Консультация для родителей: » Компьютер и ребенок: все за и против».


Компьютер глазами ребенка

Невозможно представить жизнь современного общества без такого высокотехнологичного устройства, как компьютер. Прежде чем говорить о том, какую пользу или вред он приносит малышу, следует понимать, что этот предмет техники есть практически в каждом доме и знакомство с ним происходит у ребенка в раннем возрасте. Часто от родителей можно услышать, что их 3-х летний сын или дочь обожает играть в различные компьютерные игры.
Ребенок с первых лет жизни наблюдает за родителями — сколько времени они сами проводят за компьютером, как они работают, печатают, смотрят фильмы. Малышу нравится нажимать кнопки на клавиатуре, следить за движением на экране. Особенно привлекают детей сенсорные устройства.

Психологи и педагоги до сих пор имеют разногласия по поводу того, в каком возрасте можно допускать дошкольника к взаимодействию с компьютером. Кто-то говорит, что в два года ребенок уже готов к знакомству, кто-то настаивает на том, чтобы это событие произошло не раньше 4-5 лет (средняя группа).

Данный вопрос следует решать в индивидуальном порядке, ориентируясь на здоровье малыша и его особенности развития.

Важно! Подбирая для ребенка развивающие и обучающие игры, не стоит забывать, что компьютер не является заменой общения со сверстниками и другими людьми. Он также не является единственным источником получения информации. Все хорошо в меру — главное правило взаимодействия ребенка дошкольного возраста и сложной техники.

Консультация для родителей «Компьютер: за и против»

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого — появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен. Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры — это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Развивающие компьютерные

игры для дошкольников

На современном рынке компьютерных игр можно приобрести множество программ для детей. Некоторые из них используются и в дошкольных образовательных учреждениях, где создается Компьютерный игровой комплекс (КИК).

  • Подбирайте для занятий с детьми развивающие компьютерные игры с учетом психологических особенностей детей 5 — 7 лет, которые направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, речи, логического мышления.
  • На занятиях дома или в ДОУ пользуйтесь современными компьютерными играми для детей, имеющими доступный для детского понимания интерфейс (правила взаимодействия играющего с компьютером). Это позволит ребенку почувствовать себя более уверенным, поставит его в ситуацию успеха.
  • Следите за тем, чтобы уровень сложности задания соответствовал возрастным возможностям ребенка, его индивидуальности. Это научит его оценивать собственные силы, позволит каждому получать положительные результаты по своей индивидуальной программе.

В каждое занятие Компьютерного игрового комплекса включается несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: беседа или игра; работа на компьютере с индивидуальными игровыми заданиями; подвижная игра или спортивные упражнения; дидактические игры и конструирование. На занятиях строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы и проводятся упражнения для глаз.

Предлагаем вам компьютерные игры, которые рекомендует преподаватель КИК в ДОУ № 289 города Москвы М.А.Быковская.

1-й блок. Игры для начинающих

Если вашему ребенку 4 — 5 лет, и он только начинает знакомство с компьютером, следует выбирать для него игры с достаточно простыми заданиями.

Освойте с ребенком в первую очередь технику работы с «мышью» и клавиатурой, а также разберитесь с основами интерфейса игры — со способами перехода к следующему заданию, с управлением уровнем сложности, выключением программы. На начальном этапе лучше не использовать так называемые аркадные игры, которые еще сложны для дошкольника.

Приключенческие сюжеты, логические задания, содержащиеся в таких играх, повышают нервное напряжение, неуспех может снизить самооценку ребенка. Аркадные игры следует вводить тогда, когда ребенок приобретет необходимые навыки с клавиатурой и «мышью».

Для начинающих дошкольников можно порекомендовать следующие компьютерные игры:

  • «Хочу все знать».

    Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М». Игра из серии
    «Детство Мапетов»,
    в которую входит несколько игр:

«По воде

,
земле и воздуху», «Флора и фауна», «Форма и цвет».

  • «Маленький искатель».

    Разработчик «Scholastic»; издатель «Новый диск». Игра включает несколько игр с картинками-загадками и головоломками.

2-й блок. Игры для детей 5 лет

Если дети освоили азы управления компьютером, выбирайте игры для развития внимания, памяти, мышления, творческие игры, а также некоторые сюжетные игры, сопровождаемые различными заданиями.

  • «Антошка». Приключения охотника за снами.

    Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссо-бит-М». Игра имеет сюжетную линию в виде книги, в которой на каждой странице можно найти игру или пощелкать по интерактивным предметам

  • «Планета чисел для малышей».

    Интересные математические задания на сравнение, счет, внимание и память.

  • «Алик». Скоро в школу.

    Разработчик «SILCOM»; издатель «Руссобит-М». Отличная игра для дошкольников. В веселой форме закрепляются понятия:
    размер, цвет, форма, число, цифра;
    развивается логическое мышление. В игре множество веселых сюрпризов — «анимашек».

3-й блок. Игры для детей 6 лет

Если дошкольник легко обращается с компьютером, вводите для него более сложные игры, иногда требующие навыков счета, распознавания звуков и букв, хорошей координации движений и более развитой мелкой моторики.

.

Правила пользования компьютером для дошкольников

Сколько времени ребенок может проводить за монитором без ущерба для здоровья? Отдельные специалисты считают, что максимальное время, которое ребенок трехлетнего возраста может проводить за компьютером, не должно превышать тридцати минут в сутки с перерывами.

С шести лет этот интервал увеличивается до часа.

Обязательно надо объяснить ребенку, что длительное пребывание за компьютером может повлиять на его зрение в худшую сторону.

Для того чтобы снять нагрузку на глаза и укрепить глазные мышцы, каждые пятнадцать минут ребенку необходимо делать гимнастику для глаз.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер».

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер».

Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность? Чем он отличается от любой другой игрушки?

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер — это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребѐнка.
  • Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Как видно из всего вышеизложенного – компьютер, действительно необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребѐнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. И соответственно, можно выделить его положительные и отрицательные стороны.

Польза компьютера.

Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению.

Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. — всё это помогает вашему ребёнку.

Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта — всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения.

Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.

Если ваш ребёнок мало общается с одноклассниками, компьютер в этом не виноват. Наоборот, когда ребёнок необщителен, он проводит много времени, сидя за компьютером. И, благодаря такому времяпровождению, он может найти новых друзей со схожими вкусами и интересами.

Многие люди не одобряют компьютерные игры. Они считают, что игры отвлекают детей от учёбы, формируют жестокость и так далее. Но есть люди, одобряющие такую форму детских развлечений.

Во-первых, компьютерные игры приносят удовольствие детям. Во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые не раз пригодятся ему в жизни. Он учиться добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести своему ребёнку игры, способствующие стремительному развитию логического мышления, памяти и пространственного мышления.

Стоит отметить, что компьютерные игры имеют ещё одно немаловажное значение — снятие нервно-психического напряжения. Сражаясь с драконами, играя в гонки, ребёнок быстро успокаивается, так как в то время, когда он играет, он выплёскивает все отрицательные эмоции.

Вред компьютера.

Конечно, все родители заботятся о своих детях и пытаются сохранить их здоровье от различных внутренних и внешних факторов. В том числе и от компьютера. Обычно компьютер вредит зрению и от него исходит излучение.

Учёные считают, что уровень излучения от жидкокристаллических мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Имеется в виду электромагнитное излучение. Другие же виды, среди которых рентгеновское, ультрафиолетовое и инфракрасное, ничтожно малы.

А вот нагрузка на зрение действительно является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.

Также, сидя за компьютером, ребёнок может получить сколиоз — искривление позвоночника. Контролируйте его, следите, чтобы он держал осанку, приучайте его к этому.

И последняя, очень важная информация. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок вёл не пассивный, а активный образ жизни. Иначе, если он слишком много времени будет проводить за компьютером, у него может выработаться компьютерная зависимость. Это болезнь не принесёт никакой пользы ни вам, ни вашему ребёнку, так что остерегайтесь её. Помочь вылечиться от компьютерной зависимости могут психотерапевты и психологи.

Вот несколько правил, которые учѐные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

  •  Ребѐнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  •  Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  •  В течении недели ребѐнок может работать с компьютером не более трѐх раз.
  •  Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  •  Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребѐнка.
  •  Расстояние от глаз ребѐнка до монитора не должно превышать 60 см.
  •  В процессе игры ребѐнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребѐнком.
  •  После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
  •  Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребенка.

Упражнения для глаз

  • Упражнение 1: Зажмуривать и открывать глаза в течение 8-10 секунд несколько раз.
  • Упражнение 2: По углам комнаты можно распределить фигуры из плотной бумаги. Это могут быть, например, разноцветные треугольники. Ребенок должен смотреть на каждый треугольник в течение 5-7 секунд, поочередно. После этого он закрывает глаза на 10 секунд и выполняет упражнение еще два раза.
  • Упражнение 3: Смотреть вверх-вниз, 5 секунд часто поморгать, затем смотреть вправо-влево. Повторить несколько раз.

Эти упражнения будут эффективными, если выполнять их регулярно.

Важно! Для того чтобы не возникло зависимости и неприятных споров, родители должны строго определить время, которое ребенок может проводить за монитором.

Правильная организация компьютерного места.

  • Родители должны правильно настроить яркость и контрастность монитора для комфортного времяпрепровождения ребенка за ним.
  • Монитор следует расположить так, чтобы взгляд падал на него под углом 15-20 градусов, расстояние до монитора не меньше 50-60 см.
  • Стул и стол должны подходить малышу по росту, быть удобными. Родителям рекомендуется следить за осанкой ребенка, чтобы не допустить появление сутулости и сколиоза.
  • Необходимо обеспечить хорошее освещение компьютерного места, но свет не должен падать на монитор.
  • Влажная уборка и проветривание помещения — также обязательные компоненты организации деятельности дошкольника за компьютером.

Зачем дошкольнику компьютер?

Многие родители полагают, что лишить ребенка информации, которая доступна благодаря компьютеру, означает лишить его дополнительных возможностей для саморазвития.

В возрасте 3-6 лет дошкольники, как правило, начинают активно интересоваться компьютером.

Взаимодействие с компьютером можно начать с изучения:

  • цифр;
  • букв;
  • знаков;
  • формы;
  • цветов.

Специалисты говорят о том, что дети очень легко воспринимают статические картинки в сопровождении спокойной музыки и речи.

В настоящее время существует большое количество обучающих игр на любые темы и для любого возраста. Они яркие, красочные, с интересным сюжетом. С их помощью дети с удовольствием начинают изучение математики, иностранного языка, основ грамматики. Однако нужно понимать, что никакая игра не дает целостного понимания мира, а, скорее всего, решает какую-то локальную задачу, чаще всего ту, что проще реализовать или на которой можно проще заработать разработчику игры.

На консультации для родителей стоит обсудить конкретные игры и мультфильмы, которые просматривают их дети, заранее опросив их перед проведением собрания. Лучше всего включить элементы активного обсуждения игр и мультфильмов в консультацию.

Дети, проводящие много времени за планшетом или компьютером, имеют худшее воображение или фантазию. Они потребляют готовую зрительную информацию вместо того, чтобы моделировать ее, например, как при чтении книг. Дети, проводящие много времени за устройствами, проигрывают свертникам в навыках общения и воображения и могут иметь трудности в обучении.

Важно! Наибольшее напряжение для ребенка вызывает чтение с монитора или рисование. Игры с большим количеством мелких деталей, динамичные, с контрастными цветами — быстро вызывают переутомление и неблагоприятно сказываются на психике ребенка.

Консультация для родителей на тему: «Компьютер и ребёнок»

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

Не утихают споры о вреде и пользе телевизора, компьютера и мобильного телефона для здоровья ребенка. Аргументы «за» и «против» высказывают врачи, психологи и родители. Совсем недавно представлен рейтинг вредности техники для зрения детей дошкольного возраста. Вот как он выглядит: 1 место — мобильные телефоны, 2 место — планшеты , 3 место — компьютеры и 4 место — телевизор.

О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.

С

овременные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым педагогом. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

Но есть одно «но».

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером.

Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит «псевдообщение».

Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?

Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного — через полчаса, у другого — через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание, частые перемены позы), в изменении настроения и др. У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе — с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).

По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии). У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка. Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.

Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и отсутствие привычных (для какой-либо другой деятельности) признаков усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные изменения в функционировании физиологических систем своего организма и поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила взаимодействия человека с компьютером.

К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.

Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.)

Основные признаки, определяющие зависимость от компьютера и телевизора.

  1. Не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении;
  3. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  4. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером и телевизором;
  5. Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера и телевизора;
  6. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, просмотра телевизионных каналов;

Меры по профилактике компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы компьютер и телевизор стали союзниками в воспитании и развитии ребёнка, а не врагами, необходимо строго выполнять ряд требований.

1. Рекомендуется размещать компьютер и телевизор в общей комнате, а не в детской, таким образом обсуждение интернета и телевизионных программ станет повседневной привычкой, и ребенок не будет находиться наедине с «оргтехникой».

2. Ограничение пребывания ребенка перед экраном телевизора и монитора компьютера:

-Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2- 3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;

— Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет;

3. Соответствие компьютерных программ и телевизионных передач возрасту ребенка.

Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры. Она должна:

  • соответствовать возрасту ребёнка;
  • состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;
  • занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических правил при размещении компьютера и телевизора:

Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию.

Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

— стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

— монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;

— глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

— расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, до телевизора — не менее 3-х метров;

— источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

-провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

5. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

6. Выключение компьютера и телевизора после завершения сеанса просмотра. Составление семейных правил использования телевизора и компьютера.

7. Привлечение ребенка к участию в семейных делах.

8. Использование различных здоровьесберегающих технологий.

После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

• Зажмуривание чередуем с широким открытием глаз.

• Вращение глаз без поворота головы: сначала в одном, а потом в другом направлении.

• Учащенное моргание в течение (30-60 с).

• Массаж век круговыми движениями пальцев (30 — 60с).

— Динамические паузы. Выполнение комплекса

физических упражнений — наклоны, приседания, отжимания, «лодочка», «ласточка».

8. Обязательное ежедневное совместное времяпрепровождение: чтение книг, настольные игры, походы и т.д.

Известная пословица гласит: «Здоровье и счастье не живут друг без друга».

Самое важное, что могут сделать родители для своего ребенка — это любить его и сохранить его здоровье, а не окружать его дорогими вещами и оставлять одного в комнате, где круглые сутки работает телевизор и компьютер.

А чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Если родители уделяют ему достаточное количество внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, то у дошкольника вырабатывается стойкий иммунитет к игровой компьютерной зависимости.

Будьте здоровы и счастливы!

Источники:

  • https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-televizor-i-kompyuter-v-zhizni-doshkolnika.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-kompyuternoi-i-televizionoi-zavisimosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: