Конспект урока по счету на тему «Прямой и обратный счет до 10» (специальная (коррекционная) школа)


Счет в обратном порядке

Придя в школу, эти ребята уже умеют не только считать от одного до десяти, а могут начать счет от любого числа. Например, они умеют считать от трех до шести, семи, десяти и т.д. Они знают, например, что после пяти идет шесть, а после семи — восемь и так далее. Все это они умеют посчитать и в обратном порядке, от десяти, восьми, пяти до единицы, или сказать, что перед пятью стоит четыре, а перед семью — шесть.

А это как раз те умения и знания, без которых ребенок не может научиться даже правильному сложению и вычитанию в пределах десяти, не говоря уже о более сложных арифметических действиях.

Если он их не приобрел до школы, он начинает испытывать трудности уже с первых дней и легко может стать неуспевающим.

Значит ли это, что такие дети — неспособные, несообразительные? Вовсе нет.

Вне школьной работы, например, в игре или при выполнении практического дела, эти дети действуют гораздо умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении, они часто ничем не отличаются от своих товарищей. А самое интересное, что и в учебе они далеко не всегда испытывают трудности.

Многие из них могут рассчитывать,- где именно надо писать, то есть на сколько клеток следует отступить сверху и сбоку, могут правильно списать пример или предложение. Трудности в учении наступают для них только в тех видах учебной деятельности, которые требуют активной умственной работы, умственных усилий. Например, произвести вычисление в арифметическом пример или правильно поставить вопрос в задаче.

Отчего так происходит? Почему эти малыши отстали в своем развитии?

Мы говорили о том, что ребенок учится всегда. Но это вовсе не значит, что поэтому не стоит заботиться о его умственном развитии. Нет, его жизнь надо организовать так, чтобы он получал достаточно пищи для размышления, чтобы он постоянно узнавал новое, чтобы у него возникали новые интересы, новые вопросы. Иначе он не приобретает тех знаний, которые и составляют основу его работы в школе, и будет плохо учиться.

Значит, остается единственный путь — дать ему теперь те знания и умения, которых он не приобрел до школы.

Но вот какая возникает здесь трудность. Ребенок не сможет выполнить работу, не начнет активно думать и размышлять, если он этого делать не умеет. Ему такая работа трудна, а значит и неприятна. И потому он будет всячески от нее уклоняться, ждать подсказки, стараться угадать ответ или списать его.

Значит, надо превратить для него ученье из трудной и неприятной работы во что-то приятное и интересное. О том, как это сделать, и пойдет речь в следующей главе.

Воспитание
13.06.2018

Конспект по математике в подготовительной группе ДОУ. Счёт в пределах 10

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие к Царице чисел».
Автор: Смирнова Александра Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 104», г. Иваново
Тема занятия: «Путешествие к Царице чисел».
Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная:
• — Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • — закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; • — Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Развивающая:
• развивать внимание, воображение, творческие способности, речь.
Воспитательная:
• — Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. • — Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • — Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: • Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач. Оборудование: — карточки с задачами, листок в клеточку и карандаш по количеству детей, счетные палочки, сундучок с сюрпризом.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята вы любите путешествия? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Царице чисел. Ей нужна наша помощь, так как злые разбойники украли 3 цифры. Поможем Царице их найти? (ответы детей). Нас будут ждать интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность, Готовы отправится в это увлекательное путешествие? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы узнаете на чем мы будем добираться. Ребята у каждого из вас на столе лежит лист с точками и цифрами. Ваша задача соединит цифры в правильном порядке. (поезд)


Что у вас получилось? (сравним с доской). Молодцы! Отправляемся в путешествие. Ребята, пока мы с Вами едим на поезде до Царицы чисел, давайте настроимся и потренируемся. Подготовимся? Для начала давайте вспомним: — Ребята, какой день недели сегодня? (четверг) — Какой день недели был вчера? (среда) — Какой день недели будет завтра? (пятница) — Сколько всего дней в неделе? (семь) — А какие дни выходные? (суббота и воскресенье) Сколько времён года(4) Сколько месяцев у каждого времени года(3) Сколько месяцев в году(12) Теперь, я буду называть ряд слов, а вы должны будете назвать лишнее слово. Зима, среда, весна, лето, осень (среда) Один, два, три, круг, четыре (круг) Плюс, минус, пятница, равно (пятница) А теперь я буду задавать вопросы слушайте внимательно. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола) Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги) Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки) Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки) Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры) Воспитатель: Молодцы ребята! Ну вот мы с вами и приехали. Смотрите тут письмо. Давайте его прочитаем. «Письмо. Дорогие ребята! У меня произошла беда, злые разбойники украли у меня цифры, без них у меня не получается построить числовой ряд, я надеюсь что вы мне поможете найти недостающие числа. Разбойники подготовили для вас задания и сказали, что за каждое правильное решение заданий они будут возвращать цифры. Я надеюсь на вашу помощь, одной мне не справиться.» Воспитатель: Ребята, поможем Царице? (ответы детей) И так, первое задание: Разбойники приготовили для нас задачи, давайте решим их: На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2) В снег упал Антошка, А за ним Иринка. А за ней Сережка, А за ним Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?(5) У бабушки Маши внук Федор Кот Пушок. Собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2) В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5) На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2) На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6) На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4) Воспитатель: Ребята, тут написано, если мы решим правильно последнюю задачу, то получим первую цифру, которую украли разбойники. Слушайте внимательно. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь, помоги — Сосчитай-ка пироги! (9) Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, и разбойники возвращают нам одну цифру. А сейчас давайте немножко отдохнем и отправимся дальше. Физкультминутка: Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, нужно двигаться дальше. Смотрите на столах для вас разбойники приготовили еще одно задание, если вы его правильно решите, они нам вернут еще одну цифру. Готовы? (ответы детей) «Состав числа». Ребята у каждого из вас лежат картинки с домиками, в каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше, например, в домике живет 7 жильцов, 5 уже поселилось, сколько человек будет жить в другой квартире? (2). Ребята, вам понятно задание? (ответы детей). Дети выполняют задания, состав числа.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, разбойники нам возвращают еще одну цифру. Разминка: А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками) И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу) Воспитатель: Ребята, мы с вами уже вернули две цифры Царице чисел, нам осталось последнее задание, все готовы с ним справиться? (ответы детей) Посмотрите у нас на столе геометрические фигуры, нам нужно построить из них дом, но не просто построить, сначала нужно отгадывать, только после этого строить наш дом. 1. Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)


Ставим квадрат. Это будет основание нашего дома. 2. Три моих стороны Могут разной быть длины. Где стороны встречаются – Угол получается. Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три. На меня вы посмотрите, Мое имя назовите.(Треугольник)


Ставим треугольник. Это крыша нашего дома. 3. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник)


Ставим прямоугольник. Это будет труба для нашего дома. — Что еще не хватает нашему дому? (двери и окошки) 4. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня (круг)


Ставим круг. Ребята, давайте возьмем два круга, это будут наши окошки. 5. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)


Ставим прямоугольник. Это будет дверь для нашего домика. Давайте посмотрим что у нас получилось


— Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас разбойники, и Царица чисел хочет вас поблагодарить. Письмо от Царицы чисел. «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали за ум, сообразительность и целеустремленность!».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать Занятие по математике в подготовительной группе. Конспект Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в мир математики»

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм

От 1 до 10

Для начала детям озвучивают простой счёт, поочерёдно называя цифры от 1 до 10. Начинать считать можно всё, что вызывает интерес у крохи. Во время прогулки можно посчитать с сынишкой припаркованные у подъезда автомобили, количество бантиков в причёске у подружки, конфеты в вазе или йогурты в холодильнике. Дочь стоит попытаться заинтересовать количеством тех предметов, которые ей интересны: воздушные шары у продавца, зайцы на страничке любимой книги, куклы на полке в детской и т. д.

Очень часто родители вовлекают детей в мир математики непринуждённо. К примеру, поднимаясь к своей квартире, мама предлагает ребёнку посчитать ступени. Попутно обращает внимание на цифры, которыми отмечают нумерацию этажей на стенах. Полезно обращать внимание детей на нумерацию транспортных средств. «Ещё немного, и приедет наш автобус под номером 9. Посмотри, это не он?».

Супермаркет вообще можно расценивать как хранилище массы методического материала. «Сколько брусков мыла мы положили в тележку? Есть ли здесь такой шоколад, как ты любишь? Давай возьмём две плитки». Также полезно будет обратить внимание крохи на номер камеры хранения. «Смотри на дверце номер 7, и на бирке ключика тоже стоит цифра 7. У девочки в пакете 4 апельсина, а ты хочешь этот фрукт?».

Почти все дети обожают игру в прятки. Этим стоит воспользоваться родителям и совместить приятное дело с полезным.

«Я считаю до пяти, не могу до десяти. Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». В 3 года малыш будет вести счёт, ориентируясь на интонацию родителей, и его слова по произношению будут мало напоминать названия цифр, но к 5-летнему возрасту речь станет предельно чёткой.

«Не лезь в мою жизнь» и еще 6 самых популярных фраз детей, которые разбивают родительское сердце

Существует несколько специальных игр и методик, которые подскажут родителям, как научить считать ребёнка 4 лет. Но большая часть родителей учит этому мимоходом, но ежедневно.

«Сколько пальчиков у тебя на правой ручке, а сколько — на левой? Посчитай ножки у пёсика. На каком этаже мы живём?»

Обучение сложению

Так же ненавязчиво можно научить своего малыша выполнять сложение. Научить ребёнка решать примеры до 10 легче всего на предметах, которые у него вызывают большой интерес. Если дошкольник обожает конфеты, их можно смело использовать как методический материал. «У мамы было 2 конфеты, одну она предложила папе, сколько съела мама?» Продолжать можно в том же духе, заменив конфеты на мячи, книги, кубики, пуговки и т. п.

Родителям придут в помощь раскраски с цифрами, где цвет сегмента определяет результат несложного вычисления. К примеру, часть рисунка следует раскрасить в цвет, определить который можно после сложения 1+2. На раскраске указано, что цвет «3» нужно раскрашивать жёлтым. По такому принципу раскрашивают весь рисунок, где каждой цифре соответствует определённый цвет.

Также могут быть полезны мозаики-картинки. Их составляют, опираясь на цифры, с которыми соотносят определённые цвета. Такие занятия позволяют не только развить мелкую моторику и дать понятие о сложении, а ещё и выучить цвета.

В 3−4 года дети должны уметь выполнять сравнение и без труда отличать:

  • длинный предмет от короткого;
  • мягкий от твёрдого;
  • мокрый от сухого;
  • низкий от высокого;
  • горячий от холодного и т. д.

Как помочь подростку найти мотивацию: 7 необычных идей

Родители должны понимать, что любой процесс обучения проходит три ступени — узнавание, понимание, осмысленное запоминание. Чтобы ребёнок не забыл то, что недавно выучил, его знания должны стать частью жизни и регулярно использоваться.

В ежедневном общении следует обращать внимание на свойства предметов, проводить их сравнение, упоминать математические понятия и цифры.

Кроме этого, кроху следует научить объединять предметы по категориям:

  • цвет;
  • форма;
  • одушевлённость;
  • предназначение и пр.

Чтобы кроха к 4 годам научился считать до 10 и больше, рекомендуется знакомить его с настольными играми, которые способствуют усидчивости и учат счёту. Это может быть лото, домино или игры с кубиками.

На помощь также приходят детские считалки, например, про зайчика, который вышел погулять. Так, вместе со стихами А. Барто дети к 3 года и 5 месяцев начинают считать механически. А задача родителей — помочь делать это осмысленно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]