Внеклассное мероприятие «Я-абитуриент» 9-11 классы


Скачать материал

так то ЕНТ / Воспитательная работа / Биология

Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс в рамках декады . Игра «Мир анатомии»

04.01.2015 7993 1074 Шипилова Ольга Викторовна

Цель

: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету «биология»

Задачи

Обучающие: учащиеся —

умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

— используют свои знания в конкретной практической ситуации;

— расширяют кругозор;

Развивающие: учащиеся

анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

— делают выводы о значении анатомических знаний;

— развивают самостоятельность, внимание, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

Воспитательные:
учащиеся

повышают биологическую культуру;

— проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно — гигиенических норм и здоровому образу жизни;

— учатся отстаивать своё мнение;

— умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;

— желают и умеют работать в группах;

Оборудование и материалы

: презентация, скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.

Ход мероприятия

Две команды.

За каждый правильный ответ команды по одному баллу.

1. Разминка «Вопрос — ответ»

1.

Органы — место расположения ЦНС (
череп, позвоночник
).

2.

Красный косный мозг — место образования….(эритроцитов)

3.

Позвоночник имеет……изгибов (4).

4.

Центр пищеварения в головном мозге
(продолговатый мозг
)

5.

В каких кровеносных сосудах давление максимальное (артериях).

6.

Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

7.

Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

8.

Основной орган дыхания (легкие).

9.

Следующий отдел трахеи (бронхи)

10.

Легкое, состоящее из 2 долей (левое).

11.

Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии).

12.

Аппендикс — отросток (слепой кишки)

13.

Самый молодой зуб у человека (мудрости).

14.

Название витамина С (аскорбиновая кислота).

15.

Верхний слой кожи (эпидермис).

16.

Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

17.

Человек, дающий кровь (донор)

18.

Центр координации движения (мозжечок).

19.

Основная функция альвеол (газообмен).

20.

Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).

21.

Рецепторы цветного изображения (колбочки).

22.

Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).

23.

Функция тромбоцитов (свертываемость крови).

24.

Ритмичное колебание стенок артерий (пульс)

25.

Сколько оболочек у сердца (3)

26.

Человек, принимающий кровь (реципиент)

27.

Ученый, открывший фагоцитоз ( И.И. Мечников)

28.

Универсальный реципиент (человек с 4 гр крови)

29.

Ученый, изучавший действие желудочного сока (Павлов)

30.

Универсальный донор (человек с 1 гр крови)

2.«Знаем ли мы свой организм».

С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану

:

1. К какой системе относится.

2. Место расположения в организме человека.

3. Строение.

4. Функции.

3. «Угадай
орган »
Учащимся зачитывается характеристика, и они должны определить, о каком органе идет речь. Если не определяют орган, то дается подсказку, но при этом баллы 5 баллов снимают

1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)

б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)

в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)

(Желудок)

2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)

б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)

в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)

(Трахея)

3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)

б) Основные функции этого органа:

1. активация действия всех пищеварительных ферментов;

2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;

3. выполняет барьерную функцию. (10б)

в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)

(Желчный пузырь)

4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)

б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)

в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)

(Продолговатый мозг)

5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)

б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)

в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)

(Эритроцит)

6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)

б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)

в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины)

4.«Развитие памяти».

На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».

Вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.

P.

S. Пока они работают идет игра со зрителями

«А знаете ли вы…»

1.Учитель.

А знаете ли вы, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.

Вопрос

.
Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?
Ответ

.
а) через кожу удаляются продукты распада;
б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.

2. Учитель

. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.

Вопро

с.
Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
Ответ.

В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.

3. Учитель

. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.

Вопрос

.
Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ночью
Ответ

.
Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.
4
Учитель
.
А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.
Вопрос

.
Почему?
Ответ.

Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.

1. Учитель

. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.

Вопрос

.
О чем идет речь?
Ответ.

Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости

6.
Учитель
. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.

Вопрос

. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?

Ответ.

Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.

5. «Заморочки из бочки».

1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно — сосудистой системы. Врачи советуют, каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? (Яблоки)

2. Это овощ – клад всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. В этом продукте очень много целебных веществ – фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и положить к пятка м на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства этого овоща не пропадают даже при термической обработке. ( Лук)

3. Это овощ тоже силён в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивает вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок)

4. Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А.Очень полезен этот продукт для зрения также он препятствует развитию рака особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. (Морковь).

5. В очищенном виде этот продукт похож на человеческий мозг, поэтому считается что он (ума силы и памяти прибавляет). Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ (Грецкий орех).

6. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить

мясо. Для Японцев это основной продукт питания , который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в нем много фосфора, который отвечает за почки и кости. (Рыба).

7. Этот напиток животного происхождения просто необходим с первого дня рождения. В нем содержится, белок, жир, кальций ,который укрепляет кости. (Молоко).

8. Этот тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стресс восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, В, С. Но тем кто переживает за свою талию, увлекаться не стоит. В нем много калори. (Банан).

6. «Объясни процесс»

1.Воспаление, вызванное занозой

2. Образование тромба

7. «Найди связь».

Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.

1.

Витамины — кожа — рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).

2.

Морковь – глаз — куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).

3.

Инсулин- гликоген- сахарный диабет
.
(Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).

4.

Зубы- губы- язык
……(звук).
5.

Голос- звук…..(
голосовые связки
).

6.
(Лейкоциты)
……лимфатические узлы- фагоцитоз.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: