Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины»


Технологическая карта по музыке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:

Музыка.

Класс:

3 «В».

УМК:

«Перспектива».

Автор УМК

:Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Тема урока

: «Образы природы в музыке».

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Вид урока:

Проблемный урок, беседа.

Цель урока:

Создание условий для формирования знаний об образах природы в музыке и умений анализировать музыкальные произведения.

Задачи для учителя:

Образовательные

: сформировать знания об образах природы в музыке через анализ музыкальных произведений; выстроить анализ каждого прослушенного музыкального произведения; разучить песню «Шире круг».

Развивающие

: развивать навык выразительного, громкого, ритмичного, уверенного пения для полного понимания смысла музыкального теста и образов природы в музыке; развивать психологические процессы, то есть память, внимание, речь, мышление, воображение и творческие способности.

Воспитательные

: воспитывать любовь и интерес к музыке; умение работать в парах и индивидуально.

Задачи урока для ученика:

на знание:

разработать план урока музыки; написать словарь эстетических эмоций; воспроизвести имеющиеся вокальные умения при разучивании песни «Шире круг» и знания о природе.

на понимание:

продемонстрировать понимание фактов, а именно объяснить характеристику образов природы; разграничить понятия образов природы; пересказать образ природы по каждому времени году; описать своими словами образ природы комплексом имен прилагательных.

на применение:

применять знания в конкретных ситуациях, а именно продемонстрировать музыкальные способности при разучивании песни «Шире круг»; расписать комплекс прилагательных на образ природы каждого времени года.

на анализ:

разбить сложное на простые части и найти четкие сведения для обобщений, а именно сравнить музыкальные произведения между собой при их прослушивании; детально изучить песню «Шире круг», образ природы каждого времени года; установить отличия между образами природы каждого времени года.

на синтез:

собрать разные идеи в одно целое или предложить альтернативное решение, а именно составить словарик эстетических эмоций.

на оценку:

вынести суждение или защитить позицию на основе сведений и критериев, а именно оценить свои умения и способности при выполнении практических заданий, оспорить свою точку зрения, раскритиковать мнение одноклассника, выразить свое мнение по новой теме или отдельному изученному пункту новой темы.

Планируемые результаты изучения темы
Предметные Метапредметные Личностные
Учащийся научится:

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-формирование общего представления о музыкальной картине мира;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;

-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

-сформировать знания об образах природы в музыке через анализ музыкальных произведений;

-анализировать каждое прослушенное музыкальное произведение;

-разучивать песню «Шире круг».

Учащийся научится:

1.Познавательные УУД :

осваивать способы решения проблем поискового характера;

-осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

-овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по признакам, устанавливать причинно- следственные связи, рассуждать;

-развивать в себе психологические процессы, то есть память, мышление, речь.

2.РегулятивныеУУД

:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

3.КоммуникативныеУУД:

взаимодействие с учителем и классом.

Учащийся получит возможность формирования:

-любви, интереса к предмету музыка;

-умения работать индивидуально и в парах;

-мотивов учебной деятельности и личного смысла учения;

-основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Технологическая карта урока музыки

-Мы знаем, что существуют три «кита» или три основных жанра, которые помогают понять музыку. Назовите их?

-Сегодня вы с вами познакомимся со вторым «китом» или жанром. Что это за жанр?

-Тогда предположите, какая же у нас сегодня тема урока?

-Вы правы, сегодня вы с вами поговорим о разных жанрах.

-Скажите, а когда люди обычно танцуют?

-А вы знаете, когда же появился танец?

-Первоначально танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.

Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции

-Кто из вас хоть раз в жизни танцевал или ходил в хореографическую студию?

-А какие танцы вы знаете?

-А под какую музыку вы входили в класс в начале урока?

(включает музыку ещё раз, если дети затрудняются ответить

-Да, полька.

Полька — это весёлый танец. Его танцуют парами легко, отрывисто и с подскоками. Пара за парой несутся ребята по кругу. И вдруг, движения меняются. Движения другие, топают каблучками, показывают пятку и носок. А потом меняется ещё раз.

— Полька – это быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки, который впервые появился в Чехии, то есть это чешский народный танец.

Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент этого танца.

-Русский композитор П.И. Чайковский написал пьесу для фортепиано и назвал её «Итальянская полька». Я предлагаю вам послушать её, но перед прослушиванием обратите внимание, на сколько частей разделена эта пьеса.

-А что вы заметили эти части похожи между собой?

-Какой характер был у музыки?

-Я предлагаю вам станцевать польку под музыку Чайковского.

-Для начала распределитесь по парам.

Показывает движения польки без музыки, а затем с музыкой

.

-Мы поговорили с вами о польке. А сейчас я предлагаю вам поговорить о вальсе, который во всём мире называют королём танцев.

-Вы знали об этом?

-Рождён вальс на границе трёх стран: Германии, Венгрии и Чехии в 17-18 веках, очень много лет назад, но он до сих пор считается лучшим танцем во всём мире. Другие танцы уходят, изменяются, а вальс- вечен.

-Великий русский композитор П.И. Чайковский написал очень много красивых вальсов и хотя он и жил больше 100 лет назад, я думаю, вам очень понравится его вальс.

-Поднимите руки вверх и качайте их в такт музыке, когда музыка изменяется, ставим руки на пояс.

-Звучит вальс И.П. Чайковского из балета «Спящая красавица»

-какая музыка была по характеру?

-Какие характерные движения у вальса?

-Давайте попробуем выполнить движения под эту музыку.

Показывает движения под музыку.

Мы уже познакомились с танцами, которые родом из Чехии, Венгрии и Германии, а теперь давайте поговорим о нашем русском народном танце, а что это за танец вы скажете мне, послушав музыку.

Звучит песня «Во поле берёза стояла»

-так о каком же народном танце мы сегодня с вами поговорим?

-Какие движения характерны для хоровода?

-Хоровод — древний народный круговой массовый танец-игра. Хороводы имеют несколько жанров: хоровод-песня и хоровод игра . Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. Нередко, хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.

-Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Показывает движения в хороводе.

Технологическая карта урока по музыке (2 класс). Тема: Детский музыкальный театр. Опера

Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?

Учитель: Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – детский музыкальный театр. опера

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

У: Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы смотреть оперу. Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел какой-то человек. Подскажите Незнайке, кто это будет управлять оркестром?

Дети:

Дирижер.

Учитель:

Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились звуки. Угадайте и подскажите Незнайке, вслушиваясь в музыку, какой герой оперы “Волк и семеро козлят” появился на нашей воображаемой сцене? Определите характер героя.

(Прослушивание песни мамы-козы)

Ребята, что же это за герой сказки?

А какой характер у Мамы Козы?

Скажите, ребята, какую же песню пела Мама -Коза?

А как Вы узнали, что именно колыбельная песня?

Ребята, посмотрите Незнайка приготовил для вас карточки. Что это как вы думаете?

Правильно, это имена козлят. Давайте прочтем имена?

А почему мама дала им такие имена?

Незнайка нарисовал для вас по одной вещи каждого из козлят. Но запутался в рисунках, и не понимает какому козленку что принадлежит. Поможем нашему герою?

У: Молодцы, вы ответили правильно! Давайте посчитаем сколько имен на доске?

Ребята, мы с вами потеряли одного козленка, но у меня есть его веши. (кубики). Как думаете как звать 7-го козленка?

Прослушайте мелодию и ответьте на вопрос Каким вы себе представили малыша?

(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).

Каким же перед нами предстаёт Малыш?

Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?

У: А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде. Я буду в роли малыша, а вы вместе с моими друзьями исполните роль козлят. И вместе промаршируем под эту музыку.

(Звучит тема Малыша и Военный марш).

Вызвать одного ученика в роли малыша.

Молодцы, очень хорошо получилось – мы с Вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята, а ответьте мне на такой вопрос –

как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе. А если они поют все вместе, как называется такое пение?

У: Правильно! Прослушайте финальную песню козлят и ответьте на вопрос какое настроение передает музыка?

(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).

У: Какое настроение у козлят в этом хоре?

Чтобы исполнить финальную песню нужно представить себя в роль главных героев – козлят и разучить заключительный хор.

(Разучивание хора «Семеро козлят»).

(Исполнение хора «Семеро козлят».)

Ребята посмотрите у Незнайка показывает нам какие-то слова. (Маршеобразная, песенная, танцевальная

). Что это может быть?

Давайте внимательно вслушаемся в музыку и найдем где музыка похожа на марш, где на песню и где на танец.

Давайте покажем движеньями эти переходы.

— Марш- руками с мест.

— Песенная- хлопок

— музыкальная – плавное движение руки.

А теперь мы сыграем как настоящие артисты.

У доски 7 козлят. учащиеся поют и играют на инструментах.

У: Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с Вами оказались , когда исполняли этот хор?

У: Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из …

У:Ребята , а чем же отличается детская опера от оперы?

У: Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: