Задачи и цели трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.
Основные задачи трудового воспитания:
- Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
- Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
- Сформировать бережное отношение к труду
- Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость
Значение труда для развития личности
Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.
Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.
Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.
Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.
Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.
Формы и виды трудового воспитания
Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.
Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.
Виды трудового воспитания
Самообслуживание
Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.
Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:
- Постоянно совершать эти действия
- Следить за выполнением трудовых процессов
- Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности
По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.
Хозяйственно-бытовой труд
Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.
Труд в природе
Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.
Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.
Ручной труд
Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.
Формы трудового воспитания
Выделяют три основные формы трудового воспитания:
- Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
- Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
- Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.
Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам
Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.
- Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
- Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
- Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.
Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.
Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.
Изготовление макета по ПДД в детском саду своими руками
Трудовое воспитание в младшей группе
Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.
Нюансы, которые следует учесть:
- трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
- детей нужно хвалить за любые успехи;
- чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
- прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.
Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».
Трудовое воспитание в средней группе
К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.
В методике работы важно:
- отметить желание ребенка помочь;
- работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
- используются наглядные пособия;
- проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.
Трудовое воспитание в старшей группе
С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.
Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.
?
Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.
Трудовое воспитание в подготовительной группе
Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.
Планирование прогулки в подготовительной группе зимой
На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.
Методы и средства трудового воспитания
С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.
Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:
- Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
- Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
- Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:
- Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
- Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
- Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
- Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком
Виды и формы занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе
Трудовое воспитание проходит красной линией через все направления образовательной деятельности в ДОУ за счёт организации разных видов занятий.
Поручения
В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.
Поручения могут быть трёх типов:
- индивидуальные (воспитанник получает задание полить фикус в группе);
- групповые (поручения адресуются 2–4 ребятам, к примеру, после проведения досугового мероприятия разложить игровой материал по коробкам — куклы, машинки, настольные игры, спортивный инвентарь);
- общие (задание получают все дети в группе, например, убрать за собой писчие принадлежности в коробку, разложив отдельно карандаши, отдельно ручки, после того, как закончится занятие по обучению грамоте).
В учебно-образовательном процессе комбинируются все виды заданий, что отображается при составлении картотеки трудовых поручений. Этот вид занятий трудовой деятельностью особенно остро нуждается в поощрении. И не только за достойное выполнение поручения, но и за инициативу, стремление оказать помощь.
Это интересно. Поручение совершенно не исключает помощь взрослого в выполнении задания. Более того, такой подход формирует в детях ощущение сильного плеча, уверенность в помощи окружающих.
Ребёнку при выполнении поручений важно знать, что это принесёт пользу, а самого малыша похвалят
Дежурство
Этот вид трудовой деятельности заключается в получении несколькими (2–4) детьми определённой задачи, выполнение которой требует проявления высокой степени ответственности. Дежурства могут быть следующих видов:
- по столовой, предполагающее раскладывание приборов, расстановку по столам тарелочек с хлебом и т. д.;
- по территории, когда ребята после прогулки накрывают песочницу, собирают оставшиеся игрушки, подметают дорожки;
- по подготовке к занятиям, то есть ребята готовят наборы материалов для каждого воспитанника в соответствии с учебно-воспитательным направлением конкретного урока (краски, кисточки, вода, тряпочка, листы бумаги — на рисовании красками и пр.);
- в уголке природы — дети поливают цветы, насыпают корм рыбкам и пр. (одним из приёмов работы в этом виде трудовой деятельности является «разговор с животными, цветами», когда воспитанники благодарят растения за цветение, желают доброго дня и т. д., что помогает ребятам понять важность внимания и доброго слова для всего живого).
Дежурства способствуют объединению коллектива малышей, приучают их нести ответственность за свои действия перед группой, а также помогают лучше узнать друг друга.
Совместный труд
Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть занятия заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.
В ходе совместной трудовой деятельности дошкольники учатся договариваться и учитывать мнение товарищей
По своему опыту могу сказать, что совместную деятельность я практикую, например, при подготовке комнаты группы к открытому занятию. Так, один ребёнок собирает необходимые для урока игрушки, сверяя комплект со списком, который я ему дала, второй — раскладывает на столах файлы с комплектами материалов, третий — разносит на каждый стол карандаши, четвёртый — протирает пыль на полках и т. д. После завершения подготовительного этапа я благодарю всех ребят за помощь и обращаю их внимание на то, что работать в чистом и хорошо организованном помещении нам будет удобно и приятно.
Это интересно. Совместный труд предполагает зависимость детей друг от друга, тесный контакт. Поэтому важно подбирать задания так, чтобы воспитанники могли полноценно выполнить свою задачу. Например, Полину нельзя ставить в работу с Машей — она отвлекается, а Мише не стоит давать задание разобрать конструктор после игры, так как мальчик не умеет работать быстро, к тому же игрушка наверняка его увлечёт.
Видео: образец организации совместной трудовой деятельности в подготовительной группе
Формы трудовой деятельности старших дошкольников
Труд в подготовительной группе организуется в форме:
- непосредственной образовательной деятельности (на занятиях);
- досуговых мероприятий (на прогулке, утренниках и т. д.);
- самостоятельной деятельности (обычно в виде поручений, например, убрать антураж — кукол, кресло, игрушечную посуду и пр. — после игры «Дочки-матери»).
В хорошую погоду трудовая деятельность организуется преимущественно на улице
Особенности трудового воспитания в семье
- Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
- Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
- Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
- Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
- Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
- Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
- Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
- Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
- Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают
Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста
Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.
У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.
Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.
Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.
Трудовое воспитание девочек
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.
Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.
В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
Картотека трудовых поручений для детей подготовительной группы
Екатерина Смирнова
Картотека трудовых поручений для детей подготовительной группы
Задание №1
«Полив комнатных растений»
.
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
«Мытьё комнатных растений»
.
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья)
и правилах
(не заливать, поливать равномерно)
; воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать
детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора»
.
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения, напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка)
.
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями»
.
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений»
.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений»
.
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов»
.
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений»
.
Цель: расширить представления детей о трудовыхдействиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука»
.
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха»
.
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей»
.
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий,требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней»
.
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями)
; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой»
.
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель:самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности»
.Цель: развивать чувство ответственности за
порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели»
.
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец»
.
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детейподдерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков»
.
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала»
.
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23 Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек»
.
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры»
.
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол»
.
Цель: учить детейпомогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья»
.
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности»
.
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности)
.
Задание №31
«Поддержание порядка в шкафу с пособиями»
.Цель: учить
детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32 «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».Цель: учить детейпри работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде. Задание №33
«Уборка строительного материала»
.Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать
детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. Задание №34
«Уборка в игровом уголке»
.Цель: учить
детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35 «Расставим стулья в определенном порядке»
.Цель: продолжать развивать
трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36 «Ремонт коробок для бросового материала»
.Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке»
.
(реставрация книг)
.
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками)
. Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление
трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39 «У нас в шкафу порядок»
.Цель: приучать
детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате»
.
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.
Советы родителям
- Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
- Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей — это главное занятие
- С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
- Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
- Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
- Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых