Презентация «Великие портретисты прошлого» 6 класс

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Подготовила Учитель изобразительного искусства Тимченко Татьяна Геннадьевна МБОУ СОШ №25 г. Новошахтинск Портрет

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Их создавали не только для того чтобы прославить на века грозного владыку. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали.

Изображение лица человека в скульптуре и живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров как Рембрандт Хармес ван Рейн, Антонис Ван Дейк и Диего Веласкес. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет» Рембрандт «Портрет старика в красном»

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатлел мастер портрета Ф. Рокотов. Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской ». В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной». 1797. Третьяковская галерея. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина».

Русские художники XIX века обратились к портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. Много великолепных портретов создали И.Репин, В. Серов. Они сохранили для нас образы своих современников. И.Е. Репин В.А. Серов

В.А. Серов «Девочка с персиками» В.А. Серов «Портрет актрисы Ермоловой».

И. Н. Крамской «Автопортрет» И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого». 1873 год. Третьяковская галерея. И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883. Третьяковская галерея.

Цель урока: Познакомиться с историей развития портретного жанра; Познакомиться с историей развития портретного жанра; Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Воспитание патриотического отношения к Родине.

История портрета Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века…

Самый древний портрет Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.

Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расшире- нием круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.

Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.

Портрет Средневековья Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с XXII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно- художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей и поэтому он вышел на первый план в искусстве

Портрет маньеризма Маньеризм — (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы.

Эль Греко В искусстве маньеризма портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения.

Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

ПОРТРЕТ 17 век В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живо- писи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (), Франсуа Буше () и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.

Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (), воздвигнутый в Петербурге в гг.

ПОРТРЕТ 19 век XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоли- кости образов. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внут- реннего «я» человека, наделенного свободой воли.

Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника- романтика Эжена Делакруа ().

Портрет 20 и 21 веков. В портретном искусстве ХХXXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие. Человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.

Обобщение и закрепление знаний Что такое портрет? Как развивался портретный жанр? Что влияет на развитие портретного жанра? На какие периоды можно разделить историю портрета? К какому времени относится самый древний портрет? Что такое «маньеризм» и каковы его особенности? Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке. Каковы особенности современного портретного жанра? Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?

Домашнее задание Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.

Подведем итоги Понравился вам урок? Понравился вам урок? Что больше всего вас заинтересовало? Что больше всего вас заинтересовало? Что нового вы узнали? Что нового вы узнали? Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок. Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.

ЗАДАЧИ: по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым тоже люди не похожи друг на друга всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальностью жизненный путь человека – след в его облике СМЫСЛ ПОРТРЕТА -радость узнавания -сходство внутренности

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТРЕТА О чём может рассказать нам портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да ещё из далёкого от нас времени? Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения.

В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали восковую или гипсовую маску, лицам придавали спокойствие и величие. Портреты выполняли религиозно- магическую функцию (величественные статуи). При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми мелками. Художники сосредотачивались на особенностях лица – каждая морщинка, складка выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчёркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию. Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. Приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. В русском искусстве портрет возник в 17 в. Писали на доске темперными красками – парсуны. К концу 18 в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства.

В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? В чём состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства? Что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица – достаточно ли этого? Что является не менее важным в особенностях портрета?

Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер. Надо понять, что не существует «телесной красоты», а лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.

«Джоконда», чьё совершенство в создании идеального образа? Пышное убранство дворцов, идеал изобилия и здоровья? «Портрет старушки» – теплота и духовная глубина, великие печали и радости. «Портрет Л. Н. Толстого» – творчество судьбы народа, правдивая картина жизни страны. «Смеющаяся девушка», «Кочегар», «Неизвестная» – раскрытие характера, всё внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности образа. Эксперименты с формой, цветом «Девочка с косичками», «Мадам Матисс». Обрывки реальности, причудливо соединяясь образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видение сна. «Лицо Мэй Уэст».

Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились. Назови великих русских портретистов, расскажи о них. Составь рассказ об истории развития жанра портрета.

«Портреты Кипренского» — Автопортрет 1808г. Характерные особенности портретной живописи 19 века. В портрете простота и целостность замысла, благородная содержательность красок. «Портрет мальчика Челищева». «Портрет В.А.Жуковского». «Портрет Е.И.Чаплица». Творческая биография художника. «Портрет К.Н. Батюшкова». «Портрет Д.Давыдова» 1809г.

«Портрет учителя» — Психологический портрет учителя. Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Удачи вам, дебютанты и асы.

«Портрет в музыке» — М.И.Дунаевский. Н.А.Римский-Корсаков. Воет кто там? Опера. Тучи метлой гонит кто там? тема Царевны -Лебедь. «Портреты в музыке». Танцуют. Стонет кто там? М.И. Дунаевский. Кто там? Акцент — ударение в музыке. Поют. тема Белочки. П.И. Чайковский. В темной ночной глубине? нарисовать рисунок к пьесе «Баба-Яга».

«Русский портрет 18 века» — Портрет Григория Григориевича Орлова. 1762-1763г. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Энергичный поворот головы придает портрету благородный пафос. На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Портрет Г.Р. Державина. 1811.

«Искусство портрета» — Или группы людей, Портрет Возрождения. Основные принципы развития портретного жанра. Портрет 20 и 21 веков. Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г. А.Дюрер «Автопортрет». Что влияет на развитие портретного жанра? ПОРТРЕТ 19 век. Что такое портрет? Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского». Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

«Русский портрет XVIII века 1» — Облик Е. Нарышкиной вполне соответствует идеалу своего времени. Ф. Рокотов. Портрет В.Новосильцевой. Художник изображает девушек в театрально –праздничной приподнятости. Портреты «смольнянок». А.Матвеев «Автопортрет с женой». Портрет Нелидовой. Портрет Александры Струйской. И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».

Посвященная передаче образа одного человека, а также группы из двух-трех людей на холсте или бумажном листе. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. Рисунок лица человека на портрете — это одно из самых сложных направлений в живописи. Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего. Размеры портрета определяют его вид. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот «три четверти» в ту или другую сторону и в профиль. Портрет как содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок.

История жанра портрет

Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет. «Картина» была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Портрет представляет собой обведенный мелом контур, отдаленно напоминающий черты человеческого лица. Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта. Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. Человеку свойственно творить, талантливые люди не могут жить без того, чтобы не оставить после себя какой-то след. Это может быть выложенный из камешков узор посреди поля, вырезанный орнамент на коре дерева, чье-то лицо, нарисованное углем на скале. Возможностей для творчества сколько угодно.

Лепные изображения

Когда-то портретный жанр тяготел к воплощению в скульптуре, поскольку в глубокой древности не было художников, досконально владевших кистью и способных передать игру света и тени. Изображение лица в глине удавалось лучше, и поэтому в те далекие времена доминировали именно лепные портреты. Искусство живописи появилось намного позже, когда человечество осознало необходимость культурного общения.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм.

Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Далее наступает период романтизма. Здесь наиболее известными художниками являются Брюллов, Варнек, Тропинин и Кипренский.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

портрет жанр в изобразительном искусстве

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Захоронения

Появление изображений, близких к рисунку, также относится к более позднему периоду, а первые портреты были найдены на древних восточных территориях. В египетском государстве происходило обожествление усопших. При захоронении создавался своего рода портрет, который условно считался двойником умершего. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. История жанра портрет содержит множество примеров культовых изображений как в рисунке, так и в скульптуре. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. Египетских усопших стали хоронить в саркофагах, на крышке которых изображался умерший в полный рост с красивым стилизованным лицом. Такие похороны устраивались исключительно для знати. Египетские фараоны, например, помещались не только в саркофаг, но еще и в гробницу, которая представляла собой огромное сооружение.

Разнообразие решений

У художника при написании портрета есть выбор: изобразить лицо и одежду человека в соответствии с оригиналом или проявить творческий подход, создавая изысканную креативную картину. Главным условием при этом остается сходство, которое играет доминирующую роль. Самостоятельный — портретное искусство, открыт для экспериментов самого широкого спектра. Художник имеет возможность совершенствовать свое мастерство, применяя новейшие технические достижения.

И действительно, решающее значение для достижения оптимального результата имеет техника исполнения. Самым распространенным способом портретной живописи у профессиональных художников является Этот стиль уходит корнями в глубь веков. Его использовали художники древности. Их работы сохранились до наших дней. Портрет как жанр изобразительного искусства существует с незапамятных времен, а сегодня он является популярным средством художественного самовыражения.

Натюрморт

Натюрморт

Натюрморт (франц. Nature morte, итал. nature morta, букв. – мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, букв. – тихая или неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы в XV веке до нашей эры. в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери, мебель.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изобра­жали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной чело­вечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).

С начала XX в. к жанру натюрморта обраща­ются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер­нуться в любой момент. [2:50]

Типы

Жанр портрета подразделяется на несколько типов: парадный, камерный, интимный и сюжетный. Также существует особый тип под названием автопортрет, когда художник изображает самого себя. Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. В целом жанр портрета является вполне самостоятельным подчиняющимся определенным правилам. Эти правила никогда не нарушаются, хотя их рамки могут быть расширены при определенных обстоятельствах.

Помимо уже перечисленных, существует еще один жанр портрета, включающий в себя особые художественные признаки, специализированная разновидность, требующая системного подхода. Это костюмированный портрет, когда на полотне изображается современный человек в одежде прошедшего времени. Диапазон сюжетов не ограничен: от шкур, в которые облачался первобытный человек, до свадебного наряда эпохи Ренессанса. В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности. В Российской Федерации, особенно в Москве, костюмированный портрет получил широкое распространение, но произошло это не в угоду моде, а скорее, как дань искусству.

Жанр портрета в искусстве

Живописные полотна, написанные в разное время, объединяет одно обязательное условие — картины должны быть достоверными. Немаловажную роль при этом играет портретная составляющая, а иначе говоря — изображение лица персонажей. От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. Выражение глаз, улыбки или, наоборот, нахмуренные брови, все нюансы должны быть отражены на полотне. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Именно поэтому жанр портрета в искусстве столь однозначен и требует от мастера полной отдачи. Опытным художникам лучше всего удаются картины, в сюжете которых присутствуют люди, их лица крупным планом и акцентированное движение.

Открытый урок изобразительного искусства «Портрет в живописи»

Портрет в живописи играет очень важную роль в искусстве с давних времен, и с историей появления портрета и его роли в истории искусства вас познакомит Круглова Соня.

А вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Сообщение:«Роль и место в живописи портрета в истории искусства»

4 слайд

Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э.Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.

Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в XVI веку до н.э.

По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. .
4 слайд
.
5 слайд
Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.

Люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.

Вопросы учителя:

1. Где были найдены первые портреты в живописи? Др.Египет о.Крит назв «Парижанка»

2.Почему человек всегда стремился изобразить себя?

3. Как вы думаете, сегодня портретная живопись востребована, как и прежде?

Все верно, молодцы.

Я предлагаю

отправиться в небольшое путешествие по эпохам, где портрет расцвел

особенно. 6 слайд.

Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность. Именитыми мастерами этой эпохи стали знаменитые художники периода Возрождения, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.Художники итальянского Возрождения стремились к изображению возвышенного и прекрасного. Совершенства достиг Рафаэль и Леонардо да Винчи.
7 слайд
. Рафаэль «Портрет Кардинала»
8 слайд
. В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке, и в начале писали их точно таким же методом, как и иконы. Такие портреты называли «парсунами» от слова «персона»
.
9-10 слайд.

Русские художники добились выдающихся успехов в искусстве портрета 18 в. В. Боровиковский «портрет М.И.Лопухиной», Ф.Рокотов «портрет Александры Струйской», Д.Левицкий «портрет Екатерины Нелидовой».

11-12слайд

. Художники-портретисты 19века стремились создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа. Внимание к людям всех слоёв общества, утверждение самоценности каждого стало основной задачей произведений. А.Венецианов «Захарка», В .Тропинин «Женщина в окне» . .

13слайд.

Творчество современного художника А.Шилова. не оставит равнодушным не одного зрителя, он создает изысканные и утонченные современные портреты.

14 слайд

Знаете ли вы как рождается портрет ?

я предлагаю вам посмотреть на момент рождения портрета современного художника Кирилла Духанова.

Вам понравилось? В какой технике художник выполнял портрет? Какие материалы он использовал?

Кого он писал?

15 слайд

А теперь берем свои зарисовки с прошлого урока портрета мамы и приступаем к практическому заданию.

Наш задача выполнить портрет своей мамы в технике живопись, использовать для работы мы будем гуашь, или акварель.

И сегодня мы закончим работу в цвете.

Литературные портреты

Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Литературных приемов для этого значительно больше, богатый русский язык позволяет использовать многочисленные художественные формы, обороты и словосочетания. Цель, к которой стремится писатель, по смыслу идентична замыслу художника, литератор описывает выражение лица как следствие настроений человека, отражение его мыслей, эмоций и переживаний. портрета достаточно сложен. Описывать нужно, избегая поверхностных формулировок. Для этого требуется мастерство истинного творца. Среди русских писателей, способных выразить в нескольких словах суть человеческого облика, на первом месте находится великий Максим Горький. Его американский последователь, так же виртуозно владел искусством словесного портретного рисунка. Жанр литературного портрета многообразен, описание следует определенному стилю, оно может быть веселым или грустным, кратким или пространным, все зависит от каждого отдельного произведения.

Фотография

С появлением дагеротипии расширились возможности изобразительного искусства, и портреты не стали исключением. Фотопортрет стоил намного дешевле картины, написанной маслом, да и узнаваемость была стопроцентной. И хотя художники язвительно замечали, что фотография — для бедных», широкая публика повернулась в сторону более точного изображения на пластине с серебряным покрытием. Жанр фотографии портрет быстро вошел в моду, от желающих запечатлеть себя и своих близких не было отбоя.

Однако у нового способа, дагеротипа, были свои недостатки. Фотография, в отличие от живописного портрета, не позволяла что-либо менять. Изображение застывало раз и навсегда, исправить что-то было невозможно. А если учесть, что человек фотографировался сидя или стоя (в напряженной позе), то выходил он на снимке не лучшим образом. Поэтому было много разочарований, претензий и недовольства. Тем не менее портретные снимки прижились, люди научились артистично позировать, и все встало на свои места.

Батальный жанр

Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). [3:43]

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий приближает жанр битвы к историческому. И желание показать повседневную жизнь военных на фронте или в казармах перекликается с жанром битвы с повседневностью. Художник, работающий в жанре битвы, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может передать на холст не только события, но и свои личные переживания, впечатления и ощущения, связанные с этими событиями.

Люди интересовались образом воина в древние времена. Затем они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме и на Востоке. Они нашли древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены, мозаики, изображающие военную тематику.

В средние века военные образы были распространены на книжных миниатюрах, иконах и даже на тканях. В XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, в Италии начала активно развиваться боевая живопись. Паоло Уччелло и Пьеро Делла Франческа были одними из первых художников, работавших над военной тематикой. В росписи Леонардо да Винчи военные действия получили героическое обобщение и идеологическое содержание (картина «Битва при Ангиари»). А Микеланджело в картине «Кашинская битва» подчеркнул героическую готовность к бою. На полотнах Тициана появилась сцена настоящего сражения, а на работах Тинторетто появилось бесчисленное множество воинов (картина «Битва зари») [5].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: