Конспект урока окружающего мира в 4 классе. Вредные привычки
Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Поговорим о вредных привычках
Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области. Описание материала: Данный материал предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века». Урок проводился с обучающимися 4 класса 20 ноября 2014 года, в Международный день отказа от курения. Цель: формирование знаний и представлений детей о вредных привычках. Задачи: Предметные: — формировать представление о пагубном воздействии курения, алкоголя, употребления наркотиков на организм человека; — развивать умение работать с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой; -совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий. Личностные: — формировать ценностное отношение к своему здоровью, потребность вести здоровый образ жизни. Метапредметные: — формировать познавательные интересы обучающихся; — формировать необходимость приобретения новых знаний и практических умений; — продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать достигнутые результаты; — формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; — способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения окружающего мира; — продолжить формировать умение работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности; — развивать устную речь. Оборудование: отрывки из мультфильма «Трубка и медведь», компьютер, экран, проектор, выставка книг, рисунки красного и зеленого шариков, карточки с записями о том, что полезно и что вредно для организма человека, карточки с таблицами для заполнения.
Ход урока:
I. Организационный момент. — Ребята, сегодня я к Вам пришла с хорошим настроением. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте встретим их теплом и поблагодарим их улыбкой за то, что они к нам пришли. Надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную для каждого человека тему. А о чём пойдёт речь, вы узнаете немного позже. В наше время, время технического прогресса, экологических катастроф как вы думаете, что для нас дороже всего? (Ответы детей). — Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты, не сможет отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможет полностью реализоваться в современном мире. II. Фиксация проблемы, формулировка темы, цели урока. — Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Как медведь трубку курил» и ответим на вопрос: Почему медведь веселый, радостный, бодрый? (включить с 1 минуты 05 секунд по 2 минуты 25 секунд) — Итак, почему же медведь веселый, радостный, бодрый? (он здоров, ведет здоровый образ жизни: по утрам делает зарядку, дышит чистым воздухом, закаляется). — Посмотрите еще один отрывок из этого же мультфильма и подумайте: А что изменилось? Каким стал медведь? (включить с 4 минут 28 секунд по 5 минут 19 секунд) — Что же произошло с медведем? (стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь) — Почему? (Потому что он курил) — Так вот почему он стал таким. Всему виной вредная привычка! Ребята, мы уже с вами говорили о правилах здорового образа жизни. А как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (о вредных привычках). А какие вредные привычки вы знаете? (алкоголь, употребление спиртного, употребление наркотиков). Дети могут назвать и другие вредные привычки. Итак, тема нашего урока: «Поговорим о вредных привычках» — Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Узнать, как вредные привычки влияют на здоровье человека). — А работать сегодня я вам предлагаю вот по такому плану. 1. Настрой на урок. 2. Вредные привычки: 2.1. Табакокурение. 2.2. Алкоголизм и наркомания. 3. Подведение итогов.
Настрой на урок мы уже с вами получили. Узнали, о чем будем говорить сегодня на уроке. Далее поговорим о вредных привычках, выясним, как курение, употребление алкоголя и наркотиков влияет на организм человека. И, конечно же, мы подведем итоги нашего урока, выясним, узнали вы что-то новое или нет. Лично для вас это имеет значение или нет?
III. Открытие новых знаний. 1) Вступительное слово учителя
Открытия и нововведения не всегда приносят пользу. Вот и «подарок» американского континента – табак, прочно завоевавший весь мир, далеко не безобидное увлечение. Многие годы табаку и его курению приписывали чудодейственные и даже лекарственные свойства. Лишь после 1950 г. стали известны результаты исследований, показывающие, насколько может быть вредным и опасным курение табака. — Ребята, а вы знаете, что именно сегодня, 20 ноября, Международный день отказа от курения. Нам (имя ученицы) подготовила небольшое сообщение об этом дне.
2) Сообщение:
На Земле целых два международных дня, посвященных борьбе с курением – Всемирный день без табака (31 мая) и Международный день отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. В этом году он отмечается сегодня, 20 ноября. Международный день отказа от курения учрежден в 1977 году, по решению Американского онкологического общества при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В мае 2003 года Всемирной организацией здравоохранения был принят международный договор по борьбе против табака, к которому присоединились более 90 стран, в том числе и Россия. Цель проведения Международного дня отказа от курения – привлечение внимания общественности к негативным последствиям курения табака. — Ребята, с какой же целью утвержден Международный день отказа от курения? (Цель Международного дня отказа от курения — способствовать снижению распространенности табачной зависимости, профилактика табакокурения и информирование общества о пагубном воздействии табака на здоровье).
3) Работа по теме
2 ученика читают текст учебника «Курение опасно для здоровья» на стр. 72, 73 2 ученика читают текст о вреде курения на листочках (взят из интернета):
Курение табака весьма распространено среди населения всех стран. В Европе примерно 215 млн. человек являются курильщиками, из которых 130 млн. мужчины. Курение является одной из самых частых причин смерти, так как в сигаретном дыме содержится около 800 вредных веществ. Курение четко связано с развитием рака легких, многих хронических заболеваний легких, пищеварительной системы, сердца, способствует поражениям сосудов, верхних и нижних конечностей, вызывает внезапную смерть, значительно сокращает продолжительность и качество жизни курильщика и его близких. Длительное курение приводит не только к тому, что человек часто болеет, но у него снижаются работоспособность, внимание и физическая выносливость, ухудшается память, внимание, слух, растет утомляемость, увеличивается число совершаемых ошибок. Именно поэтому курящие люди часто не способны достичь высоких результатов в жизни. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит; причем они часто становятся еще и малопривлекательными: меняется цвет их зубов, кожа становится серой и желтой, взгляд тусклым.
Вопросы: 1. Сколько вредных веществ содержится в сигаретном дыме? (около 800) 2. Какое самое вредное из них? (никотин) 3. Что происходит под воздействием никотина? (ослабляется работа сердца, повышается кровяное давление) 4. Какие изменения происходят с легкими курящего человека? (загрязняются) Когда сигаретный дым проходит через рот и дыхательные пути, он оседает в легких в виде смолы. Далее смола раздражает дыхательные пути, в результате чего микробы и грязь остаются в легких. 5. Какой вред приносит организму человека курение? (Появляются болезни легких, сердца, желудка, печени, особенно страшный из них – рак. Ухудшается память, внимание, снижается сопротивляемость болезням, желтизна зубов). — А знаете ли вы, что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыхаем часть табачного дыма. Становимся пассивными курильщиками, тоже отравляем свой организм).
Учитель: Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом, находясь рядом с курящими. Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, смолами, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами. Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты. — Что можно сделать, если рядом курят? (попросить не курить или выйти из помещения самому) — Какой же вывод о курении можем сделать? (вредно для здоровья) 4) Физминутка.
Потрудились – отдохнем! Встанем, глубоко вдохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встали, Руки вниз и вверх подняли. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Молодцы! — Переходим к следующему этапу. О чем узнаем? (о влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека)
5) Работа в парах.
1 пара — Прочитать в учебнике текст на стр.73, 74 «Осторожно — спиртное» 2 пара — Прочитать в учебнике текст на стр.74, 75 «Забава, которая приводит к смерти»
Заполните таблицу:
— Ребята, вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы 1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника. 2. Говори тихо, не мешай другим. 3. Нужно уметь договариваться друг с другом, кто будет заполнять карточку, кто помогать, и кто потом выступит c сообщением. Проверка (примерный вариант заполнения таблицы):
— Какое же влияние на организм человека оказывает алкоголь, наркотики? (Губительное) Физминутка для глаз
Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами) Слева – сосны, справа – дуб. (Выполняют движения глазами влево — вправо) Дятел сверху – тук, тук, тук. (Выполняют движения глазами вверх — вниз) Глазки ты закрой, открой, И скорей бегом домой!
IV. Применение новых знаний в творческих работах. 1. Игра «Воздушные шарики». Продолжаем работу. Поиграем в игру «Воздушные шарики». (на доске -2 нарисованных шарика, красный и зеленый)
Правила игры: Представь себе, что в красном воздушном шарике собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а в зеленом — всё вредное, что мешает человеку, расти здоровым, приводит к болезням. У меня на столе лежат карточки с записями о том, что полезно и что вредно для человека. Вы сейчас подойдете ко мне. 1 пара должна «заполнить» красный шар, вторая – зеленый (заранее на каждую карточку приклеить скотч). Полезно:
двигательная активность, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня.
Вредно:
курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, малоподвижный образ жизни, переедание, несоблюдение режима дня. 2. Работа с филвордом.
— Найдите слова, связанные с темой нашего урока.
Слова:
алкоголизм, табакокурение, наркомания — Из оставшихся букв составьте новое слово. (Зло)
— А действительно ли алкоголизм, наркомания, табакокурение – зло? Почему?
V. Рефлексия. Итог урока. — Ребята, а какова была цель нашего сегодняшнего урока? — Мы ее достигли? — У вас на партах лежат карточки разного цвета. Если вам было интересно сегодня на уроке, вы все поняли и можете рассказать об этом другим, поднимите зеленую карточку. Если вам было интересно, но вы не все поняли, поднимите оранжевую карточку. И если вам было неинтересно на уроке, вы плохо усвоили материал, поднимите голубую карточку. — Что нового вы узнали для себя, работая на уроке? — Что бы вы посоветовали другим ребятам? — Какой же вывод вы сделали из сегодняшнего занятия? (Нельзя курить, употреблять спиртное, употреблять наркотики. Это вредно и опасно для здоровья). Перед каждым из вас на листочках лежит ваша лестница успеха. Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлика на той ступеньке, на которую каждый из вас сегодня поднялся.
Самооценка Оценки за урок VI. Домашнее задание 1) Стр. 25 тетради №72, №73 2) Принесите картинки, статьи из газет, журналов, о вредных привычках. Использованная литература: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Окружающий мир. Учебник для 4-го класса, часть 1 – Москва, Вентана — Граф, 2013. Ресурсы сети интернет.
Рекомендуем посмотреть:
Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Похожие статьи:
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 — 4 класс
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России