Дидактический материал для уроков обучения грамоте

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

  • короткие (первое время не больше 3-5 букв),
  • простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
  • знакомые и интересные ребенку.

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.

Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет

Дидактические игры и упражнения по обучению чтению.

Дидактические игры и упражнения по обучению чтению детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий.
Автор: Краенкова Нина Николаевна, педагог дополнительного образования ЦТ и Р г. Красноярск.Назначение работы: дидактические игры предназначены для детей старших и подготовительных групп детского сада, педагогов дополнительного образования, родителей. Цель: Создать у детей мотивацию к учению в школе. Задачи: 1.Развивать познавательную активность. 2.Закрепить знание букв и звуков. 3.Активизировать словарь 4.Воспитывать стремление достичь положительного результата. Описание работы: Современные информационные технологии позволяют сделать обучение чтению доступным и интерактивным. Ребенок не только видит яркие запоминающиеся образы, но и может активно взаимодействовать с обучающей программой. Данные игры направлены на создание у ребенка мотивации к учению в школе. В упражнениях — играх с буквами дети повторяют и закрепляют свое знание букв и звуков, запоминают написание печатных букв — их образ. Использование данных игр предполагает развитие у детей 5-7 лет логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности. Упражнения и игры по обучению чтению и запоминанию букв, строятся с учетом возрастных особенностей и имеют разный уровень сложности. Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к нему позднее. Так же, данные игры позволяют определить то, что вызывает трудности у ребенка и индивидуально для него подобрать соответствующие материалы и упражнения. Ведь в дошкольном возрасте уровень развития ребенка часто зависит от того, кто, как и сколько занимается с ним. В упражнениях — играх с буквами и слогами несколько типов заданий. В заданиях используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не возникает затруднений с выполнением подобных заданий. Задания можно дополнять на усмотрение педагога.
Игра 1.

Вставь пропущенную букву и прочитай слова.

Игра 2.

Соедини слоги так, чтобы получилось слово, изображенное на картинке.

Игра 3.

Соедини стрелочками слоги и назови то, что получилось, одним словом.

Игра4.

Составь слова из букв.

Игра 5.

Составь из букв название двух цветков.

Игра 6.

Прочитай предложение, допиши слова.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Когда ребёнок готов читать? Готов ли ребенок учиться читать? Почему ребенок не может научиться читать

Похожие статьи:

Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет

О роли игры в развитии детей дошкольного возраста

Функции дидактической игры для дошкольников

​Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Дидактические пособия для обучения дошкольников 5-7 лет грамоте

Дидактические пособия для обучения дошкольников грамоте в детском саду

Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «ГДС»Сказка» Волгорадской области, п. Городище
Описание работы: данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте. Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игры-домики, в которых живут звуки. Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своего домика творчески и неповторимо. Мой «Домик звуков» очень помогает в работе при обучении чтению старших дошкольников.
Домик звуков.
Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия. Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи. Пособие изготавливается в виде домика из картона. Этот дом волшебный. В нем живут буквы и звуки. Пособие легко переносится в нужное для педагога место. Слова можно заселять в этот домик любые. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые — мягким согласным звукам.


Воспитатель или ребенок «заселяют» домик, а остальные дети в это время работают с разноцветными карточками за столами. (Перед занятием каждому ребенку раздается набор карточек трех цветов.) Например: Воспитатель:
Ребята, в нашем домике «поселилось» слово «ИГРА». Какой первый звук вы слышите в этом слове?
Дети:
[и]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом. Берем красную карточку и вставляем ее в окошко над первой буквой.
Воспитатель:
Какой следующий звук мы слышим?
Дети:
[г]. Этот звук согласный, произносится твердо. Берем синюю карточку и ставим ее над второй буквой.
Воспитатель:
Произнесем третий звук.
Дети:
[р]. Этот звук встречает препятствие во рту, значит согласный. Он твердый. Берем синюю карточку и заселяем звук [р] над третей буквой.
Воспитатель:
Посмотрим на четвертую букву и произнесем звук.
Дети:
[а]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом. Можно усложнить задание, если уровень знаний и умений детей это позволяет. Например, познакомить детей с ударением и предложить им «ударить» ту гласную, которая «поется», не искажая при этом слова. Дошкольникам очень нравится экспериментировать со звуками
Воспитатель:
Давайте «ударим» гласный звук [и]
Дети:
Получится «ИИИИИгра». Так не говорят.
Воспитатель:
А если выделим голосом другой гласный звук [а]?
Дети:
Получится «игрААААА». Звучит правильно. Значит, ударение ставим над буквой а.


Еще в своей работе при обучении старших дошкольников грамоте использую дидактическое пособие

«Цветные дорожки».
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста чтению. Задачи: учить детей соотносить звук и букву, сливать звуки в слоги, развивать фонематический слух, воспитывать терпение и упорство. Пособие состоит из кармашка, в который вставляется согласная буква. От этого кармашка отходят разноцветные дорожки. В конце каждой дорожки находятся гласные буквы. Воспитатель:
бежим по красной дорожке, смотрим на букву и произносим звук
Дети:
[т].
Воспитатель:
пробегая глазками по дорожке, произнося звук [т] мы губки готовим уже на следующий звук и произносим его.
Дети:
та
Воспитатель:
бежим по зеленой дорожке
Дети:
то И так, сначала вместе, а потом по очереди каждый ребенок тренируется в прочтении слогов. Сначала от согласной к гласной, потом наоборот. Это пособие помогает дошкольникам сделать интуитивное открытие: звуки сливаются и получаются слоги и слова. На фотографии не все дорожки заполнены. Это место предназначено для йотированных букв, о которых мои ребята узнают чуть позже.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]