Использование интеллект-карт в ДОУ
Елена Татаурова
Использование интеллект-карт в ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»
Нижнетуринского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ
МАСТЕР-КЛАСС
Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова
первая квалификационная категория
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума».
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность — обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность — хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление — Развитие связной речи. Составление рассказов
Мастер-класс
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
— К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.
Спасибо за внимание!
Проект на тему: « ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 22«Рябинушка»
Проект на тему:
« ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила воспитатель
Высшей кв. категории
Бояршина Н.Г.
Талица 2018
Инновационные педагогические технологии, используемые в условиях внедрения ФГОС ДО.
Тип проекта
: долгосрочный
Участники проекта
: воспитатели, воспитанники группы 5 — 7 лет, родители.
Интеллект-карты
: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект — карт Тони Бьюзена — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти), лектора и консультанта по вопросам интеллекта.
Интеллект — карты
– это уникальный и простой метод запоминания информации.
Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект — карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Цель:
развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект — карт.
Задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект — карты:
- наглядность (в интеллект — карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» — Т. Бьюзен);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект — карта помогает выявить недостаток информации);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Интеллект — карту
в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:
1 этап.
Подготовительный
Знакомство детей с интеллект — картой (2 половина старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант
– сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
2 вариант
– далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект — карты по заданной теме.
Например «Птицы».
Для составления интеллект — карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя ветвь – это виды птиц, коричневая, — что они делают, красная, – что у них есть и т. д. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.
2 этап.
Основной
Использование интеллект — карт для обобщения знаний по теме комплексно-тематического плана (1 половина подготовительной группы).
Данную работу разберём на примере создания интеллект — карты «Семья».
I этап. Знакомство с темой « Семья»
Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.
Цель. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; активизировать мыслительно — поисковую деятельность детей. Расширять представления детей о своей семье, родословной.
Формы работы обязательная образовательная деятельность Ознакомление с окружающим «Моя семья», рисование «Моя семья».
II этап. Создания интеллект — карты «Семья», это — сбор информации, осуществляется, через:
самостоятельную деятельность;
совместную деятельность;
при взаимодействии с семьёй.
В группе оформили выставку «Я мамин цветочек»; выставку макетов «Генеалогическое древо семьи».
III этап – итоговый
— по созданию интеллект — карты «Семья».
Оформление интеллект карты «Семья». Составление рассказов по интеллект карте.
Предлагаем подробно рассмотреть процесс создания интеллект-карты «Семья».
Обучение-игру проводили в 1-ой половине дня, вместо занятия. Заранее подготовили фотографии о семье детей. На столах расположили несколько чистых листов бумаги. Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Мотивация. «Ребята, мы с вами много узнали нового о своих семьях. Давайте сейчас попробуем составить о них рассказ в картинках». Провела беседу:
— Что вы видите перед собой?
— Почему вы решили, что это семья?
Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами предлагают варианты знаков — заменителей слов
(например: это я – а это вся моя семья, у папа есть мама – она моя бабушка, это мои брат и сестра – они ходят в школу.)
Затем объединяем рисунки в смысловые группы.
«Мы с вами нарисовали много о семье, но сможем ли мы сейчас составить красивый рассказ. (Нет) Что же можно сделать?» Если дети затрудняются ответить, предложить соединить картинки ключевыми словами. Например – кем работает папа, чем занимаешься дома, и т. п. Для этого выделяли цветным фломастером те слова или фразы, которые относятся к описанию признака.
После этого начинаем заполнять интеллект — карту (для детей – «рисовать рассказ») в соответствии с законами её построения в следующей последовательности:
в центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем Семью; в стороны от семьи, как лучи от Солнца, рисуем стрелки, количество которых равно количеству ключевых слов или ключевых фраз. Каждая стрелка соответствует цвету ключевого слова или ключевой фразы. На каждую стрелку поместили ключевое слово или ключевую фразу.
К каждому ключевому слову или фразе добавили ответвления по количеству слов-рисунков. Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы.
Нашли с детьми смысловые связи между группами (зависимость действий с членами семьи, любимых занятий, обязанностей по дому и т.п. После этого составили рассказ о семье, используя интеллект — карту. Рассказали составленные рассказы воспитанникам подготовительной группы и родителям.
3 этап.
Заключительный
Планирование своей деятельности и осуществление самоконтроля
(2 половина подготовительной группы):
1 вариант. Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения знаний детей по данной теме.
2 вариант. Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять чему научились дети по данной теме.
Работа по использованию метода интеллект — карт в работе с детьми проводится в первой половине дня в процессе ООД, либо совместной деятельность педагога с детьми.
К данной работе активно привлекаются родители.
При организации работы по проекту «Интеллект — карта» мы планировали получить и частично добились следующих результатов:
- Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект — карты.
- Внедрение метода интеллект — карт позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать у детей навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.
- Ребёнок может планировать, осуществлять оценку и самооценку своей деятельности.
На наш взгляд проект является достаточно результативным, поэтому возможно введение метода Интеллект — карт и в других группах детского сада. Эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.
Список используемой литературы:
1. Афонькина интегративных качеств дошкольников. В. 2013г. , «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.
2. Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.
3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски. [Электронный ресурс] URL: https://www. iatnlp. ru
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.
5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. . М. 2008.
6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. , М., 2004г.
Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе
Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
В детском саду «Гнёздышко» города Новый Уренгой прошел семинар-практикум с педагогами сада по теме: «Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе». Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Педагоги проявили огромный интерес к методу интеллект-карт:
- Освоили метод интеллектуальных карт Тони Бьюзена;
- Познакомились с информацией «Как использовать интеллект-карты в работе с детьми»;
- Применяя алгоритм совместного составления интеллект-карты, составили ветви: «Солнечная система», «Звёзды и созвездия», «Покорители космоса», «Космические корабли», «Приборы, для изучения космоса», «Люди разных профессий о космосе».
Обсуждая результаты практической работы, пришли к выводу, что в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
***
Автор: Ситница Валентина Сергеевна, воспитатель
МАДОУ детский сад «Гнёздышко», г. Новый Уренгой.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004873.
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Поделиться
Сервисы для интеллект-карт
Рисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии.
Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов.
Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам.
Создание: как составить интеллект-карту?
К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.
Поэтому рассмотрим основные правила. Алгоритм, как составить интеллект-карту:
1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт. 2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария. 3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты 4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте. 5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.
Какие основные правила составления интеллект-карт?
- используйте радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект интеллект карт — ассоциативность и многомерность
- пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла. Вы можете разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным образом пользоваться цветами
- пишите только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет Ваше ключевое слово, тем легче Вам будет запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само составление интеллект-карт
- как можно чаще рисуйте вместо слов (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки). Все это повышает качество восприятия и запоминания интеллект-карты
- обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия
- проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль оформления. Основываясь на правилах вы можете создать свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым комфортным для Вас
Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.
Интеллект-карты: 5 способов, которые помогли мне превратить хаос в порядок
«Ментальная карта… Опять эзотерика?» — подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно. Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.
Что такое интеллект-карты
После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.
И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.
Интеллект-карты и я
Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.
Где можно пользоваться картами
1. Работа с информацией (презентации, выступления)
Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.
Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.
2. Обучение и запоминание
Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.
Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы. Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.
3. Мозговой штурм.
Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.
Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.
4. Принятие решений.
Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка). Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.
Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.
5. Планирование.
Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.
Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress. И тут вылез жирный такой недостаток карт — их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.
Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.
Почему выигрышна именно такая форма
Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.
Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.
Плюсы и минусы интеллект-карт
О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.
А теперь о достоинствах.
• Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты. • Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки. • Удобно помечать уже пройденные пути. • Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви. • На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.
Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress
получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.
Как строить карты
Принципы рисования карт
В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.
12 советов по рисованию карт
1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение. 2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого. 3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7. 4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать. 5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки. 6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами. 7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении. 8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости. 9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений. 10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное. 11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки. 12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.
Сервисы для интеллект-карт
Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами. Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.
Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты — это инструмент действительно классный, рекомендую.
Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?
Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»
Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.
Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.
Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.
Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.
Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.
Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.
Краткое видео о том, как интеллект-карта связана с нашим мышлением
У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.
Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.
Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.
Краткое видео: преимущества интеллект-карт
Как можно использовать интеллект-карты?
Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:
Интеллект-карты в работе
создать общее видение проекта
- создавать рабочие планы
- планировать события, бюджет
- подготовить план выступления, презентации
- принимать решения
- устроить мозговой штурм
- генерировать идеи
- создать мотивацию
- написать цели
- подготовить план переговоров
- упорядочить мысли и идеи
Интеллект-карты в учебной деятельности
записывать учебные конспекты по книгам и на слух
- создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
- сдавать экзамены
- структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
- запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
- написать ряд взаимосвязанных гипотез
Интеллект-карты в быту
использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
- расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
- создать Ваше личное генеалогическое дерево
- описать структуру проведения праздника или иного события
- спланировать отдых
Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»