Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС


Мастер класс для конкурса «Классный руководитель» по теме: «Успешная личность»

Эпиграф на экране : Если ты можешь это представить — ты можешь этого достичь. Джон Рон.

Картинка на слайде рост успешного человека лестница.

Учитель: Дети — это цветы жизни. Каждый родитель мечтает, чтоб его ребенок был трудолюбивым, образованным, ответственным, честным, талантливым, мастером своего дела в будущем ребенком. И роль классного руководителя помочь детям в формировании этих качеств постараться их раскрыть.

И сегодня на своем мастер-классе мы продолжим формировать эти качества.

И так мы начинаем. ——————————————————————————————-1,5 мин

Обратите внимание на доску здесь расположена ромашка которую мы будем заполнять по ходу нашей работы. Итак я предлагаю поделиться на четыре группы и выполнить задания. Я даю вам 3 минуты а потом мы подведем итог. ——————————————————————- 3 мин

музыка и слайд шоу успешные люди

Итак

первая группа какие навыки вам потребовались для того чтобы выполнить это задание. ( образование)

Вторая группа Какие вы навыки применили для выполнения этого задания? (творчество)

Третья группа какую форму работы вы выполнили? Разрешение конфликта умение говорить (комунникабельность)

Четвертая группа какие навыки вам понадобились (логика, мышление) значит (нестандартное мышление.)

Все вместе встали прошу вас итак зарядка (физически здоровая личность) 4 мин

И возьмите чистый лист бумаги согните и оторвите правый угол, еще раз согните и оторвите правый угол, еще раз и оторвите. А теперь раскройте и найдите одинаковые снежинки. Нет. Абсолютно верно. Каждый человек индивидуален.

Ребят: А как вы думаете какую личность формирую данные качества?

Совершенно верно: Успешную.

Понятие успешная личность — для каждого индивидуально. Предлагаю посмотреть что думают по этому поводу мои ученики. Видео-ролик. 2 мин.

Заключение: Итак, одним из основных инструментов классного руководителя является классный час. А так как сегодня приоритетным направлением в воспитательной работе классного руководителя является формирование успешной личности, то на сегоднешнем мастер классе я попыталась охватить часть основного направления своей работы как классного руководителя 6 б класса. Спасибо за внимание.!

Задания

1 группа

  1. Чей это портрет?
  2. Древнегреческий герой, который совершил двенадцать подвигов?
  3. Назовите имя и фамилию актера сыгравшего главную роль в фильме «Терминатор»?
  4. Какими ремеслами славиться Тула?
  5. Столица Великобритании?
  6. Кто является президентом Республики Татарстан?

Вторая группа

Придумать и оформить эмблему «Универсиада 2013». Что то из собственной фантазии.

Третья группа

В доме один компьютер. Ты целый день мечтал, когда закончатся уроки и ты придешь домой и будешь играть в свою любимую игру
Warcraft. Придя домой, ты увидил, что за компьютером твой старший брат печатает реферат. А как ты поведешь себя в этой ситуации?
Задание: Разыграйте диалог.

Четвертая группа

Задачка логическая:

ВЕС СЕВ

3768

Через одну минуту назовите 7 частей тела, которые передаются на письме тремя буквами.

Перестройка.
Придумайте как можно больше слов.
Отгадайте загадки

1.Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.

2.А ну-ка, ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает?

3.Плещет теплая волна, Под волною белизна. Отгадайте, вспомните, Что за море в комнате?

4. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой — Все равно он будет мой!

5. Внутри — пустой, А голос — густой. Сам молчит, А бьют — ворчит.

6. Очень быстрых два коня По снегам несут меня — Через луг к березке, Тянут две полоски.

7. В нашем доме под окошком Есть горячая гармошка: Не поет и не играет — она дом обогревает.

8. Сам дней не знает, а другим указывает.

Мастер-класс на тему «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников» 1 класс

Марьина Анна Анатольевна

МБОУ СОШ №64

г. Екатеринбург

учитель начальных классов

Мастер-класс по теме «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников» 1класс

Цель –

познакомить молодых специалистов с опытом работы классного руководителя.

Ход мастер-класса

1.Приветствие, представление, сообщение темы.

2.Основная часть.

Начать свой разговор хочу с вопроса:

— Кто такой классный руководитель?

Классный руководитель-это учитель, выполняющий функции организатора ученического коллектива в школе.

— Какие обязанности он выполняет?

Обобщая все высказывания, можно выделить несколько функций классного руководителя. НА ДОСКУ

  • Организация деятельности классного коллектива (поручения в классе, организация работы дежурных, организация питания, работа с активом класса и т.д.)
  • Организация учебной деятельности класса (создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учебного материала, помощь в учебе болеющим ученикам и т.д.)
  • Организация деятельности жизни класса во внеучебное время (организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов…)
  • Изучение и воспитание личности (воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся…)
  • Работа с родителями (индивидуальная и групповая, проведение собраний…)

Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается

.

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая

Только как же вовлечь в работу родителей, которые в школу почти не ходят и на школьные мероприятия не выбираются? В чем причина такой родительской пассивности? Возможно в том, что классные руководители не умеют родителей заинтересовать. Поэтому важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

— Скажите, какие существуют формы взаимодействия

учителя с родителями?

(собрания, консультации, посещения на дому, родительские чтения, праздники и т.д.) НА ДОСКУ

Одним из распространенных звеньев в сотрудничестве между родителями и педагогом считается классное родительское собрание

.

— Какие виды собраний вам известны?

Среди видов

можно выделить:

  • организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии или подготовке к походу),
  • собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога, врача, физкультурного работника и т.д), тематические,
  • собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно–воспитательного процесса,
  • итоговые (четвертные) и т.д.

Предлагаю вам поучаствовать в деловой игре под названием «Родительское собрание». Для этого нам надо разделиться на группы.(ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ, ПЕРЕСАЖИВАНИЕ)

Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание

, так как приходится общаться одновременно с более двадцатью незнакомыми взрослыми людьми. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хочу поделиться некоторыми приемами, которыми вы можете воспользоваться в будущем.

  • На родительские собрания приглашаю

    заранее, рассылая родителям приглашения, где должна быть тема и время собрания (ПРИГЛАШЕНИЯ РАЗДАТЬ ПО ПОДГРУППАМ).

Уважаемые__________________________________

Можно использовать и другие формы приглашения: звонок, сообщение в дневнике…

  • Как я знакомлюсь с родителями и знакомлю их друг с другом?

Приемы обыгрываем по подгруппам:

1 подгруппа –
Игра в имена
Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег — ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна – артистичная, наивная, нервная, аккуратная)

2 подгруппа — Представление самого себя и своего соседа

Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

3 подгруппа – Игра-знакомство

Усложненный вариант игры-знакомства — назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

4 подгруппа — Какой Я

При такой игре используется имя прилагательное, желательно с визуализацией образа: «Я скромный», «Я сильный», » Я страшный и грозный», «Я романтичный» и др.

  • На первом собрании мы принимали правила собрания

    . Эти принятые правила записали и повесили на видном месте на время собрания.

Но прежде чем принимать правила собрания, я ознакомила родителей с правилами о правилах. У вас на столах в группах лежат памятки, чего стоит придерживаться при формулировки правил. НА СТОЛАХ

Правила должны:
  • быть реальными для осуществления;
  • быть понятными;
  • не противоречить друг другу;
  • быть написанными доступным языком;
  • предусматривать разумное наказание за нарушение;
  • быть известными для тех, кому они предназначены;

Предлагаю вам побыть в роли родителей и самим придумать правила собрания.

Работа в группах (записывают на листах свои предложения) 2 мин.

Зачитываем.

Поскольку правила в группах повторяются и их много, нужно будет определить самые главные. Выписываем самые главные правила на доску.

У нас в классе были такие правила:

  • приходить вовремя
  • снимать верхнюю одежду
  • быть корректными
  • никого ни к чему не принуждать
  • быть краткими
  • отвергая предложение, необходимо вносить встречное

Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить. К правилам обращаются на каждом родительском собрании. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника родительского собрания.

  • Для того, чтобы лучше узнать детей своего класса и семьи, я провожу анкетирование. Анкета для родителей первоклассников

    помогает классному руководителю узнать особенности ребенка. Я выдаю такие анкеты на первом собрании, дома родители спокойно заполняют их и приносят. Из данной анкеты вы можете получить
    информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка и психологических особенностях
    . Подобную анкету (блок о ребенке) я заполняю через некоторое время сама на каждого ребенка и даю возможность родителям сравнить свои представления с наблюдениями учителя. Это темы для личных бесед, индивидуальных консультаций.

Итак, при подготовке и проведении классного родительского собрания я стараюсь придерживаться некоторых правил:

1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей не было запланировано никаких важных дел.

2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса. Первое собрание может быть посвящено адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Обращаю внимание на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. Можно работать в группах как мы сегодня.

4. В ходе собрания иногда использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

5. Берегу время людей, приглашенных на собрание.

6. Иногда сделать общение на собрании непринужденным и откровенным помогает чашка чая.

7. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

8. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

  • Хочу предложить вам один из способов обсуждения проблемы на родительском собрании «Карусель».

    Этот прием годится на собрании любого класса от 1 до 4.

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой стрелке или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.

Итак, тема родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться» (выдаю подгруппам листы с вопросами)

1 подгруппа – как учить ребенка самостоятельности

2 подгруппа – как научить ребенка быть внимательным

3 подгруппа – когда целесообразнее выполнять задание вместе

4 подгруппа – как контролировать учебу ребенка.

Обсуждение.

При этой форме проведения родительского собрания мы не даем готовых ответов, а даем возможность самим родителям предложить решение проблемы. Так же можно провести планирование воспитательной работы в классе (учитель пишет направления, а родители — предложения).

Таким способом можно провести планирование воспитательной работы в учебном году (по направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, нравственное или по формам мероприятий: праздники, экскурсии, классные часы, …).

  • Можно использовать другой способ обсуждения – «Слово-эстафета».

    Родители должны продолжить начатое педагогом предложение «Мой ребенок будет хорошо учиться, если я…». Для большей организованности лучше, если при этом они будут передавать друг другу какой-нибудь предмет. (ИГРА)

Ещё один способ взаимодействия с родителями на собрании –

Решение конкретных ситуаций

способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать. Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.

Круг.

Участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по кругу. Если кто-то не желает высказываться, то ему можно дать возможность высказаться несколько позже. Такое упражнение полезно, когда необходимо за короткий промежуток времени выяснить уровень владения участниками конкретной темой, проблемой.

Семинар-общение.

Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Учитель читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

На следующем этапе родители делятся на группы по числу вопросов. Каждая группа выбирает одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы под этим номером. Затем полученные ответы систематизируются, и полученная информация записывается на карточку. После обсуждения каждая группа зачитывает полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех участников.

В такой ситуации никто не боится отвечать, мнение каждого находит отражение. Это особенно важно на родительских собраниях, когда многие родители испытывают чувство неуверенности или неловкости.

Чудодейственный вопрос.

Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.

Затем учитель говорит: «Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?» В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.

На первом собрании можно провести самопредставление семей.

Как завершить родительское собрание?

  • Блиц-опрос.

    Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

  • Анонимный совет
  • Анкетирование
  • Прием «Письмо»

    (провести в конце мастер-класса)
    Письменный ответ
    на один из вопросов по выбору участника: «Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?» Могут быть и другие вопросы — по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

Вывод:

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Обсуждение, обмен мнениями.

Список использованной литературы:

  • Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М., Вако, 2008
  • Как проводить родительское собрание в школе/авт.-сост. О.С. Олендарь – М., АСТ, Донецк, Сталкер, 2005
  • Родительское собрание. / Сост. Л.П.Кибардина, Е.П.Алексеева. М., ВЛАДОС, 2004

Мастер- класс «Использование кейсовой технологии в воспитательной работе».

Горячих Оксана Ивановна

Мастер — класс

«Использование кейсовой технологии в воспитательной работе»

Автор:

учитель английского языка,

классный руководитель

МБОУ «Гимназия № 80»

Горячих Оксана Ивановна

Использование кейсовой технологии в воспитательной работе

Цель:

актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи:

1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе. 2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Дидактический материал:

кейсы (по количеству участников), презентация по теме.

Оборудование и материалы:

мультимедийный проектор, экран, портфель

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

Ход мастер – класса

Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог» одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. что соответсвует системно-дейтельностному подходу

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:

  • описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
  • набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Следует отметить, что в методической литературе встречаются определения и кейс – технологии и метода кейсов.

Метод кейсов основан на следующих положениях:

  • метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос
  • акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.
  • результатами применения кейсового метода помимо знаний являются практические навыки.

Цели кейс-метода:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления
  • Соединение теории и практики
  • Демонстрация различных позиций и точек зрения
  • Представление последствий принимаемых решений
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Данные цели соответствуют системно- дейтельностному подходу и формированию УУД.

При решении задач формируются различные компетентности:

  • Отрабатываются коммуникативные навыки
  • Формируются навыки применения контраргументации
  • Развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации
  • Вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
  • Формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем
  • Осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения
  • Осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д.

Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:

  • Метод инцидента;
  • Метод ситуационно-ролевых игр;
  • Метод разбора деловой корреспонденции;
  • Игровое проектирование;
  • Метод дискуссии.
  • Кейс-стади.

Метод инцидентов.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

  • Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло…».
  • Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции.

  • Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
  • Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое программирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

  • Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Ситуационно-ролевая игра.

Цель — в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

  • Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стади.

Цель метода кейс — стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Любой из этих методов можно применять не только в учебном процессе, но и в работе с родителями.

Виды кейсов:

-Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

-Обучающие:

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские:

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

В воспитательной работы можно применять как готовые кейсы, так и разработать кейс самостоятельно с учётом существующих потребностей.

Что должен содержать в себе кейс?

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов её решения
  • Вспомогательную информацию
  • Задание

Для того чтобы создать кейс, педагог должен ответить на следующие вопросы:

  • Для кого и чего пишется кейс?
  • Чему должны научиться дети?
  • Какие уроки они из этого извлекут?

В качестве источников информации можно использовать:

  • Жизнь
  • Художественную и публицистическую литературу;
  • Произведения искусства – музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.
  • Интернет

При работе с кейсом рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:

  • создание кейса или использование уже имеющегося
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
  • знакомство учащихся с ситуацией и определение проблемы
  • организация работы учащихся в малых группах
  • определение докладчиков
  • организация презентации решений в малых группах
  • организация общей дискуссии
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации
  • оценивание учащихся учителем

Я предлагаю вам один из кейсов, в котором представлена проблемная ситуация из работы классного руководителя. Для этого вам необходимо объединиться в мини – группы, обсудить проблему и найти решение. Затем один представитель из группы представит ваше решение, и мы должны будем выработать единый вариант.

Работа в мини – группах. Время для обсуждения – 10 минут.

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?

В ходе нашей коллективной работы я предложила вам лишь один из вариантов, но вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила кейс. В нём содержится вся теоретическая информация, а так же задачи — ситуации, которые вы сможете разобрать на заседаниях методического объединения или педсоветах.

Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.

Кейсы

Задачи ситуации по ключевому слову

Структура задачи-ситуации:

1. Название задачи-ситуации, отражающее главную проблему

2. Информация по данной проблеме, представленная в различном виде: цитаты, выдержки из художественных, научных, публицистических произведений, придуманные диалоги

3. Перечень вопросов для размышления, обсуждения, дискуссии и принятия

педагогического решения.

АВТОРИТЕТ

Дискуссия на заседании педсовета…

— Учителю приходится все время быть разным: когда-то настаивать на своем, а

когда-то и согласиться с ребятами, уступить им, признать их правоту!

— Но такое признание подрывает наш авторитет, ослабляет позицию! Разве

детям позволено обсуждать требования учителя? Тогда в школе не видеть ни порядка,

ни дисциплины!

— Опасения ваши понятны, но чего стоит дисциплина, если она – следствие

авторитаризма, что называется, из-под палки, под страхом, а не из уважения к

учителю?..

Авторитет и авторитарность – понятия и однокоренные, то есть восходящие к

некоему изначально общему смыслу, и в то же время – взаимоисключающие, поскольку

и без того пользующемуся уважением ребят педагогу вовсе нет нужды быть жестким с

ними, подавлять их своим «Я», а учителям, склонным подавлять других, трудно

рассчитывать на подлинный авторитет.

Согласны ли вы с таким утверждением?

На чем основан авторитет? Он – черта личности или атрибут профессии? Говорят,

авторитет завоевывают. С кем (с чем) эта «война»? Как «побеждать»?

Где и почему вы ощутили себя авторитетом – на работе, в семье, в быту?

Приходилось ли вам проявлять авторитаризм? К чему это привело?

Что, вы полагаете, характерно для вашего отношения к мужу (жене), детям? Оно

вас удовлетворяет? А семью?

Компетентностно — ориентированные задачи ситуации на основе таксономии Б. Блума

Таксономия целей
(ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка)
Структура задачи-ситуации:

1. Название задания

2. Личностно-значимый познавательный вопрос

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст,

таблица, график, статистические данные и т.д.)

4. Задания на работу с данной информацией.

Трудная …школа

Размышляет школьный психолог: «Вот часто говорят, что у трудных детей

трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не

обеспокоены другим явлением, распространенным, быть может, не меньше:

трудная…школа. Для ребенка. Есть естественные трудности в учении, в привыкании

к режиму, к требованиям, к педагогам. Но у приемного ребенка этих трудностей еще

больше. Эти дети испытывают часто психологический дискомфорт от открытости

их судеб для окружающих (например, возникают естественные вопросы от

сверстников о разнице в фамилиях родителей и ребенка), от того, что их не

понимают товарищи и учителя («учительница меня не любит», «она ко мне

придирается».

Задания:

1. Составьте список школьных трудностей, с которыми сталкиваются многие

дети; а также трудностей, характерных только для приемных детей.

2. Объясните причины того, что приемные дети часто испытывают большие

трудности в школе.

3. Какие действия Вы, как родитель, предпримите, если из школы

систематически будут поступать жалобы на плохое поведение и слабую успеваемость

Вашего ребенка.

4. Постройте классификацию школьных затруднений приемного ребенка,

выделив среди них те, преодоление которых зависит в большей степени от самого

ребенка, от помощи родителей, от участия педагогов.

5. Разработайте памятку для педагогов «Если к Вам в класс пришел приемный

ребенок». Выступайте не в роли критикующей стороны, а в роли советчика, который

проникся трудностями пребывания в школе своего ребенка и хочет обрести в педагоге

своего союзника.

6. Согласны ли Вы с тем, что приемных детей сложно и следует отнести к

категории «особые дети»? Ответ обоснуйте.

Социально – педагогические задачи ситуации на основе уровневого подхода

(Галагузова М.А.,Ларионова И.А., Галагузов А.Н.)

Простые модели
Пример

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с

матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не

прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать

настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более

ухудшились.

Вопросы

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной

семьей?

Ответы

1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у

юноши.

2. Провести работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с

сыном.

Пример

Свете, ученице 8 класса, позвонила ее одноклассница и печальным голосом

пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь

может принести ей что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти.

Света обещала к ней вечером заехать.

Вопросы

1. Как и о чем должна Света разговаривать с Катей?

2. Может ли Света реально помочь Кате?

Усложнённые модели
Пример

Из письма в редакцию: «Пишу Вам, потому что больше не могу терпеть, пишу из

отчаяния, не знаю, как дальше жить. Сегодня я снова не пошла в школу (и это уже не в

первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а

там одноклассники, учителя (учусь я в 9 классе). “Почему ты не ходишь в школу, —

спросите, — что случилось?» А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы

меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так… Я плохо учусь, хоть и

стараюсь. Учителя жалеют, ставят тройки за четверть, хотя у меня одни двойки из

года в год. Сколько ни старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за

старательность, а сколько огорчений.…Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас

в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома все в порядке, у

матери и отца под крылышком. И такая беспечность! Учеба дается от природной

способности, никакого труда. А я должна, как раб Божий, сидеть за книгами день и

ночь, потому что до меня не дойдет все сразу, да еще вдобавок все равно одни двойки

получишь. Почему же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть

все, а у тебя ничего: ни способностей к учебе, ни человеческого вида (я сама себе

противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы на частной

квартире, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить. Моим родителям уже по 36 лет,

а над головой нет своей крыши, нет ничего, даже телевизора. Еды не хватает, хотя

мать зарабатывает на бетонном заводе неплохо, но она не может экономно вести

хозяйство. Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9 классе, да притом некрасивая, ношу

очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется…».

Предложения

1. Определите основную проблему девочки.

2. Разработайте план и программу работы с ней.

Сложные модели
Пример

«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького.

Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

— Кто дежурный? 5 часов ареста!

— Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже

холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в

кабинет:

— Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему — “брось”. А потом думаю: “Ладно, садись”.

И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет — Иван Петрович

сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то

будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

— За что?

— За то, что сел под арест и не спорил»1

1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива

воспитанников?

2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у

воспитанников?

3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как

бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?

Тезаурусный подход к составлению и решению

социально — педагогических

задач — ситуаций

(Иванова Н.П.)

Структура задачи-ситуации:

1. Преподавателем или самими студентами выбираются и описываются типичные

профессиональные ситуации

2. Определяются цели и задачи деятельности социального педагога при решении данной

задачи-ситуации

3. Описываются параметры ситуации: тип проблемы, виды оказываемой помощи,

внутренняя связь, внешняя связь, время на разрешение ситуации)

4. Выбираются методы и формы работы социального педагога по решению данной ситуации.

Контекстный подход к решению педагогических

задач-ситуаций (Писарева С.А.)

Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»

• Обобщенная формулировка, характеризующая проблему обучения детей-инофонов

• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая

позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов

• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел

новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским

языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не

спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не

оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».

• Задания, которые приведут к результату (продукту):

1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?

2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?

3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?

4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный,

исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.

• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

Задачи — ситуации

на формирование стиля педагогического

мышления (Ю.В.Сенько)

Структура задачи-ситуации:

1. Афоризмы, философские идеи, выдержки из художественной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме

2. Перечень вопросов для размышления и обсуждения, способствующих формированию

определенного ценностного отношения к проблеме.

«Образование имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то

есть существом со свободной волей», — полагал Гегель. В контексте гегелевской

трактовки цели образования обсудите вопросы:

— Свободным от чего или свободным для чего?

— Может быть, цель образования заключается в том, чтобы научить наших

детей обходиться без нас?

— А может быть, целью образования является выращивание человека, способного

занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, как считал

В.Франкл?

— Или целью образования является открытость человека опыту, жизни?

— Или определение цели образования для Другого и за Другого некорректно,

«несправедливо, незаконно и невозможно», как считал Толстой?

— Или…? Сформулируйте свое, собственное представление о цели образования

— Какое ценностное отношение актуализирует данная задача-ситуация? К чему

она побуждает?

Источник:

Савельева М.Г.

Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и

оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.-

94с.

Мастер-класс на тему «Активные формы воспитательной работы с детьми»

Мастер-класс на тему:

«Активные формы воспитательной работы с детьми»

Подготовила

учитель начальных

классов Зимина С.Н.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ЦЕЛЬ: наглядная демонстрация приемов организации деятельности классного руководителя в рамках реализации программы «Воспитания и социализации обучающихся», позволяющих формировать умение детей адаптироваться в современном мире, способности найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, выражать свое мнение, творчески мыслить.

План мастер-класса

Теоретическая часть

Демонстрация активных форм организации воспитательного процесса

Итог

Рефлексия

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников.

А что же такое форма организации деятельности?

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

Количество форм колеблется от 1200 до 4000 – (по данным С.А. Шмакова и В.А. Караковского)

Мы с вами рассмотрим классификацию формвоспитательной работы

по Н.Е. Щурковой:

простые(собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения

кратковременные и длительные;

традиционные (вошедшие в практику школы);

творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);

спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные.

Классный руководитель выбирает сам формы работы с обучающимися.

В своей работе я применяю следующую структуру внеклассного мероприятия:приветствие, разминка, основная часть, рефлексия.

И на своем мастер-классе я хочу показать некоторые активные формы организации воспитательного процесса с детьми.

1. В первом и пятом классах для начала надо познакомиться, поэтому первым этапом нашей работы будет знакомство-игра

по методике Н.П. Нечаевой.

Я предлагаю Вам представиться по имени и назвать самое яркое прилагательное (по первой букве имени), точнее всего вас характеризующее. Меня зовут Анна. Я аккуратная. А Вас как зовут?

Все это позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу взаимодоверия и взаимопонимания. Это актуально на первом этапе знакомства с новым классным руководителем при переходе в среднее звено или когда приходит новый ученик в класс.

2. Для формирования бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе любое занятие нужно начинать с приветствия.

Мастер-класс «Секреты родительского собрания»

Второе правило Объясняю!

Для меня взаимодействие как классного руководителя с родителями носит характервстречного движения (я ведь математик), движения,

совпадающего как по своей направленности, так и целевым установкам.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи во многом определяется избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений

. Поэтому важны
техники общения с родителями.
Для себя я открыла технику общения по Самоукиной Н.В. Она советует классному руководителю овладеть следующими упражнениями (приемами): «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие».

Поэтому помня об этой технике, в общении с родителями я стараюсь:

1)Использовать нейтральные фразы (успокойтесь, Я Вас слушаю, Я Вас понимаю…)

2)Не стремлюсь отстаивать собственную позицию, а слышу позицию родителей.

3)Обсуждаю возникшие проблемы. Их мы решаем всегда вместе, а не противостоим друг другу.

Как услышать родителей, как организовать обсуждение проблемы?

Ведь чаще всего родители на собрании не вступают в диалог, они с большей готовностью слушают педагога, чем высказываются сами.

На каждое родительское собрание я готовлю тему для обсуждения, которая прописывается в приглашении, и с помощью различных приемов организую общение. С некоторыми приемами я хочу Вас сейчас познакомить.

Представьте, что Вы в качестве родителей пришли ко мне на собрание.

На экране

«Мыслительные очки»

Тема: Книга в жизни Человека

Уважаемые родители, сегодня на родительское собрание я принесла очки. Они нужны для решения актуальной проблемы. (показ очков)

Розовые очки

– очки оптимиста, всем известно выражение «смотреть на мир сквозь розовые очки»

Черные очки

– очки пессимиста, они обычно сгущают краски

Белые очки

– очки реалиста

Раздать очки одни на парту.

Попробуйте примерить очки и почувствовать себя в роли оптимиста, пессимиста или реалиста. Спасибо! Вижу, Вы уже вжились в роль. Итак, начнем обсуждение.

Меня очень заинтересовала фраза Даниэля Пенакка. Он написал, что чтение – это время, украденное из жизни. Согласны ли Вы с этим?

Дать минуту подумать.

Что по поводу этой фразы скажут пессимисты… Спасибо!

Хотелось бы услышать мнение оптимистов.. Спасибо!

Что разглядели реалисты.. Спасибо!

Или по-другому можно было организовать обсуждение темы собрания

На экране

«Клубок вопросов»

Тема: Книга в жизни Человека

Уважаемые родители! Я прошу Вас ответить на мои вопросы

Какова роль книги в вашей семье?

Какую книгу читает ваш ребенок в настоящее время?

Как вы понимаете такое высказывание :Не важно, что читают дети, ВАЖНО, что они вообще ЧИТАЮТ …

Мастер – класс для классных руководителей

Основная часть (Осмысление материала)

4 слайд

-В этом учебном году уже 5 учеников нашей школы были участниками дорожно–транспортных происшествий. Пять чёрных полос напоминают нам о том, что эти дети могли погибнуть. Предлагаем вам добавить белые полосы, чтобы у нас получилась «Зебра»- островок безопасности для наших детей. На белых полосках запишите, какие мероприятия могли бы предотвратить эти ДТП.

-Группам раздаются по две белых полосы, на которых участники совместно записывают названия мероприятий.

-Предлагаем вам поиграть в занимательную игру «Собери пазлы». Для этого каждый из вас возьмёт часть разрезанной картинки, найдёт коллег, с помощью которых вы сможете собрать картинку – пазл целиком. Так вы объединитесь в новые рабочие группы.

-Что у вас получилось? Изображения дорожных знаков.

5 слайд

-Каждый знак принадлежит своей группе. Соответственно её названию, вы получаете следующие задания. (Смотри приложение №2)

-Участники обсуждают задание, а затем один представитель озвучивает работу группы.

Заключительный этап (Рефлексия)

-Для подведения итогов нашего мастер – класса предлагаем вам объединиться в первоначальные группы: «зелёные, жёлтые, красные». Предлагаем провести анализ мероприятия, используя таблицу, предложенную Эдвардом де Боно, «Плюс, минус, интересно».

6 слайд

-Участники мероприятия подводят итоги и делятся своими впечатлениями.

Приложение№1

Притча «Про рыбу и рыбака»

Когда-то давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но никак не мог свести концы с концами. В конец, измотавшись и видя невзгоды своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег. «Здравствуй брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда обветшала! Наша хижина вся покосилась и вот-вот рухнет! Мы три дня ничего не ели, а работы всё нет и нет!» – сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак, дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела. Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи. И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак: «Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!»

Приложение №2

1.Предупреждающие – предупреждают заранее об опасностях на дороге.

Задание для группы

-Какие мероприятия, по – вашему мнению, будут способствовать предупреждению нарушений ПДД?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: