Родительское собрание «Отношения в семье как основа взаимопонимания»


Родительское собрание. Взаимодействие семьи и школы материал на тему

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества». (слайд 1)

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи:

  • Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.
  • Сформировать у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.
  • Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.

Оборудование собрания: 4 свечки с надписями: спокойствие, вера, любовь, надежда; на ватмане нарисованное дерево без листьев; вырезанные из самоклеющейся бумаги зелёные листочки; компьютер; проектор.

Ход собрания:

1.Вступительное слово.

— Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

В качестве логотипа я выбрала картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирущий наших детей.

— Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»

2. Притча «Надежда».

Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я — спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я — вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я — любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

— Что вы делаете?! Вы должны гореть — я боюсь темноты! — произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я — надежда.

Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

3. Решение проблемной ситуации.

— Сейчас я Вам предлагаю типичную проблемную ситуацию, в которой нам нужно будет разобраться. (Ситуацию можно, по возможности, инсценировать с подготовленными людьми)

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не …

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я …

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все! Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!

— А теперь я попрошу вас ответить на вопросы (слайд 3)

1. Предложите решение данной ситуации с точки зрения родителей.

2. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации?

(Аргументы родителей)

— В данной ситуации явно видно, что ребёнка ущемляют, как личность, ему даже не дают возможность сказать, объяснить.

— Анализируя эту ситуацию, возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание — есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (Антон Семёнович Макаренко)

— Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

— Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)

-У каждого из Вас (и у меня) есть зелёные листочки(листочки вырезаны из самоклеющейся цветной бумаги). Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)

— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

— Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок (слайд 5) – сухим, пустым, злым и чёрствым, или (слайд 6) разносторонним, счастливым, добрым и всем тем, что написано на этих листках.

— Теперь я вас попрошу разделиться на 4 группы.

— Первые 2 группы обсудите, как можно добиться данных ожидаемых результатов с помощью семьи, а 2 другие группы – с помощью школы. (Родители обсуждают и оглашают предложения)

— А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов? (работая вместе)

— Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.

Инновацией применительно к сфере воспитания и образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. (слайд 7)

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

— развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;

-постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;

— формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

5. Задачи школьно – семейного воспитания.

— Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. (слайд 8) Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является наше с вами школьно — семейное воспитание.

Следовательно, нашими совместными задачами являются: (слайд 9)

  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
  • обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

6.Вручение памяток родителям.

— На память о нашем родительском собрании я дарю вам памятку «Мы вместе», в которой приведены советы по взаимодействию семьи и школы в интересах Вашего ребенка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно. (слайд 10 – 13)

Краткий совместный комментарий по некоторым пунктам памятки. (Приложение)

7.Решение родительского собрания.

— Обобщая вышесказанное, я предлагаю в постановление родительского собрания вынести следующее: (слайд 14)

1. Использовать оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах личности ребенка. Чаще сотрудничать.

2. Проводить совместные мероприятия по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.

3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

— У кого есть дополнения?

— На этом родительское собрание можно считать закрытым. (слайд 15) Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Используемые источники и литература:

  • https://ironbp.front.ru/chap2_4.html
  • https://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/145884/
  • https://images.yandex.ru
  • https://nsportal.ru
  • https://festival.1september.ru
  • https://s14005.edu35.ru

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

12 Сентября 2011

За окном глубокая осень: хмуро, идет дождь, а здесь хотелось бы создать теплую доброжелательную атмосферу, как в семье. Перед вами лежат осенние листочки, напишите на них ваши имена и прикрепите, пожалуйста. Я вас приветствую (перечисляю их имена).

Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья. Многие из нас строят свою семью.

Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.

«Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

  • из уюта, порядка и готовых обедов;
  • из добрых отношений между членами семьи;
  • из вклада каждого в общее семейное дело;
  • из семейных праздников.

А здоровая семья – это семья без конфликтов. Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям.

Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

  • непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
  • чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);
  • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
  • чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

Я предлагаю Вам, уважаемые родители, написать свою конфликтную ситуацию …

Кто готов — опустите свою записку в шляпу. И так все готовы?

Прошу Вас образовать 2 круга, встать лицом к друг другу. Ваша задача вытянуть из шляпы проблему, а человек, который окажется напротив Вас, должен найти пути решения. Затем он вытянет следующую проблему из шляпы. Делаем вместе (внешний круг) шаг вправо, отвечать будет тот, кто стоит напротив задавшего вопрос.

  • Как же надо поступить в данной ситуации?
  • Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?
  • Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).

  • Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)
  • Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).

Предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Давайте теперь ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
  • Когда в последний раз гладили его по голове?
  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

Рефлексия родителей:

Игра «Свиток»

Продолжите «Дружная, счастливая семья это….» (я даю листок бумаги и начинаю писать первая, затем родитель отвечает…)

Давайте прочитаем наш свиток.

Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. И в заключении мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, который известно во всем мире как «Раскаяние отца».

В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах.

«Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери, «Что тебе нужно?»- спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне Обнял за шею и поцеловал.

Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мой сделала привычка? Привычка придираться, распекать такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление.

Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину одно сейчас, когда я вижу тебя. Сын, устало съежившегося в твоей кроватке я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера, ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече.

Я требовал слишком многого, слишком многого.»

Подведение итогов. Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?
  • Да, — ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Автор материала: Мокроусова Оксана Алексеевна Учитель ИЗО искусства и черчения МОУ СОШ №1 г.Мичуринска

Поделиться с друзьями

Родительское собрание — Конфликты и пути их разрешенияРодительское собрание с детьми — Человек и профессия

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: