«Организация самоуправления в начальной школе (из опыта работы)»


Самоуправление в начальной школе

Воспитательное значение ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления – одно из важнейших направлений совершенствования учебно — воспитательного процесса в современной школе.

Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской. Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. Когда школьник выступает с критикой своего одноклассника, смело и открыто указывая ему недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение правильно оценить тот или иной поступок. Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека. Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности. Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления. Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе. Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку. У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам. Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При правильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, индивидуализм.Непосредственные причины тому могут быть различные: неправильное осуществление выборности, когда одни и те же обязанности выполняются в течение ряда лет одними и теми же детьми, отсутствие отчётности перед другими детьми о своей работе. Но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства. Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Общая организация самоуправления в школьном коллективе

Как первичные коллективы являются основой общешкольного воспитательного коллектива, так и самоуправление класса, группы служит основой самоуправления школы. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учениками. Обычно на одном из первых классных собраний, в начале учебного года избирается актив. Это могут быть отдельные учащиеся, за каждым из которых закрепляются определённые обязанности, например: аким, заместитель акима, заместитель по социальным вопросам, заместитель по культуре, заместители по науке (предметы), цветовод, физорг, санитары, ответственные за сохранность мебели и учебников, заместители по юстиции и праву, информаторы и др. В других случаях при более высоком уровне развития самоуправления, избираются группы учащихся по отдельным участкам работы: сектор общественно — политической работы, куда входят политинформаторы, редакторы, корреспонденты стенгазеты; учебный сектор, который объединяет лаборантов, помощников учителей; сектор культмассовой работы и др. Каждый из секторов возглавляет ответственный за его работу. Такая групповая организация актива имеет ряд преимуществ: она позволяет конкуретизировать организаторские функции отдельных учащихся, способствует втягиванию в самоуправление основной массы учащихся и предупреждает перегрузку отдельных членов актива общественной работой. Безусловно, вся эта работа не только строится в зависимости от опыта и традиций школьного коллектива, но и имеет свою специфику в разных классах; и самоуправление в начальных классах будет отличаться от организаторской деятельности ученического актива в старших классах.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность». Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива. С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию — включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива. Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость. Среди форм классного самоуправления особо важную роль играют общие собрания и дежурство учащихся по классу. Общие собрания приучают ребят коллективно решать вопросы своей жизни. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, развёртывается сила общественного мнения, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Общешкольные собрания организационно значительно сложней, а в некоторых больших школах они вообще не могут функционировать в прямом виде. Вместе с тем иногда классные собрания проводятся плохо, формально, и используются лишь для информации учащихся о тех или иных событиях жизни школы, класса, страны. Безусловно, такая информация нужна, но она не может составлять главного содержания собрания учащихся. Главное и основное в работе классных собраний — это обсуждение важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнение решений класса отдельными учениками. Можно нарисовать самые красивые схемы самоуправления, написать много разных документов об организаторской работе в школе, но если в классе ребята не могут сами подготовить и активно провести собрание, то совершенно очевидно: в этом классе никакого самоуправления нет. А между тем в некоторых школах даже в старших классах собрание ведёт учитель. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. На первых порах лучше будет, если эти обязанности закреплены за определёнными учащимися на достаточно длительный срок, чтобы они получили необходимую практику. С помощью учителя как следует научились вести собрание (председательствовать, вести протокол, докладывать о проверке решений и т. д.). Собрания не обязательно должны быть очень ёмкими, с обсуждением многих сложных вопросов, на что затрачивается до часу времени. Лучше чаще проводить короткие собрания («оперативки») на 10-15 минут с решением какого — либо одного хорошо подготовленного вопроса, например организации участия класса в субботнике. При такой практике классные собрания действительно станут тем, чем они должны быть, — важнейшей формой коллективного самоуправления. Другой формой самоуправления, позволяющей вовлечь всех учащихся в организацию жизни класса, является дежурство. Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе? Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя функция самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием совета актива и классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы. Внешняя функция классного самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов. На эту сторону самоуправления отдельные педагоги обращают мало внимания. Некоторые даже противопоставляют в какой — то мере свой классный актив общешкольному, рассматривая избрание лучших классных активистов в общешкольные органы как ослабление общественной жизни класса. Но подобная точка зрения может возникнуть лишь там, где педагогический коллектив не добивается создания единого, сплочённого школьного коллектива. Между тем первичный коллектив, являясь лишь определённым звеном перехода от единого школьного коллектива к личности, не может сам по себе, будучи изолированным от последнего, решать основные задачи воспитательного воздействия на ребёнка, т. к. «только создав единый школьный коллектив, говорит А. С. Макаренко, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора». Важным условием нормального функционирования и поступательного развития классного самоуправления является включение его в систему школьного самоуправления, работа по единому плану. Контроль со стороны органов школьного коллектива, обмен опытом с другими классами — всё это в значительной степени определяет успехи классного коллектива. Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественно — политической, учебной, трудовой, хозяйственной, культурно — массовой, спортивно — туристской. Общешкольные органы воплощают в себе идею централизации руководства первичными коллективами. Эта функция школьного самоуправления во многом определяет его основные черты. Высшим органом общешкольного ученического коллектива является общее собрание, которое принимает решения по наиболее важным вопросам школьной жизни. Здесь обсуждаются и одобряются перспективные планы работы школьного коллектива, заслушиваются и утверждаются итоги соревнований, конкурсов классных коллективов, одобряются важнейшие внутришкольные документы, регламентирующим жизнь коллектива школы: условия соревнования, положения и инструкции о работе органов коллектива. Ученическое дежурство в школе всегда было наиболее распространённым видом самоуправленческой работы. Опыт лучших педагогов говорит о том, что правильно организуя в детском коллективе дежурство, можно научить ребят видеть особую романтику будней. Если другие формы работы самоуправления строятся в начале работы на относительно постоянном распределении обязанностей среди определённой группы детей, то дежурство учащихся с самого начала организуется на принципе простой очерёдности. Главная задача дежурства по классу — обеспечит учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека. График дежурства по классу утверждается классным собранием и вывешиванием на стенде в «Классном уголке». Контролирует работу дежурных аким класса. Дежурство по этажу проходит в течение определённого срока (неделя). Дежурят все учащиеся, кроме дежурных по классу. Важно отметить, что по мере развития дежурства происходит всё большее включение в его единую систему общешкольного самоуправления. Вовлечение учащихся в деятельность по руководству и управлению жизнью своего коллектива достигается с помощью различных методов педагогического воздействия — общественное мнение детского коллектива. Это не значит, что педагоги могут устраниться от руководства общественным мнением детского коллектива. Руководящая роль учителя сохраняется всегда. Но именно теперь педагог из опекуна и няньки становится для детей старшим, более мудрым товарищем и советчиком.
Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает реализацию определённой системы воспитания. Класс не живёт изолированно от коллектива школы. Планируя работу, учитель исходит из плана работы всей школы. Составить план — это значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, её организацию, предусмотреть её результаты. Планирование начинаю с темы и целей школы, которые перекликаются с темой начальных классов: «Самореализация личностных качеств ученика начального образования через формирование здорового образа жизни». Цель: «Создание условий для самореализации личностных качеств через развитие творческих, индивидуальных начал личности и воспитание коммуникативных, самостоятельных качеств ЗОЖ».
Сам план строю по следующим разделам: 1. «Воспитание казахстанскому патриотизму и гражданственности». 2. «Формирование интеллектуальной культуры». 3. «Воспитание духовно — нравственной культуры, понимание общечеловеческих ценностей». 4. «Формирование здорового образа жизни». 5. «Формирование экологической культуры». 6. «Формирование экономической культуры». 7. «Формирование эстетической культуры». 8. «Формирование культуры семейной жизни». 9. «Правовой всеобуч» 10. «Работа с родителями» 11. «Индивидуальная работа с родителями». 12. «Индивидуальная работа с учащимися». 13. «Самообразование». 14. «Организационные мероприятия». Таким образом, вычленение отдельных разделов плана позволят сформулировать основные воспитательные задачи и дать их в определённой системе, отражающей более общую задачу — формирование всесторонне развитой личности ребёнка. Задача воспитания самостоятельности детей в учебном процессе влечёт за собой постановку этой же задачи и во внеклассной работе. Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех её и результативность. Причём дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей идёт подготовка с первого класса. Они овладевают ею с помощью учителя, взрослых: распределять между собой обязанности, роли. Другое условие: работа выполняется небольшой группой в 3-5 человек. В группу входят дети, связанные дружбой, чувством симпатии, желающие работать вместе, в одном коллективе. Интерес к содержанию деятельности — ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах. Приучая детей к самостоятельной деятельности, педагог сам или через других организаторов даёт детям задания для самостоятельного их выполнения, ставит перед ними задачи: подумать, ответить на вопрос, решить проблему. Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало. Поэтому очень важно, чтобы организаторы малых групп увидели в лице учителя доброжелательного союзника, чтобы и сами могли искать себе помощников. На этом этапе позиция учителя требует тонкой инструментовки. Одна из важнейших обязанностей дежурных — добиться от каждого ученика бережного отношения о сохранности мебели. Во время перемен добиваются своевременного выхода всех учащихся из класса, обязательно проветривают помещение, готовят доску, мел, тряпку к следующему уроку. Контролируют работу дежурных по классу аким класса и ответственные за сохранность мебели. Структурно — функциональная модель самостоятельной работы класса


Нельзя допустить, чтобы учитель был пассивным свидетелем развития детского самоуправления, поэтому я считаю важнейшим правилом руководство самоуправлением. Задача учителя — способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между учителем и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка воспитателя является для детей личностью значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт подсказывает, что включение детей в коллективную творческую деятельность активизирует их, что выражается в самостоятельности суждений, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требования, развивает стремление самому контролировать свои действия и поступки и тем самым укреплять отношения содружества и требовательности между членами коллектива.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс

Похожие статьи:

Урок — обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

«Организация самоуправления в начальной школе (из опыта работы)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

г. о. Орехово-Зуево

«Организация самоуправления в начальной школе (из опыта работы)»

учитель начальных классов высшей категории

.

Организация самоуправления в начальных классах.

К 3 классу ученики начальной школы уже достаточно ярко проявляют свои личностные качества, индивидуальные особенности в школьном пространстве – учеба хотя и продолжает оставаться ведущим видом деятельности, но уже значительное место отводится общению, творчеству, самореализации в детском коллективе. Ребята уже в достаточной степени способны к самостоятельным действиям в урочной и внеурочной деятельности: выдвигать идеи, составлять план действий, предлагать способы его реализации, организовывать себя и других, руководить действиями пары или малой группы. Причем, к 9-10 годам уже определенно видно, кто из учеников пользуется авторитетом, кто хороший организатор, а кто остается в тени, являясь аутсайдером, а порой и изгоем.

Поэтому одним надо дать возможность реализовать свои лидерские и организаторские способности, другим – творческий потенциал, а третьим – почувствовать себя нужным для воплощения общей идеи, ощутить уверенность в своих силах, помочь раскрыться, узнать свои возможности.

В течение многих лет основой моей воспитательной работы в 3-4 классах является самоуправление учащихся. Раньше третьего класса начинать самоуправление, по-моему, нецелесообразно, дети просто не поймут смысла этой работы, начнутся конфликты. Первоклассников надо просто приучать к работе в парах и группах сменного состава, чтобы ребята учились взаимодействию, учились прислушиваться к другому. Поэтому основная работа по организации самоуправления начинается в третьем и продолжается в четвертом классе. К этому времени дети готовы к новой форме и с радостью принимают ее. Приходится учитывать, конечно, особенности и возможности детей этого возраста. Безусловными плюсами этой возрастной категории являются следующие: 1) авторитет учителя и доверие к нему; 2) желание делать что-то самостоятельно, без помощи взрослых; 3) активность и творческая раскрепощенность; 4) имеются определенные навыки самостоятельной работы, умение добывать информацию. Имеются и минусы, что создает трудности в организации самоуправления в классе: 1) дети еще не имеют достаточного опыта взаимодействия друг с другом, не всегда слушают другого, уступают другим; 2) эгоцентричность; 3)испытывают сложности речевого характера, существует проблема выражения своих мыслей; 4) индивидуальные особенности характера и воспитания, затрудняющие работу в коллективе; 5) небольшой запас знаний и умений, необходимых для выполнения поручения, что делает неизбежной помощь взрослых.

Основные этапы организации самоуправления в классе.

Деление на группы, выбор командира.

Обычно это происходит на 1-2 неделе сентября. Ребятам дается задание самостоятельно, исходя из своих предпочтений, разделиться на группы по 5-6 человек. В 3 классе я никак не ограничиваю детей, наблюдаю, как они делают свой выбор: чаще всего девочки и мальчики группируются отдельно. Но в 4 классе (на втором году самоуправления) я ставлю условие, чтобы группы были смешанные. Это делается для того, чтобы в совместной творческой работе общение мальчиков и девочек стало более мягким, бесконфликтным, тем более в этом возрасте возникает интерес к представителям другого пола. Через несколько дней после получения задания дети приносят мне 5 листочков с фамилиями членов своей группы.

Выбор командиров групп и командира класса.

Этот этап проходит на общеклассном собрании, классном часе. Дети знакомятся с формой выбора – голосованием, причем возможно несколько этапов голосования. Учитель должен подробно объяснить и саму процедуру голосования, и правила голосования, а также привести примеры, где применяется эта форма.

Распределение поручений между группами.

По числу групп распределяется 5 поручений: цветоводы, журналисты, дежурные по классу, дежурные по столовой, затейники (путем жеребьевки). Цветоводы ухаживают за растениями класса, готовят сообщения о них, выступают на классных часах. Журналисты готовят выпуск классных газет о событиях класса, об учениках, учителях, а также подбирают интересную и занимательную информацию. Дежурные по классу раздают тетради, следят за порядком, выполняют организационные поручения учителя. Дежурные по столовой обязаны проследить, в каком состоянии класс оставляет после себя столы после завтрака и обеда, убирают по необходимости. Во время классных чаепитий накрывают на столы и убирают посуду. Затейники организуют подвижные игры на переменах, а во время классных часов проводят викторины и конкурсы. В разных классах ребята предлагали и другие поручения: были у нас и библиотекари, и санитары, и физкультурники, и помощники учителя. То есть дети включаются в работу, осознают ее необходимость.

Смена поручений.

Смена поручений происходит через каждые 5-6 недель, то есть перед очередными каникулами. На итоговом классном часе командиры команд сначала отчитываются о своем поручении, дают советы тем, кто продолжит выполнять это задание, а затем вслепую выбирают из оставшихся невыполненных поручений одно.

Отчет команд.

Каждую неделю на классном часе все команды по очереди выходят к доске, рассказывают, чем они занимались всю неделю, командиры оценивают работу своей команды, делятся своими сомнениями, просят совета в случаях несогласий внутри команды.

Экран соревнований «Наши дела».

По результатам своей работы команды каждую неделю получают от 1 до 5 баллов (белый фражок – 1 балл, желтый – 2 балла, синий – 3 балла, зеленый – 4 балла, красный – 5 баллов). Кроме этого, команда может получить баллы в любой другой день за какие-либо достижения или хорошие дела и поступки, не связанные с выполнением поручения. Это могут быть победы в конкурсах и соревнованиях, помощь кому-то, хорошие оценки за какую-то важную или сложную работу и т. п.


Выпуск классной газеты.

Уже лет 15 в моем классе дети выпускают классные газеты. Сначала это было общеклассным делом – каждый что-то пишет, рисует, фотографирует, находит занимательный материал. Первые газеты собирала и печатала я сама, потом ребята сами захотели это сделать. Сейчас газету выпускает команда журналистов. Дети сами решают, как будет оформлена газета, распределяют обязанности художника-оформителя, фотографа, журналиста. Учитель только в особых случаях определяет тематику газеты или отдельных листов, например, после каких-то мероприятий, событий.

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 17

Статья «Учимся взаимодействовать» модель ученического самоуправления в начальной школе

«Учимся взаимодействовать»

модель ученического самоуправления в начальной школе

«Дети должны участвовать во всей школьной жизни.

Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражда­нами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

«Основные принципы еди­ной трудовой школы», 16 октября 1918 г.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Конец 20 века — начало 21 века – время формирования гражданского общества и правового государства. Вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества.

В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение. У школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Сегодня в педагогику возвращаются идеи самоценности детства

,
сотрудничества
, диалога,
самоопределения
и
самоактуализации
личности, воспитания
социальной активности
, личной инициативы, развития креативности и толерантности. Участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения.

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях России успешно действуют разнообразные модели ученического самоуправления. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.

Принципы ученического самоуправления.

По моему мнению принципами деятельности ученического самоуправления являются те, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.

Принципом равноправия.

Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни;

Принципом выборности.

В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности.

Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.

Принципом демократии.

Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса;

Принцип целесообразности.

Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип критики и самокритики.

Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип совета и согласия.

Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Роль ученического самоуправления в развитии личности

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

На мой взгляд, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. К организации школьного самоуправления оказываются не готовы и сами дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать.

Специфика работы.

Проанализировав и обобщив опыт работы коллег, я пришла к выводу, что организация ученического самоуправления активно внедряется в систему воспитания в основном среднем и старшем звене. Многие не могут однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, считают они, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы.

Как учителя начальных классов думаю, что моя обязанность — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением Д.В. Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе

Всякий раз, мы учителя начальных классов, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

  • Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
  • Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
  • Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах в форме сказочного королевства ,космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.

Мне хочется представить модель ученического самоуправления, которую я использую в своей практике в начальной школе, «Классное государство».

Детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Действие комплексной игры «Классное государство» разворачивается в условном государстве, создаваемом в классе на определенный период времени. «Классное государство» имеет все необходимые атрибуты государственности: собственное название, государственный герб и флаг, государственный гимн , структуру государственных органов власти и т.д.). Название государства и все остальные атрибуты госу­дар­ственности придумывают, разрабатывают и принимают сами участники игры – граждане школьного демократического государства.

Первый этап игры.

Избирательная кампания. Выборы Президента и Министерств

В начале игры классный руководитель проводит вводное занятие «Государственная символика», в ходе беседы подводит детей к осознанию того, что класс — это тоже маленькое классное государство со своими законами и порядками.

Выборы актива класса проходят в форме деловой игры. Предварительно проводится предвыборная кампания. Учащиеся готовят агитационные листовки, с которыми потом выступают перед одноклассниками.

Затем после их выступления проводится общее голосование. В результате которого определяется актив класса: президент, министр культуры, министр образования, министр по ЧС, министр здравоохранения, министр экологии.

Второй этап игры.

Функции органов самоуправления по видам деятельности.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для того, чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе можно вначале определить сферу приложения своих сил. Для этого на доске учащиеся пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Например, библиотека, столовая, спортивный зал, общественные организации, научное общество, концерты, интеллектуальные марафоны и т.д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам. . В течение года возможна смена деятельности, переход из одной группы в другую.

Совет культуры и творчества:

— Участие в обсуждении и составлении плана работы класса. — Подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса. — Организует участие класса в КТД. — Выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов.

Совет образования:

— Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков. — Работа по устранению пробелов в знаниях по различным предметам. — Выпуск «Боевого листа» по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса. — Участие в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель. — Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.

Совет спорта и здоровья:

— Пропаганда здорового образа жизни. — Организация внеурочной спортивной работы. — Участие в спортивных мероприятиях школы, города, района. — Санитарно-гигиеническое просвещение. — Подготовка и организация соревнований как внутри класса, так и с другими классами.

Совет экологии:

  • Контроль и оценка уборки кабинета.

— Организация дежурства в классе. — Организация уборки территории, закрепленной за классом. — Организация и контроль за работай на пришкольном участке за территорией, закрепленной за классом. — Организация бесед по чистоте, контроль за второй обувью.

Совет по ЧС:

  • Проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка.
  • Следит за соблюдением порядка в классе.
  • Разрешает конфликтные ситуации.

Президент класса

– полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.

Президент класса обязан: контролировать работу каждого совета; выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.

Третий этап.

На третьем этапе проводится работа по созданию символики «Классного государства»: объявляется конкурс эскизов герба класса. Далее на конкурсной основе выбираются герб и гимн класса. В ходе выбора герба получилось так, что несколько эскизов набрали одинаковое количество баллов. В ходе обсуждения ребята предложили объединить элементы понравившихся эскизов в один. И вот что у нас получилось:

В результате самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. В ходе всего процесса учитель выполняет роль координатора, который помогает советом и ненавязчиво направляет деятельность ребят в нужное русло.

Ожидаемый результат:

1) Обогащение личного опыта младших школьников социально и личностно-значимым содержанием; 2) Проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности; 3) Формирование управленческого мышления, которое способствует формированию таких умений, как:

— предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

— оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

— анализировать и синтезировать воспринимаемую

управленческую информацию;

— аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

— устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

4) Учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых

человеку нашего времени, таких как:

— прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

5)Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Итак, самоуправление в начальной школе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Используемая литература:

  1. Бочкарев, В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И.Бочкарев // народное образование.-2004.-№ 8.- С.99-102.
  2. Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,2004.-280с.
  3. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 2006.-190 с.
  4. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 2004.-190 с.
  5. Прутченков, А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2006.-№9.- С.27-28.
  6. Рожков, М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учеб.метод.пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-206 с.

7. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

8. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.

Самоуправление в начальной школе методическая разработка (4 класс) на тему

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание — это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением Д.В. Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

А деятельность ученика в школе очень многогранна: урочная, внеурочная, досуговая и д.р.

* Прежде всего ученики овладевают знаниями на уроках. Итоги учёбы подводятся по классному журналу, разработана система подсчета среднего балла.

* По учебе преуспевать будут одни и те же, а другим будет не интересно, но вот им-то можно преуспевать в других восьми видах деятельности, которые учитываются в нашей школьной жизни, и они могут быть даже лидерами.

* За чистоту в кабинетах и опрятный внешний вид.

* Участвуешь в школьных праздниках, и это увидят и отметят.

* Занятия спортом, занятия в кружках тоже оценивается по специальной

разработанной системе оценок. А за дежурство по школе всегда оценки ставили.

* И наконец, «правонарушение» — это нежелательная « деятельность», но она к сожалению бывает и очень резко снижает результативность

Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе

Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах в форме сказочного королевства, космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.

На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Ученическое самоуправление — это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Моя задача, как классного руководителя — научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.

Обычно дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают

значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Мы – значит класс», где вместе решаем все организационные вопросы, избираем старосту класса и его помощника.

Затем мы формируем группы. Группы создаются для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно -оздоровительной, трудовой и других видов деятельности.

Группы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно является участником какой-либо группы.

Цели и задачи самоуправленческой деятельности.

Создавая органы классного самоуправления, я ставлю перед собой следующие цели и задачи.

ЦЕЛЬ:

привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;

развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;

воспитание ответственности за порученное дело.

ЗАДАЧИ:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах класса;
  • Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными, определёнными и посильными для них функциями
  • Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности
  • Воспитание достойных творческих лидеров.
  • Сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям

Программа реализации поставленных целей и задач

Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.

Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность.

При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося. Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.

Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка. Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.

Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися. Организация самоуправления:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться;
  • Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
  • Вырабатывает правильное отношение к критике;
  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.
  • Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
  • участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • дежурство по классу и по школе;
  • участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные праздники, спорт и спортивные мероприятия,
  • самообслуживание в столовой;
  • деятельность школьной прессы;
  • уборка пришкольной территории.

Выбранная форма самоуправления соответствует форме действующей в классе воспитательной системы:

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные группы, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива. Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Высшим органом самоуправления является классное собрание

Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Проводим классные собрания один раз в месяц. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.

В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

определение программы деятельности своего ученического коллектива;

избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов — и родители обучающихся.

Цель классных собраний: помочь в решении назревших проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.

Правила организации и проведения классного собрания:

  • попытаться самим решить проблему;
  • не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;
  • не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят
  • слушать друг друга и не перебивать
  • не осуждать, не обвинять других;
  • создавать атмосферу сотрудничества.
  • Структура классного собрания:
  • представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);
  • изложение информации по проблеме;
  • начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы…», «Результат получился таким, потому что…»;
  • предложение решения проблемы;
  • выбор решения;
  • обсуждение предполагаемого результата решения;
  • закрытие собрания

Виды собраний:

установочное, тематическое, рабочее, традиционное, совместное, экстренное, торжественное,

Установочное — распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании тайным голосованием. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях. Составляется план работы на первую четверть.

Тематические — посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.

Рабочие — обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушивается и анализируется выполнение общественных поручений.

Традиционные — связаны с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.

Совместные с коллективами других классов (например, параллели), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экскурсиям, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).

Экстренные (внеочередные) — когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).

Ведет классное собрание его председатель. Им, как правило, является классный руководитель, но может быть и председатель Совета класса или родительского комитета. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Председатель Совета класса, совместно с классным руководителем, составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся). Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю.

Совет класса — главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Он возглавляет и координирует всю работу. В его состав входят староста, помощник старосты и руководители групп. Совет класса собирается раз в неделю, для координации деятельности классного коллектива, решения различных вопросов, заслушивания отчётов о проделанной работе ответственных за работу секторов. Избирается Совет класса на собрании открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке. Совет класса отчитывается перед коллективом о проделанной работе один раз в месяц.

СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЯЮЩИЙ ОРГАН: Совет класса

Староста класса

  • Замещает классного руководителя в его отсутствие.
  • Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
  • Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
  • Является представителем класса в школьных органах.
  • Координирует работу органов ученического самоуправления в классе.
  • Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
  • Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.

Помощник старосты

Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.

Секторы классного самоуправления:

Сектор «Учебный»

  • Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.
  • Ведет контроль за успеваемостью.
  • Отвечает за выпуск газеты по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.
  • Организует помощь отстающим в учёбе.
  • Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке
  • Следит за наличием и проверкой дневников
  • Организует работу по развитию познавательных интересов.
  • Занимается подготовкой одноклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.
  • Занимается формированием команд для участия в викторинах, интеллектуальных марафонах.
  • Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
  • Знакомит с современными достижениями науки и культуры

Сектор «Патриот»

  • Организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты),
  • Возлагает цветы к памятнику освободителям от немецко-фашистских захватчиков
  • Организует участие класса в ежегодном смотре песни и строя
  • Организует шефскую помощь ветеранам, детям войны
  • Несет ответственность за поздравление ветеранов

Сектор «Порядок»

  • .Организует дежурство по классу: составляет график дежурства, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
  • 2Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
  • Несет ответственность за состояние мебели и озеленение в классной комнате.
  • Отвечает за участие класса в трудовых акциях.
  • Организует проверку результатов дежурства в конце дня
  • Организует класс на субботники, генеральные уборки.
  • Организует уборку территории, закрепленной за классом.
  • Ведет беседы о чистоте, несет контроль за второй обувью.

Сектор «Спорт»

  • Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.
  • Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
  • Принимает участие в разработке и подготовке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе
  • Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях
  • Занимается подготовкой снаряжения и определением маршрута походов класса.
  • Ведет анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
  • Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.
  • Отвечает за сохранность спортинвентаря.

Сектор «Досуг»

  • Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев школьных праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала;
  • Организует музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе
  • Сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе
  • Организует экскурсии в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
  • Готовит беседы о направлениях в музыке
  • Знакомит с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп

Сектор «Редактор»

  • Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел;
  • Занимается оформлением классного кабинета;
  • Несет ответственность за оформление классного уголка;
  • Готовят фотосюжеты и видеосюжеты при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок.
  • Занимается подбором материала (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для книги-летописи класса.
  • Отвечает за организацию и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе;

Сектор «Забота»:

  • фиксирует пропуски занятий учащимися
  • сдаёт медицинские справки в медкабинет
  • собирает информацию о состоянии здоровья класса
  • организует посещение ребят, которые длительное время находятся на лечении в больнице или дома
  • отвечает за организацию горячего питания и дисциплину в столовой
  • готовит сообщения, устные журналы, просмотр презентаций о здоровом образе жизни
  • для одноклассников в период эпидемий болезней готовят сообщения о профилактике заболевания

Во всей моей работе реализуется идея развития индивидуальных качеств личности ученика, его творческих способностей, а главное — формируется активная жизненная позиция и гражданственность.

Реализация идеи сотрудничества способствует обогащению детей, содействию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, укрепляет и развивает взаимоотношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: в классе преобладает атмосфера доброжелательности, взаимопонимания; большинство учащихся выполняли определенные общественные поручения; по итогам работы в течение учебного года коллектив был награждён Грамотой за активное участие в жизни школы — это говорит о самоорганизации учащихся.

В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе и родителей. Учащиеся усвоили, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Ребята знают, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.

Этапы развития самоуправления в 1А классе ГБОУ ЦО №656 им.А.С.Макаренко

В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в классе, наблюдаю развитие личности ученика в системе классного самоуправления.

Можно выделить три этапа развития самоуправления:

1-й этап развития активности – зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности — становление:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности — самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.

Успешно пройдя эти этапы развития ученического самоуправления я могу подвести итог нашей деятельности.

Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашего класса показывает, что мы находимся на втором этапе развития, этапе становления.

Постепенно из года в год формируются традиции, система ценностей и взаимной ответственности, растёт самосознание классного коллектива, а, следовательно, усложняется и сама совместная деятельность.

Итоги работы класса по внедрению и реализации модели ученического самоуправления за период 2012-2014 гг.

  1. .Разработана модель самоуправления и организован процесс реализации этой модели на практике
  2. .Сформированы основы нормативно-правовой базы развития классного самоуправления
  3. Создан и стабильно действует организационный механизм демократического управления в класса
  4. Отлажено четкое взаимодействие всех структур системы классного самоуправления
  5. Углубляется подготовка школьников к осознанному участию в деятельности органов ученического самоуправления
  6. Совершенствуется методическая подготовка классного руководителя к работе с органами самоуправления учащихся
  7. Отработан механизм выбора в органы классного самоуправления
  8. Разработаны основные направления деятельности, распределены функциональные обязанности и намечены мероприятия по их реализации
  9. Разработано информационное обеспечение деятельности классного самоуправления через газету, стенды, выставки

1. Через самоуправление решаются задачи

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива
  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации
  • умение решать проблемы
  • самораскрытие и самореализация личности
  • принцип равноправия в совместной деятельности
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально
  • использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда повышение требовательности к себе и товарищам воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины
  • раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь

2.Учащиеся осуществляют:

  • дежурство в школе и по классам
  • организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела,
  • благоустройство территории школы…)
  • поисковую и исследовательскую работу
  • организацию досуга
  • ведение дневников
  • проведение акций
  • проведение тематических конкурсов (рисунка, песни, чтецов, поэтов, творческих работ, театральных постановок и т. д.)

3.Учащиеся считают, что развитие самоуправления в классе:

  • приобрело навыки общения в режиме реального времени
  • выработало личную ответственность
  • сформировало и сплотило ученический коллектив
  • скоординировало действие ученического коллектива
  • сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое)
  • обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности)
  • позволило выявить свои возможности и реализовать их
  • способствовало выявлению лидеров
  • повысило уровень воспитанности ребят

Выводы:

Самоуправление в классе — необходимый компонент современного воспитания

Его цель в современных условиях — адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности учащихся. Самоуправление способствует раскрытию школьников как

мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны

Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.

2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.

3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.

4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.

5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.

6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: