Исследовательская работа «Неизвестный герой Великой Отечественной войны»

Тема нашей исследовательской работы «Жизнь как подвиг» о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что тема войны остается актуальной и в наше время, так как в истории российского государства есть страница, прочитывая которую вновь и вновь невозможно не испытывать ужаса от ее содержания. Да, эта страница из огня и дыма, из горя и надежд, из великой силы борьбы и радости побед.

Со дня, когда над советской землей осветил яркий салют, знаменуя великую долгожданную победу нашего народа над фашистской Германией, минуло уже более 70 лет. Но не стирается то время в памяти людей, а особенно тех, кто ковал победу ценой собственной жизни.

При написании данной работы использовался материал Интернет-сайтов, литературных изданий, воспоминания Кожемякиной Майи Кузьминичны, ветерана войны и труда Ильиной Екатерины Егоровны, их семейные архивы. Материал об участии наших земляков в войне мы собираем довольно давно. Но каждая встреча с ветеранами это новая страничка их жизни.

Актуальность: эта тема актуальна, т.к. история людей, история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей нашей Родины. Цель исследования – активизация поисковой и исследовательской деятельности, изучение истории 20 века на примере жизни односельчан, воспитание уважительного отношения к истории малой родины и ее жителей.

Задачи исследования:

1. Выявить влияние исторических событий России XX века на судьбы наших предков. 2. Исследовать судьбу обычных людей в тылу, определив цену, которую им пришлось заплатить за победу. 3. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, поработать с семейным архивом. 4. Рассказать о своей работе учащимся школы во время экскурсий в школьный музей.

Объект исследования – жизнь и деятельность Кожемякиной Майи Кузьминичны и Ильиной Екатерины Егоровны в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования – архивные документы, письма, биография земляков, их трудовая деятельность, воспоминания.

Методы исследования: — изучение архивного материала; — встреча с односельчанами; — переписка с выпускниками школы; — сбор краеведческого материала; — личная беседа.

Гипотеза: среди наших односельчан есть люди, совершившие гражданский подвиг в годы Великой Отечественной войны, пережившие зверства фашистов, ковавшие победу над врагом в тылу; мы предполагаем, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников.

План исследования: 1 Вступление. 2. Основная часть. Война ворвалась неожиданно. А) Жизнь в оккупации. Б) Напутствие отца. 3. Заключение. 4.Литература. 5.Список иллюстративного материала к исследовательской работе.

↑ Вступление

История – это большое полотно, а судьбы людские – узелки, из которых оно соткано. Каждая неповторима, и вместе с тем она лишь часть общей судьбы всего народа. Надежда Мжачих. Великая Отечественная война – самая страшная война в истории России. Эта война закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, изменила их жизнь, принесла им муки страданий, лишения, горечь и печаль. Все меньше и меньше остается народных героев, наших дорогих ветеранов войны и тружеников тыла. Самым молодым уже почти 90. И каждому из ныне живущих и ушедших в мир иной можно посвятить целую книгу о великом подвиге в годы тяжелых испытаний, выпавших на их долю. Труженики тыла наравне с солдатами на фронте ковали победу. В годы великой битвы многие из них были просто детьми. Не всё они тогда понимали, были просто малы и не имели отношения к событиям жизни села или просто не отложилось все в мельчайших подробностях. Но война стала общей биографией целого поколения военных детей. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

↑ Война ворвалась неожиданно

А) Жизнь в оккупации. Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети. Дети войны…

Семья Майи Кузьминичны Кожемякиной жила на Смоленщине в деревне Бартеново Глинковского района. В 2-х км северо-западнее деревни проходила железнодорожная станция Клоково. Когда объявили о вторжении фашистской Германии на советскую землю, в Смоленске и области началась мобилизация. А уже в конце июня 1941 года шла массированная бомбежка с воздуха немецких самолетов. Под натиском врага Красная Армия отступала. Так семья Майи оказалась в оккупации, которая длилась в течение 3-х лет. Отец Майи Кузьминичны ушел в партизанский отряд. Домой он больше не возвратился. По окончании войны семья получила извещение о смерти. Время оккупации – время постоянного страха за свою жизнь и жизнь близких тебе людей. Майя хорошо помнит, как часто плакала мама, как закрывала наглухо окна и двери, когда появлялись в деревне немцы.

Часто в первые дни войны над деревней пролетали самолёты, своим гулом заставляя жителей выходить из домов и, пригнув голову, смотреть в небо. Уже потом стало ясно, они бомбили железнодорожную станцию. Иногда бомбы падали недалеко от деревни, тогда все, спасаясь от бомбежки, прятались в окопах, которые сами и рыли. В течение трёх лет все жили в страхе, холоде и голоде. Чтобы не умереть, дети бегали собирать ягоды, грибы, когда в селе не было немцев, женщины пекли хлеб, варили кашу, из чего придется. Майя чудом выжила, так как была при смерти от истощения. Родственники, у которых уцелела корова, отпоили ее молоком.

Каждый день нахождения в оккупации требовал от взрослых и детей огромного мужества. Однажды в дом пришел друг отца и велел всем укрыться где-нибудь. Фашисты приготовили списки коммунистов и теперь их семьи будут расстреляны. У Майи отец был коммунистом, а значит, и эту семью должны расстрелять вместе со всеми. Но мама не захотела прятаться, так как понимала, что в лесу с малыми детьми она погибнет, а больше идти не куда. По ночам слышен был ее шепот, мама молила Бога, чтобы ей не остаться без детей, а детям без неё. Пусть лучше фашисты расстреляют всех вместе. И семья Майи осталась дома. А ночью на комендатуру был совершён налёт советских самолётов, и её разбомбили, все списки были уничтожены.

После этого фашисты не оставляли деревню в покое. Наведывались часто, иногда по нескольку раз в день. Они избивали ни в чем не повинных людей, выгоняли из дома, заставляя подолгу стоять под солнцем или на морозе, иногда жители неизвестно куда пропадали, все понимали, что живыми они уже не вернутся. Своими действиями гитлеровцы старались сломить волю оставшихся в живых стариков, женщин, детей.

Когда советские войска стали наступать, фашисты еще больше озверели. А в апреле 1943 года изверги сожгли соседнюю деревню Ляхово вместе с жителями. Уже позже Майя Кузминична узнала, что погибло около 400 человек. А одна учительница выскочила в окно из горящего дома, но в огне оставались двое её детей, и она прыгнула назад к ним. Эта холодеющая душу история и сейчас больно отзывается в сердце Майи Кузьминичны, вспоминать ее без слез она не может.

После освобождения Смоленщины Майя переехала в село Луговское, но всегда мечтала о том, что вернется на свою родину, где леса, полные ягод и грибов, где трава, выше ее роста, где волшебное солнце выходит из-за верхушек деревьев. Но война спутала все планы. Умерла мама, погиб отец, возвращаться стало не к кому. Пришлось самой строить свою жизнь. После войны всем было нелегко, выстоять помогло то, что люди поддерживали друг друга, делились последним. Жители небольшой деревни на Смоленщине, находясь в лапах врага, пережив страх и боль, остались живы — это настоящий подвиг.

Во время рассказа у Майи Кузьминичны дрожит голос, на глаза наворачиваются слёзы. Она часто упоминает имя Бога, просит у него мира и покоя. И также как и её мать дорожит своими детьми и внуками, они у неё на первом месте. Каждый раз, встречаясь с нами, она говорит: «Какое счастье, что вы не видели войны, что живём мы в мирное время. Дорожите им, живите в мире, любви и согласии, помогайте друг другу. Без поддержки наш народ не пережил бы войну». Б) Напутствие отца Война! Какое жестокое слово! Почти четыре года длился этот кошмар. Почти четыре года сотни и тысячи людей с ужасом встречали каждый новый день. Сотни и тысячи семей провожали на фронт не только своих дедов, отцов, братьев, сыновей, но и дочерей, сестер, матерей. Сотни и тысячи семей теряли родных и близких людей на фронтах, в концлагерях, в тылу, на оккупированных фашистами землях. Советский человек сознательно шел на любые лишения, чтобы приблизить победу. Великая Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Слаженная работа сельских тружеников, рабочих у станков, медицинских работников в госпиталях и больницах, подрывная деятельность партизан способствовала разгрому врага. Любой подвиг, который совершали труженики тыла, укладывался в простые слова: «Что нужно для фронта, для победы – сделаем!»

Мальчишки и девчонки 40-х…. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет не прошло.

