Когда заканчивается лето, наступает время готовиться к зиме, хотя кажется, что первые холода еще далеко. Для тех, кто живет в частных домах, подготовка к зиме включает в себя не только покупку теплых вещей и планирование новогодних праздников, но и заботу об успешной перезимовке садовых растений. Часть деревьев и кустарников, используемых в ландшафтном дизайне, не перенесут зимовку в естественных условиях климата Казани, так как они родом из более южных широт. Чтобы сохранить их жизнь до весны, необходима правильная подготовка растений к зиме.
Влияние погоды
Стоит знать, как климатические факторы влияют на жизнедеятельность растений:
- Если столбик термометра опускается ниже минус 35 градусов Цельсия, в защите от мороза нуждаются абсолютно все садовые растения;
- Особенно опасны для деревьев и кустарников ранние морозы, которые наступили до того, как сформировался устойчивый снежный покров, а также ледяной дождь;
- Если лето было дождливым и не жарким (как в 2020 году), то следует ожидать длительный период вегетации, который не закончится до наступления холодов. Это связано с тем, что почва в районе Казани высокопитательная, а насыщаясь влагой, она становятся еще более благоприятной для растений. Удлиненная вегетация грозит вымерзанием побегов.
- Опасна для растений и осень с резкими колебаниями температур – от заморозков ниже нуля до теплых, как летом, дней.
Поэтому если вы не живете за городом круглый год, а покидаете участок осенью, с подготовкой растений к зиме следует поторопиться.
Конспект занятия по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме». Младшая группа
Конспект занятия по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме». 2 младшая группа (3 — 4 года).
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными. Задачи: закреплять знания детей о временах года; воспитывать бережное отношение к животным; развивать внимание, связную речь, умение слушать. Предварительная работа: беседа о временах года, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши»; рассматривание иллюстрации «Осень в лесу». Оборудование: игрушки или иллюстрации (заяц, белка, медведь).
Ход занятия
Ребята, какое сейчас время года?
(Осень). Скоро наступит зима, выпадет снег и зверям будет трудно найти себе еду: нет ни травы, ягод. Воспитатель предлагает узнать, как звери готовятся к зиме, показывает иллюстрацию «Осень в лесу». Мы сейчас с вами отправимся в лес. На улице холодно. Давайте с вами оденемся потеплее.
Игра «Оденемся на прогулку».
Новые сапожки наденем на ножки
(показать сапожки), Теплый шарф наденем (обнять себя за шею), И зиме мы скажем: «Здравствуй, зимушка- зима!» (руки вперед и в разные стороны). Не боимся мы тебя (прыжки). Ну, что ж, пойдем в лес! Мы ногами топ- топ, Мы руками хлоп- хлоп! Вот и прибыли в лесок! Давайте вдохнем свежего воздуха. Ребята, как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. На ветке не птичка¬– Зверек- невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто это?… (Белка) А что белка делает в лесу? (Прыгает по деревьям, собирает грибы, желуди, ягоды). Все свои запасы она складывает в дупло. Дупло– это домик белки. Не страшна ей зима. Она будет кормиться тем, что натаскала осенью в дупло. Как зовут деток белки? (Бельчата). В серой шубе ходит летом, В белую зимой одет он, Вот петляет по лужайке, Догадались? Это… (Зайка). Правильно, это зайка. Заяц тоже живет в лесу. Как зовут детенышей зайки? (Зайчата). Летом зайцы серые, а зимой белые. Они по лесу бегают, грызут кору деревьев, ветки. У зайца нет домика, он спит под кустами и деревьями. Он большой и неуклюжий, Косолапый и смешной. Кто это? Правильно, это медведь. Медведь тоже подготавливается к зиме. Он делает себе берлогу, утепляет ее и спит там всю зиму. Ему там тепло. А как зовут детенышей медведя? (Медвежата). Ребята, нам пора прощаться с лесом. Давайте скажем лесу «до свиданье»! Вот мы с вами в детском саду. Понравилось путешествие? Мы побывали в лесу и узнали, как звери готовятся к зиме.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД по сенсорному развитию в младшей группе на тему: Зима Конспект занятия во 2 младшей группе на тему: Зима Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему: Зима Конспект занятия по развитию речи на тему: Зима во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста на тему: Зима
Список дел
Обязательно выполните следующие пункты, чтобы ваш сад хорошо перенес зиму:
- Изменить режим подкормки. Уже с середины лета необходимо прекратить внесение азотных удобрений, чтобы замедлить рост растений. Вместо них следует вносить калийные и фосфорные подкормки, чтобы быстрее завершился период вегетации.
- Посадить саженцы. Конец сентября и начала октября – идеальное время для того, чтобы размножить имеющиеся растения и посадить новые.
- Обрезать растения. До наступления зимы следует убрать поврежденные и лишние ветки. Места срезов нужно обработать садовым варом для дальнейшего заживления.
- Собрать остатки урожая. Даже если вам больше не нужны плоды, не стоит оставлять их на ветках на зиму. Лучше поделиться урожаем с друзьями и знакомыми, или, в крайнем случае, отправить в компост.
- Привести в порядок стволы. Деревья необходимо побелить. Если вы используете одноразовые пояса для стволов, их нужно выкинуть, а многоразовые постирать и убрать до наступления весны. Вместо них нужно обернуть стволы металлической сеткой или рубероидом для защиты от грызунов.
- Обработать сад инсектицидами, если вы заметили на стволах признаки заболеваний. Наиболее популярны инсектициды: Хорус, Актара, Карбофос.
Провести уборку сада. Следует убрать опавшие листья и прочий мусор, чтобы снизить вероятность появления на участке сорняков, вредителей, растительных заболеваний. Опавшую листву лучше собрать в одну кучу, а затем присыпать известью, заготовив тем самым удобрение на будущий сезон.- Укрыть теплолюбивые растения. Следует изолировать от воздействия мороза теплолюбивые деревья и кустарники, а также растения первого года жизни.
- Обвязать вечнозеленые растения бечевкой. Иначе разлапистые ветви могут сломаться, не выдержав тяжести снега.
- Законсервировать систему автополива. Однако если после консервации заморозки не спешат наступать, необходимо продолжить полив сада вручную.
- Обновить садовые инструменты. Сломанные следует починить или заменить на новые.
- Внимательно осмотреть участок. Составить план по улучшению внешнего вида территории в будущем году.
Конспект НОД «Как деревья готовятся к зиме»
- 22 октября 2015
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).
Образовательные задачи:
- Закрепление знаний детей о приметах осени.
- Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.
Развивающие задачи:
- Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры-драматизации.
- Развитие образной и доказательной речи детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.
Материалы и оборудование к занятию:
1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года». 2. Осенние листья с разных деревьев. 3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой — красные, желтые, коричневые и т.п.) 4. Пелерина и султанчики для дождя. 5. Маска для «ветра» и шарф. Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru
Предварительная работа
Познавательное развитие:
1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;- 2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания). 3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды. 4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных. 5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности. 6) Тема: «Поэты и писатели об осени». 7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).
Продуктивные виды деятельности.
А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени». Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки» В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья» Г) Конструирование: «Друзья — притворяшки» (природный материал)
Дидактические игры:
1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.) 2. «Узнай лист» 3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому) 4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки). 5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах). 6. Природа «Раз, два, три — к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях). 7. «Детки на ветки»
Работа вне занятия:
- Рассматривание картин: И. Грабарь «Осенние листья»; К. Коровин «Осень» Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, насекомых, птиц, зверей.
- Разгадывание загадок на тему: «Что нам осень принесла».
- Чтение и рассматривание (иллюстраций) книг: А. Вахрушев «Мир и человек», А.Плешаков «Зеленые страницы». Разучивание стихотворений; К.Бальмонт «Осень», Л.Развода «Озорники»
Наблюдения:
- Изменение освещенности в течение дня;
- изменение температуры;
- замедление роста растений;
- различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остатков плодов, листьев;
- исчезновение насекомых (нахождение мест скоплений);
- отлет насекомых, птиц.
Ход занятия
1. Вводная часть. Беседа об осени.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).
- Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит музыкальный отрывок «Осень» П.И. Чайковского из произведения «Времена года»).
- Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
- А сейчас какое время года? (Высказывания детей).
- А может весна? (Дети доказывают, что на дворе осень. Приметы осени).
Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом – осень позвала).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Говорят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).
Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения – прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)
Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо – плохо». Осень – это хорошо, потому что …(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.
2. Основная часть. Волшебные превращения
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).
Воспитатель: Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди…
Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.
Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.
Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.
– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.
– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.
И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:
Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!
Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:
Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.
Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.
Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.
Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.
Воспитатель: И повторялось это каждый год…
3. Экологическая беседа
Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?… (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).
Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).
Последующая работа
1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.
2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.
3. Тема: «Елочка – зеленая иголочка».
Автор: Ускова Анна Евгеньевна, воспитатель компенсирующей группы МАДОУ детский сад комбинированного вида №390, г. Нижний Новгород.
Подготовка деревьев
Чтобы определить, насколько дерево готово к зимовке, следует проверить уровень одеревенения годичного прироста побегов:
- 50% – неготовность;
- 75% – удовлетворительная готовность;
- 100% – хорошая готовность.
Деревьям, не готовым к зимовке, следует обеспечить укрытие от холодов и насыпать изолирующие околоствольные круги.
Обрезку ветвей следует производить в сухую теплую погоду. Следует убрать все сломанные, высохшие и больные ветки. При необходимости можно придать кроне желаемую декоративную форму. Срез должен оставаться ровным и гладким. Именно поэтому нельзя обрезать ветки в мороз – в таком случае по коре пойдут трещины. Обработайте срезы садовым варом.
Осенняя побелка поможет стволам защититься от солнечных ожогов весной, а также убережет от вредителей в будущем сезоне. Перед побелкой следует очистить ствол от участков отмершей коры, лишайников и мхов – именно в этих местах предпочитают зимовать садовые вредители.
Зимой не позволяйте снегу скапливаться на ветвях деревьев. Обязательно стряхивайте его, чтобы ветви не ломались под тяжестью снежного покрова.
Как деревья и кустарники готовятся к зиме
Глядя на опустевший сад, может показаться, что деревья, разом сбросив листву, уснули. Но это не так. Подготовка к зиме — процесс сложный и длительный.
Во второй половине лета деревья и кустарники, закончив свой рост, приступают к закалке. Молодые однолетние побеги к холодам должны успеть одревеснеть. Покрывающая их кора из зеленой становится бурой, бордовой или серой — в зависимости от особенностей вида и сорта. Да и листопадом растения страхуют себя от гибели зимой. Иначе падающий снег их бы повредил. К тому же листья, как известно, испаряют влагу. Зимой же испарение невозможно, поскольку в мороз клеточный сок не может двигаться по стеблю. Плюс дышат деревья зимой в 200 — 400 раз слабее, чем летом. Поэтому к холодам на побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы до минус 35 — 40 градусов. Смягчает резкие колебания зимней температуры и толстая кора. Весной же она защищает от солнечных ожогов. Но с листопадом жизнь внутри растения не затухает. Еще активнее идет гидролиз крахмала. Возрастает и содержание растворимых азотных соединений, повышается их концентрация. Интенсивность обмена веществ резко падает. И у древесных культур наступает так называемый истинный период покоя. Его еще называют органическим или глубоким.
Подготовка кустарников
У кустарников, как и у деревьев, следует обрезать все больные или ненужные ветви до наступления холодов. Не забывайте обрабатывать места срезов садовым варом. Затем необходимо произвести мульчирование и удобрение почвы вокруг всех садовых кустарников. Если у кустарника за зиму могут замерзнуть почки (как это случается с розой), нужно окучить его компостом, землей или перегноем. Также кусты утепляются ширмами из нетканого или полимерного материала, теплолюбивые растения при этом следует дополнительно пригнуть к земле.
Подготовка газона
Газон обязательно следует очистить от упавшей листвы и отмершей травы с помощью грабель. На зиму траву следует скосить до высоты не более 5 см. Если на зеленом ковре образовались проплешины, следует произвести подсев трав или ремонт дернины, если на участке уложен рулонный газон, а затем полить эти места. В конце осени нужно внести калийное удобрение для укрепления корневой системы трав. Даже когда выпадет снег, по газону лучше не ходить без необходимости, чтобы не навредить зимующей траве.
Как звери готовятся к зиме.
«Как звери готовятся к зиме» (для детей 2 младшей группы).
Программное содержание:
Закрепить знания о жизни диких животных осенью.
Формировать навыки образования существительных женского и мужского рода.
Совершенствовать понятия много, один.
Развивать логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику.
Продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитывать желание заботиться и помогать животным.
Материалы и оборудование:
Кукла Незнайка в летней одежде, осенняя одежда ля куклы, картины медведя, зайца, белки, белые шубки для зайчиков, орешки в корзинке.
Ход:
— Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка. Давайте с ним поздороваемся.
— Незнайка ты почему так легко одет? А ты знаешь, какое время года на улице? Ребята давайте Незнайке расскажем, какое время года на улице. А какая погода осенью бывает? А как люди одеваются осенью? Ребята, давайте оденем Незнайку, чтобы он не замерз осенью.
— Ребята, а что можно надеть осенью?
(Рассматриваем одежду и выбираем нужную по сезону, затем последовательно одеваем Незнайку).
Д/игра «Оденем Незнайку»
— Вот так мы одеваемся осенью. А давайте мы оденемся и пойдем гулять вместе с Незнайкой.
(Дети вместе с воспитателем одеваются последовательно — имитируют).
— А что мы еще не надели? Конечно сапожки, чтобы не замочить ножки.
«Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем калошки: Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки. Вот так хорошо».
— Вот теперь мы готовы к прогулке.
— Ребята, а Незнайка приглашает нас в лес погулять. Хотите побывать в осеннем лесу?
(Дети гуляют по группе, рассматривают красоту осеннего леса, называют деревья, называют листья (березовые, рябиновые).
— Давайте присядем на пенечки и отдохнем. Послушайте мою загадку.
(Рассматривание картин на мольберте — медведь, заяц, белка).
— Кто идет?
«По трущобам и оврагам,
Ходит он хозяйским шагом.
А когда увидит мед,
Всю малину перемнет».
— Правильно, медведь. Что ест медведь? Куда ложится спать медведь на зиму? Как зовут детенышей? Как зовут маму у медвежонка? Давайте хором скажем – медведица. А как зовут папу? Давайте дружно скажем – медведь.
— Следующая загадка. Кто это?
«Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку»
— Правильно, зайчик. Как зовут маму у маленького зайчика? А папу?
(Хоровые ответы – зайчиха, заяц). Чем питается зайчик в лесу? А вы знаете, что зайка меняет свою шубку два раза в год. Летом он серый, а зимой белый.
Каким цветом у зайца шерсть летом? Зимой каким цветом снег? Вот и шубка у зайчика зимой белая. Что делает зайка, когда на него охотится лиса и волк? Он прячется в снегу, белая шубка и белый снег. Вот так зайчик готовится к зиме.
Инструкция по утеплению
Чтобы защитить от морозов кустарники и садовые деревья, нужно надежно заизолировать их утеплителем по схеме:
- Установить каркас для утеплителя. Материалом каркаса могут быть дуги из проволоки, строительная сетка, деревянные брусья и т. д.
- Набросить на каркас утеплитель (геотекстиль, нетканый материал, агроспан, лутрасил);
- Сверху добавить слой полиэтиленовой пленки;
- Зафиксировать конструкцию бечевкой;
- При наступлении оттепели внутри такого каркаса будет образовываться влажность, поэтому при наступлении теплой погоды конструкцию следует проветривать;
- Перед тем, как насыпать приствольный круг, следует провести рыхление почвы для борьбы с вредителями;
- Утеплить корни с помощью мульчирования керамзитом или торфом.
Невысокие травянистые многолетники, такие как розы, тюльпаны, нарциссы, можно утеплять на зиму еловым лапником, соломой или геотекстилем.