Конспект урока «Гармония» по литературе для 4 класса
Прочитайте начало и конец 1части /со слов «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов
«Как будто его перед праздником
помыли и потерли снегом…»
Объясните, почему вы так решили?
Сегодня вы будете работать в группах. Вам предстоит договориться, кто какое задание будет выполнять. Задания написаны на листочках. Посовещавшись,
выступающий должен всему классу рассказать о своем задании. Обратите внимание /громко, выразительно, правильно/.Всем уч-ся внимательно слушать и следить за ответом выступающего. Будьте готовы оценить, как выступал отвечающий.
Свое высказывание надо строить…
/карточки- «помогайки»/
Чтобы понять содержание рассказа, необходимо выполнить следующие задания:
I
часть
Чтение «Разведка»
- «Знайки»
Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
- «Умейки»
Как автор описывает ночь в деревне?
- «Почемучки»
От какого лица ведется повествование в этой части?
Работа со словарем
: уч-ся называют непонятные слова, которые при чтении вызвали затруднение и поясняют.
Выполнение 1 задания в группах:
прочитали, согласовали по заданиям /уч-ся выступили перед классом/.
Учитель при оценке выступающих обращает внимание на выразительность, правильность ответа.
II
часть
Чтение «Работают только губы»
- «Знайки»
Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?
- «Умейки
»
На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
- «Почемучки
»
Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?
Учитель:
- Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника? Как Вы думаете: уход за ребенком, помощь по хозяйству, чистка рыбы…..
- Это настоящее учение? А чему должен был учиться девятилетний мальчик?
- А почему Ванька хочет убежать от такого учения? Как ты оцениваешь действия хозяев по отношению к мальчику?
Вывод
: совершенно верно, они нарушают его права /на учебу, отдых, на неприкосновенность/.
Так было до революции.
- А какие права имеете вы?
(показ слайда «Декларация прав ребенка»)
III
часть
Жужжащее чтение
- «Знайки»
Как ты думаешь, Ванька более развит, чем Петька? Почему?
- «Умейки»
В чем причина этого?
- «Почемучки»
Что для Ваньки является его « дачей», т.е. самыми светлыми воспоминаниями?
(смотри в приложение «Начни свое выступление так».
Выступающий уч-к: Нам было задание найти информацию и доказать о том, что Ванька был более развит, чем Петька.
Мы решили, что причиной …..
IV
часть
Чтение «шепотом»
1.«Знайки»
Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный, чрезвычайно сообразительный мальчик?
Докажите словами из текста.
2.«Умейки»
Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной?
- «Почемучки»
Как автор называет письмо?
(доверено самое сокровенное, мечты, надежды).
Учитель:
Вы согласны с утверждением, что Ванька был наблюдательный и сообразительный?
В каком состоянии находится Ванька?
(безысходности)
Возвращаемся к плану. Все ли мы сделали на уроке?
(на доске наглядно показываю красным флажком, что сделано)
Возвращаемся к гипотезе.
- Удалось ли Чехову правдиво описать жизнь Ваньки?
- А почему автор так точно описывает жизнь мальчика до революции?
Вывод:
Да, вы оказались правы. Чехов говорил о себе вот так…
(слайд портрет Чехова, эпиграф)
«В детстве у меня не было детства….»
- Обращаемся к плану работы, оцениваем его выполнение.
- С автором произведения познакомились?
- Над содержанием текста поработали?
Вывод:
Все ли на уроке нам удалось сделать, что запланировали?
Давайте подумаем, что при выступлении ребят удалось, получилось?
Учитель:
Я заметила, что надо поработать над выразительностью.
А удалось ли вам поработать в группах?
Вывод:
Мы сегодня учились выступать перед классом.
По желанию выбрать то задание, которое вам бы хотелось выполнить.
1.Предлагаю вам побывать в роли писателя и продолжить рассказ.
2. Пересказать близко к тексту отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.
3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.