Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО
Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО
Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие
двух важных институтов социализации детей —
семьи и детского сада
.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями
. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
На сегодняшний день, в рамках реализации ФГОС
ДО для педагогов дошкольного образования в данном направлении работы один выход: включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с
детским
садом и изменение ценностного отношения сотрудников
детского сада к семье
.
Цель педагогов — создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ
, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом
взаимодействии ДОУ и семьи
. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышения компетентности родителей
(законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных задач
ФГОС ДО
. В связи с этим, с целью создания партнерских отношений
«семья — детский сад»
, возникает необходимость по иному взглянуть на проблему
взаимодействия ДОУ с родителями
.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано
:
• информировать родителей (законных представителей)
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только
семье
, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей)
в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи
;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
:
• привлечь семью
на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, оказать ей педагогическую помощь;
• учитывать дифференцированный подход к каждой семье
, учитывать социальный статус и микроклимат
семьи
, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей;
• создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ
, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Задачи педагогов: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи
, повысить компетентность родителей, установить партнерские отношения с
семьей
каждого воспитанника, создать атмосферу
взаимопонимания
, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки между ДОУ и семьей
.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
, обе стороны желают по окончании
детского сада
получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
:
Познавательное направление — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает: общие и групповые собрания, консультации, семинары, индивидуальные беседы. Выставки детских работ и поделок
, изготовленных вместе с родителями. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы. Открытые занятия, мастер-классы, совместное создание предметно-развивающей среды.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Информационно-аналитическое направление — направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи
и учесть индивидуальные особенности, позволяет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в
детском саду
.
По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование, личные беседы. Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы)
. Содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей, его необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет.
Досуговое направление — это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Оно призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет
.
По данному направлению можно организовать: праздники, развлечения, празднование дней рождения, выставки, конкурсы к традиционным праздникам, дни добрых дел и многое другое.
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная
, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в
семье
.
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья)
стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не
«на бумаге»
, то постепенно даст определенные результаты: родители из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, тем самым создастся атмосфера
взаимоуважения
. А позиция родителей
как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.