Что такое гендерное воспитание дошкольников
Гендерное воспитание дошкольников — процесс привития ребёнку осознания того, к какому полу он относится, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей. Нужно научить юного человека понимать, что девочка играет, в основном, роль матери в семье, хранит семейный очаг и воспитывает детей.
Гендерное воспитание детей
Мальчики, как принято считать в обществе — настоящие трудяги, которые зарабатывают деньги и обеспечивают семью.
Важно! Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста будет волновать каждого родителя, так как каждый ребёнок должен осознавать принадлежность к своему биологическому полу. В обратном случае у таких детей будут проблемы с самоидентификацией, что приведёт к непониманию во многих кругах общества.
Методы гендерного воспитания детей дошкольного возраста делятся на несколько типов, о которых подробно рассказывается в справочной литературе. Например, большинство семей принимают воспитательные меры традиционного характера.
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Это очень важный этап в жизни каждого дошкольника. Каждый ребёнок должен осознавать с раннего возраста, к какому полу он принадлежит. Поэтому девочек с раннего возраста учат быть мягкой, женственной, но целеустремлённой. Ей с детства дают понять, что её дальнейшая роль — создание семьи и воспитание собственных отпрысков.
Мальчиков учат проявлять свою мужественность, стремиться к достижению собственных целей, заботиться о девочках, чтобы в дальнейшем он смог стать примерным семьянином и отцом.
Формирование гендерной идентичности
Важно! От всего вышеперечисленного зависит развитие ребёнка как личности и становление его дальнейшей жизни и основных целей. Гендерный подход в воспитании включает в себя особое внимание со стороны родителей и педагогов.
Учёт гендерных особенностей дошкольников
У девочек и у мальчиков есть свои психологические особенности, которые нужно учитывать при гендерном воспитании:
- Девочки развиваются быстрее, например, раньше начинают говорить, ходить, более коммуникабельны в общении со сверстниками.
- Мальчики любят исследовать мир и взаимодействовать с ним: лезут в колодцы, на деревья, бегают в неизвестных им местах. В процессе таких игр высока вероятность получить какую-нибудь травму. Они никогда не сидят на месте.
- Девочки предпочитают сидеть в уютном месте, играть с куклами и не бегать по всей детской площадке с громкими криками.
Патриотическое воспитание в ДОУ
Это далеко не полный список. В данном случае чётко видны психологические особенности детей. Половое воспитание помогает им понять, кем они являются.
Важно! Детей в ДОУ разделяют по группам в зависимости от возраста: год, два, три и так далее.
Гендерные особенности общения дошкольников
В период, когда ребёнок идёт в детский сад, начинается формирование личности. Люди с самого детства учатся общаться со своими сверстниками, ищут компромисс, ссорятся, мирятся, делятся своими вещами или обмениваются едой.
На этом этапе родители и воспитатели ДОУ должны привить каждому осознание своего пола, гендерных ролей и воспитать определённые модели поведения с помощью совместных усилий.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
Как было представлено выше, дошкольники имеют психологические особенности в зависимости от биологического пола.
- Девочки более послушны в детском возрасте, стараются быть ближе к родителям, в частности, к матери, привязаны к своему дому.
- Мальчики лучше всего воспринимают информацию зрительно, адевочки— на слух.
Интересно! В Дошкольном учреждении можно устроить презентацию для родителей, в которой будут наглядно показаны методики, требования и условия для воспитания полноценной личности.
Гендерные различия
Консультация для родителей
«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».
Рекомендации по воспитанию девочек
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.
Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
А.В. Леванова, воспитатель
Педагогические условия развития гендерной идентичности
Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен знать следующие аспекты:
- Специфика развития детей в соответствии сих возрастом. Полоролевая идентификация.
- Аспекты в различных сферах деятельности, которые доступны дошкольнику. Роль родителей в семье и их функции.
- Принципы правильного формирования полоролевого воспитания ребёнка.
Учитель также является представителем определённого гендера в обществе. Он должен помочь юным людям осознать моральные и культурные ценности современного общества в соответствии с женским или мужским полом.
Самообразование воспитателей по теме гендерного воспитания
Если у воспитателя нет достоверных знаний в данной области, стоит прочитать множество справочной литературы, которую можно найти в интернете или в некоторых городских библиотеках. Лучшие книги по этой теме выходят в соответствии с ФГОС.
Также можно обратиться к опытным психологам-специалистам и узнать о правильном гендерном воспитании дошкольников.
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи
Воспитатели подготовительного учреждения (сада) должны замечать некоторые отклонения в гендерном поведении детей и сразу сообщать об этом родителям. Сделать это нужно немедленно, а не пускать на самотёк. Именно от этого зависит дальнейшее становление личности.
Оформление театрального уголка в детских садах
Важно! После бесед опытные психологи могут «пролить свет» на все нюансы, которыми заинтересуются мамы и папы. Можно заняться самообразованием. Это принесёт пользу.
Преодоление трудностей гендерного воспитания
Планирование работы с родителями
В учреждение следует пригласить родителей и обсудить с ними суть проблемы. После этого стоит дать рекомендации. Только после плодотворной работы можно вырастить зрелую личность, которая прекрасно понимает, кем является.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи
Необходимо диагностировать все проблемы в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем не было необратимых последствий неправильного воспитания. Дошкольное учреждение должно сотрудничать с родителями, помогать им воспитать здоровую и зрелую личность.
Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье: консультация для родителей
Если в детском саду мальчики ведут себя в соответствии с женскими нормами поведения, а девочки с мужскими — нужно немедленно провести консультацию с родителями, чтобы исправить появившиеся проблемы и отклонения.
Роль родителей в гендерной социализации ребёнка
Родители играют основную роль в гендерной социализации ребёнка, с самого детства прививают своему отпрыску определённые нормы поведения, закладывают моральные ценности в общих понятиях.
Различия в воспитании девочек и мальчиков
Детские психологи утверждают, что нужно проявлять терпение по отношению к ребёнку, а также учитывать различия в моральных, общественных ценностях мужчин и женщин.
Различия девочек и мальчиков
Если в семье растёт дочка
Если в семье растёт дочь, маме нужно уделять особое внимание своему ребёнку. Именно она прививает девочке женские ценности, учит готовить, убираться в доме, показывает модели поведения правильной заботы о детях, развивает женственность.
Если родители имеют сына
В данном случае основную воспитательную роль на себя должен брать отец. Он обязан прививать сыну мужские ценности, привлекать его к различным мужским работам по дому, обучать строительству.
Мальчика можно записать на спортивные секции, чтобы он приобрёл некоторые полезные навыки, смог постоять за себя, научился добиваться поставленных перед собой целей.
Воспитание ребёнка — сложная работа для каждой семьи. Стоит ориентироваться на круг интересов ребёнка, «содержание» его мыслей и желаний, а не заставлять его делать то, что интересно родителям. Гендерная самоидентификация играет важную роль в современном мире.
Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно воспитать полноценную личность. Нужно создать определённые условия для традиционного воспитания личности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Когда у вас рождается ребёнок, не все могут с уверенностью сказать кто это: мальчик или девочка. Ведь детей, завернутых в пеленки, по внешнему виду нельзя отличить. Помогают различать пол ребенка розовые и голубые наряды. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики.
Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен…», «К пяти годам он уже умеет…» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков, и девочек.
В чем же отличие?
Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.
При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.
Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.
Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.
У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.
У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.
Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.
Следующая > |