Конспект урока по теме «Общение»
Конспект урока
по теме «Общение»
Тип урока- урок объяснения нового материала
Вид урока- урок смешанный
(сочетание различных видов урока на одном)
Формы изучения нового материала на уроке-
лекция;объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;самостоятельная работа с учебником и другими источниками.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке-
Фронтальная,Индивидуальная,
Групповая.
Оборудование:
- Карточки с домашним заданием
- Цель-
- овладение знаниями по теме « Общение»
Задачи:
- 1.дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения;
- 2.ознакомить с вербальным общением ;
- 3.способствовать выработке навыка невербального общения ;
- 4.сформировать конкретные действия ведения беседы и соблюдения территориального права .
- Структура урока:
- 1.Орг. момент
- 2.Вводная беседа
- 3.Основная часть – лекция с одновременным заполнением опорного конспекта
- 4. Работа по вариантам
- 5. Составление памяток по группам
- 6. Рефлексия
- 7.Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент
- Вводная беседа
Мотивационный этап.
Урок начинается с приёма «коммуникативная атака». Учитель, ничего не говоря, жестами показывает ученикам различные движения: встать, сесть, открыть тетради, выйти к доске и т.п. На доске пишет какое-нибудь задание для них, которые они должны выполнить (например: открыть учебник на … стр., пожать друг другу руку и т.п.). Каждый ответ учеников он оценивает различными эмоциональными смайликами. Ученики должны определить, что учитель им хочет сказать. Затем перед учащимися ставятся вопросы: «Трудно ли вам было меня понять? Что этому мешало? О чём мы сегодня будем с вами говорить?»
Обобщая ответы учащихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы и целей урока. Мотивационный этап завершается словами учителя: «Общение – сложный и многоплановый процесс. О том, что оно играет большую роль в жизни человека красноречиво говорят слова Л. РонХаббарда — американского исследователя, разработчика дианетики (науки о человеческом разуме): «Человек жив настолько, насколько он способен общаться».
-Кто может еще вспомнить пословицы или высказывания про общение?
Сегодня мы рассмотрим общение только со стороны обмена информацией, а другие его стороны – на последующих уроках.
Что такое общение? Попробуйте дать свое определение.
Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение — это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение — основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении — одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. «Общество» и «общение» — однокоренные слова, ведь любое общество — это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.
В психологии общение определяется как взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга. Учитель ведет урок, объясняя новый материал ученикам и проводя опрос; покупатель интересуется у продавца качеством и ценой товара; мать играет с маленьким ребенком; телекомментатор рассказывает о последних новостях — все это различные виды общения. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, в которых можем наблюдать все разнообразие человеческого общения.
В процессе общения возникают отношения двух индивидов. Кто по вашему мнению здесь выступает субъектом? (Субъектами являются оба участника общения). А что является объектом? (объектом общения является информация). Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, это возможно при условии, что информация понята и осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
-А сейчас рассмотрим несколько «вариантов общения».
Участники разбиваются на пары.
- «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течении 30 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно» По сигналу разговор прекращается.
- «Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
- «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается , а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
- «Активное слушание» .в течение 1 минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним.
ОБСУЖДЕНИЕ: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?
И самый главный вопрос: Что помогает вам в общении с другими людьми??? (выслушивание ответов)
3.Основная часть
В ходе чтения лекции преподавателем студенты заполняют канву таблицы по теме.
Форма для заполнения.
Уважаемые студенты, заполните, пожалуйста, форму по теме «Общение»
Общение- это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стороны общения
- __________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- __________________________________________________________
Виды общения
- __________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- ____________________________________________________________
- ____________________________________________________________
- ____________________________________________________________
Функции общения
- _____________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- __________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Текст лекции
Общение — сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:
- коммуникативная сторона (коммуникация ~ передача информации) — это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;
- перцептивная сторона (перцепция — восприятие) — это восприятие
человека человеком и их взаимопонимание; - интерактивная сторона — взаимодействие людей друг с другом
.
Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения.
Виды общения
Многообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.
- «Контакт масок» — это формальное общение, когда человек не стремится понять своего партнера и не испытывает к нему никаких чувств, а как бы надевает маску: маску вежливости, участия, строгости. Особенно распространен это с.ид общения в современном городе, где контакты между людьми многочисленны, но кратковременны и формальны. Человек не в состоянии хорошо узнать каждого партнера и стремится избавить себя от излишних эмоций.
- Формально-ролевое общение — это общение в рамках определенных социальных ролей (покупатель — продавец, врач — больной, учитель — ученик и т.д.), когда человек выбирает формы и средства общения. Исходя из своей социальной роли и роли своего партнера. Этот вид общения тоже не требует от людей знания личностных качеств друг друга, а основан на знании ими моделей повеления определенных социальных ролей.
- Maнипулятивное общение близко к примитивному. Оно направлено на извлечение выгоды из общения с данным человеком. В этом случаю к собеседнику, как правило, проявляется интерес, учитываются личностные характеристики, демонстрируются эмоции, но все это преследует только одну цель- манипулирование партнером..
- Деловое общение предполагает серьезные отношения между партнерами, учет ими индивидуальных особенностей друг друга, но на первое место ставится не интерес к человеку, а интересы дела.
- Светское общение. Суть его в беспредметности. Главная цель этого вида общения поддержание контактов. Люди в процессе светского общения вступают в контакт потому, что так принято, говорят не то, что думают или чувствуют, а то. что принято в данной ситуации.
- Духовное или межличностное общение — это общение друзей и близких людей, связанных отношениями симпатии. Большую роль в нем играют эмоции, которые определяют и характер общения и выбираемые средства. Основой данного вида общения является знание людьми личностных качеств друг друга и понимание эмоциональных состояний.
Функции общения (
обучающиеся высказывают свои мнения
)
Занимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:
- коммуникативная функция — передача информации;
- перцептивная функция — восприятие и взаимопонимание людей;
- интерактивная функция — взаимодействие людей в группе:
- функция координации — организация совместной деятельности;
- функция социального контроля — в процессе общения не только происходит формирование социальных норм и их усвоение, но и осуществляется контроль за их выполнением;
- функция межгруппового взаимодействия;
4.Работа по вариантам
Студенты 1 варианта готовят сообщение о вербальном общении, 2 варианта- о невербальном общении.
В зависимости от использования средств передачи информации выделяют два вида общения: вербальное
(речевое) общение, в котором информация передастся с помощью слов формального языка и
невербальное
(неречевое), где передача информации осуществляется с помощью таких средств как жесты, мимика, пантомимик
Материал для работы студентов.
Вариант 1
Вербальные средства общения
К вербальным средствам относится речь — своеобразная форма деятельности, в процессе которой информация передается с помощью слов формального языка. Язык представляет собой систему слов и выражений, а так же правила их соединения в осмысленные высказывания. Язык конвенциален по своей природе, то есть является продуктом взаимодействия людей в группе. Современные национальные языки прошли очень длительный путь эволюции; и> своеобразие тесно связано с особенностями этносов, с родом занятий, преобладавшем у данного народа в древности, со своеобразием его национального характера и т.д.
Слова языка едины для всех, говорящих на нем, и к употреблению слов и их произношению предъявляются строгие требования. Тот, кто нарушает эти требования, рискует быть непонятым. Язык имеет важное значение в процессе общения не только как средство передачи сообщения: он позволяет человеку ощущать единство со своей группой, отличать чужих и самому отличаться от них. В любом обществе существуют группы (возрастные, профессиональные, социальные и т.д.), использующие свою особую лексику, так называемый сленг. Это могут быть как особые слова, так и общепринятые, со своим специфическим значением. В качестве примера таких групповых языков можно назвать воэовской жаргон или подростковый сленг. Употребление особых слов и выражений в подростковой среде позволяет молодым людям подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе и как бы обособиться от мира взрослых.
Каждое слово — это знак, имеющий свое конкретное содержание. Это содержание, называемое значением, связывает слово с миром реальных вещей и явлений. позволяет человеку выражать свои мысли и передавать информацию. Многовековая связь слов с предметами привела к формированию особого отношения к ним. Произнося слова («мама», «Родина», «смерть», «враг»), мы не только издаем определенные звуки, но и переживаем чувства, связанные с предметами, которые обозначаются произносимым словом. Слово имеет над человеком огромную власть. Недаром же говорят, что словом можно убить и словом можно исцелить. Психологи доказали, что слово может «включать» определенные психические механизмы. Например, если врач неосторожно скажет больному, что болезнь его неизлечима, то это не только вызовет у больного страх, но и может ухудшить его физическое состояние. Способность слова воздействовать на психические процессы лежит в основе внушения или гипноза. Силу слова каждый может проверить на себе: если девушка каждое утро, смотрясь в зеркало, будет говорить себе: «Какая же я красивая и обаятельная!»- то она действительно станет неотразимой, уверенной в себе красавицей.
Если язык социален, то речь, хоть она и строится на основе формального языка, индивидуальна. В ней отражаются индивидуальные особенности человека, его эмоциональные состояния, интересы, мотивы и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Все пробуем общаться вербально.
— «Кто я?» Ответить на этот вопрос пять раз.
Вариант 2
Невербальные средства общения
По данным исследований слова составляют в общении от 7 до 30% передаваемой информации, большая же часть приходится на неречевые или невербальные средства. Средства эти очень разнообразны: жесты, мимика, пантомимика, позы, интонация, касание людьми друг друга и многое другое. Существуют специальные науки, изучающие различные виды невербальных средств общения.
Кинесика
изучает роль различных движений человеческого тела (кинем) в пэоцессе общения. Объектами изучения кинесики, главным образом, являются мимика, пантомимика и жесты. Движения человеческого тела несут интересную и важную информацию об индивидуально-психологических особенностях человека, например, о темпераменте. Люди с более динамичной нервной системой, с преобладанием холерического темперамента более подвижны, чем флегматики и даже сангвиники. Они быстро жестикулируют, у них выразительная и подвижная мимика, они часто меняют позы в процессе общения. По сравнению с ними флегматики кажутся заторможенными, их мимика невыразительна, что нередко воспринимается как равнодушие или скрытность.
По тому, как движется человек можно определить и его эмоциональное состояние. Сутулая спина, безвольно опущенные руки, «потухший» взгляд и шаркающая походка говорят об общем угнетенном состоянии человека, тогда как бодрая, упругая походка, высоко поднятая голова, выразительная мимика — свидетельство того, что у этого человека хорошее настроение.
Большую роль в общении играет улыбка, которая воспринимается как проявление доброжелательности и стремление идти на контакт. Как правило, она вызывает сходную ответную реакцию. Если вы хотите добиться расположения ваших партнеров по общению, то улыбайтесь им почаще, только улыбка должна быть искренней, а не официальной. Вообще мимика играет важную роль в общении, так как чаще всего она воспринимается и оценивается на интуитивном уровне. Передача информации с помощью выражений лица и глаз — это древнейший вид коммуникации, он существует не только у приматов(человекообразных обезьян), но и у большинства высших животных Человек может контролировать свою мимику, например, улыбаться, если ему грустно, сделать сочувствующее лицо и злорадствовать про себя, но его всегда выдадут глаза. Недаром говорят, что глаза — это зеркало души. Л.Н.Толстой описывает в своих произведениях более 80 выражений глаз. Выражения глаз несут важную информацию об отношении к собеседнику и к тому, что он в данный момент говорит, об эмоциональном состоянии человека, о том, насколько внимательно он слушает своего партнера и даже о его искренности. Стремление избежать контакта глаз, так называемый бегающий взгляд говорят о том, что человек либо что-то скрывает, либо лжет. Внимание к собеседнику, заинтересованность им или предметом разговора проявляется в блеске глаз. Английский психолог Мак- Клой даже сконструировал аппарат, с помощью которого по яркости сетчатки глаза можно определить степень… влюбленности человека.
Одним из важнейших средств невербального общения являются жесты. В отличие от экспрессивных (выразительных) движений лица и тела жесты конвен- циальны, то есть являются частью культуры группы. Жесты как средство общения очень распространены и имеют большое значение для взаимопонимания. Сопровождая слова, жесты могут подчеркивать смысл, заключенный в них, или менять его на прямо противоположный. Например, один человек другому говорит: «Какой ты умный!» и при этом согнутым пальцем стучит себе по лбу. Смысл сообщения в сочетании с жестом оказывается противоположным тому, что содержится в речевом высказывании. Так как группы социальны, то в разных группах (особенно, если речь идет о разных нациях) система жестов различна, поэтому взаимопонимание людей зависит не только от знания ими формального языка, но и языка жестов. Так, например, если итальянец, общаясь со своим собеседником начинает потирать тыльной стороной ладони Свою щеку, то буквально этот жест означает, что разговор настолько затянулся, что уже начала расти щетина. Его собеседник, даже хорошо зная язык, не сможет правильно построить общение, если не понимает смысл этого жеста.
Жесты и вне речевого общения несут немалую информацию, в основном оценочную, то есть информацию об отношении человека к сообщению, к собеседнику, к конкретной ситуации, а так же информацию об эмоциональном состоянии человека. Однако самостоятельного, полностью заменяющего речь языка жестов не существует. Язык глухонемых не является жестовым языком в собственном смысле слова, так как он тесно связан с формальным языком: жесты в нем соответствуют словам или выражением этого языка и изобретены искусственно для удобства общения людей, лишенных возможности пользоваться речью.
Речь, мимика и жесты — наиболее заметные средства общения. Но в общении есть моменты, на которые мы редко обращаем внимания, но которые, тем не менее, играют важную роль в процессе взаимодействия. Представьте, что вам нужно обсудить с другом (или подругой) важный для вас вопрос. Где вам будет удобнее это сделать? Где-нибудь в уголке; чем меньше вокруг вас будет открытою пространства, тем увереннее вы себя будете чувствовать. А если, наоборот, вы стремитесь привлечь к себе внимание, сделать важное для всех сообщение, выступить в роли лидера или продемонстрировать свое превосходство? Тогда, скорее всего, вы предпочтете открытое пространство, повернетесь лицом к предполагаемой аудитории и, возможно, постараетесь занять возвышенное положение ( на ступеньке лестницы, на кафедре, на трибуне или на стуле). Подобное возвышение человека над окружающими способствует повышению его авторитета в глазах других. Недаром же политические лидеры предпочитают выступать с высоких трибун, а трон властителя всегда помещался на возвышении. Наука, изучающая влияние пространственного расположения людей на процесс их общения, называется проксемикой.
Проксемика так же изучает роль дистанции в процессе общения. Американские социальные психологи установили, что каждый человек, общаясь с другими людьми старается сохранить некое личное пространство. Размер этого личного пространства зависит не только от индивидуальных особенностей человеке, но и от целей общения. Так в процессе интимного общения человек может очень близко подходить к своему партнеру до 45 см. Дистанция дружеского общения — 45-120 см.; официальная дистанция — 120-400 см.; публичная дистанция — 400- 750 см. Однако, следует помнить, что данные цифры характерны для американской культуры и у других народов могут существенно отличаться. Выделяют так называемые » контактные» народы, представители которых придерживаются очень близкой дистанции общения и часто касаются друг друга в разговоре (итальянцы, мексиканцы и др.) А представители народов Северной Европы (шведы, финны, англичане и др.) придерживаются значительно большей дистанции и касаются друг друга в разговоре очень редко. Русская культура относится к среднему типу.
Склонность к непосредственному контакту в процессе общения зависит не только от национальной принадлежности человека, но и от его от эмоционального состояния, от степени знакомства партнеров и от культуры группы, к которой они принадлежат. Роль прикосновений в процессе общения изучает наука, которая называется такесикой.
К невербальным средствам общения относятся так же некоторые особенности речи. Различная степень громкости речи, интонации, изменения тональности голоса делают нашу речь живой и выразительной, наполняют наши высказывания особым смыслом. Например, выражение: «Как ты хорошо выглядишь!»- можно произнести таким тоном, что собеседник воспримет его как оскорбление или как объяснение в любви. Роль вокальных возможностей голоса в процессе общения изучает паралингвистика.
А вот
эксталингвистика
занимается изучением особенностей речи, связанных с изменением темпа, паузами и включением в речь различных звуков: смеха, покашливания, вздохов и других.
Таким образом, мы видим, что невербальные средства общения занимают очень важное место в нашей жизни. Знание их помогает человеку правильно организовать свое общение, понимать других и быть понятым самому.
-А можно ли одновременно общаться вербально и невербально???
-В каких профессиях это часто встречаем??? (учитель, гид и т.д.)
Невербальное общение.
Можно ли общаться без слов?
Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения:
человек задумался и отвел глаза (движение глазами вправо, влево)
человеку кто- то понравился он подмигивает ему (моргание глазами)
говорим «да» (наклоны головой)
говорим «нет» (повороты головы)
что- то не знаем (поднимаем- опускаем плечи)
а вот вошел авторитетный человек (выпрямляем спину)
увидели хорошего знакомого (разводим руками в стороны)
приветственно машем руками (левой- правой)
Учитель начинает разговор: «Мы живём в эпоху массовых коммуникационных потоков. Развивается цивилизация, где коммуникационная связь создаёт все условия для безграничного общения людей. Современное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие вам известны новые формы общения в современном мире?
2. Участниками каких социальных сетей являетесь вы?
3. Чем они вас привлекают?
С помощью интерактивного метода «Займи позицию», ученики высказывают своё отношение к виртуальному общению в интернете и социальных сетях – «Виртуальное общение: «за» или «против»?
Древние заповеди гласят, что тому , кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться.
Уважение к тому, с кем общаетесь, признание того, что человек- высшая ценность и общаться с ним надо бережно.
Подумайте и укажите свои заповеди общения. (общаться дружелюбно, улыбаться собеседнику, не перебивать, употреблять в разговоре имя собеседника и т. д.)
Конкурс «ШАГ НАВСТРЕЧУ» .Участники должны встать друг напротив друга и говорить вежливые слова при том делая шаг навстречу. (проверяем студентов на вежливость при общении). А теперь попробуем наоборот.
-Какие слова вам было легче говорить ? Почему?
5.Работа с памятками (задание для студентов)
1 группа (материал для памятки «Техника общения»)
Техника общения — это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.
Приемы общения- наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.
Они должны быть соотнесены с собственными интересами
и с интересами партнера по общению.
На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов.
Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату.
Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.
Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения.
2 группа (материал для памятки «Психология жестов»)
Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами.
Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.
Жесты открытости:
- раскрытые руки (руки ладонями вверх);
- расстегивание пиджака.
Жесты защиты:
- руки, скрещенные на груди;
- руки, зажатые в кулак.
Раздумье и критическая оценка:
- палец вдоль щеки;
- наклоненная голова (поза внимательного слушания);
- почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);
- жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;
- хождение по комнате;
- пощипывание переносицы.
Подозрение и скрытность:
- взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);
- защита рта рукой: во время речи — лживость; во время слу шания — чувствует, что собеседник лжет;
- прикосновение к носу — вариант 2 в замаскированной форме;
- потирание века;
- почесывание или потирание уха.
Предостережение
— нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.
Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.
3 группа (материал для памятки
«Отношение к беседе. Территориальные права»)
Отношение к беседе:
- ноги (или все тело) обращены к выходу — свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;
- подпирание ладонью щеки и подбородка — свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.
Территориальные права:
- интимная зона (от 15 до 46 см) — это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;
- личная зона (от 46 см до 1,2 м) — расстояние для вечеринок и официальных встреч;
- социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) — зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;
- общественная зона (более 3,6 м) — расстояние для общения с большой аудиторией.
В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.
В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;
- нельзя смотреть в упор на других;
- нежелательно проявление на лице каких бы то ни было
эмоций;
- при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости;
- движения должны быть сдержанными;
- при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.
6. Рефлексия
Что такое общение?
Назовите три стороны общения.
Какие виды общения вы знаете?
Чем отличается вербальное общение от невербального?
Что такое «коммуникативный акт»? (учитель задает вопрос ученику, на который должен получить ответ)
Какие функции выполняет общение?
Какую роль в процессе общения играет обмен информацией?
Какие средства общения вы знаете?
Какие вы знаете вербальные средства общения?
Какие вы знаете невербальные средства общения?
Какую роль в общении играют жесты?
Что изучают такие области знания как кинесика, такесика, проксемика, экстра- и паралингвистика?
А на последок нашего задания , я бы хотела прочитать притчу. Слушаем внимательно.
Притча — Когда люди ссорятсяОдин раз Учитель спросил у своих учеников: — Почему, когда люди ссорятся, они кричат? — Потому, что теряют спокойствие, — сказал один. — Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? — спросил Учитель. — Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: — Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат. — А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? — продолжал Учитель. — Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. — В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
На следующем уроке мы с вами поговорим о конфликтах в общении. Рассмотрим различные конфликты и пути их решения.
7.Домашнее задание
(задается в вариативном виде, что позволяет студентам самостоятельно определять для себя какие из заданий он будет выполнять)
Выполнить любые три задания на выбор .
- Подберите примеры из классической литературы, характеризующие каждый из видов общения.
- Подберите из литературы примеры, где бы описывались выражения глаз. Докажите с помощью примеров конвенциальный характер жестов.
- Напишите небольшое сочинение-размышление на тему: » Роль улыбки в общении».
- «Ассоциация». С кем или чем ты ассоциируешь себя в данный момент? Можно называть предметы, явления, растения, животных. Упражнение развивает рефлексию и воображение.
- «Переселение душ». Если б был верен тезис о переселении душ, во что или кого вы хотели бы воплотиться в следующей жизни? Упражнение может указывать на нереализованные стремления личности.
- «Сводка погоды». Описать своё настроение в форме сводки погоды. Упражнение даёт представление о самочувствии участников тренинга.
- «Девиз». Практически у каждого из нас есть воспоминание или фраза, которые способны поддержать нас в трудную минуту. Какое высказывание или крылатое выражение вы бы взяли для своего девиза?
- «Вывеска». Если бы мы все превратились в здания, то какую вывеску вы бы повесили на каждом?
- «Мои родители и их любимые поговорки». Какие «крылатые выражения» своих родителей вы помните, в каких ситуациях они их использовали?
Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русскому языку
Конспект к уроку русского языка «Правила речевого общения»
10.02.2015 7464 999 Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна Цели: познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи; развивать способность четко и точно излагать собственную точку зрения, сязную речь учащихся; воспитывать культуру речи. Оборудование урока: 1)листы с текстами; 2)эпиграф к уроку: «Успех зависит на 15% от знаний и на 80% — от умения общаться с людьми, «подать» себя» Д.Карнеги «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» А.С-Экзюпери Тип урока: урок усвоения новых знаний. Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Ход урока: 1.Стадия вызова. 1)Беседа. — С кем вы общаетесь каждый день? — Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями? — Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их. — В каких ролях вам приходится бывать в разных ситуациях общения? 2)(Групповая работа) Карточка 1. Составление и разыгрывание ситуаций, где учащиеся в разных ролях: Пациент в больнице; сын, который пришел из школы; дочь, которая возвратилась с вечера; сын и отец посмотрели интересный фильм; ученик, не выполнивший домашнее задание. 3)Карточка 2. Чтение текста «Учимся общаться» Дорогие ребята! Общение – одно из самых больших достоинств человечества. Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери, сказку которого о маленьком принце вы все знаете и любите, говорил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Счастье общения оценивает каждый, кому надолго приходится оставаться в одиночестве. По свидетельству космонавтов, одним из самых тяжёлых является испытание в специальной камере, где для космонавта примерно на шесть часов прерывается связь с внешним миром. Общение отличается от простого говорения тем, что чаще всего предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то его побудить, а то и просто «поболтать» с ним. Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать. Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении. — Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник). — Почему общение – это «единственная настоящая роскошь»? — Выпишите из текста слова А.С.Экзюпери, оформляя в виде эпиграфа. 4)Творческая (групповая) работа. Ученики составляют правила речевого общения. Чтение и обсуждение предложенных правил. 2.Стадия осмысления новой информации. 1)Правила речевого общения. — А теперь прочитаем тему с учебника и узнаем, какие требования предъявляются к речи. Приложение. — Отметьте самую интересную информацию знаком, самое важное, на ваш взгляд, правило — знаком +. — Какое правило считаете наиболее полезным для себя? 2)Карточка 3. Текст «Правила ведения беседы». Чтение методом инсерта. 1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику. 2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать. 3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно. 4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, — гласит народная мудрость. 5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего. 6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав. 7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу. — Читать с отметками (знаю +, новое -). — Сравнивайте с предыдущими правилами. Какие пункты перекликаются? (повторяются) 3)Карточка 4. Текст «Хорошее слово – половина счастья» Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться. Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие – «Хорошее слово – половина счастья». Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же). (по В.И.Аннушкину) — Списать пословицы. — К каким пунктам правил речевого общения, данным в учебнике, они подходят? 4)Творческая работа. Используя правила речевого общения, по данным ситуациям (задание 1.2) снова составить диалоги. (группы меняются темами)
3.Рефлексия.
— Что было наиболее важным на уроке? — Какая информация представляется ценной для вас? — Что нового было именно для тебя? Обобщающее слово учителя: -Урок хочется закончить словами Расула Гамзатова: Чем не искусней меч, Тем он звенит грозней, Чем не разумней речь, Тем говорун шумней.
Домашнее задание: Эссе «Для чего нужно изучать правила общения».
Приложение 1.
В жизни людей общение занимает важное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Например, японские ученые-лингвисты выяснили, что служащие Японии (самой оснащенной техническими средствами коммуникации страны в мире), тратят на разговоры около половины своего времени – почти семь часов в сутки, на чтение у них уходит полтора часа, пишут они всего 47 минут. Эти данные свидетельствуют о том. Что даже современный человек, обладающий совершенными средствами связи, — человек по преимуществу говорящий. И ко всем определениям человека – homo sapiens (человек разумный), homo fuber (человек производящий), homo eludens (человек играющий) можно с полным основанием присоединить homo kommunikans (человек общающийся). По мнению специалистов, успех человека в жизни на 85 % определяется его умением вступать в контакт с окружающими людьми. Человек, умеющий общаться, «обречен» на успех. Что же необходимо знать и уметь каждому человеку, чтобы его общение с окружающими было успешным и эффективным? С точки зрения современных представлений об эффективном общении, в процессе коммуникации нет пассивной стороны. Роль слушателя так же активна, как и роль говорящего. От взаимодействия этих двух сторон зависит и успех общения. Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип «кооперации», или принцип речевого сотрудничества, который включает в себя следующие частные правила: 1.Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации (известны люди, которые очень много говорят, но сами и не умеют слушать). 2.Не отвлекаться от темы (все реплики разговора должны быть уместны, относиться к делу). 3.Говорить только правду. Это правило предупреждает: «Не говори того, что считаешь заведомо ложным». «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований». 4.Говорить определенно, не двусмысленно (многие любят говорить обиняками, намеками – это нарушение принципов нормального общения) 5.Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. Это правило включает в себя ряд требований: «Будь тактичен», «Будь великодушен», «Не суди других», «Будь скромен», «Избегай конфликтов», «Оформляй адресованное собеседнику высказывание согласно правилам речевого этикета». Конечно, в реальной жизни эти правила очень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, неуважительного отношения к людям.
Урок на тему «Правила речевого общения»
Карточка 1. Составление диалогов и разыгрывание ситуаций: а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 2. Чтение текста «Учимся общаться»
Дорогие ребята! Общение – одно из самых больших достоинств человечества. Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери, сказку которого о маленьком принце вы все знаете и любите, говорил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Счастье общения оценивает каждый, кому надолго приходится оставаться в одиночестве. По свидетельству космонавтов, одним из самых тяжёлых является испытание в специальной камере, где для космонавта примерно на шесть часов прерывается связь с внешним миром. Общение отличается от простого говорения тем, что чаще всего предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то его побудить, а то и просто «поболтать» с ним. Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать. Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
2)Карточка 3. Текст «Правила ведения беседы».
1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику. 2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать. 3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно. 4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, — гласит народная мудрость. 5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего. 6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав. 7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.
Карточка 4. Текст «Хорошее слово – половина счастья».
Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться. Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие – «Хорошее слово – половина счастья». Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Развивающее занятие «Секреты общения»
Конспект занятия для младших школьников
«Секреты общения»
Цель:
формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
развитие мыслительных способностей, внимания;
приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
развитие эмпатии, толерантности.
Знакомство
— Для того, чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте просто все напишут свои имена на листок и я буду знать кто сегодня присутствует на занятии.
Первый секрет
Игра «Приветствие»
Ребята! Я предлагаю вам начать сегодняшнее занятие с игры «Приветствие». Я хочу поздороваться с вами интересным и необычным способом, а именно: я буду здороваться с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.
Игра Рукопожатие “Импульс”
“Ребята я сейчас передам свое рукопожатие, а вы его просто передадите моё рукопожатие соседу, (если в кругу) будете передавать до тех пор пока оно не вернется ко мне”. (Ускоряя темп. Повторяем 3 раза).
Игра По имени.
А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Маша…” с улыбкой, по кругу.
Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Игра «Аплодисменты»
— Ребята, давайте поприветствуем всех кто здесь у нас присутствует, я буду зачитывать вслух ваши фамилии и имена, а вы ребята всё громче и громче аплодируйте. Человеку, которого назовут последним, достаётся самые громкие аплодисменты!
Приветствие это важный 1 секрет
нашей сегодняшней темы оно одно из важнейших тем, которая поможет вам понять, как нужно общаться с людьми, сегодняшняя тема это «секреты общения».
Первый секрет общения это правильное приветствие.
Второй секрет общения
Что же такое общение
?
Общение — это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, мы разговариваем, кричим, ссоримся, плачем. Это очень важная часть нашей жизни. Общение — это понимание другого человека. Сегодня мы раскроем секреты, как же сделать так, чтобы вы стали интересны своим знакомым, чтобы люди с удовольствием общались с вами.
ИграКлубок.
Это упражнение выполняется в кругу. Ребята перебрасываются клубком, параллельно выполняя какое-либо задание. Например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому кидают клубок. Получившийся клубок, прежде чем бросить его следующему игроку, один раз наматывает нитку на палец. В итоге получается своеобразная паутина. Так сложно общение, но мы так часто общаемся, что это кажется лёгким само общение.
Лекция 4 Психология общения
метки:
Человек, Деятельность, Взаимодействие, Сторона, Процесс, Психологический, Социальный, Отношение
ТЕМА: Психология общения.
Цель
: ознакомить студентов с особенностями процесса взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
План:
- Общая характеристика человеческого общения.
- Понятие общения. Функции общения.
- Психология межличностного воздействия.
Текст:
- Общая характеристика человеческого общения.
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность.
Стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.
- Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми.
- Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Функции общения.
- Информационно-коммуникативная – передача и прием информации как некоего сообщения. Основными элементами являются: текст и отношение к нему человека.
- Регулятивно-коммуникативная – организация взаимодействия между людьми, а также коррекция человеком своей деятельности или состояния (соотношение мотивов, потребностей, намерений, целей и пр.).
Общение направлено на достижение сработанности, установление волевого единства. - Аффективно-коммуникативная – процесс внесения изменений в состояние людей при специальном или непроизвольном воздействии.
Психология общения.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение
— это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
7 стр., 3434 слов
Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей
… огромное влияние на процесс общения и взаимодействия людей в обществе. Мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а женская — экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных … работе можно увидеть, что влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей велико. Любой человек без труда определит пол персонажа в комиксе художницы Николь …
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом (Знаков В., 1994).
Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов Б.Ф., 1984).
При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева Г.М., 1988).
Исходя из этого принципа под общением
понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А.А., 1965).
И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А.А., 1975).
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».
Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними… Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (Знаков В.В., 1994).
3 стр., 1419 слов
Введение. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности
… процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом … является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение … 1,8% (11 из 618 высказываний) 2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми 4,9 …
Субъек-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».
В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988).
В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Андреева Г.М., 1988; Ломов Б.Ф., 1981; Знаков В.В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.
10 стр., 4890 слов
Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека 2
Контрольная работа Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека Оглавление Введение 1. Понятие делового общения, его формы и виды 2. Коммуникативные способности 3. Тест коммуникативных умений Михельсона 4. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей — КОС» Заключение Список литературы Приложение №1 Приложение №2 Введение Искусство общения, …
Под структурой объекта
в науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней меретри уровня анализа(Ломов Б. Ф., 1984):
1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).
Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.
6 стр., 2938 слов
Интернет в жизни старшеклассников новые виды общения и социальных связей
… : Правоведение Номинация: Обществознание ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: новые виды общения и социальных связей НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Гиззатуллина Карина ученица 11 А класса … -зависимости, которые выделены детскими психологами в процессе изучения явления: пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети. навязчивая потребность в …
- Понятие общения. Функции общения.
Под функциями общения
понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980).
В соответствии с этим выделяются:
- информационно-коммуникативная,
- регуляционно-коммуникативная,
- аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б.Ф., 1984).
Информационно-коммуникативная функцияобщения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).
Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную
(в качестве знаковой системы используется речь) и
невербальную
(различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
- визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функцияобщения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
11 стр., 5088 слов
Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации
Оглавление Введение 1. Невербальная коммуникация в культурах России и Китая 1.1 Мимический параметр невербальной коммуникации 1.2 Жестовый параметр коммуникации 1.2.1 Проблема типологизации жестов 1.3 Функциональные особенности невербальной коммуникации как самостоятельного способа информации 2. Сопоставительный анализ невербальной коммуникации в рамках русской и китайской культурах 2.1 …
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная функцияобщения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другиефункции
: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В.В. Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой (1988).
Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г.М., 1988).
При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.
3 стр., 1496 слов
Кроме того, результатом общения могут быть такие социально-психологические явления, как дружба, создание реальной референтной группы, коллектива
… индивидуальные особенности. В ходе общения люди сталкиваются с различными психологическими трудностями — барьерами общения. Они возникают в процессе распространения и принятия информации, осуществления … барьеров общения является повышение индивидуальной культуры общения, культуры построения отношений с другими людьми, для чего необходимо эффективно использовать разнообразные средства воздействия …
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В.В., 1994).
В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А.А., 1965,1983).
Основными механизмами взаимопониманияв процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общенияидентификация
– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под
эмпатией
также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В.А., 1996).
Рефлексия
в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.Аттракция
(от англ,
attract—
притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.
Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Различают вербальные и невербальные средства общения.
Вербальный означает – словесный. Вербальные средства воздействия – это слова. Невербальный означает несловесный. То есть общение осуществляется с помощью жестов, особенностей походки, мимики, особенностей голоса, выражения глаз и тела вообще.
Этапы процедуры общения:
- Потребность в общении
- Ориентация в целях общения, в ситуации общения
- Ориентация в личности собеседника
- Планирование содержания своего общения
- Бессознательный выбор конкретных средств общения, речевых фраз, способов поведения
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи
- Корректировка направления, стиля и методов общения
Коммуникативные барьеры
Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере
. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
1. Барьеры понимания.Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например,фонетического
непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также
семантические
барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.
Стилистические
барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает.
Логические
барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия– социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения– связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
- Психология межличностного воздействия.
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное — от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия:
- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д.
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия
относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Последние три метода относятся к социально-психологическим.
Формы межличностного воздействия
могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).
Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)
Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).
В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.
Условия воздействия
включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.