Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству и МХК


Педагогические технологии на уроках ИЗО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИЗО

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………… 3
I. Личностно ориентированные образовательные технологии 4
II.Информационно-коммуникативная технология на уроках искусства………………….……………………………………………………. 6
III.Игровая педагогическая технология на уроке изобразительного искусства……………………………………………………………………….. 8
Заключение…………………………………………………………………….. 12
Список литературы …………………………………………………………… 13
Приложение …………………………………………………………………… 14

Введение

Цели и задачи:

* развитие образного восприятия мира, освоение способов самовыражения личности;

* гармонизация личности;

* формирования целостного представления о мире;

* развитие способностей художественно-творческого познания;

* подготовка индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

  1. Личностно ориентированные образовательные технологии.

Как много новых технологий К нам с новым веком в класс пришло. Забудем, как считали на листочках И графики по клеточкам вели. Сейчас возможности открыл компьютер. Дерзай! Твори! Учись и пробуй

В центр всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • гуманистической сущностью;
  • психотерапевтической направленностью;
  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;
  • технологии сотрудничества;
  • технологии свободного воспитания;
  • эзотерические технологии.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

  • любить ребенка;
  • очеловечить среду, в которой он живет;
  • прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считаю, что педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

  1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках искусства

О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства в школе. На протяжении 19-ти лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя.

В случае интеграции уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).

С учащимися 5 – 6-х классов мы начинаем работать мультимедийными презентациями.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.

Так, уроки-презентации широко использую:

  • во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием
  • во время изучения темы “Семь чудес света”
  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Особенности культуры разных стран”, “Жанры изобразительного искусства”, “Виды изобразительного искусства”, “Музеи мира”, “Русское деревянное зодчество” и др.

при закреплении темы “Декоративно-прикладное искусство в жизни людей

  1. Игровая педагогическая технология

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [6] .

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий ( урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры.

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации.

И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре.

Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра.

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры.

Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры.

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре.

Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры.

Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность . В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Заключение

К результативности моей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
  2. Интернет – ресурсы: https://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html, https://www.twirpx.com/file/26203/

Методическая разработка «Практика использования средств ИКТ на уроках изобразительного искусства»

И. Ульченко Валентина Ивановна,

учитель изобразительного искусства и технологии

МОУ СШ № 26 города Волгограда

Методическая разработка

Практика использования средств ИКТ на уроках изобразительного искусства

Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, мы формируем собственные средства обучения, составляем свои презентации и осуществляем образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Нами разработан веб-сайт «Ярмарка народных промыслов» https://yarnarprom26.narod.ru/Yarmarka.htm, технологии подачи учебного материала на интерактивной доске, мультимедиа презентации ко многим урокам и по творчеству того или иного художника, тесты, интерактивные плакаты, дидактические игры которые помогают не только преподносить учебный материал разнообразно и интересно, но и организовывать проверку знаний. Возможности Интернет позволяют использовать программы по составлению анкет (www.anketer.ru), контрольных схем (www.bubbl.us), которые необходимы для выявления знаний на итоговых уроках.

Разработанные материалы:

можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана);

позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;

позволяют ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Используя возможности программы PowerPoint, нами были разработаны электронные образовательные ресурсы ко многим урокам: интеллектуальная игра «Виды и жанры изобразительного искусства», презентации «Виды и жанры изобразительного искусства», «Жанр портрета», «Изображение предметного мира – натюрморт», цикл презентаций «Современное декоративное искусство», цикл презентаций «Образ художественной культуры Японии», циклы презентаций по декоративно-прикладному искусству и др.

Часто мы предлагаем учащимся создание презентации по искусству, но кроме традиционной, используем организацию вариантов работы с презентацией, например:

Отдельные слайды сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а, с помощью оставшихся, ответьте на вопрос.

И наоборот, задание: дополните презентацию и ответьте на вопрос.

Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Задание: создать презентацию по заданной теме. С использованием необходимого иллюстративного материала или добавить свой. В каждый слайд вставить небольшой текст.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: