Система работы по здоровьесбережению в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад 7 «Светлячок» муниципального района Алексеевский. — презентация


Цели и задачи здоровьесберегающих технологий в старшей группе ДОУ

Практическая реализация концепции воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, реализуемая посредством взаимодействия детей, их родителей, педагогов и медицинского персонала детского сада, носит название здоровьесберегающей технологии. Это понятие охватывает разные стороны становления личности ребёнка: физический рост, формирование характера, в том числе и в аспекте выработки стратегии отношений с окружающими и самим собой. Все эти составляющие системы учебно-воспитательной деятельности с детьми старшей группы нацелены на:

  • организацию условий для поддержания максимального уровня состояния здоровья воспитанников (это касается, прежде всего, предметно-окружающей среды, в которой находятся дети — все её элементы должны быть абсолютно безопасными для дошкольников);
  • формирование представлений о высшей ценности здоровья самого малыша и окружающих его людей (в том числе и через обучение придерживаться мер профилактики непредвиденных ситуаций в быту);
  • получение представлений о способах ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), например, через знакомство с разными способами закаливания, системами здорового питания и пр.;

    Любые аспекты ЗОЖ дети изучают в теории, а на практике реализуют лишь те, которые одобрены родителями

  • развитие навыков правильного поведения в экстренных ситуациях (к примеру, оказания первой медицинской помощи при ушибах или бытовых травмах).

В контексте профессиональной деятельности педагога осуществление здоровьесберегающих техник направлено на:

  • обогащение личного опыта навыков культуры ЗОЖ (например, в аспекте повышения собственной стрессоустойчивости на рабочем месте);
  • обеспечение родителей воспитанников материалами, касающимися практического осуществления основ теории здоровья, то есть повышение их валеологической компетентности.

Это интересно. Учитывая направленность работы по технологиям здоровьсбережения, все аспекты учебно-воспитательной деятельности рассматриваются с позиций взаимодействия с малышами и тесного контакта с родителями.

Задачи здоровьесберегающего направления образовательной работы формулируются для четырёх видов технологий здоровьесбережения, практикуемых в детском саду.

Таблица: задачи разновидностей технологий здровьесбережения для старшей группы

ТехнологияСодержаниеЗадачи для старшей группы
Оздоровительно-физкультурнаяСовершенствование физических качеств (силы, выносливости, гибкости) и обеспечение условий для удовлетворения потребности в движении.
  • Систематизация физкультурной терминологии (исходное положение, колонна, шеренга);
  • содействие формированию телесной рефлексии за счёт углубления знаний о теле человека (к примеру, за счёт анализа ощущений после выполнения каждого задания);
  • стимуляция осознанного выполнения заданий с опорой на ценность их оздоровительного воздействия (например, приседания полезны для укрепления суставного аппарата, в частности, ног, а также для сухожилий и связок).
Медицинская профилактическаяОбеспечение своевременных профилактических мер, направленных на сохранение здоровья под контролем медперсонала ДОУ.
  • Организация профилактического осмотра детей узкими специалистами (хирургом, окулистом, стоматологом и др.) для определения состояния физического здоровья;
  • проведение просветительской работы в отношении пользы элементарных процедур закаливания (обливания холодной водой, ходьбы по тёплой земле босиком и пр.);
  • приобщение к культуре питания (беседы на тему здоровой и нездоровой пищи);
  • выработка режима питья (нужно потреблять не менее 1,5 л жидкости в день);
  • разъяснение последствий ряда заболеваний (туберкулёза, рака).
Технология обеспечения условий для поддержания социально-психологического благополучия детей (работа по этой технологии ведётся педагогом в активном сотрудничестве с психологом посредством проведения тестов и наблюдений)Поиск оптимальных условий для эмоционально комфортного нахождения малышей в детском саду, а также проведение диагностических мероприятий, призванных определить, насколько ребёнок готов к следующей образовательной ступени.
  • Мониторинг представлений малышей о самих себе, отношениях в семье;
  • проведение диагностических процедур, направленных на выявление недостатков в подготовке детей к следующей образовательной ступени (например, недостаточное развитие произвольного внимания, умения концентрироваться на задании).
Валеологическая просветительская (направлена в том числе и на работу с семьями воспитанников)Ознакомление мам и пап с основами ЗОЖ, а также способами воспитания культуры здоровья в семье.
  • Развитие умения избегать опасных для жизни ситуаций или обращаться к взрослым в случае их возникновения;
  • организация просветительских бесед, встреч с врачами на тему профилактики нарушений зрения из-за чрезмерного увлечения детьми электронными устройствами и проблем с опорно-двигательным аппаратом, которые возможны в силу неравномерного роста скелета и мышц;
  • проведение практикумов на тему организации домашних занятий с малышами, направленных на подготовку руки к письму;
  • подключение детей и взрослых к оформлению и наполнению развивающих зон в группе.

Это интересно. Одной из относительно новых, практикуемых лишь в ряде детских садов в стране, технологий сохранения здоровья в ДОУ является методика В.Ф. Базарного. Её суть заключается в том, что детям для профилактики нарушений работы опорно-двигательного аппарата обеспечивается режим изменяющихся поз. Во время занятий дошкольники не только сидят за столами, но и стоят за специальными конторками с углом наклона до 18 градусов. Кроме того, образовательная деятельность непосредственного характера организуется в режиме «зрительных горизонтов»: наглядность располагается удалённо от малышей на «коромыслах», подвешенных на потолке, опоры которых находятся в четырёх углах комнаты. А также в процессе НОД методикой предполагается тренировка на специальном офтальмотренажёре: дети по указке педагога «пробегают» глазами яркую траекторию на потолке, сочетая движения глаз и головы.

Фотогалерея: техническое обеспечение методики Базарного


Использование конторок помогает избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом


Тренировка на офтальмотренажёре поддерживает остроту зрения


Наглядные материалы, по мнению Базарного, должны находиться под потолком: так дети сохраняют зрение в процессе учёбы

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах с презентацией

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Автор проекта: Знакомова Анна Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 32 имени Л. В. Бобковой [1].Сохранение здоровья детей – одна из важнейших функций школы. Важно, чтобы дети получали теоретические знания о сохранении здоровья и умели их использовать практически. Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей комплекс мероприятий по укреплению здоровья может помочь ребёнку сохранить здоровье. [2].«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Василий Александрович Сухомлинский [3]. Актуальность Здоровье — важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребёнок пошёл в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным. Фундаментальной основой для полноценного и гармоничного развития личности выступает её физическое и духовное развитие. [4]. Противоречия — Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; — Отсутствие механизма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику; — Из-за неудовлетворительного уровня своего физического развития многие учащиеся начальных классов с трудом усваивают учебный материал. [5]. Проблема — Формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. [6]. Объект исследования Здоровьесберегающие технологии обучения в начальных классах Предмет исследования Здоровьесберегающие средства обучения как «фундамент» для интеллектуальной и творческой надстройки личности на уроках в начальной школе [7]. Гипотеза — Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. [8]. Цель — Создание условий для интеллектуального и творческого развития личности младших школьников на основе осознания ими ценности здорового образа жизни. [9]. Задачи — Сформировать потребности в здоровом образе жизни; — Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе; — Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития. [10]. Участники проекта — Обучающиеся 2а и 2б классов — Родители — Медсестра — Срок реализации — 1 год [11]. Этапы реализации проекта I. Аналитический включает в себя: 1. Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2014г) 2. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить способности детей и знания детей о ЗОЖ. (октябрь 2014г) II. Практический. Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. (ноябрь-март 2014/15 гг) III. Заключительный. Анализ полученных результатов. (март 2020г) [12]. Ожидаемые результаты — Предотвращение усталости и утомляемости; — Повышение мотивации к учебной деятельности; — Прирост учебных достижений. [13]. Результаты вводной диагностики Уровень успеваемости детей: Средний-31,2%; Достаточный-36,4%; Высокий-32,4% Качество знаний — 68,8% Успеваемость — 100% [14]. Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке — физкультминутки — оздоровительные минутки — минутки релаксации — дыхательная гимнастика — гимнастика для глаз — цветотерапия — пальчиковая гимнастика — массаж активных точек — использование музыкальных средств (В.Крутицкого, Р.Шумана, П.Чайковского) — Прогулки на свежем воздухе [15 – 17] — физкульт минутки в начальной школе [18]. Цветотерапия Игра – цветные сны. (игра может сопровождаться устным описанием учителя слайдов под приятную мелодию) [19]. Желтый – стимулирует умственную деятельность; [20]. зеленый – умиротворяет, успокаивает; [21] голубой – снижает кровяное давление, успокаивает; [22]. синий – располагает к серьезности, строгости в поведении; [23]. фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; [24]. черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание [25] . Результаты заключительной диагностики Уровень успеваемость детей: Средний-22,2%; Достаточный-37,8%; Высокий-40% Качество знаний — 77,8% Успеваемость — 100% [26]. Вы можете наблюдать динамику роста уровня успеваемости [27]. Результат проекта — повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся; — стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе; — положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности; — увеличение числа участников различных конкурсов; — положительная оценка опыта работы на школьном уровне. [28]. Вывод Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали формированию потребности в здоровом обрезе жизни обучающихся. Гипотеза подтвердилась. [29]. Масса портфелей у учащихся начальной школы В среднем пустой портфель весит 500 – 700 г, портфель с учебниками -2,600; 4,200; 4,300; 4,500 г. И портфель со спортивной формой весит 3,500; 4,900 г. [30-32]. Активный отдых на природе – самый лучший способ восстановить силы и снять утомление. Традицией нашей школы стал ежегодный летний лагерь «Радуга». Только в прошлые года лагерь был оздоровительным, а сейчас мы просто лагерь с дневным пребыванием. Но мы как и раньше устраиваем праздники на сведем воздухе, конкурс «Замков из песка», «Робинзонады», «Пиратские праздники», «Спартакиады» и другие увлекательные праздники. В квадратных скобках указаны номера слайдов.
Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Рекомендуем посмотреть:

Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся Физкультминутки на уроках в школе Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания Здоровьесбережение детей в дополнительном образовании

Похожие статьи:

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: