Как изменялись представления о форме Земли?
В Древней Греции в IX-VIII вв. до н. э. (время Гомера) Землю стали представлять выпуклой полусферой, похожей на щит воина. Греки считали, что сушу со всех сторон омывает океан.
Представление о Земле и Вселенной во времена Гомера
Пифагор и его ученики (VI в. до н. э.) провозгласили Землю шаром. Считается, что Пифагор заимствовал эти знания у египетских жрецов, которые в отличие от философов Древней Греции скрывали свои открытия. Но он не смог доказать своей гипотезы. Первые доказательства шарообразности Земли привёл Аристотель (IV в. до н. э.). Одни из них абсолютно верны, другие ошибочны. Об этом мы поговорим позже. Аристотель доказывал, что Земля – шар следующими результатами наблюдений:
- во время лунных затмений, каким бы боком не была повёрнута Земля, тень от неё на поверхности Луны всегда круглая, а ведь только шар может отбрасывать всегда круглую тень;
- корабли, уплывая вдаль, не постепенно удаляются, оставаясь видимыми полностью, а почти мгновенно «тонут» за линией горизонта;
- при поднятии горизонт расширяется;
- при движении по меридиану видимые звёзды на небе меняются: некоторые звёзды можно увидеть из одних районов Земли, а в других они не видны никогда.
Доказательства шарообразности Земли по Аристотелю
Со временем представления о шарообразности Земли стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчетах. Впервые высчитал размер Земли древнегреческий учёный Эратосфен (III-II вв. до н. э.). Он рассчитал длину дуги 1° меридиана.
Эратосфен заметил, что в Сиене (Асуане) в день летнего солнцестояния (21 июня) Солнце освещает дно самых глубоких колодцев, следовательно стоит в зените и угол падения его лучей равен 90°. В Александрии в это время Солнце отстоит от зенита на угол 7°12′, что составляет 1/50 часть окружности. Измерив расстояние между Сиеной и Александрией и умножив на 50, Эратосфен высчитал длину меридиана Земли, а следовательно и её радиус. Полученные им размеры расходятся с результатами современных вычислений меньше чем на 25 км.
Рассчёты Эратосфена Киренского
Следовательно учёные Древней Греции имели в целом правильные представления о форме и размерах Земли. Но их географические карты были несовершенными из-за недостатка знаний и малоизученности суши и океана в тот период времени.
В Средние века, вплоть до XV в., из-за господства церкви большая часть научных знаний античных народов отрицалась. После уничтожения александрийской библиотеки почти все научные работы были прерваны. Учение о шарообразности Земли считалось ересью и категорически отвергалось. Измерения длины меридиана заново проводились арабами и китайцами, а европейцами они открывались заново, благодаря знаниям, полученным от этих народов.
Представления европейцев о форме Земли в Средневековье
В конце XV в. началась эпоха Возрождения, а вскоре и усиленное навёрстывание получения знаний во всех научных сферах того времени. Наступившая эпоха Великих географических открытий расширяла горизонты Земли.
- Х. Колумб, пытаясь найти западный путь в Индию, открыл Новый Свет (Америку) в 1497 г.
- Васко-да-Гама проложил путь в Индию вокруг Африки (1497).
- Ф. Магеллан и его команда осуществили первое кругосветное плавание (1519-15220).
Карты становились всё точнее и подробнее, а сомнений о форме планеты не осталось. Землю «признали» шаром и стали изображать в виде объёмной модели – глобуса. Первый глобус был диаметром в 0,5 м, он был сделан в 1492 году. Его изготовил Мартин Бехайм – немецкий мореплаватель и учёный.
«Земное яблоко» Мартина Бехайма
Из-за развития знаний о Земле представления о её форме совершенствовались. В конце XVII в., благодаря работам И. Ньютона, возникло предположение, что Земля из-за осевого вращения должна быть сжатой с полюсов. На вращение Земли действует сила притяжения и центробежная сила, величина и направление силы тяжести зависит от сложения этих сил. На полюсе центробежная сила равна нулю, поэтому сила тяжести равна силе притяжения и величина её самая большая. На экваторе возрастает центробежная сила и уменьшается сила тяжести. Равнодействующая силы притяжения и центробежной силы – сила тяжести – направлена к экватору. Под её влиянием масса планеты перемещается к экватору, и Земля приобретает форму эллипсоида.
Подтверждением этого теоретического предположения послужил такой факт. В 1672 году из Франции в Кайенну (Французская Гвиана) для изучения Марса в год Великого противостояния был отправлен астроном Ж. Рише. Он взял с собой часы, маятник которых отбивал секунды, т. е. период качания маятника был равен одной секунде. В Кайенне часы стали отставать и длину маятника пришлось укоротить. В Париже часы начали спешить. Замедление качания маятника при перемещении его из умеренных широт в экваториальные И. Ньютон объяснил уменьшением силы тяжести из-за увеличения центробежной силы. Для измерения длины дуги 1° меридиана Французская академия наук в IXX в. отправила две экспедиции: одну к Северному полярному кругу, другую в экваториальные районы. У полюса длина меридиана оказалась равной 11,7 км, на экваторе – 110,6 км. Предположение Ньютона было доказано.