Ильиной Екатерине Егоровне не было еще 15 лет, когда началась война. Родом она из Харькова. Отец Егор Кириллович – кадровый военный, охранял в городе важный стратегический объект – военный завод. Здесь же работала и старшая сестра Клава. Жили дружно, хотя девочки рано потеряли маму. Она умерла, когда Кате было только 3 года. Клава собиралась замуж, поэтому в дом часто захаживал ее жених Андрей. Но война внесла коррективы в жизнь этой маленькой дружной семьи.

Когда объявили о начале войны, в городе началась эвакуация. Враг быстро приближался, слышны были взрыва, появились фашистские самолеты. Заводы ударам практически не подвергались — немцы явно стремились сохранить производственную базу Харьковского промышленного района с целью её дальнейшего использования. Поэтому в первую очередь стали эвакуировать заводы. Нередко уже под артиллерийским огнем противника рабочие грузили оставшееся оборудование и с последними эшелонами уже под обстрелом покидали родные места. Катя сутками не видела своих близких, которые занимались эвакуацией оборудования завода. Клава уехала из города вместе с последним эшелоном. Больше о своей сестре Екатерина Егоровна ничего не слышала. Она пропала без вести, видимо погибла вместе с эшелоном.

Однажды во время урока в класс вошел директор и приказал ученикам собирать портфели, так как они будут эвакуированы из города. Куда поедут, с кем никто не знал. Когда все разместились в машинах, Катя со слезами на глазах стала просить завести домой, чтобы взять хотя бы фотографии папы и сестры. Так как дорога шла мимо дома, просьба была выполнена. До сих пор Екатерина Егоровна не понимает, как могли согласиться на ее просьбу, ведь враг стоял уже у стен города.

На железнодорожной станции их пересадили в вагоны, в которых перевозили скот. Так и ехали, свернувшись калачиком на соломе, в неизвестность. В дороге давали стакан молока и краюху хлеба, чтобы не умерли с голоду, от чего еще больше хотелось есть.

Катя оказалась в селе Воскресенка Безымянского района Саратовской области. Одна среди чужих людей. До последних своих дней она будет помнить тетку Матрену, которая помогла выжить, приняв Катю на квартиру. Скорее они помогали друг другу. У тетки Матрены недавно на фронте погиб сын, красавец, славившийся на всю округу своим веселым характером.

Хорошо, что на Катином пути попались добрые отзывчивые люди, которые помогали кто советом, кто принесет кусочек хлеба, кто даст кружку молока. Устроилась в колхоз на работу. Сначала собирала в поле после уборки колоски, потом посадили на сенокосилку, а уже на другую весну она стала трактористкой. В 16 неполных лет управляла такой огромной машиной. Но и здесь было нелегко, трактора были очень жесткими, с железными колесами, железными сидениями. Во время работы казалось, что оторвутся все внутренние органы от ужасной тряски. Во время холодных дней одежда примерзала к железным сиденьям. От безысходности, от жалости к себе, слезы застилали глаза. Несмотря на это все работали не покладая рук, так как понимали, что хлеб нужен фронту. Всегда хотела кушать и спать. Работу начинали рано утром, а заканчивали, когда становилось совсем темно. А ночью начиналось самое страшное — тоска по отцу, сестре, родном крае.

Однажды почтальон принес письмо. Это был военный треугольник — весточка от отца. А вскоре Егор Кириллович приехал и сам ненадолго. Поговорил с бригадиром, Матреной Степановной, обнял Катю, наказав слушать старших, и уехал на фронт. Еще одно письмо-треугольник получила она в конце 1942 года. Отец писал скупо о себе, о том, что скоро наступит новый год и враг будет разбит, а потом пришла похоронка. Папа погиб на Харьковском направлении. Теперь Катя осталась совсем одна. Верила в победу, надеялась на встречу с сестрой. И всегда проклинала войну. Девочка мечтала стать врачом, но этой мечте не суждено было сбыться.

Всю жизнь согревают Екатерину Егоровну сохранившиеся письма с фронта. Уже 74 года 9 мая она вновь и вновь разворачивает солдатский треугольник и разговаривает со своим отцом, рассказывая, как живёт, о детях, внуках. Ведь это не просто письма – это письма-завещания, письма-наказ дочери, которая подростком осталась одна среди чужих людей. Вот строки из письма Немыкина Е.К. дочери: «Катя! Наша Красная Армия быстро продвигается на запад, гитлеровская армия будет окончательно разбита. Катя! Слушай тетку Матрену и нос высоко не подымай. Ваш отец Немыкин. 23 мая 1942 года»

Сейчас Екатерине Егоровне почти 90 лет. Она уверена, что выполнила наказ своего отца. Выращивала хлеб для фронта, вязала носки, научила тетка Матрена, помогала тем, кому требовалась помощь, воспитала прекрасных детей. И каждый день, каждый час ждала весточку от отца и сестры. А когда появилась передача «Жди меня», писала письма с просьбой найти родных. Но найти их так и не удалось. Своей гибелью они заплатили за Победу. Ильина Е.Е. награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945гг.», честно трудилась и после войны, у нее много наград, благодарственных писем. Не остается в стороне от общественной работы — встречается со школьниками, участвует в мероприятиях. Разглядывая пожелтевшие фотографии, перечитывая фронтовые письма, Екатерина Егоровна думает о том, как сложилась бы ее жизнь, не будь той проклятой войны. Она со слезами на глазах смотрит военные кадры и всегда удивляется: «Ну почему не могут договориться и жить в мире». Уж она — то знает, что такое война!

Научно-исследовательский проект «Мой прапрадед — участник Великой Отечественной войны»

Война — это большое потрясение для нашей страны, это большие потери, это чрезвычайный героизм русского народа. К сожалению, нам, молодому поколению, сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге заплачено кровью.

Война закончилась, а память о ней живёт до сих пор. И будет жить всегда, пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне. Актуальность

: к сожалению, всё меньше остаётся живых свидетелей тех событий, людях, защищавших нашу Родину . Я провёл опрос своего класса и выяснил, что многие ребята мало знают о судьбе участников Великой Отечественной войны и событиях тех лет. Я горжусь, что у меня есть такой родственник ,человек с большой буквы — это мой прапрадедушка Байбородов Иван Петрович.

Для меня очень важно ,чтобы осталась память о моём прадедушке ,как целый рассказ, чтобы мои ровесники узнали больше информации о нашем земляке, защитнике Отечества.

Цель исследовательской работы

: на примере биографии моего прадеда Байбородова Ивана Петровича ,показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата.

Задачи:

1. Собрать документальный материал.

  1. Изучить документальные источники об истории моей семьи.
  2. Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны. 4) Проследить военную биографию моего прадеда 5) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

Объект исследования:

Биография моего прадеда Байбородова Ивана Петровича-участника Великой Отечественной войны.

Источники исследования:

При написании работы использованы материалы музейного архива , интернет-ресурсы. Были изучены наградные листы, награды.

Наши деды и прадеды отстояли мир, а мы, юное поколение, должны сохранить его! Если мы сохраним память о наших участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.

Практическая значимость работы:

Возможность использование материалов в работе на классных часах, данная работа может побудить других ребят к поиску неизвестной информации о своих родственниках.

Основная часть

Война в жизни прадеда Ивана Петровича Байбородова

История войны, самой кровопролитной и тяжёлой, самой значительной по своим итогам и последствиям – история Великой Отечественной войны.

Среди тех ,кто выполнял свой долг гражданина, защитив от врага не только свой дом, своих близких, но и всю планету, есть имена и моих родственников, нашего земляка. Знакомьтесь:

мой прапрадедушка по маминой линии- Байбородов Иван Петрович, родился 29 октября 1903 года в деревне Сардан Можгинского района. В 1918 года. когда ему исполнилось 16 лет, мой прапрадед добровольно вступил в Красную Армию, был пулемётчиком, получил ранение. В 1919 года демобилизовался, вернулся домой.

Свою трудовую деятельность мой прапрадед начал простым железнодорожником на Горьковской железной дороге. Был машинистом пассажирских поездов.

В 1929 году окончил железнодорожный техникум в Сызрани . Работал на железной дороге в посёлке Бондюжский (ныне город Менделеевск,Татарстан). Начало войны

В августе 1941 года Бондюжским райвоенкоматом был призван в армию.

Уезжая на фронт, написал коротенькое письмо: «Еду на фронт бить фашистов .Берегите семью…За неё еду воевать». В Можге осталась семья- пятеро детей и жена. Боевой путь

Больше всего о солдате может рассказать его «Военный билет».Это не просто документ и фиксированная на бумаге действительная военная служба солдата. Это целая повесть жизни, подвига и патриотической доблести мужчины. К сожалению , до наших дней не сохранился этот документ, но изучив интернет-ресурсы, музейные архивы, архивные материалы моего города вот, что я узнал: Прошёл по дорогам войны от Сталинграда до Берлина. Гвардии старшина, разведчик, командир отделения 23-й отдельной гвардейской разведывательной роты. Награждён четырьмя медалями, орденами Славы1-й,2-й и 3-й степени.

13 декабря 1941 года первый бой под Москвой, при освобождении города Калинин ( ныне- Тверь).

9 мая 1942 года в боях под Курском получил первое лёгкое ранение.

25 сентября 1942 года вторично ранен. В часть вернулся 14 октября 1942 года.

19 ноября 1942 года принимал участие по уничтожению окружённой группировки немцев в районе Сталинграда. Боевые заслуги были отмечены командованием советской армии. Был награждён:

Медаль за боевые заслуги. За оборону Сталинграда.

Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг:13 и 14 января 43 года в боях балки Голой, затем в боях на территории посёлка Баррикады 30 и 31 января 1943 года помощник старшины, парторг батареи гвардии старший сержант Байбородов И.П. под ураганным огнём противника доставлял снаряды и продукты на огневые позиции батареи. Артиллеристы полка, в котором служил мой прадед уничтожили 29 немецких танков, а в заключительных –ещё 16.

Первый «язык». Орден 3 степени

Дата подвига : 13.03. 1944 года,16.03.1944года.Мой прапрадед во главе разведывательной группы из 8 человек скрытно проник в тыл противника .В результате боя разведчики разгромили местный гарнизон из 30немецких солдат и офицеров, захватили пленного, также 16.03.1944 года в том же районе Байбородов И .П. ,действуя в группе разведчиков, отбивая контратаку противника, уничтожил свыше 10 солдат, двух унтер – офицеров и одного офицера взял в плен.

13.03.1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.

Разведчик от бога. Орден 2 степени

13.02.1945 года вовремя штурма города Познани(Польша) выполняя боевое задание командования, во главе группы разведчиков проник в тыл противника в район квартала №24 города разведал расположение сил противника и захватил «языка».

19.02.1945 года с группой из 15 разведчиков вступил в бой с немецким батальоном численностью свыше 300 человек. Мой прапрадед не щадя своей жизни отбивал атаку где лично уничтожил 9 человек и 13 человек захватил в плен. Атака врага была отбита.

17.03.1945 года награждён орденом Славы 2 степени.

на Берлин.

14.04.1945 года с группой разведчиков нашёл обходной путь и вывел 2 батальона во фланг немцев, обеспечив успешное наступление пехоты . Когда начался штурм Фридрихсхагена, мой прадед с группой разведчиков одним из первых дивизии ворвался в город ,в бою вместе с разведчиками истребил до 15 вражеских солдат и захватил штурмовое орудие.
Мирная жизнь
В августе 1945 года прадед демобилизировался и сразу же приехал домой. На лаврах не почивал. Жил в городе Можге Удмуртской Республики. Работал заместителем директора Можгинского леспромхоза по полит части.
Последняя награда
. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.05.1946 года за мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях ,гвардии старшина Байбородов И.П. награждён орденом Славы 1 –й степени, став полным кавалером Славы. 29мая 1951 года перестало биться сердце отважного воина. В нашем городе переименована Лесозаводская- в улицу имени Байбородова И.П., в память о нашем земляке, кавалере 3-х Славы. Из архивного отдела Администрации МО»Город Можга» фонд№11, опись №1,дела №368, лист №202,209 от 25 октября 1967 года. Улицу Лесозаводскаю — в улицу имени Байбородова И.П.

Заключение.

Никто не забыт, ни что не забыто. Пока мы будем помнить героические подвиги своих дедов, прадедов, гордиться ими, будем так же любить и защищать свою Родину, никакой враг не посмеет нас потревожить. Мой прапрадед с честью прошёл все испытания, которые выпали на его долю. Я считаю ,многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов». Я хочу прожить свою жизнь достойно и быть похожим на своего прадедушку. 9 мая я ежегодно участвую в шествии «Бессмертного полка» в г.Можге с фотографией своего прапрадеда Байбородова Ивана Петровича. Я помню! Я горжусь

Для каждого человека семья- это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен знать не только близких родственников, но знать историю своего рода. История рода не обрывается, она продолжается в детях. А значит ,в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди. Моя семья- это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием «История России».

Пусть всех имён не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем им обязан я ,знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. ( С.Щипачёв)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: