Цикл занятий «Логопедические сказки»
Дети любят сказки, дети верят в сказки… А мы предлагаем вам устроить погружение в давно знакомые сказочные истории и использовать этот богатый материал для развития способностей и возможностей ребёнка.
Описание работы
: Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей, родителей, логопедов, дефектологов и педагогов–психологов. Методичка разработана с целью обучения эффективному взаимодействию детей дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии.
Аннотация
Коррекционно-развивающая деятельность — это сложный педагогический процесс, результатом которого должна являться нормализация всех сторон речи ребёнка, развитие психомоторики, познавательных и психических процессов, воспитание личности ребенка, а также учитывать создание здоровьесберегающей среды. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагог обязан гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Таким образом, повышение качества образования детей является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования.
Исходя из требований ФГОС нового поколения, перед педагогом встаёт вопрос о повышении качества дошкольного образования детей через использование современных технологий. Одной из таких технологий является использование элементов метода комплексной сказкотерапии.
Сказкотерапия — это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии и педагогике, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание ребёнка, стать самим собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка, сохранение его здоровья и позволяет в рамках сказки решать коррекционно-обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
«Сказки» прекрасно подходят для малышей, только начинающих участвовать в групповых занятиях – ведь здесь действие происходит вокруг уже знакомого сюжета. А ребятам постарше будет интересно «поиграть в сказку» на новый лад. Поэтому представленный материал можно использовать в работе с широким возрастным диапазоном – от 3 до 7 лет.
В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.
Дети усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку, действуя во всех образовательных областях: художественно-эстетической, физической, речевой, социально-коммуникативной и познавательной. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо. В каждой сказке, входящей в предлагаемый комплекс, содержится материал, позволяющий организовывать мини-тренинги связанные с безопасным поведением детей, что в настоящее время является очень актуальным вопросом.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. В процессе занятий развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, числительных. Отдельное внимание уделяется отработке предлогов и навыкам образования притяжательных и относительных прилагательных. Часть заданий посвящается развитию предпосылок становления чистой речи – тренировке артикуляционной моторики и речевого выдоха. Не остаются в стороне и упражнения в интонационной выразительности и темпо-ритмической организации речи.
С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова носят обобщающий характер. В процессе игр со сказками актуализируется лексика по различным темам, выполняются задания на исключение лишнего, подбор логической установление логических и причинно-следственных связей.
Закрепляются эталоны цвета, формы и величины предметов, предлагаются игры на развитие тактильного восприятия. Формируются элементарные математические представления. Дети закрепляют навыки количественного и порядкового счёта, упражняются в сложении, делении поровну, удвоении предметов. Развиваются пространственные представления.
Задания по моделированию сказок с помощью геометрических фигур постепенно уводят от конкретных образов к абстрагированию, т.е. готовят к математической деятельности со знаками и цифрами.
Для дошкольников старшего возраста предназначены задания «Новые сказки» и «Я даю советы», предлагающие нетрадиционно использовать сказочный материал, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т.д. В ходе выполнения подобных заданий развиваются мышление и воображение детей. Именно воображение делает жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.
Для каждого вида деятельности предложены варианты и виды усложнений, которые будут соответствовать возможностям детей конкретной группы, таким образом педагог может сам выбирать задания такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каждого ребенка. Материал каждого конспекта рассчитан не на одно, а на несколько занятий, проводимых в течение дня или недели (по выбору педагога) Важно организовать деятельность так, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задержек и поисков необходимых атрибутов.
«Репка»
Задачи: развитие мелкой моторики развитие артикуляционной моторики; развитие речевого выдоха; развитие пространственных представлений; работа с предлогами «перед», «за», «после» упражнение в выполнении многоступенчатых инструкций; работа над темпом речи; работа с сенсорными эталонами; обогащение, уточнение и актуализация словаря качественных прилагательных развитие воображения и фантазии
Оборудование: настольный театр «Репка»; матрёшка «Репка», ширма дидактическая игра «Репка» с персонажами на липучках; жёлтый круг, жёлтый шар, картинка «Репка» меловая или маркерная доска, либо бумага и фломастер аудиозапись сказки «Репка» набор различных шаров, мешок, обручи
дополнительно: карточки с названием героев кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п. дроби Никитина
- Введение в тему
— Сегодня к нам в гости придёт сказка. Как мы сказку позовём?
«Сказка, приходи!» Хлопают в ладоши. «Тссс…» Убирается ширма – за ней лежит жёлтый круг
Сегодня к нам в гости придёт сказка про овощ.
Фигура-подсказка: жёлтый круг
Загадка-подсказка: Жёлтый бок, круглый бок – лежит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?
Картинка-подсказка: репка
Игрушка-подсказка:
репка
- Припоминание сказки
«Разговорчивая репка» Речевой выдох
— Какая красивая наша репка! Круглая, гладкая, крепкая! А какие зелёные у неё листочки! Послушайте, как шуршит репка своими листочками.
Дети поочерёдно дуют на листья репы
Кажется, репка хочет вам что-то хочет сказать.
Сказка рассказывается логопедом совместно с детьми либо прослушивается аудиозапись
- Работа над сказкой
«Ах, какая репка!» Качественные прилагательные
— Скажите много слов про репку. Какая она?
Младшие дети с опорой на картинку (на дем.столе репка из театра) старшие – без наглядной опоры
Жёлтый шар передаётся по кругу (если детей много), логопед задаёт подводящие вопросы с детьми постарше – используется приём «рисовалка»
(большая, жёлтая, спелая, круглая, крупная, огромная, сладкая, крепкая, сказочная, гладкая…)
- «Такие разные репки!» Сенсорные эталоны. Рассказ-описание.
— Посмотрите, сколько много разных репок!
(на ковёр высыпаются шары различного размера, цвета, фактуры и тяжести)
— Найдите самые большие… Самые маленькие
— Жёлтые… Красные… Зелёные… Синие… Разноцветные…
— Твёрдые… Мягкие…
— Пушистые… Гладкие… Шершавые
— Тяжёлые… Лёгкие…
— Давайте соберём наш урожай в мешок
— А теперь каждый достанет себе по одной репке и расскажет, какая она…
Дети выполняют задание, логопед подсказывает признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)
- «Разминка». Артикуляционная гимнастика
— Когда дед решил репку посадить, он стал огород вскапывать. Чем? Лопатой. («лопатка»)
— Потом он семена в землю сажал («футбол»)
— Сначала репка была маленькой (втянуть щёки)
— Потом выросла большая-пребольшая (надуть щёки, удержать)
— Маленькая – большая – маленькая – большая…. (чередование)
— Когда дед не смог репку вытянуть, он нахмурился (нахмурить брови)
— Потом по сторонам смотреть стал, кого бы позвать на помощь? («часики»)
— Дед вместе со всей семьёй репку из земли тянул, а мы потянем язычок. Высоко-высоко, к самому носику! (4-5 раз)
— Когда репку из земли вытянули, все обрадовались и стали улыбаться («улыбочка»)
— А потом репку ели и облизывались (4-5 раз)
- «Речевая зарядка». Темп речи.
- Давайте вспомним всех героев этой сказки и стишок из неё.
Поочерёдно выставляются персонажи.
- Кто сможет проговорить этот стишок быстро-быстро?
- А теперь очень медленно, но без остановок.
- Теперь то быстро, то медленно.
- «Очередь». Предложные конструкции. Пространственные представления
Вот каждому из вас репка и персонажи сказки. Расставьте их по порядку.
- Скажите, кто стоит в очереди первый? последний? третий? пятый? второй?
- Кто стоит перед Жучкой? после бабки? за кошкой? между мышкой и Жучкой?
- А теперь постройте такую очередь, в которой: — первая – бабка, последняя – кошка, внучка – третья; — вторая – внучка, перед ней – Жучка, дед – последний, перед ним – мышка; — последняя – Жучка, вторая – бабка, четвёртый – дед, после деда – внучка.
- Вспомните, как начиналась сказка? (Посадил дед репку)
посадил НЕ дед репку… А кто?
(внучка, Баба-Яга, три медведя…)
посадил деде НЕ репку… А что?
(морковку, берёзку, ромашку…)
- Подберите названия героям наших сказок
(с помощью настольного театра, масок и др.)
«Колобок»
Задачи: развитие мелкой моторики развитие артикуляционной моторики; развитие речевого выдоха; голосовых модуляций; работа с сенсорными эталонами; обогащение, уточнение и актуализация словаря качественных прилагательных; формирование математических представлений о частях и целом развитие логики, воображения и фантазии
Оборудование: жёлтый круг; настольный театр «Колобок»; ширма книжка-плакат «Колобок»; жёлтый шар; картинки «заяц белый», «заяц серый», «волк», «медведь», «лиса»; образцы иск.меха светло-серого, тёмно-серого, коричневого и оранжевого цветов; «Послушный ветерок», теннисные шарики, «полигон» набор различных шаров, мешок, обручи
дополнительно: карточки с названием героев кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п. дроби Никитина
I. Введение в тему
— Сегодня к нам в гости придёт сказка. Как мы сказку позовём?
«Сказка, приходи!» Хлопают в ладоши. «Тссс…» Убирается ширма – за ней лежит жёлтый круг
- К главному герою сказки, в которую мы попадём сегодня, тоже подходит жёлтый круг. Что это за сказка?
Жёлтый круг заменяется фигуркой колобка из настольного театра
II. Припоминание сказки
на дем.столе преподаватель с помощью фигур из театра и при активной поддержке детей проговаривает сказку песенка колобка сопровождается выполнением жестов
пальчиковая гимнастика
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, От медведя ушел, От тебя, лиса, не хитро уйти. | хлопки в ладоши правая ладонь поглаживает левую левая ладонь «скребёт» правую ладони разминают друг друга ладони выпрямляются тыльной стороной вниз ладони перевернуть тыльной стороной вверх правая рука загибает большой палец на левой руке правая рука загибает указательный палец на левой руке правая рука загибает средний палец на левой руке правая рука загибает безымянный палец на левой руке правая рука загибает мизинец на левой руке кулак разжимается машущим движением |
III. Работа над сказкой
- Логическая разминка.
- Как вы думаете, зимой или летом произошла эта история?
- Куда положила бабушка колобок, чтобы он остыл? (на окошко)
- А раз колобок укатился, значит окошко было открыто или закрыто? (открыто)
- Открывают ли окна настежь зимой? (нет)
- Кого встретил колобок на пути? (заяц, волк, медведь, лиса)
По мере называния персонажи сказки выставляются на дем. столе
- Мог ли колобок зимой встретить медведя? (нет, зимой медведь спит)
- Где находится дорожка, по которой покатился колобок – в лесу или в городе? (в лесу)
- Выходит, что эта история произошла летом, в лесу, и все, кого встретил колобок – лесные жители
- Кого первым встретил колобок на пути? (зайца)
Физминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
- Кого встретил колобок после зайца? (волка)
- Какого цвета волк? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её волку
- Сколько у волка лап? Ушей? Хвостов?
- Когда колобок укатился от волка, тот расстроился и завыл
Развитие голоса и речевого выдоха«Волк воет»
- Кто повстречался колобку после волка? (медведь)
- Какого цвета медведь? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её медведю
- Сколько у медведя ушей? Лап?
- Какой у медведя хвост – длинный или короткий?
- Давайте покажем, как ходит медведь.
- А знаете, что любит мишка кушать? (мёд)
Физминутка
Наш мишутка потянулся – раз нагнулся, два нагнулся. Лапы в стороны развёл, мёду, видно, не нашёл. Влез на дерево – и вот лижет с лапы сладкий мёд!
- Кто последний повстречался колобку? (лиса)
- Какого лиса цвета? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её лисе.
- Сколько у лисы лап? Ушей? Хвостов?
- Какой у лисы хвост?
- Почему лису в сказках называют плутовкой?
- Кого лиса обманула в этой сказке?
2. Словарная разминка. (для детей 5-7 лет)
- Давайте вспомним, какие ещё персонажи есть в сказке «Колобок»?
по мере называния на столе выставляются персонажи настольного театра.
- Если я уберу главного героя – Колобка, то тех кто останется, можно разделить на две группы. Какие? (люди и животные)
- Давайте расскажем про каждого животного из сказки. Используется книжка-плакат «Колобок» — какой заяц? (маленький, пушистый, трусливый, забавный, серенький…)
— какой волк?
(средний по размеру, серый, голодный, зубастый…)
— какой медведь?
(огромный, бурый, неуклюжий, косолапый…)
— какая лиса?
(небольшая, рыжая, красивая, хитрая…)
— Про всех рассказали, а про колобка забыли. Какой он? Покатился колобок к деткам, хочет послушать, что они про него расскажут!
Жёлтый шар-колобок передаётся по кругу (если детей много), логопед задаёт подводящие вопросы (круглый, маленький, жёлтый, румяный, вкусный, свежий, ароматный, весёлый, смелый, хвастливый…)
- «Спасение колобка»
— Жалко такого замечательного колобка! Давайте его от лисы спасём!
Развитие голоса и речевого выдохас использованием пособия «Послушный ветерок» — сдуть колобка с лисьего носа теннисные шарики-колобки – чей дальше укатится
- «Такие разные колобки!» Сенсорные эталоны. Рассказ-описание.
— Напекла бабка много-много разных колобков! (на ковёр высыпаются разные шарики)
— Найдите самые большие… Самые маленькие
— Жёлтые… Красные… Зелёные… Синие… Разноцветные…
— Твёрдые… Мягкие…
— Пушистые… Гладкие… Шершавые
— Тяжёлые… Лёгкие…
— Давайте соберём всех колобков в мешок
— А теперь каждый достанет себе по колобку и расскажет, какой он…
Дети выполняют задание, логопед подсказывает признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)
- Речевая зарядка
- Что говорили звери, когда встречали Колобка в лесу? (Колобок, колобок, я тебя съем!)
.
Игра «Угадай, чей голосок» используются персонажи настольного театра и ширма сначала голосами животных говорит взрослый, затем, по очереди, сами дети
- Артикуляционная гимнастика «Колобок»
«По амбарам помела» — движения языка влево-вправо по нижней губе
«По сусекам поскребла» —
проталкивание языка между зубами
«замесила тесто» —
«футбол»
«положила на окошко студиться» —
открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости
«колобок заскучал» —
«часики»
«спрыгнул с окошка» — «лошадка»-«грибок» «покатился» — круговые движения языком «встретил зайца» — «качели»: заячьи прыжки или уши «встретил волка» — «трубочка»: волк воет шёпотом «встретил медведя»- энергичные движения нижней челюстью «встретил лису» — «вкусное варенье», лиса облизывается
- «Как мы колобок делили» (с использованием пособия «Дроби Никитина»)
Выбрать вариант для угощения бабки с дедкой А если внучка приехала? Разделить на лесных зверей? Разделить так, чтобы угостить всех детей на занятии?
- «Я даю советы».
- Давайте вернёмся к нашему Деду и Бабке. Как вы думаете, что они почувствовали, когда обнаружили, что Колобок пропал? (расстроились, огорчились, обиделись, приуныли)
- Что должны были сделать Дед и Бабка, чтобы Колобок не укатился? (не оставлять без присмотра, не класть на окно, на открывать окно, испечь в форме кубика…)
- А теперь подумаем о Колобке. Лиса оказалась хитрее. Что нужно сделать, чтобы перехитрить её? (не верить ей, стать чёрствым и невкусным, стать зелёным, чтобы в траве не было заметно…)
- Чтение (только для старших детей)
- Подберите названия героям наших сказок
- Составьте названия героев
- «Новые сказки» (для детей 5-7 лет)
- А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло… НЕ испекла бабка колобок… А что сделала? (нашла, купила, слепила…)
испекла НЕ бабка колобок… А кто?
(внучка, Баба-Яга, три медведя…)
испекла бабка НЕ колобок… А что?
(торт, калач, пирожное…) - Придумайте, что было дальше
III. Инсценировка сказки.
(с добавлением героев из предыдущей сказки.)
«Теремок»
Задачи: развитие мелкой моторики развитие артикуляционной моторики; развитие пространственных представлений; понятий «слева», «справа», «выше», «ниже» работа с предлогами «над», «под», «между» упражнение в выполнении многоступенчатых инструкций; обогащение, уточнение и актуализация словаря по теме «инструменты», «дом» совершенствование математических навыков сосчитывания и сложения развитие воображения и фантазии
Оборудование: матрёшка «Теремок», ширма настольные театры «Теремок», «Колобок», «Репка»; схема теремка; схем.изображения волка, лисы, лягушки, медведя, зайца, мышки. меловая или маркерная доска, либо бумага и фломастер аудиозапись сказки «Теремок» картинки предметные «Инструменты» деревянный конструктор иллюстрация «избушка», «дом»
дополнительно: карточки с названием героев кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
I. Введение в тему
- В каких сказках мы с вами уже побывали? («Репка», «Колобок»)
- Давайте вспомним героев этих сказок. По мере называния персонажи выставляются на дем.стол. (Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса)
- А теперь назовите только тех животных, которые могут жить в лесу. (заяц, волк, медведь, лиса, мышка)
Дети называют, взрослый выдвигает этих персонажей в первый ряд, оставшихся убирает.
- А теперь я добавлю ещё одного героя, и вы попробуете догадаться, с какой сказкой мы будем играть сегодня.
Добавляется лягушка
- Верно, это сказка «Теремок»
II. Припоминание сказки.
Чтение взрослым. Аудиозапись.
III. Работа над сказкой
- Разминка.
- Что такое теремок? (Терем – большой красивый дом в старину)
Показать на картинке
- Почему про мышку говорят «Мышка – норушка»? (живёт в норке)
- Как ещё можно назвать мышку? (малышка)
- Почему лягушку зовут квакушкой? (квакает)
- Какое прозвище ей ещё можно дать? (попрыгушка)
- «Зайка – попрыгайка», так в сказке зайца называют. Почему? (прыгает)
- Как ещё зайца называют в сказках? (зайчишка – трусишка)
- Почему его так не назвали в нашей сказке? (он храбрый, живёт в одном домике с лисой и волком)
- Лису в этой сказке называют «Лиса – на весь лес краса». Почему?
- Какие ещё прозвища есть у лисы? (плутовка, лисичка-сестричка…)
- Обманула лиса кого-нибудь в этой сказке?
- Прозвище волка в сказке «Теремок» — «Волчок – серый бочок». Почему? (у него серый бок)
- Какие ещё прозвища есть у волка? (волк – зубами щёлк)
- Почему в этой сказке про волка так не говорят? (он не злой)
- А какое прозвище мы дадим медведю? Он со злости сломал теремок или нечаянно?
2. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика
- «Стенка, стенка, потолок, двери, окна и звонок» массаж: поглаживание, постукивание щёк и лба, зажмуриться, широко раскрыть глаза, поднять брови, нахмурить брови, открыть рот, сморщить нос
- «Мышка тихо пропищала, и кота будить не стала» тихое постукивание губами
- «Тянуть губки прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них – как блюдца!» «улыбочка»
- «У-у-у-у! Уу-у-у-у! Воют волки на луну» «трубочка»
- «Серый волк – зубами щёлк. Пока не кусается, а сердито скалится…» «оскал»
- «Пушистый лисий хвост мелькает, все следочки заметает» «часики»
- «Прыг-скок, прыг-скок, зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, всех ребят играть зовёт!» «лошадка», «пулемёт»
- «Мишка-топтыжка, неуклюжий слишком» «орех»
3. Речевая зарядка
- Что говорили звери, подходя к теремку? (Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?)
.
Игра «Угадай, чей голосок» используются персонажи настольного театра и ширма сначала голосами животных говорит взрослый, затем, по очереди, сами дети
4. Я даю советы.
Сказка и математика
- Теремок развалился. Что же делать зверям? (строить новый)
- Сначала нужно придумать, каким будет теремок. Сколько в нём должно быть комнат, чтобы всем хватило?
- В нашем теремке будет три этажа (схема теремка) Покажите, где первый этаж? А где третий? Второй?
- Кого лучше поселить на первом этаже? Втором? Третьем? Почему? (ориентируемся на массу тела, размеры животных)
- Представь, что когда на улице идёт дождь, каждый из персонажей надевает резиновые сапоги. Сколько сапог будет стоять в прихожей теремка? А сколько пар? (для детей 5-7 лет)
Пространственные представления, предлоги
- Кто живёт над медведем? Над лисой? …
- Над кем живёт мышка? Волк?
- Кто живёт под зайкой? Под лягушкой?
- Кто живёт выше лисы? Ниже зайца?
- Кто живёт справа от лисички? Слева от волка? Кто живёт между мышкой и лягушкой?
Расширение словарного запаса «Инструменты»
- Где взять материал для строительства теремка? (в лесу)
- Чем спилим дерево? (пилой)
- Чем обрубим ветки? (топором)
- Чем обстругаем брёвна? (рубанком)
- Чем скрепим их между собой? (гвоздями забьём молотком)
Развитие мелкой моторики
- Терем-терем-теремок, звери строили домок… Кто построит самую высокую стену/башню?
Выкладывание стенки из брусьев или башни из кубиков. Детям 5-7 лет строительство домика
Словарного запаса «ДОМ»(работа с иллюстрацией)
- Терем-терем-теремок, звери строили домок Ставенки
резные
, окна
расписные
.
Дом растёт всё выше, выше, есть
карниз, труба
и
крыша
5. «Новые сказки» (для детей 5-7 лет)
- Вспомните, как начиналась сказка? (Стоит в поле теремок)
- А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло… Стоит в поле НЕ теремок… А что?
- Придумайте, что было дальше
6. Чтение (только для старших детей)
- Подберите названия героям наших сказок
- Составьте названия героев
IV. Инсценировка сказки.
(с помощью настольного театра, масок и др.)
Драматизация + «У нас гости» (для 5-7 лет)
Дети разыгрывают сказку сначала по традиционной схеме, затем добавляется необходимое (по числу детей) количество персонажей из других сказок (колобок, дед, кошка и т.п.). Заключительный этап – появление медведя. По ходу задаются вопросы: «Что умеет делать персонаж?» (опора на зрит.образ), «Из какой он сказки?» (для гостей)
«Три поросёнка»
Задачи: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности развитие речевого выдоха; развитие пространственных представлений; понятий «слева», «справа», «выше», «ниже» работа с предлогами «над», «под», «между» совершенствование математических навыков (деление поровну) упражнение в образовании относительных прилагательных обучение моделированию с помощью геометрических фигур развитие воображения и фантазии
Оборудование: настольный театр «Три поросёнка»; декорации деревьев, ширма аудиозапись сказки «Три поросёнка» сухой пальчиковый бассейн (горох, фасоль, и т.п.) или песок жёлуди (10-20 штук) набор геометрических фигур для моделирования сказки упаковочная бумага-лапша, спички-палочки, декоративные камешки иллюстрация «Какие бывают дома» игра-пазл «Где чей домик»
дополнительно: карточки с названием героев кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
I. Введение в тему
- Сегодня к нам в гости снова придёт сказка. Как мы сказку позовём?
Дети хлопают в ладоши, произносят: «Сказка, приходи!» «Тсс-с-с»
- Сказка, с которой мы будем играть сегодня, называется… Посмотрите на эти фигурки и догадайтесь сами
Три розовых круга
- Верно, это сказка «Три поросёнка»
II. Припоминание сказки.
Аудиозапись.
III. Работа над сказкой
- Декорации
- Как вы думаете, где произошла эта история? (на опушке леса)
- Значит, для нашей сцены нам нужны деревья.
- Как вы думаете, в какое время года произошла эта история?
- Значит, какого цвета должны быть деревья? Выберите подходящие.
Устанавливаются декорации осенних деревьев
- Домик из какого материала решил сделать себе Ниф-Ниф? (из соломы)
- Значит, домик, который он построил, называется… (соломенный)
- Найдите Ниф-Нифа и его домик.
- Домик из какого материала решил сделать себе Нуф-Нуф? (из веток деревьев)
- Значит, домик, который он построил, называется… (деревянный)
- Найдите Нуф-Нуфа и его домик.
- Домик из какого материала решил сделать себе Наф-Наф? (из камней)
- Значит, домик, который он построил, называется… (каменный)
- Найдите Наф-Нафа и его домик.
Устанавливаются декорации домиков и поросята
- Сказка и математика
- Что любят есть поросята? (жёлуди)
- Найдите в этом корытце жёлуди.
Дети ищут жёлуди в сухом пальчиковом бассейне, затем выполняют математические задания
- Помоги поросятам разделить поровну 6 желудей, 9 желудей, 12 желудей, 15 желудей, 18 желудей.
- Речевая зарядка. Интонирование.
- Что такое беспечный
?
предусмотрительный
? - Кто из поросят самый предусмотрительный? А кто самый беспечный? Почему?
- У кого из поросят самый высокий, тонкий голос? (У Ниф-Нифа)
- У кого из поросят самый низкий, толстый голос? (У Нуф-Нуфа)
- У кого из поросят средний голос? (У Наф-Нафа)
- Давайте споём песенку про поросят разными голосами.
«Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?»
2. Драматизация + моделирование
Установить взаимосвязь между геометрическими фигурами и персонажами сказки, их домиками.
Последовательно этапы сказки демонстрируются с помощью геометрических фигур, угадываются детьми и находят подтверждение за снятой ширмой
При наличии времени предложить детям самостоятельно создать модель той или иной ситуации.
Этапы: 1. поросята веселятся, издалека за ними наблюдает волк. 2. поросята возле построенных домиков, волк близко. 3. Ниф-Ниф спрятался в соломенном домике, волк рядом. 4. соломенный домик разрушен, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф в домике из веток, волк рядом. 5. соломенный дом и дом из веток разрушены, поросята в каменном домике, волк рядом. 6. то же, но волк на домике. 7. волк убегает, поросята пляшут вокруг домика
3. Предлоги, пространственные представления.
- Расскажите, где сейчас находится волк?
- Поместите волка за домиком, перед домиком, справа от домика, между домиками и т.д
4. Речевой выдох.
- Как волк разрушал поросячьи домики? (дул на них)
- Давайте и мы проверим строительные материалы поросят на прочность.
Предложить материалы-заменители: солома (упаковочная бумажная лапша), ветки (спички), камни (декор.камешки)
- Постройте домик Ниф-Нифа. Нуф-Нуфа. Наф-Нафа.
- Превратитесь в Волка. Подуйте на домик Ниф-Нифа. Нуф-Нуфа. Наф-Нафа.
- Какой «домик» оказался прочнее?
- Попробуем подуть все вместе.
4. Я даю советы. ТРИЗ
- Чем хорош домик из соломы? Из веток? (можно быстро построить, легко перенести на другое место, не засоряют лес, не бросаются в глаза.)
- Что можно сделать из разрушенных домиков? (сплести мебель, устроить мягкую перину, сделать забор-изгородь, развести костёр, использовать в качестве удочек, сделать метлу)
5. Какие бывают дома.(относительные прилагательные)
- Из чего сделаны дома в нашем городе?
- Дом из кирпича – какой? (кирпичный)
- Дом из панелей – какой? (панельный)
- Дом из брёвен – какой? (бревенчатый)
- Крыша из железа – какая? (железная)
- Крыша из черепицы – какая? (черепичная)
- В каких домах жили древние люди? (в пещерах)
- В каких домах живут на севере? (в чумах, в юртах, в снежных иглу)
- А теперь давайте вспомним, в каких домиках живут звери, птицы и насекомые.
Игра «Где чей домик?»
6. Что лишнее? — нора, берлога, юрта, гнездо — беспечный, предусмотрительный, беззаботный — стены, крыша, пол, крыльцо, дверь
7. Добавь слово. — Медведь – берлога, белка — … (дупло).
— Дом – строить, гнездо — …
(вить) —
Болезнь – врач, дом — …
(строитель)
8. «Сказка продолжается.» — Когда наступила зима, волку стало холодно в лесу. И решил он тоже себе дом построить….
Что было дальше? Какой дом построил волк? Как он хотел поросят перехитрить? Что из этого вышло?
9. «Новая сказка.» — Жили-были три НЕ поросёнка… А кто? Что было дальше? — И тут появился НЕ волк… А кто? Что было дальше?
«Волк и семеро козлят»
Задачи: развитие пространственных представлений; работа с предлогами «на», «в», «над», «под», «между», «из», «из-под», «перед», «около» совершенствование математических навыков (удвоение) актуализация словарного запаса по темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Цветы», «Мебель», «Дни недели» упражнение в образовании и употреблении собирательных числительных работа с сенсорными эталонами цвета развитие воображения и фантазии
Оборудование настольный театр «Волк и козлята»; изображение радуги; модель шкафа; инд.наборы: полоски по цветам радуги, счётные наборы; схема названия (см.ниже) наборы предметных картинок по темам «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «мебель» карточки «Рукавички, шапочка и шарф» картонные коробки (спичечные коробки, сундучки и т.п.), маленькие игрушки.
I. Введение в тему
- Сегодня к нам в гости снова придёт сказка. Как мы сказку позовём?
Дети хлопают в ладоши, произносят: «Сказка, приходи!» «Тсс-с-с» педагог убирает ширму
- К сказке, в которую мы попадём сегодня, подойдёт вот такая схема.
- Что это за сказка?
- Верно, это сказка «Волк и козлята»
II. Работа над сказкой
- Разминка.
Собирательные числительные, согласование с существительными
- Сколько козлят было у козы? (семь)
Как ещё можно сказать про это число? (
семеро) - Верно, у козы было семеро козлят. Выставить на стол персонажей. Сейчас мы будем по одному козлёнку отправлять на прогулку и называть количество оставшихся.
семь козлят – семеро козлят шесть козлят – шестеро козлят пять козлят – пятеро козлят | четыре козлёнка – четверо козлят три козлёнка – трое козлят два козлёнка – двое козлят один козлёнок |
Обогащение словарного запаса и представлений об окружающем мире
- Козлят было семь. А что ещё бывает по семь?
- Назовите 7 дней недели по порядку. А теперь наоборот. Назовите второй день недели, пятый…
- Кто может назвать 7 нот по порядку?
- А кто знает по порядку цвета радуги? Иллюстрация радуги
- Запомните фразы-подсказки: К
аждый
О
хотник
Ж
елает
З
нать,
Г
де
С
идит
Ф
азан. - Сложите радугу по памяти. Индивидуальные наборы.
- Коза принесла козлятам овощи – каждому свой. Назовите 7 овощей.
- Коза принесла козлятам фрукты – каждому свой. Назовите 7 фруктов.
- Коза принесла козлятам ягоды – каждому свою. Назовите 7 ягод.
- Козлята собрали для козы букет из 7 разных цветочков. Назовите эти цветы.
- В каких ещё сказках встречается число семь? А в каких пословицах или поговорках?
2. Сказка и математика. Удвоение, подбор парных предметов
- Сколько носков свяжет мама-коза для троих козлят?
- А сколько рукавичек?
- А шарфиков?
- Подберите козлятам вязанные комплекты
3. «Я даю советы».
ОБЖ
- Какую ошибку допустила коза? (надо было запереть дверь снаружи, не оставлять козлят одних…
)
- Какую ошибку допустили козлята? (надо было посмотреть, кто пришёл)
Предлоги и пространственные представления
- Только один козлёнок догадался спрятаться. Давай подскажем остальным, как это можно сделать. Назовите 7 предметов мебели, с помощью которых можно спрятаться.
- А если в избушке козы мебели мало? Как можно использовать для «пряток» шкаф? (Спрятаться в шкафу, за шкафом, под шкафом, на шкафу.
Используется модель шкафа
) - А откуда тогда пришлось бы вылезать козлятам, когда волк ушёл? (из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, со шкафа.)
- У каждого из вас есть сундук и игрушка. Спрячьте в сундук, под сундук, за сундук Посадите за сундук, перед сундуком, около сундука…
- Куда ты посадил свою игрушку? Откуда ты её достал?
4. Драматизация + «Знакомство»
Детям раздаются козлята, о характере которых они должны рассказать, исходя из их внешнего вида.
- «Сказка продолжается» Посмотрел волк, как веселятся козлята, стало ему грустно и одиноко…
Что он решил сделать? что из этого получилось?
- «Новая сказка» Жила-была коза с НЕ козлятами … А с кем? Почему так получилось? Что было дальше?
Поучительная сказка для детей «Почему волки на Луну воют»
Давным-давно это было. Жила на свете одна женщина, много у неё было всякого добра, а вот детей не было.
Больше всего на свете ей хотелось иметь ребёночка. Каждый вечер выходила женщина на крыльцо, смотрела на звёздное небо и мечтала: — Вот бы у меня была дочка, красивая, как луна, или сынок, яркий, как звёзды.
Всё это слышала Луна, сжалилась она над бедной женщиной и послала она ей две свои самые красивые звёздочки.
Утром проснулась женщина от детского плача, вышла на крыльцо и увидела двух детишек, неземной красоты.
Как обрадовалась она этой находке! Поскорей унесла их в дом и стала растить их в ласке и заботе.
Шло время, дети подрастали и с каждым днём становились всё краше и краше. Мать не могла на них налюбоваться, но только одно огорчало её. Не было в детях ни тепла, ни доброты, ни ласки, они думали только о себе и любовались только своей красотой, не замечая ничего вокруг. Для всех людей эти дети казались холодными и далёкими, как звёзды на ночном небе.
Так вот они и жили. Мать выполняла всю домашнюю работу, заботилась о своих детях, а брат с сестрой только и делали, что смотрелись в зеркало и наряжались.
И вот, однажды, случилась беда. От тяжёлой работы мать заболела и умерла, холодно и голодно стало в доме: некому печку растопить и еду сварить.
Стали брат с сестрой ссориться и ругаться, кому же работой заниматься. И до того они докричались, что не могли уже человеческим языком разговаривать, а только рычали друг на друга.
В скором времени они обросли шерстью, превратились в волков и убежали в лес.
С тех пор рыщут волки по лесу, ищут дорогу назад ,к своей матери Луне, да протяжно воют, глядя в ночное небо.
Небольшая сказка для детей 5-7 лет «Что важней?»
Давным-давно это было. Встретились как-то Сила, Ум и Красота, разговорились. Каждый решил себя похвалить.
«Я самая нужная, важная для человека, — сказала Сила.- Кто на земле самый сильный? Конечно же, человек! Это я наградила его таким качеством».
«Зачем человеку сила, если не будет ума?- возразил Ум, – сколько бед и несчастий может приключиться с человеком без моего дара!?».
«Нет, я не согласна с тобой, Сила – это важное и главное качество у человека!».
Услышала всё это Красота и возмущённо возразила: «Напрасно вы спорите. Причём тут сила и ум? Если нет красоты – все эти качества не нужны. Только мой дар нужен человеку и сделает его по-настоящему счастливым!»
Долго ещё спорили Ум, Сила и Красота, пока их не услышало Здоровье. Оно робко подошло к спорящим и тихо сказало: «Все вы очень нужны человеку, и каждый, по-своему, прав и просто необходим для него!»
Но никто не захотел слушать Здоровье, каждый старался доказать своё. И решили они устроить человеку испытание. Первой была Сила: обратилась она к Холодному Северному ветру с просьбой помериться силой с человеком.
Обрадовался ветер, нагнал чёрные холодные тучи, засвистел, зашумел, стал валить деревья. Увидев это, Здоровье забеспокоилось: «Человек погибнет, не устоит против такого ветра. Надо ему помочь!»
Забралось Здоровье в тело человека, проникло в самые укромные уголки. И он выстоял! Усмирил стихию. Вздохнуло здоровье облегчённо и покинуло тело человека. А Ум уже приготовил настоящее испытание. Вслед за Северным ветром полил дождь. Сначала робко, как бы проверяя свои силы, а потом всё сильней и сильней, пока не превратился в ливень, который стал заливать Землю. Что делать человеку? Вода поднималась всё выше и выше. Собрал человек все свои силы и придумал построить плот из поваленных ветром деревьев.
Долго трудился он под проливным дождём, стараясь построить прочный плот. Но чем больше он работал, тем ему становилось тяжелей, и вот, обессилев, он упал. «Он же погибнет без меня!» — снова забеспокоилось Здоровье – « Его надо спасать!» И вновь Здоровье проникло в тело человека, растеклось, закипело. И на этот раз человек устоял, применил свою силу и проявил ум.
Не успел он справиться со вторым испытанием, как Красота придумала для него ещё одно – коварное. Пока он плыл на построенном плоту, ливень прекратился, выглянуло солнце, и в спокойной воде человек увидел своё отражение. Оно ему понравилось.
Долго любовался своим красивым лицом, телом и вдруг воскликнул: «Это то, что мне нужно! Сила и ум у меня уже есть, а теперь я молод и красив, что ещё надо?» Услышав это, здоровье тихо вздохнуло: «Ну, что ж, если это то, что тебе нужно, я спрячусь и не буду тебя беспокоить. Когда вспомнишь обо мне, то будешь искать!»
Так и живёт с давних пор человек, пытаясь найти своё здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар природы
Автор: Сычевская! Надежда Александровна