Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе.


О домашних заданиях школьникам

Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю. Учебная нагрузка российских школьников — это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями. А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час., при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов — 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день: • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры); • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры); • для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно; • для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно. Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день — четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра. Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на: — выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования); — зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; — посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха. Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят. К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать? 1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования. Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа. Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ. В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям. Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года. В обновленных стандартах впервые прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д. 2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне 16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике — наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки. По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников. 3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам. В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители. Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы. Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно». Каким должно быть домашнее задание Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам. Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию. Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых. Нужны ли домашние задания? В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?» Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером». Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий. Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему. Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

При подготовке использованы материалы источников: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ СанПиН 2.4.2.2821-10 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» А также: https://rg.ru/2018/09/24/uchebnikov-dlia-shkoly-stanet-na-tret-menshe.html https://www.garant.ru/hotlaw/federal/644884/#ixzz3jE86rDRn https://минобрнауки.рф/new_feedback/questions?page=2&theme=22 https://www.newsru.com https://www.rg.ru https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchebnaya-nagruzka-shkolnikov/ https://mybig.ru/obshhestvo/otmena-domashnih-zadanij-v-rossii-pravda-ili-net-svezhij-material-na-20-09-2018-g/

Оригинальные способы проверки домашнего задания

  • Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

  • Вопрос автору (в форме интервью)

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

  • Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

  • Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

  • Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

  • Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС. (выступление на педагогическом совете)

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация.

Предупреждение перегрузки обучающихся.

(

выступление на педагогическом совете
)
Подготовила:

Учитель истории и обществознания

Сайчук А.Н.

2019 г.

Цель:

Выявить роль домашнего задания в современном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать традиционные и современные (ФГОС) способы домашнего задания. 2. Конкретизировать объем, время выполнения домашнего задания и способы его проверки.

«Нам учитель задает с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет». А ведь недалека от истины эта шутливая песенка, когда утверждает приоритет домашних заданий.

Хорошо, что это стало нас тревожить. Об этом мы сейчас говорим, пишем. Наконец наша педагогическая общественность начинает глубоко осознавать тот колоссальный вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объема школьник чисто физически сделать не может. Он просто не в состоянии успеть за вечер подготовить все то, что ему задали его учителя. Но дело здесь не только в объеме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, это еще полбеды, но и ужасно нудно. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно?

Оценку здесь я не имею в виду. Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования мы, учителя, превращаем домашние задания в прямую их противоположность. Думаю, что не случайно иные педагоги ратуют за то, чтобы домашние задания вообще отменить. Сторонники такого решения проблемы утверждают, что домашние задания даются потому, что учитель не справляется со своими обязанностями на уроке и, стремясь компенсировать это, задает большое домашнее задание еще в «воспитательных» целях. Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объемом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного-двух – пять-шесть упражнений.

А часть учителей считает, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. А кому не известна какая-то даже трогательная уверенность большинства учителей в том, что именно их предмет самый важный? Вот и получается, что, ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

Представим себе ситуацию, соответствующую обычному учебному дню в 7-м классе. В процессе домашней подготовки школьнику нужно прочитать 10-15 страниц по литературе, 5-6 страниц по физике, 5-10 страниц по истории и 1-1,5 страницы по математике. В среднем – 35-40 страниц научного текста. Если темп осмысленного чтения ребенка 60-70 слов в минуту (что бывает довольно часто), то для того, чтобы просто один раз прочитать все заданное, понадобится 2-3 часа. И это только прочитать! Очевидно, что такие перегрузки неизбежно приведут к тому, что ребенок просто не будет читать и осмысливать материал. В лучшем случае он его просканирует, чтобы иметь определенный уровень информированности

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним. Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами — выполнить домашнее задание. Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения. В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:

— Задание должно быть понятно каждому ученику. — Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения. — Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся. — Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:

Домашнее задание обязательно дифференцированное.
— Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое. Из личного опыта учителям известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят — пяти, шестиклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя. — Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к А.С. Пушкину в Михайловское»). Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка. — Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. (Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стилизацию в духе И.А. Крылова, нарисовать титульный лист своей будущей книги). — К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов. Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.

Так зачем же в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание?

Ответ на этот вопрос следует искать в определении места домашней работы в системе образования ребёнка и целей такой работы. Выбор содержания, характера и формы деятельности, видов задания, временного интервала, степени самостоятельности домашней работы ученика зависит, прежде всего, от поставленных целей и задач.

Педагоги, придерживающиеся традиционных взглядов на процесс обучения, считают, что «домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием образовательной деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…». Сторонники этой позиции утверждают, что домашние задания нужны по двум причинам:

— во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал,

— во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.

При таком подходе становится очевидной цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.

Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал и традиционные цели заданий. Чаще всего они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков. Основные из них:

Цели д/з Содержание д/з
Овладение системой знаний по предмету отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала, подбор материала по теме, чтение и заучивание и пр.)
Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач выполнение упражнений, заданий, решение задач, примеров, выполнение практических и лабораторных работ, подготовка сообщений, рефератов и пр
Контроль знаний подготовка ответов на вопросы, подготовка вопросов по теме, составление и выполнение тестов, выполнение контрольных домашних работ и пр.)

Сторонники новых взглядов на «уроки после уроков» высказывают сомнения по поводу целесообразности таких домашних занятий. Призывая наладить в школах «гуманный педагогический процесс», они утверждают, что ребёнок от рождения устремлён к познанию и не ждёт, пока кто-то его к этому принудит. Заставлять ребёнка учиться не надо, он сам хочет учиться и познавать.

Принуждая ученика делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла», антигуманно

. Учитель обязан, сделав ребёнка добровольным и заинтересованным своим соратником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его процесс и результаты, предоставить самому ребёнку право выбора занятия, которым он займётся дома.

Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. . Их домашняя работа отличается от работы других детей личной значимостью, а потому ценностью. Например, ученики школы Амонашвили дома решают и составляют задачи, учат стихи и пишут сочинения, выпускают газеты и делают книжки, пишут учебники – выполняют нестандартные домашние задания. Это понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных).

Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Есть и другие признаки: — самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); — необычные условия работы; — активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде
проблемных ситуаций
(затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания),
ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований
(по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»). В связи с внедрением ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.

Цели д/з Содержание д/з Примеры
Овладение способами учебной деятельности обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля. Карточки для слабых учащихся: — с пропусками, которые нужно заполнить — с ошибками, которые нужно исправить — с неоконченными решениями;
Формирование информационной культуры внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм. представьте себе, что содержание заданного параграфа – военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала. Можно иногда разрешать отвечать по такой схеме-шпаргалке.
Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web -сайты и т.д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; задания на основе материалов масс-медиа; разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты); создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т.д.). Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы
. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока. Учёные формулируют основные правила задавания на дом следующим образом: — для задавания на дом необходимо отводить специальное время; — давать задания следует при полном внимании всего класса; — домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; — учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. — оно должно быть хорошо объяснено.

Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.

Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания

1. Задание выписывается на доску, в ЭЖ, бумажный дневник.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3. Прочитывается вслух текст упражнения, задачи … (учителем или детьми).

4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)

У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы выполнения д/з.

В учебниках имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.

В настоящий момент актуален вопрос дифференциации

в учебном процессе. Так и
домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность
. Оно может быть:

Единое

для всех учащихся.

Групповое.

Такая форма работы не только формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества. —
Парное.
Составление домашней работы для соседа по парте. — Творческим:

-найти сведения о писателе,

-составить отзыв о понравившемся произведении,

-составить кроссворд по теме,

-выполнить рисунок, закладку, марку,

— составить к произведению умные вопросы ….

Три уровня домашних заданий.

— Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. — Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня. — Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят. А составление отзыва – обязательно для всех. Но это задание учитель учит выполнять на уроке. Составляется подробный структурный план для написания отзыва . Учащиеся записывают его в тетради – справочники. Это способствует формированию навыков проектной деятельности, а также личностных навыков и умений. Необходимо отметить, что такие задания способствуют сплачиванию семьи, т.к. родители часто становятся активными помощниками своим детям . Дома дети составляют свои отзывы и оформляют свою работу.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.

Контроль над общим числом домашних заданий, задаваемых ежедневно (их сумма), осуществляет заместитель директора по УВР. Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Категорически запрещается задавать на дом материал, который не был усвоен и выполнен на уроке, а также бессмысленное ведение черновиков и переписывание классных и домашних работ. Для обеспечения полноценного отдыха обучающихся в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник. Также нельзя задавать домашние задания на каникулы, так как это нарушает право детей на отдых. Учитель может рекомендовать детям, например, повторять таблицу умножения или большие объемы художественных текстов и др.
Требования к объему и времени выполнения домашнего задания не претерпели значительных изменений.
Так, согласно нормам СанПин объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): В первом классе не задаются домашние задания. во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 – 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5ч. Начинать самоподготовку ученик должен с предметов средней трудности после 15 часов, именно в это время, по мнению ученых, наблюдается подъем работоспособности. Занимаясь, ребенок устраивает небольшие (до 5 минут) произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы или делает физминутки (2 – 3 минуты). Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, чтобы не перегружать чрезмерным заданием детей. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

Основная причина перегрузки – несогласованность с заданиями по другим предметам. Каждый учитель старается задать объемный материал, особенно это происходит по предметам, где дети сдают ОГЭ. Для выявления затрат времени учащимися на подготовку домашнего задания был проведен опрос в общеобразовательных школах, который показал, что только начальные классы (57%) подходят ответственно к выполнению домашней работы, но при этом большинству (43%) из них помогают родители. Средние классы тратят на домашнее задание от часа до полутора часов в отличие от рекомендуемых двух – двух с половиной (67%). Старшеклассники отводят самостоятельной домашней работе от часа до двух с половиной, вместо нормативных до трех с половиной (84%). Наиболее трудоемкой из изучаемых дисциплин для учащихся является математика, это констатировали 72% обучающихся. Таким образом, проведенное исследование выявило, что сохраняются диспропорции между нормативным и фактическим временем подготовки домашнего задания, а также слабое участие родителей в осуществлении контроля. Способы проверки домашнего задания традиционны.

Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли. Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос с вызовом к доске, срезовая работа, тестирование. Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные опросы. Выборочная проверка — учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек, заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы оцениваются. Самопроверку и взаимопроверку, работу в парах часто можно применять на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу, кластеры и синквейны. Специалисты не рекомендуют применять одни и те же способы проверки самоподготовки, а лучше варьировать их.
Часто у педагогов и родителей возникает вопрос о необходимости использования решебников при выполнении домашнего задания.
Решебник существует как данность. Учащиеся им пользуются, учителя снижают оценки за ответы, аргументированно доказывают наличие ошибок в такой литературе, но дети продолжают прибегать к помощи быстрого выполнения домашней работы. Выход видится в одном: применять нестандартные формы домашнего задания.

Итак, работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников.

Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.

Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте. Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе.

Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход

, который предполагает:

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности через развитие УУД.

Из всего выше сказанного педагоги должны чётко усвоить следующие правила:

1. Домашнее задание не может быть одно для всех, у учеников должно быть право выбора.

2. Домашние задания в сентябре и мае должны иметь существенную разницу.

3. Задания по разным предметам должны согласовываться между учителями предметниками.

4. Домашние задания должны носить творческий характер

, вести детей к поиску: составить план, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.

5. В школе должен быть разработан механизм разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

6. Домашнее задание должно быть посильным и выполнимым!

Таким образом, концепция формирования системы домашних заданий в современном образовательном процессе выступает как личный образовательный ресурс школьника, использование которого должно отражать потребности и возможности школы, ученика и его семьи.

Проект решения педагогического совета:

  1. Всем учителям-предметникам исключить из практики одинаковые для всех учающихся д/з, использовать дифференцированные д/з разные по степени сложности и оцениванию.
  2. Рекомендовать учителям в начале и конце учебного года использовать облегчённые домашние задания и меньшего объёма.
  3. Задания по разным предметам согласовывать между учителями предметниками.
  4. Чаще использовать домашние задания творческого характера, ведущие детей к поиску: составить план, рассказ, описание, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.
  5. Соблюдать нормы СанПин, предъявляемые к объёму домашних заданий.

7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: