Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Икон-Халк» Карачаево_ Черкесская Республика
Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год
Казакова Зухра Манафовна
учитель
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
— Воспитание гражданственности и любви к Родине;
— Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
— Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
— Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Данный курс составлен для учащихся 5-7 классов и рассчитан на 68 часов в год (два часа в неделю).
Основные цели курса:
1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
— Познакомить учащихся с основами краеведения;
— Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
— Научить составлять родословные своей семьи;
— Познакомить с историей родной школы;
— Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
— Научить ориентироваться в пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов местности;
— Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
— Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
— Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
— Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
— Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
— Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 1 | |
Раздел 1 «Музейное дело» | ||||
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | |
3 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | |
4-5 | Знакомство с экспонатами школьного музея | Школьный музей как источник изучения родного аула | 2 | |
6 | История образования школьного музея. | История образования школьного музея. Выпускники школы. | 1 | |
7 | Работа музея. | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) | 1 | |
8-9 | Работа экскурсовода | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) | 2 | |
10-12 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | Практическое занятие. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов. | 3 | |
13 | Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов. | Практическое занятие | 1 | |
14-17 | Работа по реставрации альбомов. | Практические занятия | 4 | |
Раздел 2 «Моя родословная» | ||||
18 | Наука генеалогия | Беседа о науке генеалогии | 1 | |
19 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. | 1 | |
20 | Фамилии нашего аула | Сбор материала о распространённых фамилиях. | 1 | |
21-24 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Работа по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках | 4 | |
25-28 | Словарь фамилий | Составление красочного словаря фамилий и их происхождение | 4 | |
Раздел 3 « Топонимика окрестностей аула» | ||||
29-30 | Названия окрестностей города (дороги, луга) | Сбор названий окрестностей аула (дороги, луга) | 2 | |
31 | Мой двор, моя улица. | Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе | 1 | |
32-33 | Улицы Икон-Халка | Сбор материала о названиях улиц аула | 2 | |
34-37 | Конкурс “картографов” | Составление карты аула с названиями дорог, мест | 4 | |
38-39 | Фотовыставка “Любимый аул” | Сбор фотографий с видами аула | 2 | |
Раздел 4 «Малая родина – мой аул» | ||||
40 | Записи историко-краеведческих наблюдений | Порядок ведения дневника исторических событий. | 1 | |
41-42 | Моя школа – мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | 2 | |
43-45 | Учителя нашей школы | Сбор материала об учителях школы | 3 | |
46-48 | Учителя-ветераны | Сбор материала об учителях-ветеранах | 3 | |
49-50 | Икон-Халк в годы войны | Беседа о военном времени | 2 | |
51 | Герой – это слово особое… | Обработка материала о Х.С-Г. Кумукове | 1 | |
52-54 | “Они отстояли победу” | Красочное оформление материала о ветеранах | 3 | |
55-56 | Чтобы помнили (о ветеранах войны) | Красочное оформление материала о ветеранах | 2 | |
57-58 | Сбор материала о женщинах, участницах войны | Оформление материала | 2 | |
59-60 | Встреча с детьми войны | Опросить жителей аула о периоде войны. | 2 | |
61-65 | По волнам памяти | Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 5 | |
66-67 | День открытых дверей школьного музея. | Обзорная экскурсия для гостей. | 2 | |
68 | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Рабочая программа кружка «Краеведение»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
учителей __________ _________/____________/ __________/_____________/
________/_________/ «___» ___________2017 г Приказ №______
Протокол №_______
от «___» __________2017 г от «___» ___________2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
_______________________________________________________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
Составитель (составители) программы:
Груздева Татьяна Григорьевна
Учитель 1 квалификационной категории
2017 год
Пояснительная записка.
Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой родной край» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов. В ее основе — развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Цель программы: Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Костромской области.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить ребят с культурными учреждениями района, области; историей возникновения и развития малой родины. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей Парфеньевского района и Костромского края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей)
и индивидуальные занятия
(анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих Костромской край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье — сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
В музее создается Совет, в состав которого входят учащиеся школы с 5 по 9 класс.
В совете музея выбираются:
председатель музея, экскурсоводы, информационный отдел, культурно-массовый отдел, организационный отдел.
В музее проводятся занятия, экскурсии, различные мероприятия, активом музея реализуются социальные проекты и образовательные программы, что позволяет решать одну из главных задач воспитательного процесса школы — воспитание патриотизма.
Музей работает по нескольким приоритетным направлениям: экспозиционно-оформительское, поисково-исследовательское, научно-методическое и экскурсионное направление.
1.экспозиционно-оформительское направление:
Цель: — оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;
— уход за экспонатами и их реставрация;
В музее имеются стенды для сменных экспозиций и тематических выставок, что позволяет проводить экскурсии, лекции и выставки. При проведении экскурсий и мероприятий активно используется ИКТ. Весь собранный материал составляет фонд музея
2.Поисково-исследовательское направление
реализовывается через следующие формы работы:
-Сбор материала о ветеранах ВО войны, тружениках тыла.
-История улиц нашего поселка, игры детства и т.д.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Ученики нашей школы активно занимаются различными историческими исследованиями. Особенно интересны такие темы как жизнь жителей нашего села в прошлом веке, особенно во время Великой Отечественной войны. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами. Это направление дало возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.
3.научно-методическое направление музея включает в себя:
— использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
Цель: Помощь учителю в подборе и проведении необходимого материала для тематических классных часов. Помощь в организации интегрированных уроков с элементами краеведения:
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Классные руководители за основу своего планирования работы с классом берут музейные проекты. Педагоги на своих уроках используют элементы музейной педагогики, такие, как урок в музее, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др. Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее может быть воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.
4.Экскурсионное направление заключается в:
— подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;
— проведение экскурсий в музее;
Цель: организация обзорных, тематических экскурсий, поиск информации и подготовка новых экскурсий, проведение беседы, устных журналов, презентаций.
Экскурсия – это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия – это выход, выступление, с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, в среде его обитания. Экскурсии стали органической частью школьного образовательно — воспитательного процесса. Наш музей способствует изучению историко-культурного наследия села, развитию чувства уважения к старшему поколению, вовлечению учащихся в социально значимую деятельность, оказывает благотворное влияние на жителей разных возрастов (школьников, молодёжь, родителей, ветеранов). Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников. Встреча с прошлым помогает им лучше понимать настоящее.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, в год 34 часа.
Содержание программы
Курс программы состоит из 13 разделов.
1 раздел — «Введение в краеведение»
Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В ребенка закладывается первоначальное представление о возникновении села Парфеньева, происхождении Парфеньевского района.
2 раздел — «Мой край на карте Родины»
В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромкого края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Костромской земле; с историей возникновения города Костромы.
3 раздел – «Я и моя семья»
Раздел нацелен познакомить учащихся с творчеством и жизнью Е. Честнякова, заострить внимание на значение патриотизма в его творчестве. Рассказать, что связывает род Пушкиных с нашим краем.
Создать представление о подвиге И. Сусанина, рассказать о роде Сусаниных. Познакомить детей с родоначальниками рода Лермонтовых и его историей в Костромском крае.
Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.
4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»
Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры Костромской области. (церкви, монастыри, соборы). На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.
5 раздел – «Моя улица»
В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц поселка, их историей, расположением домов. Историческими объектами поселка.
6 раздел – «Наша школа»
Дети знакомятся с историей своей школы.
7 раздел – «Моя малая Родина»
Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного поселка. Дается представление о возникновении поселка; просхождении Пафеньевского района. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края. Анализируется, как изменился поселок за время его становления. Можно предложить детям пофантазировать на тему «Наш поселок через 100 лет».
8 раздел – «Природа нашего края»
В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром Костромской области. Видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; животным миром рек, водоемов; сроками сбора лекарственных растений и правилами их заготовки; сроками и количеством промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
9 раздел – «Что дает наш край стране»
Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями Парфеньевского района, области.
10 раздел – «Наш край богат талантами»
Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея.
11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.
12 раздел – «Герб района»
Знакомство с гербами области и района, историей их создания, смысловым значением.
13 раздел – «Природа в опасности»
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Костромского края.
Примерный тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||||
теория | практика | Экскур сии | Массовые мероприятия | всего | ||
1. | Введение в краеведение | 1 | — | — | — | 1 |
2. | Мой край на карте Родины | 1 | 1 | — | — | 2 |
3 . | Я и моя семья | 1 | 2 | — | — | 3 |
4. | Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | 1 | — | — | 2 |
5. | Моя улица | — | 1 | 1 | — | 2 |
6. | Наша школа | — | 1 | 1 | — | 2 |
7. | Моя малая Родина | — | 1 | 1 | — | 2 |
8. | Природа нашего края | 3 | 3 | — | 1 | 6 |
9. | Что дает наш край стране | — | 1 | 1 | — | 2 |
10. | Наш край богат талантами | — | 1 | 1 | — | 2 |
11. | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
12. | Герб района | 1 | 1 | — | — | 2 |
13. | Природа в опасности. | 1 | 1 | 2 | ||
ИТОГО: | 11 | 15 | 6 | 2 | 34 |
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
— Основы экологической и краеведческой культуры.
— Некоторые особенности природы своего края.
— Историю своей семьи.
— Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
— Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города.
— Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
— Правила поведения в природе.
— Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
— Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
-Посещать музеи и другие культурные учреждения.
Список литературы
1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
7.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
8.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
8