Шар, равномерно сплюснутый у полюсов, называется сфероидом, или эллипсоидом вращения. Сжатие Земли невелико, её экваториальный радиус всего на 21,4 км длиннее полярного.
Размеры и форма Земли. Эллипсоид вращения
Но истинная фигура не полностью соответствует эллипсоиду вращения. Эллипсоид вращения – фигура правильная, возникающая при вращении тела, имеющего однородное строение. Фигура Земли сложнее из-за неоднородности её состава и неравномерного распределения масс. В 1873 году И. Листинг ввёл для обозначения названия фигуры Земли слово «геоид».
Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом («землеподобным»). Геоид определяется как фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести, т. е. отвесу. Поверхность геоида совпадает с уровенной поверхностью Мирового океана. Поднятия и опускания геоида над эллипсоидом составляет плюс-минус 50-60 м.
Геоид
Размеры и форма Земли и другие её характеристики
Истинная поверхность Земли со всеми её горами и впадинами не совпадает с поверхностью геоида и отступает от него на несколько километров. Действительная поверхность планеты с её горами и впадинами постоянно подвергается силе тяжести, которая стремится выровнять её и привести в соответствие с уровенной поверхностью.
Работы по вычислению размеров Земли, выполненные под руководством Ф.Н. Красовского (1940-1946) показали, что разница между геоидом и сфероидом невелика и для картографических и геодезических работ в СССР были приняты величины земного эллипсоида названные по имени руководителя исследований. Размеры эллипсоида Красовского следующие:
- экваториальный радиус – а=6378,2 км;
- полярный радиус – b=6356,8 км;
- полярное сжатие — (a-b):а =1/298;
- длина меридиана – 40008,5 км;
- длина экватора – 40075,7 км;
- площадь поверхности Земли – 510 млн. км².
При анализе космических снимков Земли выяснилось, что северный полярный радиус больше южного на 30-100 м., что незначительно отличается от данных эллипсоида Красовского и для практического применения значения не имеет. Но благодаря уточнению размеров оказалось, что Земля имеет форму кардиоида. Однако для анализа большей части географических процессов Землю вообще можно принимать за шар.
Формы рельефа или морфоструктуры
Существуют такие большие и малые формы рельефа, как
- материки – самые крупные формы; учёные считают, что когда-то был всего один материк, постепенное разделение которого привело к современному виду Земли;
- океанические впадины – также крупная форма земного рельефа, формирующая за счёт движения литосферных плит; считается, что когда-то океанов на земле было меньше, а через сотни тысяч лет ситуация снова изменится, возможно, некоторые части суши окажутся затопленными водой;
- горы – самые грандиозные формы земного рельефа, достигающие грандиозной высоты, горы могут образовывать цепи гор;
- нагорья – отдельно стоящие горы и системы хребтов, такие, как Памир или Тянь-Шань;
- шельфы – участки суши, полностью скрытые под водой;
- равнины – максимально плоская земная поверхность, лучшие место для жизни человека.
Рис 1. Рельеф Земли
Такие формы имеют определённое название – морфоструктуры. Учёные различают такие виды морфоструктур, как планетарные и региональные, которые образовались позднее. В их развитии участвовали тектонические движения, а на их фоне происходили перемещения верхних горизонтов литосферы.
Доказательства шарообразности Земли
В настоящее время научными доказательствами шарообразности Земли считаются следующие.
- Фотографии и измерения из Космоса с искусственных спутников Земли с разных расстояний и точек траекторий полётов.
- Градусные измерения по поверхности Земли.
- Лунные затмения.
Снимок Земли из Космоса
Доказательства шарообразности Земли, сформулированные в древности: постепенное сокрытие предметов за горизонт, увеличение площади обзора при подъёме, изменение видимого звёздного неба при передвижении вдоль меридиана, кругосветные путешествия, освещение высоких предметов после захода и перед восходом Солнца, говорят только о выпуклости Земли, а не о её шарообразности.
Значение шарообразной формы Земли
Размеры и форма Земли имеют важное географическое значение. Её шарообразность обуславливает уменьшение угла падения солнечных лучей от низких широт (экватора) к высоким (полюсам). Вследствие этого образуется главная географическая закономерность – зональность комплексов (тепловые пояса) географической оболочки. Тепловые пояса совместно с другими причинами (расстоянием Земли от Солнца, её массой и размерами) обуславливает закономерное изменение природных явлений и процессов от экватора к полюсам.
Угол падения солнечных лучей на Землю
Масса и размер Земли определяют силу земного притяжения, которая удерживает водную и воздушную оболочки, позволяя жизни развиваться на планете. Расстояние до Солнца – ещё одна счастливая для всего живого на Земле случайность. При более близком положении, чем теперь, наша планета могла бы превратиться в раскалённую пустыню, при более удалённом – приобрести постоянный ледяной панцирь.
Шаровая фигура при минимальном объёме концентрирует максимальную массу материи. Вещество планеты сжимается, внутри формируется центральное ядро, снаружи оболочки. Оболочечное строение Земли – одно из самых фундаментальных её свойств. Сферическая форма оболочек, в том числе и географической, обуславливает бесконечность и единство пространства.
Отклонение истинной формы Земли (геоид) от эллиптической обуславливает стремление вещества Земли растечься, чтобы приобрести фигуру равновесия. В результате на земной поверхности возникают секторы с тенденцией к опусканию и поднятию, а между ними формируются зоны разломов.
В настоящее время из-за замедления вращения Земли, фигура планеты стремится приобрести форму шара. В результате начинается переток земного вещества к полюсам и активация тектонических движений.
Вопросы и задания:
- Какова форма Земли? Сколько ответов можно дать на этот вопрос?
- Какими доказательствами шарообразности Земли располагает современная наука?
- Расскажите об основных величинах, характеризующих размеры Земли?
- Как изменилась бы природа Земли, если бы она была значительно меньших или больших размеров при той же плотности вещества?
Используемая литература:
- Физическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов/ Г.В. Володина, И.В. Душина, С.Г. Любушкина и др.; Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высш. шк.. 1991.
- Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. М.: Высш. шк. 1990.
- Савцова Т.М. Общее землеведение: Учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений / Татьяна Михайловна Савцова. М.: Издательский , 2003.
Конспект + презентация урока окружающий мир по теме «Формы поверхности Земли» для 3 класса
Карлеба Елена Викторовна Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова Учитель начальных классов
Окружающий мир
Конспект урока для 3 классаТема: «Формы поверхности Земли»
Цель:
Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации. Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности — равнинами и горами. 2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках. 3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.
Оборудование и наглядные пособия
: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные карандаши, школьные глобусы, карта полушарий, физическая карта, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент (Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь о! У вас все получится! 2. Актуализация знаний Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/ Учитель: Что такое глобус? Ученики: Модель земного шара. Учитель: Что можно увидеть на глобусе? Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города. Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли? Ученики: Водой. Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом? Ученики: Океаны, моря, озера, реки. Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым. Учитель: Как называются участки суши? Ученики: Материки. Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.
Северная Америка Евразия
Южная Америка Африка
Австралия Антарктида
Учитель: На каком материке находится Россия? Ученики: Евразия. Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия. Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.
Западное полушарие Восточное полушарие Северный Ледовитый океан Т И Тихий Ат Х океан ла И н Индийский океан Й ти чес кий Южный океан Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию? Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
3.Работа в группах. Скорей за работу! Скорей за работу! Сегодня нас ждёт групповая работа! И группы уже распределены. Познакомьтесь, вот они! (Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии). Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».
Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи. Тест (приложение 1) Тест
Вопросы. 1. Самый большой материк на Земле? (Евразия) 2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия) 3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное) 4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида) 5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный) 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное) 7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый) 8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка) 9. Самый большой океан? (Тихий) 10. Второй по величине океан Земли? 11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка) 12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка) 13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)
Ответы А Северный Ледовитый океан Н И Тихий Океан Ш П Южный океан О Л Атлантический океан Ь О Индийский океан А В Африка И У Евразия В Ы Антарктида П Н Северная Америка Р Ь Южная Америка У Х Австралия С (Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы: «Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).
4. Изучение нового материала. Работа с учебниками. Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная. Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета? Ученики: Горы и равнины. Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока? Ученики: «Формы поверхности Земли». Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины. Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины? Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника. Учитель: Какие бывают равнины? Ученики: Плоская и холмистая. Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению. Учитель: Откройте учебник на стр.16-17. По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше? Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских. Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности — участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность — ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато — возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье — обширный участок суши с высотой выше 500м. (Различие равнин по высоте (слайд)) Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают? Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь. Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте). (Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина — Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв. Физкультурная минутка. К морю Чёрному спустились Наклонились и умылись. 1,2,3,4 Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брас. Один, другой – это кроль. Все как один – плывём как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.
Изучение нового материала. Работа с учебниками. (продолжение) Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд) Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле — это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира — гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке. (Высочайшие вершины мира (слайд)) -Килиманджаро (Африка) -Косцюшко (Австралия) -Джомолунгма (Евразия, Гималаи) -Аконгуа (Южная Америка, Анды) -Мак — Кингли (Северная Америка, Кордильеры)
Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи? (Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2), показ слайдов). 5.Закрепление. Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27; Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7
По горизонтали: 2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина) 4. Самая низкая часть холма. (Подошва) По вертикали: 1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора) 3. Самое высокое место холма (Вершина) 5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг) Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются). 6. Д/з. Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.
Приложение 1 Тест Вопросы. 1. Самый большой материк на Земле? 2. Самый маленький материк на Земле? 3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? 4. Материк, через который проходят все меридианы? 5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? 7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? 8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? 9. Самый большой океан? 10. Второй по величине океан Земли? 11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? 12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? 13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? Ответы А Северный Ледовитый океан И Тихий Океан П Южный океан Л Атлантический океан О Индийский океан В Африка У Евразия Ы Антарктида Н Северная Америка Ь Южная Америка Х Австралия
Тест Вопросы. 1. Самый большой материк на Земле? 2. Самый маленький материк на Земле? 3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? 4. Материк, через который проходят все меридианы? 5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? 7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? 8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? 9. Самый большой океан? 10. Второй по величине океан Земли? 11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? 12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? 13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? Ответы Н Северный Ледовитый океан Ш Тихий Океан О Южный океан Ь Атлантический океан А Индийский океан И Африка В Евразия П Антарктида Р Северная Америка У Южная Америка С Австралия
Приложение 2 (Материал для рассказа о Кавказских горах.)
Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс- кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.
Приложение 3 Разноуровневые карточки
/карточка для среднего ученика/ 1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами) 2. Самая большая параллель Земли…..(экватор) 3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют…… (параллелями) 4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют……(материками) 5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом) 6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами) 7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами) 8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности — …. (компас)
/карточка для сильного ученика/ 1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования — ..… (север) 2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь……(4) 3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида) 4.Какой океан омывает Африку с западной стороны? (Атлантический) 5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый) 6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия) 7.Глобус – это………………………………………… 8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)
/карточка для сильного ученика/ 1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт) 2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса) 3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось) 4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус) 5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу. В лес со мной заберёшься — и с пути не собьёшься (компас) 6. Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ездить нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
Тема: «Глобус – модель Земли» Можно ли считать верным высказывание? 1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса а) да; б) нет; 2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет а) да; б) нет; 3.Линии, которые соединяют Северный полюс и Южный полюс, называют параллелями а) нет; б) да; 4. Линии, которые соединяют Северный полюс и Южный полюс, называют меридианами. а) да; б) нет; в) экватором; 5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах а) да; б) нет; 6. Самый длинный меридиан – это экватор а) нет; б) да; 7. Экватор – это самая длинная параллель а) да; б) нет; 8. Экватор делит земной шар на полушария – Северное и Южное а) да; б) нет; 9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам а) да; б) нет; 10. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли а) да; б) нет; 11. Все меридианы Земли имеют разную длину а) нет; б) да; 12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину а) да; б) нет.
Тема: «Материки и океаны на глобусе» 1. Самый большой материк на Земле? а) Северная Америка; б) Евразия; в) Африка; 2. Самый маленький материк на Земле? а) Австралия; б) Антарктида; в) Африка; 3. Полушарие, в котором находится маленький материк? а) Западное полушарие; б) Восточное полушарие;
4. Материк, через который проходят все меридианы? а) Африка; б) Антарктида; в) Евразия; 5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы? а) Тихий океан; б) Южный океан; в) Атлантический океан: 6. Полушарие, в котором находится Северный полюс? а) Восточное полушарие; б) Западное полушарие; в) Южное полушарие; 7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли? а) Южный океан; б) Индийский океан; в) Северный Ледовитый океан; 8. Материк, который пересекается экватором почти посередине а) Австралия; б) Северная Америка; в) Африка; 9. Самый большой океан? а) Атлантический океан; б) Тихий океан; в) Индийский океан 10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? а) Индийский океан; б) Южный океан; в) Тихий океан;
Тема: «Материки, океаны»
/карточка для слабого ученика/ 1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия. 2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?
/карточка для сильного ученика/ 1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный? 2) Угадайте материки. ? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. ? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. 3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.
/карточка для среднего ученика/ Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.
/карточка для сильного ученика/ 1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси? 2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца? 3) Как вращается Земля?
/карточка для слабого ученика/ 1) Какую форму имеет Земля? 2) Как представляли Землю люди в древности? 3) Как называется модель Земли?
Используемая литература:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М.: Академкнига/Учебник 3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник 4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир 3 класс: Методическое пособие: – М.: Академкнига/Учебник
Формы поверхности земли View more presentations from Ekaterina.
Полный текст материала Конспект + презентация урока окружающий мир по теме «Формы поверхности Земли» для 3 класса смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Карлеба Елена Викторовна → Karleba 12.06.2010 10 117243 9779 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий