
Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.
Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
Как проходит этап организации труда в природе:
- наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
- заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения
Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
- рассматриваются внешние особенности строения растений;
- происходит наблюдение за способами их функционирования;
- дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
- выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.
Изучение геометрических фигур на занятиях в группах ДОУ