Метод проектов в экологическом образовании дошкольников Метод проектов в экологическом образовании дошкольников Воспитатель: Ярикова Наталья Евгеньевна. — презентация


Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности

Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности

В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры. Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитатели ДОУ используют различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, является наиболее успешным для воспитания экологической культуры дошкольников.

Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка.

Исходит из детских потребностей и интересов, хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Переход к проектной деятельности для нашего коллектива был интересным и сложным. Мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, наш педагогический коллектив представляет свой наработанный материал по экологическому проекту «Земля — наш общий дом», с детьми дошкольного возраста.

На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

В проекте представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Проект предусматривает также художественно-творческую деятельность.

Название проекта:

«Земля — наш общий дом».

Вид проекта:

долгосрочный, исследовательский, творческий.

Участники проекта:

дети дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Направление:

познавательно-речевое развитие; социально — личностное развитие; художественно-эстетическое развитие; коммуникация.

Актуальность проблемы.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом в детском саду проводятся все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.

Цель проекта:

Формирование у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.

Задачи проекта:

1. Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

2. Расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.

3. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

4.Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. Ребята умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

— Все живые организмы имеют равное право на жизнь. — В природе все взаимосвязано.

— В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

3. Дети различают живую природу (растения, грибы, животные, человек), и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце).

4. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки времен года. Объясняют причины смены времен года.

5. У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

6. Дети владеют навыками экологически безопасного поведения в природе, знают запрещающие и разрешающие экологические знаки.

7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей группы.

Проектная деятельность, на наш взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно — образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Они уверенно отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. Вместе с педагогами дети ухаживали за растениями в уголке природы, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнавали о взаимосвязях в природе и о способах ее сохранения. Посещение музея, участие в выставках, прогулки в парке, все это способствовало развитию интереса у детей к объектам и явлениям природы, а так же взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

Для целенаправленного воспитания экологической культуры воспитанников, формирования у них системы эколого-краеведческих знаний и умений в рамках проекта «Земля — наш общий дом» были реализованы групповые проекты:

«Эти удивительные камни» в подготовительной группе.

Цель: расширение знаний детей о камнях; создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

«Удивительные свойства воды» в подготовительной группе.

Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле

«Зимующие птицы» в старшей группе.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах; развивать интерес и любовь к родному краю, умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

«Осень золотая»

Цель:

Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях

«Увлекательное путешествие в мир насекомых» в старшей группе.

Цель: сформировать представления детей о разнообразии насекомых, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям насекомых.

«Огород на подоконнике» в средней группе.

Цель:

«Дети Земли» в подготовительной группе..

Цель: развивать художественное представление путем восприятия красоты живой природы; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию у детей эстетического вкуса на примере художественных произведений; развивать творческую активность.

Метод проектов оказал положительное влияние на формирование экологической культуры дошкольников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы. Участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: