Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.


Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

Наталия Бобыкина

Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

В практике своей работы активно использую технологию «Путешествие по «реке времени»

, которая направлена на упорядочение
временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени»

не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через
«метки»
— символы материальной цивилизации.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола»

вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко
использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток»
времени на панно «река времени»
. Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за
«круглым столом»
для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени»

должно быть
«открыто»
для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и
использовать для дальнейших «исследований»
.

Карта-панно («река времени»

— это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического
времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок»
, с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например,
«древность»

«старина»

«наше время»
. Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации –
«метки»
каждой остановки во
времени.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работая с дошкольникамиставлю следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями)

реализацию
технологии «путешествие по реке времени»
начали с темы
«Чудеса на колесах – от телеги до современных машин»
, что, конечно, нашло большой отклик у мальчишек. Главной задачей было – раскрыть перед
дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Большой интерес вызвало создание «реки времени»

по теме
«Мой родной город»
в рамках реализации проекта по гражданско — патриотическому воспитанию, который позволил познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Первоуральска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени»

дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о
времени через пособие-панно «река времени»
способствует развитию исследовательской деятельности
дошкольников.
Литература.

1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром»

: учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.

2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007

3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.)

–Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО»
, 2014

Технология «Река времени»: возможности реализации в дошкольном образовании

Технология «Река времени»: возможности реализации в дошкольном образовании

Чудова Юлия

студентка 31ДОгруппы,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование

В общих положениях ФГОС дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, изложены его основные принципы, которые включают формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В настоящее время дошкольные образовательные организации интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольной организации – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Согласно содержания ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Соответственно, можно определить проблему

, которая заключается в поиске методов, способствующей формированию интереса детей дошкольного возраста к технологии «Река времени».

Автором технологии «Путешествие по «реке времени», является Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18). Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.

Этапы проведения технологии «Путешествие по реке времени»

1 этап – обсуждение реального или вымышленного события;

2 этап – постановка исследования (узнать…);

3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

4 этап — работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»;

5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;

6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения;

7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Особенность технологии «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Список литературы

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
  2. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  3. Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» Метод проектов в ДОУ: СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.
  4. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец «Современные педагогические технологии в ДОУ»: СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.
  5. Т. В. Хабарова « Педагогические технологии в дошкольном образовании»:СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]