Организация методической службы в детском саду: часть I


«Организация педагогов ДОО в творческие микро- группы».

Материалы из опыта работы по организации творческих групп педагогов.

Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программного методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов, в организации методической работы в ДОУ.

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Однако самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов. Главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня педагогической компетентности.

Профессионализм педагога является интегральным образованием, включающим в себя системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно ставить и решать функциональные задачи, обеспечивать информационное наполнение педагогической деятельности, разрабатывать программы.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Логично будет выстроить три направления:

По отношению к общей системе образования

Это направление включает ознакомление и проработку нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Планомерно расписывается система повышения квалификации педагогов (самообразование, саморазвитие и все формы методической работы).

По отношению к конкретному педагогу

Здесь главной задачей является формирование личностной, авторской, эффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Методическая работа нацелена на расширение, обновление знаний педагога, развитие творческой деятельности.

По отношению к педагогическому коллективу детского сада

Методическая работа ставит целью формирование дружного коллектива единомышленников, особых традиций, личностных ориентиров, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса; выявление, изучение и обобщение, распространение значимого передового опыта.

Как подтверждение результативности работы ДОУ происходит постоянное совершенствование процесса воспитания и обучения. Анализируя деятельность коллектива по созданию условий позитивного пребывания детей в саду, развития личности каждого ребенка, выделяются проблемы, противоречия между «тем, что есть» и «тем, что должно быть».

По результатам контроля состояния воспитательно-образовательного процесса проводится педагогический анализ как сущность формирования и регулирования педагогического процесса:

  • сбор информации о состоянии;
  • анализ собранной информации;
  • выдача информации к реализации.

Педагогический анализ это не выявление недостатков, главное в его проведении — поиск качества работы, педагогических особенностей каждого педагога и всех в целом. Сложность заключается в том, что объектом анализа является человек, следовательно, проводить его надо с высокой управленческой культурой, тактом и доброжелательностью. Привлекая педагога к самоанализу своей деятельности, обучая умению оценить для себя трудности работы, методическая служба тем самым повышает педагогическую активность, а значит, растет профессиональное мастерство.

Трудность анализа заключается в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей практической деятельности, чаще дают заниженные самооценки, кто-то– завышенные. Поэтому можно практиковать взаимопроверки, которые способствуют созданию самоуважения и самозначимости.

При подготовке и проведении педагогического анализа можно пользоваться памятками к просмотру и анализу режимных моментов и занятий. Составляя памятку, необходимо осветить важные вопросы, четко расположить их в определенной последовательности, определить их соответствие целям наблюдений. Памятки должны быть очень конкретными и небольшими по объему. Педагогический анализ требует интеллектуального подхода к личности, умелого аналитического мышления.

Сама беседа с воспитателем должна основываться на доброжелательности, уважении, быть тактичной, опираться на положительные моменты. Планируя беседу, важно учитывать индивидуальные особенности человека: характер, тип нервной деятельности, стаж, степень педагогического мастерства, общий кругозор, эрудицию.

Все формы методической работы можно разбить на две взаимосвязанные группы:

Групповые формы – взаимопосещения, консультации, семинары и практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, выставки и, конечно же, педсоветы.

Индивидуальные формы – стажировка, собеседование, самообразование, наставничество.

«Творческая группа, как интерактивная форма работы воспитателей ДОО»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И. К. Глушкова»

Межрегиональная научно-практическая конференция XVII Глушковские чтения

«Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы»

Н.Ю. Брагина

Воспитатель,

МДОУ№ 5 «Сказка»

РМЭ г. Козьмодемьянск

«Творческая группа, как интерактивная форма работы воспитателей ДОО»

п. Оршанка,2018г.

Среди эффективных форм методической работы в дошкольной образовательной организации выделяют:

Мастер-классы; круглые столы; дискуссии; проектные семинары; кейс-технологии; ролевые и деловые игры; викторины и работа в «Творческих группах».

Работа воспитателей в «Творческих группах», как интерактивная форма работы с педагогами позволяет создать условия для самостоятельной и творческой деятельности её участников, повысить их педагогическую компетентность, развить творческую инициативу, креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации.

Каждый участник «Творческой группы», используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности.

Другой особенностью «Творческой группы» является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс создания творческого продукта. При этом важнейшем качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Работа в «Творческих группах» может использоваться в различных сферах образования как в работе с воспитателями, так и с детьми.

Алгоритм работы:

«Творческой группы»

«Индуктор»

Мотивация деятельности участников. В работе с воспитателями это теоретический блок информации, активизирующий в сознании базовые основы вопроса и личный опыт, сложившийся в данной области. Для этого используется наглядные средства: информационно-коммуникативные технологии. Для актуализации личного опыта участников «Творческой группы» активизации воображения, развёртывания творческого процесса деятельности каждого используются ассоциации. Это спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий сообразно определёнными личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям.

«Создание творческого продукта»

Деконструкция-разрушение, разъединение, рассогласование материалов. С помощью реконструкции из разных частей, единиц создаётся целое новое явление, представление, знание, которое предъявляется группе и всем участникам.

«Социализация»

Предъявление созданного продукта всем участникам. Соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление. способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

«Рефлексия и выход на новую систему проблем»

Осмысление процесса творчества. проектирования, получения новых знаний, осознание своих внутренних перемен, своего интеллектуального и эмоционального движения.

В результате работы воспитателей в «Творческих группах» несмотря на решение поставленной задачи. непременно обозначаются новые проблемы, требующие своего разрешения.

В нашем детском саду с 2020 года начали работать пять «Творческих групп». В которые объединились педагоги по желанию, интересам, предпочтениям в той или иной образовательной области детского развития.

«Творческие группы» изучают, анализируют и внедряют в практику детского сада работу по пяти направлениям развития в соответствии с ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие, познавательное развитие.

У групп есть руководители. Каждая группа имеет своё название.

«Умка» социально-коммуникативное развитие.

«Мозаика» художественно-эстетическое развитие.

«Любознайка» познавательное развитие.

«Логопедическая гостиная» речевое развитие.

«Воспитатели-здоровьесберегатели» физическое развитие.

Я являюсь руководителем этой творческой группы. Все пять групп работают по алгоритму. Руководители и члены групп получают задание. И начинается «мозговой штурм». Каждая команда во главе с руководителем разрабатывают стратегию действий. По-другому сказать «творить». Соревновательный дух «Творческих групп» раскрывает новые способности и возможности в педагогах. Помогает творческой организации педагогического процесса.

Список источников:

  1. Артемьева, О.И Формы методической работы с педагогами ДОУ [Электронный ресурс] https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/formy-metodicheskoj-raboty-s-pedagogami-dou.html
  2. Чернухина, И.Н. Учебно-методический курс Интерактивные формы работы с педагогами [Электронный ресурс]

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/01/17/interaktivnye-formy-raboty-s-pedagogami

План работы творческой группы

План работы творческой группы МБДОУ

«Детский сад №33»

на 2020 – 2020 учебный год

Разработала: Шевченко О.В.- воспитатель

высшей квалификационной категории

Славгород 2015

Цель: внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, повышение качества дошкольного образования, уровня профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации ФГОС.

Задачи: создание условий для профессионального общения педагогов ДОУ, развития их творческой активности; включение педагогов ДОУ в инновационный процесс воспитательно – образовательной деятельности.

п/п

Мероприятия Задачи Форма проведения Дата проведения Ответственные за мероприятие
1. Обсуждение плана работы творческой группы на учебный год. Обсудить предложенный план и внести дополнения. Круглый стол (обсуждение). сентябрь Шевченко О.В.
Подготовка ко дню дошкольного работника. Подготовка программы. Праздничный концерт для сотрудников ДОУ. сентябрь Музработник, воспитатели подготовительных групп
2. Место проекта в образовательном процессе ДОУ. Обучение педагогов проектной деятельности. Консультация октябрь Старший воспитатель
Значение проектной деятельности в работе ДОУ. Совершенствование умения педагогов в написании проектов. Круглый стол (семинар-практикум) октябрь Воспитатели, ст. воспитатель.
Подготовка ко дню пожилого человека. Подготовка праздника. Праздник ко дню пожилого человека. октябрь Муз. руководитель, воспитатели старших групп
Выставка «Вот и лето прошло» Оформление фотовыставки. Фотовыставка октябрь Воспитатели
3. Проектный метод, как основа педагогического взаимодействия с дошкольниками. Введение проектного метода в работу педагогов. Из опыта работы «Знатоки проектного метода» ноябрь Воспитатели
Организация конкурса чтецов ко дню матери. Подготовка детей к конкурсу. Конкурс чтецов. ноябрь Воспитатели
Организация выставки «Моя мама» Оформление фотовыставки Фотовыставка «Моя мама» ноябрь Воспитатели
4. Систематизация оздоровительной работы. Определение «ближайшей зоны» здоровья ребенка (оптимальные возможности развития важных двигательных умений и дозировка физических нагрузок). Мониторинг здоровья и физического развития детей. декабрь Воспитатели, ст. воспитатель.
«Я расту, я развиваюсь» Планирование физкультурно – оздоровительной работы. Создание проекта по физкультурно – оздоровительной работе «Будь здоров без докторов!» декабрь Воспитатели, ст. воспитатель.
Разработка долгосрочного физкультурно – оздоровительного проекта. Подготовка презентации проектов. Презентация проектов. декабрь Воспитатели

Педагогический Совет

Планируя педагогический совет, надо помнить, что это постоянно действующий и именно коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он рассматривает:

  • Вопросы оптимизации воспитательно-образовательного процесса;
  • Утверждает и корректирует планы, рабочие программы, творческие проекты, личные планы самообразования;
  • Выносит коллегиальные решения;
  • Повышает профессиональную квалификацию педагогов;
  • Определяет пути, формы обновления дошкольного образования в конкретном учреждении;
  • Дает анализ качества знаний, умений, навыков воспитанников, уровня работы педагогов, развития самого детского сада, повышения его рейтинга в районе;
  • Подводит итоги деятельности дошкольного учреждения, достижения поставленных коллективом целей.

Педагогический совет в современное время стал полифункциональным. Его функции:

  • планово-прогностическая;
  • мотивационно-целевая;
  • информационно-аналитическая;
  • диагностическая;
  • коммуникационная;
  • методическая.

Ценность этих функций определяется в зависимости от нацеленности каждого конкретного педагогического совета.

Новая социально-экономическая ситуация, новые законодательные документы ставят во главу и новые требования. Поскольку педсовет это орган коллегиального управления, он призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Освоение нового предполагает и взаимосвязь, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержат в себе традиционные подходы.

Думающий Совет педагогов обязательно находит выход из сложившихся ситуаций и противоречий. Он принимает рациональные решения, ведущие к лучшему педагогическому результату, мыслит позитивно, нестандартно и самостоятельно.

Установочный педагогический совет берет на себя сложнейшую миссию:

  • создание условий для переоценки педагогических ценностей. Воспитание и обучение эффективнее там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность ребенка – первостепенна и основной объект его заботы. Меняются дети – меняются ценности.
  • Изменение мнений, взглядов, суждений, представлений о ребенке, о своем профессиональном предназначении.
  • Пробуждение желаний научиться учить и воспитывать по-новому.

Назначение итогового педсовета заключается в том, чтобы выявить стратегические и развивающие проблемы. Единственный способ продвинуться вперед и достичь успеха – это вовремя выявить и правильно понять свои проблемы. Проблемный анализ можно вести по схеме «от конца к началу»:

  1. Анализ результатов: что не удовлетворяет в итогах? Какова степень нестыковок между тем, что есть и тем, что должно быть?
  2. Анализ учебно-воспитательного процесса, т.е. какие недостатки порождают несоответствие между тем, что есть и тем, что должно быть?
  3. Анализ условий, т.е. недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательного процесса?

Такой анализ позволяет убирать несущественные для конечного результата проблемы и оставлять в зоне зрения только наиболее значимые. Для того, чтобы выводы и итоги анализа были достаточно надежными и справедливыми, необходимо выявлять, знать, учитывать мнение каждого педагога.

Тематика педсоветов определяется годовым планом дошкольного учреждения. Однако подготовка к проведению заседания может иметь в виду расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. Чтобы педсовет действительно был органом управления, а его решения были действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому совещанию предшествует всесторонняя подготовка.

К педсовету готовится каждый его участник. Это значит, необходимо критически, всесторонне дать самоанализ своей деятельности по теме педсовета. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по данной тематике, опыт работы ведущих педагогов сада или города, пособия, конспекты. Предлагаются советы, задания, которые помогут подготовиться к самому заседанию.

Важный момент в работе педсовета – заключительное слово. Оно должно быть кратким, конкретным, нести в себе конкретные предложения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: