«Гражданско – правовое воспитание дошкольников» учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

?

Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Библиографическое описание:

Бекбауова, А. А. Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования / А. А. Бекбауова, Д. К. Есенжолова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15074/ (дата обращения: 10.10.2020).


Большинство родителей, получивших образование в советское время, сохранили модель образования, при которой взрослый ведет себя как доминант, а ребенок ему подчиняется. Основой этой методики воспитания являются: приказы, наказания, запреты, упреки и насилие. В настоящее время тактика воспитания ребенка выглядит иначе. Мы воспринимаем ребенка как полноценного человека, а приказы и побои являются главными врагами современного эффективного образования. Поэтому каждый родитель и воспитатель должны понимать, что ребенок — это человек со своими потребностями, характером и индивидуальными особенностями. Пожалуй, этому факту многие не придают особого значения, но у каждого ребенка есть свои права, и они регулируются законами.

Конвенция о правах ребенка является основным нормативно правовым актом, защищающим права детей во всем мире, была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована 190 странами и Казахстаном, в том числе, 8 июня 1994 года.

Когда ребенок рождается, его признают субъектом права, который также может рассчитывать на весь спектр прав человека [1].

Комитет по правам ребенка — контролирует выполнение Конвенции, оказывает существенное влияние на процесс его работы. Комитет систематически рассматривает доклады государств о мерах, предпринимаемых для осуществления положений Конвенции каждые пять лет. Республика Казахстан представила свой первый доклад Комитету ООН по правам ребенка в 2003 году. В результате Комитет Организации Объединенных Наций представил свои замечания и рекомендации, отметив при этом совершенствование законодательной базы по защите прав детей.

На основании правовых актов мы представляем положения, затрагивающие права детей:

Во-первых, статья 27 Конституции провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство охраняются государством. Забота о детях и их воспитание являются естественными правами и обязанностями родителей.

Во-вторых, кодекс «О браке (супружестве) и семье» гласит, что каждый ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, вправе поддерживать общение с родными и родителями, выражать свое мнение, иметь имя, фамилию и отчество и при необходимости их изменять. Также ребенок может иметь имущественные права, и рассчитывать на защиту своих прав и законных интересов [2].

На мой взгляд, к правам детей, не достигших совершеннолетия, мы относим:

– право на жизнь и здоровое развитие;

– право на имя, национальность, личность;

– право знать своих родителей, рассчитывать на их любовь и защиту;

– право быть понятым и принятым как оно есть;

– право на отдых и досуг, участвовать в играх, заниматься искусством;

– право на мнение и умение его выражать;

– право на защиту от насилия и дискриминации;

– право на защиту от эксплуатации;

– право на образование;

– право на здоровье и социальное обеспечение.

Важно отметить, что в современном мире нарушение прав маленьких граждан является критической ситуацией, которая растет в глобальном масштабе. Каждый день в СМИ публикуются события со всего мира, где права детей нарушаются всеми способами. Иногда случаи настолько немыслимы, что сомнительно, может ли человек, у которого нет психических расстройств, совершить подобного рода действия. Жестокость и хладнокровие некоторых людей мешают нам думать о них как о психически здоровых людях, наоборот, вызывают недоверие и страх за жизнь и будущее наших детей.

Примером может послужить случай, опубликованный в «Российской газете», где правоохранительными органами была найдена 5-летняя девочка-«Маугли». Мать держала ребенка взаперти на протяжении долгого времени без присмотра взрослых и условий для жизни. У ребенка отсутствуют социальные навыки, ярко выражены признаки анорексии. Ее нашли среди обломков с вросшим в шею украшением, гнойным отитом и полным отсутствием гигиены [3].

Согласно Конституции Республики Казахстан, в данном случае нарушены все права ребенка. Очевидно, что ребенок остался без права на жизнь и здоровое развитие. Девочка, лишенная любви, заботы и присмотра своими родителями, растет в нежилых условиях. Мать полностью исключила её из общества, не позволяя общаться с семьей и сверстниками. Предполагаю, что девочку долгое время, возможно, никогда, не осматривали врачи, крайне пренебрегали ее здоровьем, рискуя жизнью. Ребенок не привык ни к чему, он содержит в себе повадки животных, у него нет свободы в действиях или словах. Полностью испорчена психика ребенка, которую будет сложно восстановить. Мать девочки перешагнула все права своего ребенка, тем самым испортив ей жизнь и светлое будущее.

Суть проблемы сводится к тому, что в нашей стране немало таких случаев, что свидетельствует о низкой правовой грамотности населения. Периодически взрослые не уважают права детей, и ребенок не может их предотвратить. Под нарушением прав мы подразумеваем жестокое обращение с детьми, ограничение личной свободы, использование всех форм физического, психологического и сексуального насилия. И для того, чтобы дети имели представление об их правах, а также в случае их нарушения и в будущем уважали права других, мы сталкиваемся с настоятельной необходимостью правового просвещения детей и введения данной дисциплины уже в детских садах.

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая квалифицированная деятельность, направленная на формирование свойств и качеств личности, формирующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах деятельности, регулируемых нормами права [4].

Обучая ребенка по юридическому вопросу, мы преследуем задачу:

– познакомить ребенка с нормативно-правовыми актами;

– воспитывать патриотический дух;

– способствовать формированию у каждого уверенности в себе и самооценки;

– научить ребенка адаптироваться к обществу;

– развивать нравственные качества;

– учить самоуважению и уважению к другим;

– объяснить нормы и правила поведения в обществе.

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что основы личности заложены в детстве. То, что случилось с человеком в детстве, откладывается в его подсознании и в будущем может кардинально повлиять на желания, привычки и поведение в целом. Исходя из этого, важно отметить, что необходимо прививать детям правовую культуру с дошкольного возраста [5]. Каждый ребенок должен знать, что он или она живет в государстве, регулируемом верховенством закона, является гражданином этого государства, имеет свои права, регулируемые законом и обязанностями, которые он или она должен будет выполнять по мере того, как он или она вырастет. Никто не имеет права причинять ему боль, избивать, унижать или ограничивать его в своих нуждах и потребностях. И если кто-то нарушит его права, он будет привлечен к ответственности. Также вокруг есть другие дети и люди, которые тоже имеют свои права, и он должен уважать их. Что при взаимном уважении прав не будет вражды и разногласий. По мнению Козловой С. А., необходимо с раннего возраста формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связанные с положительным влиянием этих качеств личности на ее самооценку, самопринятие, самовосприятие.

Внимание к себе, постепенная реализация своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, учится уважать себя и других, понимать свои чувства, переживания, поступки, мысли.

То есть, обучая ребенка по правовому вопросу, мы обучаем человека в целом. И не редко юридическое образование идет параллельно с моральным. Ведь аморальный человек никогда не выполнит своих обязанностей и не будет уважать права других.

Моральное воспитание детей — это сложная концепция, которая сочетает в себе комплекс воспитательных мер, которые привязывают ребенка к моральным ценностям человечества. В ходе этого процесса происходят качественные изменения в человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственного воспитания, включается в социальную среду, начинает заниматься самообразованием и взаимодействием с другими людьми.

Дошкольный возраст для ребенка характеризуется тесной зависимостью от взрослых. Рассматривая учителя как пример и идеал, ребенок развивает привязанность, а это в свою очередь — наиболее прочную и работающую основу для эффективного обучения и развития. Уровень привязанности ребенка способствует подражанию и следованию за взрослым. Учитель имеет статус, который овладевает привязанностью ребенка и влияет на его поведение. К нему дети прислушиваются и подражают, и что характерно для детской психологии, всегда стараются ему угодить, испытывая страх перед его недовольством и безумно радуясь одобрению. Но здесь очень важно построить здоровые глубокие эмоциональные отношения между ребенком и взрослым. Обеспечивая ребенка такими базовыми потребностями, как любовь и забота, взамен от ребенка получаем доверие, зависимость и желание следовать. При правильной иерархии привязанности, без эмоционального насилия и упреков, любой ребенок будет следовать своему «идеалу» взрослого и слушать не из-за страха наказания и каких-либо дисциплинарных мер, а из-за желания быть хорошим. Ребенок в этом возрасте очень уязвим и впитывает все, как губка. И здесь важно не упустить момент, научить детей на собственном примере, продемонстрировать все хорошие качества на жизненных примерах, имея дело с самими детьми, их родителями, коллегами. То есть, для начала, учитель должен начать с себя, со своего характера. С ее собственной моральной бедностью она не передаст это детям. Таким образом, ребенок будет копировать поведение учителя и будет рожден начала его морали.

В Соединенных Штатах было проведено продольное исследование основных факторов, влияющих на эмоциональное здоровье. Главный щит, который защищает ребенка от ран внешнего мира, — это глубокая эмоциональная связь с заботливым взрослым человеком. В то же время взрослый может даже не подозревать о важности своей роли в жизни ребенка. В том же исследовании подростки поделились воспоминаниями о своих учителях, которые помогли им справиться с жизненными трудностями. Через отношения с учителями они уравновешивали дисфункциональные отношения с родителями. Именно эта «тайная поддержка» в форме сильной и глубокой привязанности, а не страха наказания и упреков, удерживает ребенка от совершения дурных поступков и действий.

Нравственно-правовое воспитание осуществляется в различных формах:

– Тематические беседы

– Ролевые и дидактические игры

– Проблемно-поисковая деятельность

– Изобразительная и трудовая деятельность

Немаловажным для педагога является установление отношений с родителями и их воспитание в юридических вопросах. Совместная работа родителей и дошкольных учреждений является результат нравственного развития личности. Просветить родителей в этой теме можно оформив родительский стенд в группе, устраивать тематические собрания, организовывать совместные познавательные игры родителей с детьми, касающиеся нравственно-правового воспитания. От единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит от духовного воспитания ребенка. Многие психологи отмечают, что существует проблема несоответствия воспитания в семье и детском коллективе. Если учитель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то со временем у ребенка будет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склонен к определенной позиции, не имея собственного мнения. Отсюда следует, что нужно придти к взаимному согласию и выбрать общее направление в воспитании ребенка. Так как его привязанность к родителям является более значимой, нежели к педагогу, и в будущем они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Наполняя ребенка ощущением значимости, соблюдая его права и используя правильный психологический подход, мы формируем доверие ребенка к нам, а это, в свою очередь, даст основу воспитания во всех направлениях, включая нравственно-правовое образование.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
  2. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)
  3. Сергей Бабкин, ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
  4. Стуканов, В. Г. Правосознание личности как предмет правового воспитания /Народная асвета. — 2020. — № 10. — с.18–22.
  5. Громыко А. А., Михайлова О. Ю., «Психология и педагогика»: Учебное пособие- М: МГИУ,2000

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, Казахстан, родитель, будущее, долгое время, дошкольный возраст, здоровое развитие, качество личности, нравственно-правовое воспитание, страх наказания.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

?

Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость. Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников»

Таким образом, среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования должно большое место занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития , уважения и терпимости к другим людям и их правам.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон „Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“, Закон „Об образовании“. Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 „Права несовершеннолетних детей“ и глава 12 „Права и обязанности родителей“. В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права „ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение“. В целях „создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка“, предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“. Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи). Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия „жестокое обращение“ и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:  обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);  защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);  обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);  признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);  защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);  защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);  меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Уголовный кодекс предусматривает ответственность:  за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);  за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157). Семейный Кодекс РФ гарантирует:  право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);  право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);  меру „лишение родительских прав“ как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);  немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77). Закон „Об образовании“ утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на „уважение их человеческого достоинства“ (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое „насилие над личностью обучающегося или воспитанника“ (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения. Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:  защиту его от всех форм жестокого обращения,  права на охрану жизни и здоровья,  защиту его права на образование,  права на игру,  права на сохранение своей индивидуальности. Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Нарушением прав ребенка можно считать:  Лишение свободы движения.  Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).  Применение физического насилия к ребенку.  Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)  Угрозы в адрес ребенка.  Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.  Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.  Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. Право ребенка на жизнь и здоровье Конвенция о правах ребенка определяет, что „каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь“ (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить „право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития“ (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе „Об образовании“ указано, что „образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников“. Право ребенка на образование Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ „О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения“ от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования. Право ребенка на игру „Игра — ведущая деятельность дошкольника“. Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и „общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права“, — утверждает Декларация прав ребенка. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности „Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности“ (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Консультация «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши

Консультация
для педагоговна тему:
«Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Материал подготовила:

воспитатель ВКК

Цыкалова Е.А.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Дети – наше будущее. И от того, какие стандарты нравственного поведения мы вложим в них сегодня, напрямую зависит наше общее завтра. Информированность ребенка о своих правах благоприятно способствует формированию полноценной, культурной, самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданско-правовые нормы подробно изложены в следующих документах:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).
  • Конвенция о правах ребенка ООН (1989 г.).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Очень важно изложить информацию о данных законах в доступной форме для детей дошкольного возраста.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Целесообразно вводить правовое воспитание детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма обучения должна быть в виде непринужденной беседы, игры или с помощью взаимодействия педагога с ребенком.

Нужно помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои возможности и их допустимые границы. Научить нравственному поведению, этике общения. Объяснить, кто такой гражданин, что такое государство, ознакомить с историей и традициями его родной страны и других государств и национальностей.

Правовое воспитание младших дошкольников

В младшем возрасте главный упор должен быть направлен на нравственное воспитание. Закладывание в сознание ребенка основ поведенческой линии, объяснение того, что можно делать, а что нельзя и почему. Какие действия малыша причиняют вред ему самому и окружающим его людям.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственно-правовое воспитание заключается в донесении детям их прав с пояснением того, какие действия являются хорошими и полезными обществу, а какие наоборот, приносят вред окружающим его людям. Важно объяснить малышу, что он часть социума и многие его поступки отражаются на развитии всей страны.

Расскажите ребенку о его правах:

  1. Право на любовь и заботу в семье.
  2. Право на получение образования.
  3. Право на медицинскую помощь.
  4. Право на досуг.
  5. Право на получение информации.
  6. Право на индивидуальность.
  7. Право на выражение своих мыслей и интересов.
  8. Право на защиту от всех видов насилия.
  9. Право на полноценное питание.
  10. Право на комфортные условия проживания.

Поясните значение каждого права.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Правовое воспитание дошкольников — игры

Занятия по правовому воспитанию дошкольников должны проводиться ежедневно, на протяжении всего года обучения. Заучивание детьми прав не допустимо. Ребенок не обязательно должен знать точную формулировку его прав, но он должен четко понимать их значение и уметь практически их применять.

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.

Вот несколько примеров игр:

Игра 1

После серии рассказов о символике стран, попросите детей нарисовать свой флаг и герб. Покажите картинку с гербом и спросите, чего на нем не хватает. Герб должен быть неверно изображен.

Игра 2

Попросите детей придумать короткий рассказ о школе своей мечты. В ней могут отсутствовать правила и законы. После рассказа одних малышей, попросите остальных рассказать, к чему может привести подобное поведение и в чем достоинство общепринятых правил общения.

Игра 3

Предложите деткам закрыть глаза и представить, что они маленькие букашечки. Моделируйте жизнь букашки и ее беззащитность. Пусть малыши расскажут о том, что они чувствовали, когда представляли себя насекомым. И как нужно себя вести с окружающими, чтоб они были уверены в том, что их никто не обидит.

Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Правовое образование дошкольников поможет им стать полноценными членами общества и обеспечит позитивную динамику становления личности.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 180072

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

В процессе чтения, игр педагогу важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место обижаемого и поискал возможные варианты самозащиты.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

Детская пальчиковая гимнастика для детского сада

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.

Работа с детьми

Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:

  1. определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
  2. придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
  3. изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
  4. составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
  5. определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).

При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

  • Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
  • Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
  • Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
  • Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
  • При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.

Актуальность правового воспитания

Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.

Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.

Работа с родителями

Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.

Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.

Этому вопросу могут быть посвящены:

  • собрания по данной теме;
  • «правовой уголок» с печатными материалами;
  • индивидуальные доверительные беседы;
  • посещение воспитанников на дому;
  • периодические консультации.

Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]