Рабочая программа кружка Занимательное краеведение


Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Икон-Халк» Карачаево_ Черкесская Республика

Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год

Казакова Зухра Манафовна

учитель

Пояснительная записка.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

— Воспитание гражданственности и любви к Родине;

— Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

— Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

— Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.

По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Данный курс составлен для учащихся 5-7 классов и рассчитан на 68 часов в год (два часа в неделю).

Основные цели курса:

1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.

2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.

Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:

— Познакомить учащихся с основами краеведения;

— Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.

— Научить составлять родословные своей семьи;

— Познакомить с историей родной школы;

— Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);

— Научить ориентироваться в пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов местности;

— Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;

— Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;

— Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;

— Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;

— Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.

— Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.

№ п/п Тема Содержание занятия. Форма проведения Кол-во

часов

Дата занятия
1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? 1
Раздел 1 «Музейное дело»
2 Школьный музей. Фонды музея и их значение. Школьный музей. Фонды музея и их значение. 1
3 Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. 1
4-5 Знакомство с экспонатами школьного музея Школьный музей как источник изучения родного аула 2
6 История образования школьного музея. История образования школьного музея. Выпускники школы. 1
7 Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) 1
8-9 Работа экскурсовода Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) 2
10-12 Как вести занятия по экспозициям школьного музея Практическое занятие. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов. 3
13 Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов. Практическое занятие 1
14-17 Работа по реставрации альбомов. Практические занятия 4
Раздел 2 «Моя родословная»
18 Наука генеалогия Беседа о науке генеалогии 1
19 Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. 1
20 Фамилии нашего аула Сбор материала о распространённых фамилиях. 1
21-24 Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» Работа по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках 4
25-28 Словарь фамилий Составление красочного словаря фамилий и их происхождение 4
Раздел 3 « Топонимика окрестностей аула»
29-30 Названия окрестностей города (дороги, луга) Сбор названий окрестностей аула (дороги, луга) 2
31 Мой двор, моя улица. Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе 1
32-33 Улицы Икон-Халка Сбор материала о названиях улиц аула 2
34-37 Конкурс “картографов” Составление карты аула с названиями дорог, мест 4
38-39 Фотовыставка “Любимый аул” Сбор фотографий с видами аула 2
Раздел 4 «Малая родина – мой аул»
40 Записи историко-краеведческих наблюдений Порядок ведения дневника исторических событий. 1
41-42 Моя школа – мой дом. Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. 2
43-45 Учителя нашей школы Сбор материала об учителях школы 3
46-48 Учителя-ветераны Сбор материала об учителях-ветеранах 3
49-50 Икон-Халк в годы войны Беседа о военном времени 2
51 Герой – это слово особое… Обработка материала о Х.С-Г. Кумукове 1
52-54 “Они отстояли победу” Красочное оформление материала о ветеранах 3
55-56 Чтобы помнили (о ветеранах войны) Красочное оформление материала о ветеранах 2
57-58 Сбор материала о женщинах, участницах войны Оформление материала 2
59-60 Встреча с детьми войны Опросить жителей аула о периоде войны. 2
61-65 По волнам памяти Составление буклетов и презентаций по афганской войне 5
66-67 День открытых дверей школьного музея. Обзорная экскурсия для гостей. 2
68 Итоговое занятие 1

Список литературы

  1. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  2. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  10. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

Рабочая программа кружка «Краеведение»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

учителей __________ _________/____________/ __________/_____________/

________/_________/ «___» ___________2017 г Приказ №______

Протокол №_______

от «___» __________2017 г от «___» ___________2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

_______________________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

Составитель (составители) программы:

Груздева Татьяна Григорьевна

Учитель 1 квалификационной категории

2017 год

Пояснительная записка.

Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой родной край» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов. В ее основе — развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Цель программы: Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Костромской области.

Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить ребят с культурными учреждениями района, области; историей возникновения и развития малой родины. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей Парфеньевского района и Костромского края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей)

и индивидуальные занятия
(анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих Костромской край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье — сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

В музее создается Совет, в состав которого входят учащиеся школы с 5 по 9 класс.

В совете музея выбираются:

председатель музея, экскурсоводы, информационный отдел, культурно-массовый отдел, организационный отдел.

В музее проводятся занятия, экскурсии, различные мероприятия, активом музея реализуются социальные проекты и образовательные программы, что позволяет решать одну из главных задач воспитательного процесса школы — воспитание патриотизма.

Музей работает по нескольким приоритетным направлениям: экспозиционно-оформительское, поисково-исследовательское, научно-методическое и экскурсионное направление.

1.экспозиционно-оформительское направление:

Цель: — оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;

— уход за экспонатами и их реставрация;

В музее имеются стенды для сменных экспозиций и тематических выставок, что позволяет проводить экскурсии, лекции и выставки. При проведении экскурсий и мероприятий активно используется ИКТ. Весь собранный материал составляет фонд музея

2.Поисково-исследовательское направление
реализовывается через следующие формы работы:
-Сбор материала о ветеранах ВО войны, тружениках тыла.

-История улиц нашего поселка, игры детства и т.д.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Ученики нашей школы активно занимаются различными историческими исследованиями. Особенно интересны такие темы как жизнь жителей нашего села в прошлом веке, особенно во время Великой Отечественной войны. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами. Это направление дало возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.

3.научно-методическое направление музея включает в себя:

— использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;

Цель: Помощь учителю в подборе и проведении необходимого материала для тематических классных часов. Помощь в организации интегрированных уроков с элементами краеведения:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Классные руководители за основу своего планирования работы с классом берут музейные проекты. Педагоги на своих уроках используют элементы музейной педагогики, такие, как урок в музее, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др. Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее может быть воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.

4.Экскурсионное направление заключается в:

— подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;

— проведение экскурсий в музее;

Цель: организация обзорных, тематических экскурсий, поиск информации и подготовка новых экскурсий, проведение беседы, устных журналов, презентаций.

Экскурсия – это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия – это выход, выступление, с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, в среде его обитания. Экскурсии стали органической частью школьного образовательно — воспитательного процесса. Наш музей способствует изучению историко-культурного наследия села, развитию чувства уважения к старшему поколению, вовлечению учащихся в социально значимую деятельность, оказывает благотворное влияние на жителей разных возрастов (школьников, молодёжь, родителей, ветеранов). Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников. Встреча с прошлым помогает им лучше понимать настоящее.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, в год 34 часа.

Содержание программы

Курс программы состоит из 13 разделов.

1 раздел — «Введение в краеведение»

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В ребенка закладывается первоначальное представление о возникновении села Парфеньева, происхождении Парфеньевского района.

2 раздел — «Мой край на карте Родины»

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромкого края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Костромской земле; с историей возникновения города Костромы.

3 раздел – «Я и моя семья»

Раздел нацелен познакомить учащихся с творчеством и жизнью Е. Честнякова, заострить внимание на значение патриотизма в его творчестве. Рассказать, что связывает род Пушкиных с нашим краем.

Создать представление о подвиге И. Сусанина, рассказать о роде Сусаниных. Познакомить детей с родоначальниками рода Лермонтовых и его историей в Костромском крае.

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры Костромской области. (церкви, монастыри, соборы). На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

5 раздел – «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц поселка, их историей, расположением домов. Историческими объектами поселка.

6 раздел – «Наша школа»

Дети знакомятся с историей своей школы.

7 раздел – «Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного поселка. Дается представление о возникновении поселка; просхождении Пафеньевского района. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края. Анализируется, как изменился поселок за время его становления. Можно предложить детям пофантазировать на тему «Наш поселок через 100 лет».

8 раздел – «Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром Костромской области. Видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; животным миром рек, водоемов; сроками сбора лекарственных растений и правилами их заготовки; сроками и количеством промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

9 раздел – «Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями Парфеньевского района, области.

10 раздел – «Наш край богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея.

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

12 раздел – «Герб района»

Знакомство с гербами области и района, историей их создания, смысловым значением.

13 раздел – «Природа в опасности»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Костромского края.

Примерный тематический план.

п/п

Наименование раздела Количество часов
теория практика Экскур

сии

Массовые мероприятия всего
1. Введение в краеведение 1 1
2. Мой край на карте Родины 1 1 2
3 . Я и моя семья 1 2 3
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить 1 1 2
5. Моя улица 1 1 2
6. Наша школа 1 1 2
7. Моя малая Родина 1 1 2
8. Природа нашего края 3 3 1 6
9. Что дает наш край стране 1 1 2
10. Наш край богат талантами 1 1 2
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны 2 1 1 1 5
12. Герб района 1 1 2
13. Природа в опасности. 1 1 2
ИТОГО: 11 15 6 2 34

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

— Основы экологической и краеведческой культуры.

— Некоторые особенности природы своего края.

— Историю своей семьи.

— Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.

— Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города.

— Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

— Правила поведения в природе.

— Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

— Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

-Посещать музеи и другие культурные учреждения.

Список литературы

1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

7.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

8.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: